очень интересная работа. ученицы провели большую работу.
Вложение | Размер |
---|---|
imya_iz_spiska_zabytyh_geroev.doc | 83 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа №34.
На конкурс исследовательских работ: «Их судьбы слагали историю».
Их судьбы слагали историю
Имя из списка забытых героев.
(к 60-летию Великой Победы)
Выполнили:
Суханова Наталья, ученица 8д класса,
Филатова Алина 8а класса.
Руководители:
Борзина А.Е.,
Учитель истории и краеведения,
МОУ СШ №34
Иркутск 2011 г.
Краеведческой работой наша школа занимается уже много лет. Был в нашей школе и краеведческий музей. С 1991 года работа по изучению родного края приостановилась. Причиной этому послужила обстановка в стране. Слишком быстро перемены внедрялись тогда в общество. Общество не попевало за ними. Именно тогда было разрушено много того, о чем впоследствии искренне сожалели. Так исчез и наш музей. От него остались только фотографии и целая гора пожелтевшей бумаги в школьном подвале.
Работа возобновилась только четыре года назад. Первым делом разобрали бумаги, многие из которых уже не подлежали восстановлению. Но даже те, коры е удалось восстановить являются большой ценностью. Они содержат и страницы истории школы, историю района, историю отдельных людей. С пожелтевших и старых фотографий на нас глядели люди. Они были разного возраста, разного звания. Редкие фотографии были подписаны. Перед нами встала практически невыполнимая задача – восстановить…
Эта работа посвящена одному из наших земляков, биография которого была восстановлена нами по крохам. Над этой работой трудился не один человек. Это труд целой группы.
И все-таки я надеюсь, что благодаря таким работам мы и сами возрождаемся в какой-то мере и возрождаем нашу историю… Еще хочется заметить, что музей уничтожить, разграбить, сжечь было намного легче.
Борзина А.Е., учитель истории и краеведения
Начало пути…
Майор И.В. Кузнецов
Герой Советского Союза (1991)
Поисковая группа детского клуба и школы №34 в 2000 году начали работать по сбору материала о жизни бесстрашного летчика, замечательного человека, чья жизнь сложилась негладко, а заслуженная слава вовремя не пришла к Герою.
На авиационном заводе начался путь в небо, путь к подвигам Иннокентия Васильевича Кузнецова. О нем должны помнить так же, как помним мы о своих земляках – Героях Советского Союза Николае Романенкове, Марии Цукановой, Василии Жукове. Имена Цукановой и Жукова носят улицы нашего поселка, пришло время появиться и улице Иннокентия Кузнецова.
…Иннокентий Васильевич Кузнецов родился 19 декабря 1914 года в с. Дума (ныне Нукуты Аларского района Иркутской области) в семье крестьян.
В 1923 году после смерти отца, на руках матери Анны Петровны осталось пятеро детей. В 1929 году Иннокентий закончил семь классов, затем курсы трактористов.
В колхозе работал разъездным механиком от МТС, но голод в деревне в 1934 году вынудил Кузнецовых ехать на прииски. Через месяц прибыли на станцию Иннокентьевская и семья осталась. Вскоре страшим из семьи нашлась работа на строящемся авиационном заводе.
Иннокентий стал землекопом, мастером. Вскоре поступил в парашютную школу. 18 августа 1935 года совершил свой первый прыжок. В 1938 году закончил Иркутский аэроклуб, получил свидетельство пилота и летчика-инструктора. Иннокентий Васильевич говорил, что именно здесь «обрел крылья и умение летать». В 1938 году по рекомендации комсомола его направили в Батайскую истребительную авиашколу, пришлось много учиться, ему было трудно с его семью классами.
В 1940 году младший лейтенант И. Кузнецов получил распределение в Белорусский особый военный округ, в 129-й истребительный авиаполк (129-й ИАП). Аэродром базировался в Тарново. 129-й авиаполк стал фактически единственным подразделением дивизии пережившим весь ужас первого дня войны, когда практически вся ее техника была уничтожена на аэродромах вражескими бомбардировщиками. Услышав грохот разрывов немецких авиабомб командир полка Капитан У. М. Беркаль, проявив инициативу и немалую личную смелость (в тот момент лишь немногие осмелились нарушить приказ Сталина "не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев" ), отвел эскадрильи полка на запасной аэродром, расположенный в 8 км от границы.
