Работа учениц 7 класса представлена на Малой Академии Наук, проводимой традиционно в гимназии для учащитхся 5-7 классов в марте.
Работа состоит из двух частей: 1. Все о Диофанте (презентация).2. Линейные диофантовы уравнения.
Вложение | Размер |
---|---|
diofant.docx | 18.11 КБ |
lineynye_diofantovy_uravneniya.docx | 17.78 КБ |
1 Чтобы исчерпать всё известное о личности Диофанта, приведём дошедшее до нас стихотворение-загадку
Диофант представляет одну из наиболее трудных загадок в истории науки. Нам не известны ни время, когда он жил, ни предшественники его, которые работали бы в той же области. Труды его подобны сверкающему огню среди полной непроницаемой тьмы.
2 Промежуток времени, когда мог жить Диофант, составляет полтысячелетия! Нижняя грань этого промежутка определяется без труда: в своей книге о многоугольных числах Диофант неоднократно упоминает математика Гипсикла Александрийского, который жил в середине II века до н. э. С другой стороны, в комментариях Теона Александрийского к «Альмагесту» знаменитого астронома Птолемея помещён отрывок из сочинения Диофанта. Теон жил в середине IV века н. э. Этим определяется верхняя грань этого промежутка. Итак, 500 лет!
время жизни Диофанта — середина III века н. э. Диофант прожил 84 года
3 Зато место жительства Диофанта хорошо известно — это знаменитая Александрия, центр научной мысли эллинистического мира.
4 Александрия продолжала оставаться научным центром мира
5 Загадочным представляется и само творчество Диофанта. До нас дошло шесть книг из 13, которые были объединены в «Арифметику»
6 «Арифметика» Диофанта — это сборник задач (их всего 189), каждая из которых снабжена решением (или несколькими способами решения) и необходимыми пояснениями. Поэтому с первого взгляда кажется, что она не является теоретическим произведением. Однако при внимательном чтении видно, что задачи тщательно подобраны и служат для иллюстрации вполне определённых, строго продуманных методов. Как это было принято в древности, методы не формулируются в общем виде, а повторяются для решения однотипных задач.
В первой книге предложено «общее введение», на котором я остановлюсь более подробно.
7 Диофант начинает с основных определений и описания буквенных символов, которые он будет применять.
В классической греческой математике, которая нашла своё завершение в «Началах» Евклида, под числом άριJμός — «аритмос» или «арифмос»; отсюда название «арифметика» для науки о числах
Диофант приводит традиционное определение числа как множества единиц, однако в дальнейшем ищет для своих задач положительные рациональные решения, причём называет каждое такое решение числом (άριJμός — «аритмос»).
8 Но этим дело не ограничивается. Диофант вводит отрицательные числа: он называет их специальным термином λει̃ψις — «лейпсис» — производное от глагола λει̃πω — «лейпо», что означает недоставать, нехватать, так что сам термин можно было бы перевести словом «недостаток».
9 Положительное число Диофант называет словом ΰπαρξις — «ипарксис», что означает существование, бытие, а во множественном числе это слово может означать имущество или достояние. Таким образом, терминология Диофанта для относительных чисел близка к той, которую употребляли в Средние века на Востоке и в Европе.
10 Заметим, что термин λει̃ψις — «лейпсис» — нельзя переводить как «вычитаемое», как это делают многие переводчики Диофанта, потому что для операции вычитания Диофант применяет совершенно иные термины, а именно άφελει̃ν — «афелейн» или άφαιρει̃ν — «афайрейн», которые являются производными от глагола άφαιρεω — «афайрео» — отнимать. Сам Диофант при преобразовании уравнений часто употребляет стандартное выражение «прибавим к обеим сторонам λει̃ψις».
11 В «Арифметике» мы встречаем впервые и буквенную символику. Диофант ввёл следующие обозначения для первых шести степеней x, x2, ... , x6 неизвестного x:
первая степень — ς;
вторая степень — Δυ̃ от Δύναμις — «дюнамис», что означает сила, степень;
третья степень — Κυ̃ от Κύβος — «кубос», т.е. куб;
четвёртая степень — Δυ̃Δ от Δύναμοδύναμις — «дюнамодюнамис», т.е. квадратоквадрат;
пятая степень — ΔΚυ̃ от Δύναμοκύβος — «дюнамокубос», т.е. квадратокуб;
шестая степень — Κυ̃Κ от Κύβοκύβος — «кубокубос», т.е. кубокуб.
Свободный член, или x0, Диофант обозначал символом °
Μ
от μονάς — «монас», что значит единица.
