Согласно исследованиям последних лет, возникновению неврозов у детей и подростков в 90% случаев способствуют неблагоприятные факторы микросреды[1] и характерные особенности подросткового периода. Находясь в этом возрасте, автору, как субъекту и объекту исследования, своевременно заниматься изучением самочувствия, активности, настроения, работоспособности подростка в «живую».
Вложение | Размер |
---|---|
kakorina_alesya_konkursnaya_rabota.doc | 160.5 КБ |
X ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: психология, социология
Тема: «Исследование нервно-психической устойчивости как фактора успешности обучения учащихся-подростков »
Автор: Какорина Алеся Евгеньевна
Научный руководитель: Какорина Марина Владимировна
Место выполнения работы: МКОУ «Соловьевская СОШ» Полтавский район Омская область
2013
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..………………………...3
Глава 1. Особенности подросткового возраста………………………….......................................4
Глава 2. Выявления нервно-психической устойчивости человека по методике САН………6
2.1. Описание методики ……………………………………………………………………………….6
2.2. Схема проведения исследования ……………………………………….… …………………….8
2.3. Результаты исследования …………………………………………………. …………………….8
Выводы исследования……………………………………………………………………………….14
Практическое предложение …………………………………………….. .......................................15
Заключение …………………………………………….……………….…..………………………...17
Список литературы и источников ................................................................................................. 18
Введение
Подростковый возраст это стадия «гадкого утенка». Согласно исследованиям последних лет, возникновению неврозов у детей и подростков в 90% случаев способствуют неблагоприятные факторы микросреды[1] и характерные особенности подросткового периода. Находясь в этом возрасте, автору, как субъекту и объекту исследования, своевременно заниматься изучением самочувствия, активности, настроения, работоспособности подростка в «живую». Зная, от чего может зависеть нервно-психическая устойчивость человека, можно распланировать свой рабочий день грамотно, использовать свой умственный и физический потенциал на сто процентов.
Предметом исследования данной работы является нервно-психическая устойчивость подростков.
Объектом исследования выбраны учащиеся 8 класса МКОУ «Соловьевская СОШ» Полтавского района Омской области в количестве двенадцати человек.
Цель исследования: исследовать динамику нервно-психической устойчивости по методике САН (настроения, активности и самочувствия) как фактора успешного обучения учащихся 8 класса в школе на протяжении одной четверти; проследить за их работоспособностью, вниманием в зависимости от температурного режима, дня недели и номера урока.
Задачи исследования:
Перспективы исследования: планирую продолжить исследование нервно-психической устойчивости подростка используя другую методику, методику ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии).
В своей работе мной были использованы методы исследования:
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешность обучения учащихся будет зависеть от нервно-психической устойчивости.
Глава 1. Особенности подросткового возраста
В подростково-юношеском возрасте 12-18 лет проявляются особенности, характерные только для данного возраста. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.[2] В этот период происходит биологическое созревание организма с соответствующими нервными, эндокринными сдвигами. Этот возраст можно оценить как наиболее ответственный для всего последующего развития. Обычно для процесса физического и психического развития характерна своеобразная неравномерность, нарушение относительного физиологического и психологического равновесия. Это обнажает слабые стороны личности подростка, делает его особенно уязвимым и податливым в отношении неблагоприятных влияний среды. У подростков могут наблюдаться следующие психоневрологические расстройства: могут возникать состояния, при которых предстоящее посещение школы вызывает боязливое напряжение или панику. Это характерно для детей начальной школы и подростков 12-14 лет. Чаще эти фобии развиваются у детей, не привыкших к преодолению трудностей. [1]