…Командир, выросший в боях с оккупантами
22 июня 1041 года истребительный авиаполк впервые вступил в бой. Иннокентий Васильевич именно в этом бою сбил свой первый самолет (об этом писал его однополчанин по аэроклубу в Батаево, лейтенант А.И. Кошелев). В то время он летал на истребителе МиГ-3 с бортовым номером "26" (рисунок слева). Сам Кузнецов был человеком немногословным, с фронта родным писал мало, о войне, о своих победах говорить не любил даже с родными. Но по словам брата Георгия Васильевича этот эпизод о сбитом немецком бомбардировщике He-111 Иннокентий помнил всю свою жизнь. 22 июня Тарново захватили немцы и Иннокентий Кузнецов вместе с другими летчиками, техниками отошли к Белостоку.
Из окружения вышло всего 40 человек от целого авиаполка. Дальше его судьба связана с городом Талданом. Летал во второй эскадрильи под командованием С.Г. Долгушина – Героя Советского Союза, в будущем генерал-лейтенанта авиации. Кузнецов был прекрасным летчиком, хорошем товарищем, настырным и упорным в бою. С самого начала войны родные Иннокентия долгое время считали его пропавшим без вести.
Его друг лейтенант Александр Кошелев 10 ноября 1941 года писал в Иркутск своим родителям в Иркутск с поручением, чтобы они сходили к родителям Иннокентия, а то он потерял с ними связь и не знает, де они есть. В войну его родители с братом Георгием жили в Иркутске, в строительном бараке №7, комната №27. Но в связи со строительством завода люди постоянно переезжали. Долгое время на одном месте тогда не задерживались. Кузнецовы узнали об Иннокентии из праздничных фронтовых газет.
13 февраля 1942 года в газете тыла статья «Командир, выросший в боях с оккупантами». Таким был старший лейтенант И. Кузнецов – командир подразделения 180-го авиаполка 3-й эскадрильи. Именно в это время он получает 2 ордена Красного знамени и орден Красной Звезды. Три ордена за семь месяцев войны.
17 марта 1942 года авиаполк перебазировался Кинешму, здесь Иннокентий познакомился со своей второй женой Зоей Дмитриевной, поженились они уже после войны (см. фотографию). Кузнецов И.В. уходил на фронт уже женатым. От первого брака у него двое детей: дочь живет в настоящее время в Киеве, сын – в Бийске.
Вскоре его полк перебазировали в Белгород. В июне 180-й полк уже участвовал в боях под Белгородом, где Кузнецов сбил 5 самолётов противника. С момента прибытия в полк И. Кузнецов энергично включился в боевую работу. На примерах личного мужества и умения учил летный состав, как лучше драться с фашистскими стервятниками. Полк, где служил Иннокентий Васильевич, за результативность вскоре был переименован в Гвардейский и отправлен на переформирование в тыл в город Иваново. В составе 22-го запасного авиационного полка в Кинешме (Ивановская обл.) Кузнецов вместе с другими лётчиками полка освоил английский истребитель "Харрикейн".
Осенью 1942 года полк был перевооружён на американские истребители P-39 "Аэрокобра", но Кузнецов, ставший командиром эскадрильи, некоторое время летал и на Як-1. К марту 1943 года в 32 воздушных боях сбил лично 5 и в группе 15 самолётов противника.
Як-1 Иннокентия Кузнецова, 30-й ГвИАП, Февраль 1943 года.
3 марта 1943 года командир эскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Кузнецов И.В. во главе четвёрки "аэрокобр" в районе станции Лиски под Курском вступил в бой с 6 истребителями FW-190. Кузнецов с ходу атаковал противника и сбил одного из них. Но в это время появилась ещё одна шестёрка "фокке-вульфов", которая связала боем подчинённых Кузнецова. Он остался один против пяти немецких самолетов. Они взяли его в клещи и подожгли. Кузнецов заметил, как один FW-190 зашёл к нему в хвост. Тогда он резко сбросил газ и взял ручку на себя. "Аэрокобра" погасила скорость, а "фокке-вульф" проскочил вперёд. После этого Кузнецов обрушил свой самолёт на врага. Сам приземлился на парашюте вблизи вражеских окопов, раненый в ноги и с ожогами. Наши артиллеристы открыли заградительный огонь, а пехотинцы вытащили раненного лётчика и доставили его в медсанбат. Говорили, что видели воздушный таран. За свой подвиг Кузнецов награждён орденом Красного Знамени и звание капитана.