Он ввёл специальный знак для отрицательного показателя степени и, таким образом, получил возможность обозначать первые шесть отрицательных степеней неизвестного. Например, х-2; х-3 он обозначал соответственно Δυ̃, Κυ̃.
Итак, у Диофанта была символика для обозначения одного неизвестного и его положительных и отрицательных степеней вплоть до шестой. Обозначения для второго неизвестного он не ввёл, что сильно затрудняло решение задач. Иногда на протяжении одной задачи один и тот же символ мог обозначать то одно, то другое неизвестное число. Кроме этих символов, Диофант употреблял знак
Для равенства Диофант применял знак ΐσ — первые две буквы слова ΐσος — «исос», т.е. равный. Всё это дало ему возможность получить буквенную запись уравнения. Например, уравнение
202x2 + 13 – 10x = 13
он записывает так: ° °
Δυ̃ σβ Μ ιγ ς ι ΐσ Μ ιγ 5).
13 Далее, во «введении» формулируются правила преобразования уравнений: прибавление равных членов к обеим частям уравнения и приведение подобных членов. Оба эти правила получили впоследствии широкую известность под арабизированными названиями «алджебр» и «альмукабала».
Мы видим, что хотя при наименовании и обозначении степеней неизвестного ещё применяются геометрические термины «квадрат», «куб» (что, кстати, сохранилось и до наших дней), однако при составлении уравнений Диофант трактует их не как геометрические образы, а как числа. Более того, он находит возможным ввести «квадратоквадраты», «квадратокубы» и т.д., разумеется, никак не связывая их с пространствами высшего числа измерений, т.е. он употребляет геометрическую терминологию только благодаря сложившейся традиции.
Таким образом, мы здесь встречаемся с совершенно новым построением алгебры, которая основывается уже не на геометрии, как это было у Евклида, а на арифметике. Однако это не простой возврат к числовой алгебре Вавилона, а начало построения буквенной алгебры, которая наконец-то находит у Диофанта присущий ей язык.
Линейные диофантовы уравнения
ax + by = c, a≠0, b≠0
(x0;y0) – решение уравнения
x0, y0 – целые числа
Задание 1
2x + 3y = 6 (1)
y = 2 -x (2)
y = 2 - 2x1 (3)
(3х1;2-2x1)- решение уравнения
х1 - любое целое число
При x1=0, x=3x1, y=2-2x1=2
(0;2) – решение уравнения
При x1=1 х = 3х1=3 ,у = 2 -2х1=0
(3;0) – решение уравнения
Задание 2
У покупателя и продавца имеются монеты только по 2р. и 5р. Сможет ли покупатель заплатить за покупку стоимостью 1р.?
Решение.
Если покупатель даст х монет по 2р. и у монет по 5 р., то он заплатит (2х + 5у) р., или 1р. Следовательно,
2х + 5у = 1 (4)
х = -2у + () (5)
у = 2n + 1, n - целое число
х = -5n – 2
(-5n –2;2n + 1)–решение уравнения
(-2;1) – решение уравнения
(3;-1) – решение уравнения
Задание 3
(Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи)
Некто купил 30 птиц за 30 монет, из числа этих птиц за каждых трёх воробьёв заплачена 1 монета, за каждого голубя – по 2 монеты. Сколько было птиц каждой породы?
Решение.
Пусть купили х воробьёв, у горлиц, тогда голубей купили (30 – х – у).
х + у + 2(30 - х – у)= 30
2х + 3у + 12(30 – х – у) = 180,
10х + 9у = 180
у = 10у1
х + 9у1 = 18
х = 9х1
х1 + у1 = 2
х1 = 1, у1 = 1
х = 9х1, у = 10у1
х = 9; у = 10; 30 – 10 – 9 = 11
Ответ: 9 воробьев, 10 горлиц, 11 голубей.
Задание 4
(Задача Л. Эйлера)
Некий чиновник купил лошадей и быков за 1770 талеров. За каждую лошадь он уплатил по 31 талеру, а за каждого быка – по 21 талеру. Сколько лошадей и быков купил чиновник?
Пусть чиновник купил х лошадей и у быков.
31х + 21у = 1770.
3: х = 3х1, х1 – натуральное число
31х1 + 7у = 590,
х1 =
х1 = =
= 19 –
х1 = 17, х = 51
(51;9)- решение уравнения
х1= 19 - = 19 – = = 17 –
х1 – целое число
При у = 9 + 31=40, х1 = 10, х =30
При у = 40 + 31 = 71, х1 = 3, х = 9
(51;9), (30;40), (9;71)
Ответ: чиновник купил лошадей и быков 51 и 9, или 30 и 40, или
Невидимое письмо
Глупый мальчишка
Финист - Ясный сокол
Эта весёлая планета
Зимняя сказка