К 16 годам у здоровых подростков улучшается самочувствие, хотя остается повышенная восприимчивость, ранимость, подверженность неблагоприятным внешним факторам. Иначе дело обстоит при асинхронном развитии организма: ускоренном или замедленном созревании.[1] При ускоренном созревании наряду с признаками физического ускоренного созревания, выраженными являются вегетативные, эндокринные расстройства. Это проявляется в сердцебиении, колебаниях артериального давления, "беспричинном" субфебрилитете, т.е. без видимых признаков заболевания повышается и может держаться температура до 37,5. Характерно нарушение сна от бессонницы до повышенной сонливости, появляется "волчий" аппетит. У подростка может быть повышенная потливость, чувство жара или озноба. Отмечаются и маломотивированные колебания настроения, взрывчатость, конфликтность.[1] В подростковый период происходит становление типа телосложения. В этом возрасте много переходных форм телосложения, меняется внешняя привлекательность и физическая красота. Характерна угловатость, непропорциональность телосложения. Все это отражается на самосознании подростка, в той или иной степени переживается им. Эта стадия "гадкого утенка" имеет важное значение для понимания психоэмоционального состояния подростка и должна учитываться в повседневной жизни родителями и педагогами. [1]
На формирование психических процессов подростка в этот период влияют стрессовые ситуации, которые могут быть в его окружении: в семье, в школе, общении со сверстниками. [1]
Помимо общих рекомендаций по организации режима дня, умеренной умственной и физической нагрузке, формированию трудовых установок, необходимо учить ребенка избегать конфликтных ситуаций. Необходима коррекция отношений подростка с окружающими его людьми, надо на собственном примере учить его терпению, взаимоуважению. В этот период важно контролировать чтение и просмотр фильмов, знать друзей своего ребенка, проводить больше времени вместе. Необходимо помочь выбрать ребенку занятие, соответствующее его характеру, чтобы рационально и с интересом он проводил свое свободное время. Это может быть спорт, увлечение живописью, фотографией, танцами и т.д.[1]
К особенностям подросткового возраста относятся также повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
В учебной деятельности и познавательном развитии подростков, в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.[2].
Глава 2. Выявления нервно-психической устойчивости человека по методике САН
2.1. Описание методики
Нервно-психическая устойчивость человека характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью.
Существует множество различных анкет и тестов для выявления нервно-психической устойчивости человека. В данной исследовательской работе в течение всего исследуемого периода учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты САН (самочувствие, активность, настроение).
1. Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
2.Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
5. Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
12.Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
24. Оптимистический | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
При обработке результатов по методике САН сначала все оценки по субшкалам переводятся в баллы от 1 до 7: оценка – 3 переводится в 1 балл, оценка 0-в 4 балла, оценка +3 – в 7 баллов.
Суммарные баллы по трём основным шкалам подсчитываются по ключу в виде среднего арифметического оценок по субшкалам.
Категории «Самочувствие» соответствуют следующие пары слов:
1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.
Категории «Активность»: 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.
Категории «Настроение»: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Каждую категорию характеризуют два показателя: среднее арифметическое и среднеквадратичное отклонение. Среднее арифметическое есть числовое выражение функционального состояния испытуемого по каждой из категорий. Среднеквадратичное отклонение показывает характер частотного распределения, вычисляется по формуле:
где:
дельта – среднеквадратичное отклонение
- среднее арифметическое
Xi – балл по каждой из шкал категории i
n – количество шкал категории (n = 10)
важно учитывать, что бланки с величиной среднеквадратичного отклонения, превышающей 1,5, могут исключаться как заполненные в случайном порядке [3].
2.2. Схема проведения исследования
Проводились наблюдения в три этапа. Ученикам в начале, в середине и в конце четверти предлагалось ответить на вопросы анкеты (САН). Так же наблюдались изменения в работоспособности и внимательности, в зависимости от температуры на улице, дня недели и номера урока.
2.3. Результаты исследования
Всем ученикам были присвоены порядковые номера, тем самым соблюдалась анонимность.
Школьникам, согласно схеме проведения исследования, было предложено ответить на вопросы анкеты САН (самочувствие, активность, настроение).
Результаты обработки ответов учащихся на анкету в конце второй четверти (27.12.12 в 11:35 ч) были внесены в таблицу 1.
