В наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли в речи Речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Правильность, выразительность и точность речи - необходимые условия общей культуры человека
Вложение | Размер |
---|---|
Культура речи | 72 КБ |
МОУ Пологрудовская СОШ
Выполнила: Гесс Алена, ученица 8 класса
Проверила: Глушанина Вера
Александровна
учитель литературы и русского языка
Дать определение понятия культура речи,
определить этические нормы речевой культуры, отследить применение этических норм в речевой деятельности учащихся нашей школы.
1) подобрать и изучить литературу по теме;
2) наблюдать за речью одноклассников и учащихся школы;
3) проанализировать, какие речевые ошибки
наиболее распространены
Актуальность…
В наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли в речи Речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Правильность, выразительность и точность речи - необходимые условия общей культуры человека
Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.
.
1) часть общей культуры человека;
2) соответствие индивидуальной речи нормам
данного языка, умение использовать языковые
средства в разных условиях общения в соотве-
тствии с целями и содержанием речи;
3) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.
совокупность общеупотребительных языковых
средств и правила их отбора и использования,
признаваемые обществом наиболее пригодны-
ми в конкретный исторический период.
Правила речевого поведения, специфические для
определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения с собеседником. Они позволяют установить контакт с другим человеком в определенной благоприятной ситуации.
Этикет имеет ярко выраженный ситуативный
характер. Необходимость выбора того или
иного этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.
Этикет органически связан с моральными нор-
мами и ценностями общества. Система мораль-
ных установок, определяющая характер обще-
ния у самых разных народов,
включает набор универсальных общечелове-
ческих ценностей: почтительное отношение к
старшим, родителям, женщинам, понятия чес-
ти и достоинства, скромность, толерантность,
благожелательность.
1) Содержательность;
2) Точность;
3) Логичность;
4) Выразительность речи;
5) Чистота речи;
6) Эмоциональность;
Понимание речевой культуры опирается прежде всего на различение правильного и неправильного в речи, а умение различать правильное и неправильное, в свою очередь, ведет нас к понятию языковой нормы.
Различаются нормы:
Орфоэпическая Орфографическая
(произношение) (написание)
Словообразовательная
Лексическая
Морфологическая
(грамматическая)
Синтаксическая
Интонационная Пунктуационная
Владея нормой, т.е. умея правильно выбирать и употреблять средства языка в зависимости от целей и условий речи, носитель литературного языка может позволять себе сознательные отступления от принятой нормы, языковую игру. Этим человек обращает внимание на предмет речи, или передает свое отношение к нему, или обнаруживает перед слушателем свое эмоциональное состояние, свою социальную позицию
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, как бы и др. Это производит очень неприятное впечатление.
Пристрастие к лишним словам может служить речевой характеристикой человека. Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования.
Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Причиной может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Церковь, правительственные учреждения, официальные инстанции всячески препятствовали употреблению бранных, особенно нецензурных, непечатных слов.
В какие-то периоды засорение языка бранными словами получало особое распространение и вызывало протест со стороны писателей, ученых, преподавателей и всех тех, кого волновала судьба русского языка, состояние общей культуры речи.
Я провела наблюдение за речью своих одноклассников и учащихся нашей школы, выявила нарушения норм речи и распределила их по видам .
. Все нарушения норм речи, которые наблюдаются, связаны с недостаточным уровнем культуры, образования или незнанием некоторых разделов русского языка, особенно орфоэпии.
Типичные ошибки в речи учащихся
Типы ошибок | Типичные ошибки в речи |
Ударение в словах Неправильное употребление слов в определенных формах Неуместное использование молодежного сленга на уроке, в общении со взрослым | ба́ловать вместо балова́ть за́видно зави́дно зво́нишь звони́шь ката́лог катало́г на́чался начался́ средства́ сре́дства танцовщи́к танцо́вщик у́мерший уме́рший ща́вель щаве́ль ягоди́ца я́годиац до́говор догово́р,. санти́метров вместо сантиметров кило́метров-, километров ветеринари́я добела- добела кашляну́ть- кашлянуть Многие вместо глагола класть употребляют глагол ложить. В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола покласть. Очень распространено в речи употребление вместо притяжательного местоимения их просторечной формы ихний, иеные, ивоные. Слова тюль, толь, кофе мужского рода. Часто их употребляют в женском и среднем роде. Неправильное употребление формы слова: стеру (вместо сотру), свекла (свёкла), афёра (афера), новорожденный (новорождённый) Наши ребята очень часто путают слова одеть и надеть. Одеть означает “покрыть одеждой” или “ снабдить одеждой кого-нибудь”, а надеть - “ покрыть себя или часть своего тела одеждой (обувью)”. Часто встречается неразличение форм оба – обе. Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода, а обе – с существительными женского рода. Неправильное образование форм числительных: Поздравляем с 23 февралем, 1 сентябрем и т.д. вместо Поздравляем с 23 февраля, 1 сентября, 8 Марта. кореш, отксерить, пофиг, погнали, бабки и др. Молодежь засоряет свою речь словами-сорняками: блин, значит, кого и т.д. При затруднении в выражении своих мыслей часто употребляют бранные слова. Использование просторечных выражений ( лаболатория, колидор, че, отлупить, наклюкаться). |
В результате своих наблюдений я пришла к выводу о том, что речевая культура наших учащихся находится не на должном уровне. Ребята не просто не умеют правильно ставить ударения в словах, употреблять словарные формы, но самое печальное то, что в речи наших учащихся часто присутствуют грубые оскорбительные слова, банные выражения. Это не красит ребят нашей школы. И конечно же, не способствует взаимопониманию друг с другом.
Культура речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачей высказывания.
Знакомство с нормами литературного языка необходимо каждому образованному человеку. Язык — действенное орудие, и им следует умело пользоваться, и стремиться к лучшему овладению им. Слов в русском языке океан, и правильное их использование показывает неизмеримые возможности и богатства нашего великого языка.
Иван Васильевич меняет профессию
Рисуем лошадь акварелью
Сила слова
Весенняя сказка
Пустой колос голову кверху носит