Работа посвящается замечательному татарскому композитору Фариду Яруллину. Молодым он добровольно уходит на фронт, не закончив сочинение балета "Шурале". Исследование раскрывает образ бесстрашного сына Татарии.
Вложение | Размер |
---|---|
farid_yarullin.ppt | 2.82 МБ |
leytenant_farid_yarullin.doc | 62.5 КБ |
Лицей №9 имени А.С. Пушкина
«Лейтенант Фарид Яруллин»
Выполнила:
Ученица 7 класса «Н»
Белянина Ксения
Учитель:
Курмаева Р.М
Зеленодольск Республика Татарстан
2013 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Жизнь…………………………………………………………………………………………..4
Композитор-лейтенант………………………………………………………...……………..5
Цена войны……………………………………………………………………………………7
Список литературы………………………………………………………………………….8
Вывод…………………………………………………………………………………………..
Цель: Исследовать последние годы жизни татарского композитора
Задачи:
1)Собрать информацию о композиторе;
2)Изучить личные письма Ф. Яруллина;
3)Познакомится с местами боевой славы, где погиб композитор.
Введение
Ежегодно, 2 апреля, в годовщину подписания договора об образовании белорусско-российского сообщества, отмечается День единения народов Белоруссии и России. Эта дата символизирует силу многовекового братства наших народов, культурных и духовных связей и воплощает их стремление крепить дружбу и взаимовыгодное сотрудничество. Ярким примером дружбы наших народов является ежегодно проходящий в Минске традиционный национальный татарский праздник Сабантуй, завоевывающий все большую популярность среди белорусов.
Также мы с особой гордостью говорим о ветеранах войны – белорусах и татарстанцах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Как в Татарстане, так и в Белоруссии в 2010 году прошли мероприятия, посвященные 95-летнему юбилею композитора, автора балета «Шурале» Ф.Яруллина, погибшего, обороняя Беларусь и похороненного на белорусской земле.
Жизнь
Фарид Загидуллович Яруллин - талантливый татарский композитор. Прекрасно зная и чувствуя народную татарскую музыку, он сумел выработать на ее основе своеобразный и самобытный музыкальный язык.
Он родился в Казани в 1914 году в семье известного татарского народного музыканта Загидуллы Яруллина.
В 1930 году Ф. Яруллин поступает учиться в музыкальный техникум, где обучается игре на виолончели и на фортепиано, затем поступает в татарскую оперную студию при консерватории в класс профессора Г. И. Литинского.
За годы учебы в студии (1934 – 1939) Ф. Яруллин, обладая профессиональным композиторским мастерством, постигает особенности музыкального языка композиторов разных эпох и направлений. Все изученное не прошло бесследно, оказав в дальнейшем влияние на формирование его художественных вкусов и музыкального языка. В эти годы молодой музыкант много пишет, создает сонаты для фортепиано, для скрипки и для виолончели.
В 1937-1938 годы рождается мысль о воплощении в музыке поэтической сказки "Шурале" Г.Тукая, и он пишет её отдельные сцены. Посовещавшись с поэтом А.Файзи, он решает создать на этот сюжет балет.
В 1939 году Фарид Яруллин написал балет “Шурале” по мотивам сказки Габдуллы Тукая,
Просмотр законченного варианта балета «Шурале» был назначен на 22 июня 1941 года. Ему не суждено было состояться: за несколько минут до представления в кулуарах театра из репродуктора неожиданно прозвучало сообщение о том, что началась война.
Так, Фарид Яруллин — восходящая звезда татарского искусства, не увидел своего шедевра.
Композитор-лейтенант
Ф. Яруллин сразу же пошел в военкомат и попросил отправить его на фронт. Дороги войны привели его вначале в Ульяновское пехотное училище, затем, после четырех месяцев обучения, Яруллина направили на фронт в качестве командира пулеметной роты.
В Министерстве обороны бывшего СССР не сохранилось личного дела Фарида Загидулловича Яруллина. О его боевом пути можно было судить только по письмам, которые приходили на имя жены и дочери в город Казань.