Таблица 1
Конец четверти | |||
№ учащегося | Самочувствие | Активность | Настроение |
1 | 0,39126 | 0,44583 | 0,59212 |
2 | 0,4919 | 0,52115 | 0,21081 |
3 | 0,4969 | 0,44583 | 0,6045 |
4 | 0,3865 | 0,52115 | 0,52115 |
5 | 0,27216 | 0,41573 | 0,27216 |
6 | 0,56898 | 0,444 | 0,52115 |
7 | 0,54433 | 0,62853 | 0,4969 |
8 | 0 | 0,67036 | 0,2357 |
9 | 0,4714 | 0,63828 | 0,4714 |
10 | 0,51639 | 0,81649 | 0 |
11 | 0,27216 | 0,3849 | 0,56665 |
12 | 0,41573 | 0,56764 | 0,54362 |
Среднеарифметическое значение | 0,40231 | 0,54163 | 0,41968 |
Из таблицы следует, что самое наилучшее самочувствие у учащегося под номером 6, а самое наименьшее, у номера 8. Наиболее высокий уровень настроения у ученика под номером 3, а самый низкий у номера 10. Самый активный ученик под номером 10, а наименьшая активность у учащегося под номером 11. В таблице есть ученики с результатом 0. Возможно у них на самом деле низкий уровень самооценки (тестирование), но и допускается вариант того, что ученики отвечали на вопросы анкеты в случайном порядке.
В начале третей четверти проводилась анкета 17.01.13 в 11:35. Результаты обработки анкеты внесены в таблицу 2.
Таблица 2
Начало четверти | |||
№ учащегося | Самочувствие | Активность | Настроение |
1 | 0,35136 | 0,222 | 0,31426 |
2 | 0,56655 | 0,54433 | 0,15713 |
3 | 0,222 | 0,63828 | 0,57735 |
4 | 0,222 | 0,222 | 0,41573 |
5 | 0,222 | 0,222 | 0,27216 |
6 | 0,24845 | 0,62788 | 0,4969 |
7 | 0,57735 | 0,4714 | 0,52115 |
8 | 0,31426 | 0,56655 | 0,15713 |
9 | 0,60858 | 0,444 | 0,45133 |
10 | 0,667 | 0,444 | 0,4714 |
11 | 0,31426 | 0,40061 | 0,31426 |
12 | 0,52115 | 0,76698 | 0,886621 |
Среднеарифметическое значение | 0,40913 | 0,46417 | 0,41962 |
Из таблицы следует, что наибольший показатель самочувствия у ученика под номером 10, наименьший у номеров 3, 4, 5. Самый активный учащийся под номером 12, а наименьшая активность у учеников под номерами 1, 4, 5. Самый высокий показатель настроения у ученика под номером 12, а самый низкий у номеров 2 и 8
Ученикам в середине третей четверти предлагалось ответить на вопросы анкеты 13.02.13 в 09:25.. Результаты среднеквадратичного отклонения были внесены в таблицу 3.
Таблица 3
Середина четверти | |||
№ учащегося | Самочувствие | Активность | Настроение |
1 | 0,31426 | 0,4714 | 0,31426 |
2 | 0,35136 | 0,35136 | 0,68493 |
3 | 0,57735 | 0,7286 | 0,3849 |
4 | 0,444 | 0,333 | 0,54433 |
5 | 0,27216 | 0,31426 | 0,222 |
6 | 0,222 | 0,4969 | 0,3849 |
7 | 0 | 0,43033 | 0,68493 |
8 | 0,27216 | 0,7698 | 0,4714 |
9 | 0,27216 | 0,3849 | 0,41573 |
10 | 0,4714 | 0,60858 | 0,4714 |
11 | 0,36851 | 0,36851 | 0,41573 |
12 | 0,45812 | 0,444 | 0,27216 |
Среднеарифметическое значение | 0,33529 | 0,47514 | 0,43889 |
Из таблицы следует, что наилучшее самочувствие у номера 3, а наихудшее - у номера 7. Самый активный ученик под номером 8, а наименьшая активность у школьника под номером 5. Наивысший показатель настроения у учащихся под номерами 2 и 7, а самый низкий - у номера 5. Для наглядного представления результаты исследования представлены в виде диаграмм.
Диаграммы среднеарифметического значения по самочувствию, активности, настроению
Сравнивая эти результаты, можно предположить, что наиболее благоприятные показатели по самочувствию в начале и конце четверти, по активности - в конце четверти, по настроению – в середине четверти, а вот показатель настроения имеет примерно одинаковое значение в начале и в конце четверти, но самый высокий показатель в середине.