Ходатайство о присвоении ему звания Героя командира эскадрильи не было удовлетворено. Ходатайство посылали не один раз, но и второе, и третье ходатайства были «замяты». Ив то же время он получает необычную награду как для русского солдата, так и для страны в целом. Эту награду вручил посол Америки в СССР. Английский король Георг Шестой присвоил Кузнецову И.В. почетный титул члена Высшего ордена Британской империи с вручением Британского Рыцарского креста. Этой наградой удостоены в нашей стране всего семь человек (в основном маршалы и генералы).
В апреле 1945 года заместитель командира гвардии майор Кузнецов И.В. вылетел во главе четвёрки "аэрокобр" на прикрытие переправы через реку Одер. Над городом Штернбек наши лётчики обнаружили 12 истребителей FW-190 и вступили с ними в бой. С первой же атаки Кузнецов сбил самолёт ведущего. Вдруг он заметил, как пара "фокке-вульфов" атакует его ведомого. Времени для маневра и прицеливания не было, и тогда Кузнецов решил таранить. От удара немец рухнул на землю. Свою повреждённую "Аэрокобру" Кузнецов довёл до линии фронта и посадил на брюхо на нейтральной полосе. По данным за годы войны дважды таран совершили только 34 летчика.
Войну закончил в Берлине. Свой последний боевой вылет гвардии майор Кузнецов совершил 9 мая 1945 года. Всего во время войны произвёл 357 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 15 самолётов противника. Получил еще четыре медали и орден Александра Невского.
И.В. Кузнецов, 1945 г.
Послевоенная биография.
После войны Иннокентий Васильевич расстался с армией, в 1946 году он демобилизовался и вернулся на авиационный завод в Иркутск. «Летных» вакансий не нашлось для него. Работал мастером группы сборщиков, затем лётчиком - транспортником. Летать он стал после трагических событий. 28 сентября 1946 года разбился транспортный самолет Б-25, экипаж из 4 человек погиб. В Сентябре 1951 года перевёлся на работу в Жуковское в Летно-исследовательский институт. Окончил курсы лётчиков - испытателей. В 1954 году вернулся на Иркутский завод. Испытывал серийные Ил-28, Ту-14 и Ан-12,на котором налетал 174 часа. В 1956 году принимал участие в оказании помощи Египетским ВВС по обучению их пилотов полетам на реактивном бомбардировщике Ил-28. Вскоре завод стал выпускать сверхзвуковые самолеты Як-28. Кузнецова признали несоответствующим по состоянию здоровья, и он ушел на пенсию. Еще известно, что после войны, с 1945 г. по 1946 г., майор И.В. Кузнецов находился на военном учете в Ленинском райвоенкомате г. Иркутска.
Его жена Зоя Дмитриевна вспоминала, что Иннокентий страстно любил свою работу, небо, ощущение высоты.
В начале 60-х годов он расстался с авиацией и ушел в отставку. В 1963 году Кузнецовы уехали из Иркутска. Сначала поселились в Ейске, затем в Геленджике, где прожили 30 лет. Там Кузнецову Иннокентию Васильевичу ампутировали ногу, последствия первого тарана.
В 1980-м году в Воениздате вышел справочник-альманах «Бессмертные подвиги», где был описан первый таран Кузнецова.
В 1989 году геленджикские ветераны войны стали ходатайствовать о присвоении Кузнецову И.В. звания Героя Советского Союза. Есть мнение, что не присваивали Иннокентию Васильевичу звание только потому, что у него не хватало образования.
Ветераны города Иркутска обратились в Верховный Совет СССР с обращением, которое подписали 1300 жителей города.
Указом Президента СССР от 22 марта 1991 года Кузнецову И.В. присвоили звание Героя Советского Союза. В 1996 году он умер. Ему было 82 года. Отрадно то, что награда все-таки нашла своего героя.
На могиле Иннокентия Васильевича Кузнецова установили скромный обелиск с надписью «Кузнецову – Герою Советского Союза, летчику».