24 июля 1941 года Ф.Яруллин становится солдатом Советской Армии, после подготовки направляется на фронт.После становится лейтенантом.
Письма от Фарида Яруллина приходили редко: два-три в 1941, около 8 — в 1942 году. В одном из них, датированном октябрем 1942 года, Фарид называет свое местонахождение самой горячей точкой фронта. Такой точкой в те дни была героическая оборона Сталинграда. В феврале 1943 года Фарид в своих письмах упоминал город Орел, в марте того же года — Курскую дугу, деревню Альховка. После письма, датированного 31 июля 1943 года, связь Фарида Яруллина с семьей обрывается.
Фронтовые письма Фарида Яруллина органично вошли в программу вечера. Мужественный воин-патриот, готовый отдать жизнь за Родину, любящий сын, муж и отец - таким предстает в них Фарид Яруллин. Они же поведали нам, как тосковал он по своим родным - отцу, жене Галине и Наилюшечке - так ласково называл он свою дочурку. Из писем мы узнаем также, что и на фронте Фарида Яруллина не оставляли мысли о судьбе балета "Шурале". "Как бы мне хотелось увидеть его на сцене. Хотя бы одним глазком... Музыка его во мне и всегда со мной", - признавался Фарид в одном из последних писем к жене. Его письма с фронта, как и музыкальные произведения, полны неиссякаемой веры в победу, оптимизма и надежды: "…Гроза, нависшая над нашим существованием, требует от нас всех максимального напряжения. В нашей победе не сомневайся " (из письма к жене).
Письма от Фарида Яруллина приходили редко: два-три в 1941, около 8 — в 1942 году. В одном из них, датированном октябрем 1942 года, Фарид называет свое местонахождение самой горячей точкой фронта. Такой точкой в те дни была героическая оборона Сталинграда. В феврале 1943 года Фарид в своих письмах упоминал город Орел, в марте того же года — Курскую дугу, деревню Альховка. После письма, датированного 31 июля 1943 года, связь Фарида Яруллина с семьей обрывается.
Из военных документов мы можем воссоздать события последних дней композитора.
В 20- х числах сентября 1943 года 82 стрелковая дивизия с северо-востока наступает на Смоленск, ведёт тяжёлые бои на подступах к городу, затем 25.09.1943 очистила от оккупантов северную часть города и железнодорожную станцию. Продолжает наступление вдоль Минского шоссе, овладела селами Катынь, Турово, Гусино, где была 07.10.1943 после безуспешных наступательных боёв, остановлена ожесточённым сопротивлением врагаю. 11.10.1943 перешла к обороне. Понесла большие потери. 17 октября 1943 года молодой композитор погибает. 16.11.1943 дивизия выведена в резерв, погружена в эшелоны и переправлена в Черниговскую область, где пополнялась и доукомплектовывалась.
40 лет Фарид Яруллин считался без вести пропавшим.
Поисками места гибели композитора занимались его родные и близкие, а также его земляки — участник освобождения Беларуси И.Б.Хасанов и заслуженный работник культуры Татарской АССР Т.Ш.Шайхиев. Они и решили «пройтись» по боевому пути тех воинских подразделений, где служил Фарид Яруллин.
Воины 250-го стрелкового полка 82-й стрелковой дивизии принимали участие в освобождении Смоленской и Витебской областей. Именно здесь и служил Фарид Яруллин. Они и нашли его имя в списках офицеров, погибших в районе небольшого белорусского городка Дубровно на Витебщине. Стало известно, что похоронен Фарид Яруллин на кладбище деревни Новая Тухинь 17 октября 1943 года.
Так было найдено место последнего пристанища молодого, но уже известного композитора Татарстана.