На протяжении с 21 декабря 2012 года по 22 февраля 2013 года велись наблюдения за работоспособностью учащихся и их вниманием. Работоспособность могла быть высокой, средней, низкой, выше средней, ниже средней. Внимание характеризовалась двумя категориями: «внимательные» и «невнимательные». Наблюдения отмечались в среднем для всего класса, но конкретно для дня недели и номера урока. Температура на улице измерялась в утренние часы перед уроками. В результате наблюдений было выяснено, что все эти наблюдаемые аспекты различны. Так, практически всегда, на первом уроке при низкой температуре на улице ниже -20 0С учащиеся испытывали сонливость, были невнимательны, имели низкую работоспособность. Особенно это хорошо было заметно в понедельник и реже во вторник. На шестом и седьмом уроках в девяти из десяти случаев у учащихся снижалась работоспособность, они шумно вели себя, были очень невнимательны, независимо от дня недели и температурного режима.
Все результаты наблюдались в среднем для всего класса. В понедельник на первом уроке ученики были невнимательны и имели низкую или ниже средней работоспособность. К третьему, четвёртому уроку у учеников увеличивалась работоспособность и внимательность, но одновременно они начинали себя вести шумно. К седьмому уроку у учеников наблюдалась усталость, и работоспособность опускалась до минимального уровня.
Во вторник на первом уроке почти во всех случаях у учеников наблюдалась низкая работоспособность. Все ученики чаще всего были невнимательные и реже внимательные. Если на улице температура была выше –200С, то на втором уроке учащиеся были невнимательные. На третьем уроке наблюдалась повышение внимания у учащихся. Почти всегда они имели среднюю работоспособность, иногда низкую. На четвёртом уроке, наоборот, в большинстве случаев ученики были невнимательные, реже внимательные. Ученики имели среднюю работоспособность. А на пятом и шестом уроке у учеников наблюдалась низкое внимание, и вели себя шумно. У них наблюдалась низкая или ниже среднего работоспособность. Ближе к седьмому уроку у них появлялась рассеянность и усталость, чем объяснялась низкая работоспособность и невнимательность. Аналогичные работоспособность и внимание наблюдались в среду и четверг. В пятницу на первом, втором и третьем уроках ученики имели низкую или ниже среднего работоспособность. Они были невнимательные. На четвёртом, пятом и шестом уроках у учащихся наблюдалась и невнимательность, и иногда внимательность, а также - рассеянность, усталость. Они вели себя шумно. Имели низкую работоспособность.
Выводы исследования
1. Уровень активности плавно увеличивался от начала к концу четверти. Пик активности учащихся наблюдался в конце четверти, их самочувствие достигало наибольшего показателя в начале четверти, к середине – этот показатель резко снижался и к концу – увеличивался примерно до уровня начала четверти. Настроение у учащихся в середине четверти было наилучшим, в конце и начале четверти были одинаковые показатели настроения, но ниже чем в середине четверти.
2. Наилучшая работоспособность наблюдалась в среду, на третьем, иногда и на четвертом уроке. Особенно если температура на улице была выше -200С. Наиболее внимательными ученики были в среду, реже во вторник со второго по четвертый урок, при температуре на улице выше -200С.
Практическое предложение
Из данной работы можно сделать вывод, что с утра у учеников низкая работоспособность и малое внимание, из чего вытекает плохая успеваемость учащихся, следовательно, для повышения успеваемости учеников уроки лучше начинать не с 8:30, а с 10:00.
Заключение
Данная работа доказывает нам, что самочувствие, активность и настроение учащихся может изменяться в течение четверти и их работоспособность и внимательность может зависеть от температуры на улице и от временного интервала.
Список литературы и источников
1.http://www.usynovite.ru/bz/Features%20of%20development%20of%20adolescent%20children.html
2. http://psy.rin.ru/article/2140/Podrostkovyj-vozrast-Psihologicheskie-osobennosti-podrostka.html
3. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2001. – 640 с. Илл.
4. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто.-Изд.6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. -375с, илл.
Подарок
Две снежинки
Глупый мальчишка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Алые паруса