Если бы «Герой Великобритании и кавалер ордена А. Невского вовремя получил Золотую звезду Героя, то по советским
закона ему должны были «установить бронзовый бюст на родине героя»
У нас в Иркутске не было даже мемориальной доски на доме, где он жил.
В День Воздушного Флота в Иркутске-2 была открыта мемориальная доска Герою Советского Союза И.В.Кузнецову. У дома по ул. Украинской, где жила семья Иннокентия Васильевича, собрались родственники, друзья славного земляка, авиастроители.
Со словами приветствия к ним обратились генеральный директор ИАПО Владимир Ковальков, глава администрации Ленинского округа Дмитрий Жилин, летчик-испытатель Сергей Михайлюк. Во время Великой Отечественной войны авиазавод дал фронту сотни боевых самолетов и отправил на фронт своих лучших рабочих. Героями Советского Союза стали за боевые подвиги Николай Романенков, Мария Цуканова, Василий Жуков. Теперь в этом списке - Иннокентий Кузнецов.
Трудящиеся авиазавода и все жители Иркутска вправе гордиться, что путь в небо он начинал здесь, строил его корпуса. Открытие мемориальной доски И.В. Кузнецова прошло торжественно, со всеми воинскими почестями: почетным караулом и оружейным салютом. На увековечении памяти Героя присутствовал его брат Георгий с супругой, в недавнем прошлом тоже работник ИАПО. Герои остаются в наших сердцах навсегда.
Ныне на улице Украинской, где жил Иннокентий кузнецов, живет его брат Георгий с женой. Всего у Иннокентия Кузнецова четверо детей. Двое от первого брака и двое от второго. Дочь и сын от второго брака – Андрей и Таня живут в Геленджике.
Поисковая работа по сбору
материала о семье Кузнецовых...
22 апреля 2000 года краеведческая группа школы №34 посетила дом, где жил до войны И.В. Кузнецов по улице Украинской, дом 7, кв. 17. С 1954 года дом изменил свой номер, став №13. Здесь сейчас живет его брат Георгий Васильевич, 1921 года рождения. На пенсии Георгий Васильевич с 1987 года. Проживает он с женой Екатериной Андреевной. Она работала на авиационном заводе с 1941 года по 1980 год в отделе по подготовке кадров, с 1997 года – сторожем-вахтером. Вместе живут 53 года. Хозяева группу встретили радушно, пригласили в небольшой зал, обставленный скромной мебелью. Георгий Васильевич, несмотря на возраст, выглядел бодро. Но из-за своей застенчивости был немногословен. Помогала рассказывать о семье Героя жена Георгия Васильевича Екатерина Андреевна. Бережно хранит Георгий Васильевич папки с документами, рассказывающими о его трудовом подвиге.
В войну Георгий Васильевич служил в Монголии, затем работал в Иркутске на складе №425.
В 1932 году вся семья приехала из Нукут. Мать Анна Петровна и отец Василий Иванович были добрыми, трудолюбивыми людьми. В архиве группы есть фотография школы, где учился И. В. Кузнецов. В 1990 году в Геленджик к Кузнецовым приехали из Усть-Орды представители главы администрации национального бурятского округа Батагаева и председателя Законодательного собрания Хутакова. Они привезли ему поздравления с присвоением ему звания ГСС и Грамоту в связи с 50-летием Победы и премию в размеры 300 рублей. Они сообщили, что на школе, где учился Иннокентий, закреплена мемориальная доска.
…Отец в семье умер рано, в 1924 году и все заботы о семье легли на плечи братьев Михаила и Иннокентия. Мать Анна Петровна прожила до 89 лет. С большой теплотой вспоминала о своей свекрови жена младшего брата Екатерина Андреевна. В семье было пятеро детей. Такой большой семье в то время в деревне прожить было невозможно. С 1909 по 1925 гг. в семье умерли две девочки, в 1925 году умер брат Михаил. Тогда смертность среди детей был очень большая. В семье осталось два брата – Иннокентий и Георгий.
Георгий вспоминает, что по характеру брат был вспыльчивым, иногда неуравновешенным, очень упрямым, но хорошим работником, долгое время содержал всю семью.