В июле 1985 года жена и дочь Фарида Яруллина — Галина Григорьевна Сачек и Наиля — приезжали в далекую Беларусь, на дубровенскую землю, чтобы поклониться праху своего мужа и отца. В Рыленках, где захоронены его останки, они рассыпали пригоршню земли с родины композитора. И такую же пригоршню с мемориального комплекса «Рыленки» они повезли в Татарию. Стоит отметить, что это место имеет богатую историю. В годы Великой Отечественной войны Витебская земля была обагрена кровью десятков тысяч советских воинов, воевавших как в регулярной армии, так и партизанских отрядах и отдавших свои жизни за освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Именно в этих местах пали смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины более 18 тысяч военнослужащих татар из 18-ой Казанской и 86-ой «Имени Президиума Верховного Совета ТАССР» стрелковых дивизий, прорвавших глубоко эшелонированную оборону гитлеровцев летом 1943 г., что в последующем привело к разгрому фашистской группировки на Витебском направлении. Все это происходило как раз в тех местах, где сейчас построена АЗС «Татнефть». В честь подвига воинов – фронтовиков из Татарии, павших за свободу и независимость нашей Родины, на территории Витебской области на средства Республики Татарстан в населенных пунктах Баево, Копысь и Рыдьки возведены мемориальные комплексы. В них захоронены останки
1600 солдат и офицеров татар, среди которых известный композитор Фарит Яруллин.
Белорусский народ с величайшей бережностью и чувством глубокой благодарности чтит память обо всех тех, кто воевал на белорусской земле. Новые автозаправочные станции станут символами преемственности поколений и будут являться элементами интернационального единства и дружбы наших народов.
Фарид Яруллин не дожил до светлого дня Победы, пав смертью храбрых. Он погиб 17 октября 1943 года на территории Дубровинского района Витебской области Белоруссии и был похоронен в деревне Новая Тухиня. На этом месте позже установили мемориальный комплекс "Рыленки".
Цена войны
Цена каждой войны измеряется потерями “живой силы”, материальной техники, стоимостью разрушеных военных и гражданских объектов (заводов, фабрик, мостов, зданий, жилых домов и т.и.). Это – так называемые “прямые” потери. Конечно же, они – самые большие в местах прошедших сражений. Так, в одной из самых страшных войн в планетарной истории человечества – второй мировой – Белоруссия потеряла каждого четвертого жителя, такого урона не понес никто в этой войне. В Татарстане не разрушались здания и не сожжены деревни, но в людские потери почти сродни трагедии народа Беларуси. Из Татарской республики на фронт было призвано более 700 тысяч бойцов. Количество погибших точно не было известно до самого последнего времени (обычно в печати давали 87 тысяч). Только недавно редакция “Книги памяти” Республики Татарстан опубликовала цифру 350 тысяч – каждый второй, призванный на войну житель республики остался на полях сражений. Кроме того, 330 тысяч было ранено. Если учесть, что население республики составляло в 1940 году 1,9 млн.человек, то цена Победы для республики была неимоверно высокой.
О мужестве татар на фронтах Великой Отечественной войны и говорить нечего. Одним из первых принял бой на земле Белоруссии, в легендарной Брестской крепости, и до конца защищал ее сын татарского народа Петр Гаврилов. Символами героизма и мужества стали подвиги поэта Мусы Джалиля и другого генерала-татарина Дмитрия Карбышева. В 1943 году, в лесах Витебщины, перебив своих немецких командиров, перешел на сторону белорусских партизан 825-й батальон легиона «Идель-Урал», тем самым разрушив представления главарей германского вермахта о том, что татары будут воевать против своей родины.
Наши деды и прадеды лежат в братских могилах от Москвы до Берлина. Только лишь в одном белорусском Мемориальном комплексе Рыленки, покоится прах одной тысячи наших соплеменников-татар. Среди них – талантливый татарский композитор, автор музыки первого татарского балета «Шурале» Фарита Яруллина, который так и не увидел премьеру своего спектакля, состоявшегося в Казани осенью 1941 года.
Красочные картины Джастина Геффри
Тупое - острое
Дымковский петушок
«Течет река Волга»
Проказы старухи-зимы