В 1932 году семья поселилась в бараке №13 (недалеко от школы №37). Младший брат Георгий Васильевич в заводском поселке закончил восьмилетку, в 1938 году пришел на завод учеником.
На том месте, где сейчас проживает Георгий, в то время было кладбище, а рядом церковь.
Георгий Васильевич с 1938 по 1981 гг. трудился в 17 цехе Иркутского авиационного завода, за это время освоил все основные современные виды сварки и сварочного оборудования, технологию сварки различных материалов. За свой труд был награжден высшим трудовым орденом – Орденом Трудового Красного знамени.
Ветеран труда Н. Гусев проработал с Георгием 37 лет, 25 лет они вместе трудились мастерами в одной смене. Хорошо знали друг друга и семьи. Георгий Васильевич характером похож на брата – скромный, честный добросовестный, общительный, профессионал в своем деле. Не любили братья начинать дело, не доводить его до конца. У Георгия Васильевича три дочери, одна до недавнего времени жила в Усть-Орде (умерла), вторая – в Грановщине, внуки живут у бабушки с дедушкой на время учебного года, учатся в Иркутске. Часто сниться Георгию Васильевичу родная деревня, с ее природой, охотничьими угодьями. Сам он страстный охотник – любитель.
В музее авиазавода еще в 1991 году, когда ветеран авиазавода, летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны, Иннокентий Кузнецов был награжден Золотой звездой Героя, была создана экспозиция, посвященная подвигам этого человека, материалы предоставили родственники, архив ИАПО.
«Подвиг Кузнецова И.В. должен быть в памяти поколений, мы должны помнить своих героев», - так писала в заводской газете «Иркутский авиастроитель» директор музея боевой и трудовой славы ИАПО Людмила Вахонина. Ветеран труда завода Н. Гусев предлагает создать книгу и трудовой и ратной жизни И. Кузнецова: «Ведь таких, как он, среди миллионов – единицы. В этом нам согласился помочь доктор исторических наук Илья Иннокентьевич Кузнецов, родившийся в поселке Иннокентеьвском. Он изучает истории Великой Отечественной войны, написал несколько книг о героях Советского Союза».
В последнее время поступают предложения и от ветеранов завода, и от жителей города переименовать улицу Украинскую в улице И. Кузнецова. Здесь он жил, работал на заводе, тут и поныне живут его родные.
Это давний долг жителей заводского поселка и работников завода перед замечательным человеком, героическим защитником Отечества.
Люди по-разному относятся к смене названий улиц. Кто-то считает это бессмысленным занятием, но здесь идет об увековечении имени Героя. Не так их у нас и много.
В поселке авиастроителей только улица Жукова носит имя героя-заводчанина.
И. В. Кузнецов героически сражался на фронтах войны, в мирное время занимался испытанием авиационной техники. У него большие заслуги перед Отечеством. И одна из улиц поселка все-таки должна носить имя И. Кузнецова.
В последнем письме к брату Г. Кузнецову в Иркутск 1 апреля 1996 года Иннокентий Кузнецов писал: «Я каждый день прошу Бога, чтобы мои дети, внуки, правнуки не узнали, что такое война. Но и забывать о ней мы не должны».
Чтобы нашим потомкам было о чем вспомнить, не должны сегодня молчать оставшиеся в живых ветераны.
А детям и внукам надо бы не опоздать, успеть их выслушать, суметь понять и прочувствовать то, что они пережили.
Когда материал был в общем-то собран, мы решили позвонить в Совет ветеранов на завод, договориться о встрече с председателем Совета ветеранов Сергеем Вахрушевым. Но нам ответили, что с недавнего времени Совет закрытое общество и встретиться с ветеранами школьникам нельзя. Сложившаяся ситуация очень странная: почему ветераны отгородились от детей? Пока неизвестно. Можно только гадать…
Эпилог.
Мы на беспамятство право не имеем!
Тот, кто вчерашние жертвы забудет,
Может быть, завтрашней жертвою сбудет…
Солдаты, прошедшие войну,
Давно сменили автоматы
На костыли и посошки.
Они землю предков защищали
И нам державу сохранили.
Из сочинений учащихся.
Литература.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рисуем "Ночь в лесу"
Самодельный телефон
Два морехода
В какой день недели родился Юрий Гагарин?