Исследовательская работа содержит материал об истории создания Смольного института, об особенностях зачисления, обучения и пребывания в учебном заведении. В работе представлены выдержки из дневниковых записей учениц, раскрываются некоторый тайны института.
Вложение | Размер |
---|---|
smolnyy_institut.rar | 141.37 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в поселке Усть-Омчуг»
Исследовательская работа
« Смольный институт благородных девиц»
Выполнила ученица 7 «б» класса
Попова Татьяна
Руководитель: Пименова
Оксана Александровна
Пос. Усть-Омчуг
2009г.
Оглавление
а) условия пребывания
б) режим дня
в) уроки
6. Учеба девиц других сословий.
7. Создание «третьего сословия»
8. Развлечение воспитанниц
а) балы
б) театр
9. Результаты.
10.Реформы Марии Федоровны.
11. Инспектор классов.
12. Отрицательная сторона института.
13. Закрытие.
V. Выводы.
VI. Результаты работы.
VII. Литература.
VIII. Приложения.
Аргументация темы
На выбор темы моей исследовательской работы повлияло следующее. Во-первых, любознательность, хотелось узнать больше о женском образовании и учебных заведениях для девочек в России XVIII-XIXв.
Из уроков истории я знала, что раньше женского образования в России как такового не было. Чаще оно было домашним и его получали девочки из высших сословий. Особенное положение в светском обществе занимали тогда выпускницы института благородных девиц, которые славились прекрасным воспитанием и хорошими знаниями. Мне стало любопытно, как и чему обучались девочки в этом учебном заведении, чем была наполнена их жизнь в институте, а главное – обучались ли в институте девочки, не принадлежавшие к высшим сословиям.
Цель работы:
Познакомиться с особенностями обучения и жизни учениц Смольного института.
Гипотеза
В Смольном институте благородных девиц обучались девочки не только дворянского происхождения.
Задачи:
Описание хода исследования
До начала исследования мы определили, где можно найти
нужную информацию. Выяснили, что источниками могут быть
Основным источником информации по истории института стал Интернет. Именно в этой системе я нашла наибольшее количество материала для своей работы и иллюстрации к ней. Здесь же оказались сведения, раскрывающие отрицательные стороны жизни воспитанниц Смольного института.
В познавательном журнале «Читаем, учимся, играем» я обнаружила данные из истории создания Смольного института, отрывки из дневниковых записей выпускниц.
Информации оказалось достаточно. Чтобы привести ее в порядок, я составила план, с помощью которого и начала работать над гипотезой.
После всей проделанной работы я оформила собранный материал в виде справочных статей, включающих в себя историю Смольного института благородных девиц.
Смольный институт благородных девиц
1. Реформаторы.
На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий. Давным-давно в Петербурге существовало предание о том, что императрица Елизавета Петровна хотела тихо закончить жизнь в монастыре и повелела архитектору Растрелли построить на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748г. началась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершения постройки по плану архитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь, так никогда и не использовался.
После смерти Елизаветы Петровны судьбой монастыря стала распоряжаться Екатерина II. С изменением государственной идеологии кардинально менялось и положение женщин в обществе. Если в XIII-XIV веках ценилась физическая крепость, здоровая, работящая и умелая хозяйка дома, то, к примеру, культура XVIII века уже требовала от женщин определенных познаний в области музыки, пения, танцев, художеств, владение иностранными языками. Постепенно в обществе вызревала идея необходимости регулярного женского образования – в отличие от существовавшего до сих пор домашнего.
В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек – дворянок учили дома, а дочерей из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества»./1/[1] Первым помощником императрицы в этом ответственном деле стал Иван Иванович Бецкой.
2. И.Бецкой и его педагогическая система
Иван Иванович Бецкой был одним из крупнейших деятелей царствования Екатерины. Он человек высокообразованный и влюбленный в педагогику. Он изучал труды передовых мыслителей своего времени (со многими из которых был лично знаком), освоил педагогические системы Локка, Руссо, Гельвеция, ездил по учебным заведениям Европы, внимательно присматриваясь к тому, как поставлено в них дело. И на основе этой огромной работы создал собственную педагогическую систему. Екатерина долго не могла найти подходящий образец для своего института. Но, разделяя взгляды Локка, Екатерина II вместе с Бецким полагали, что из ребенка, поскольку он рождается не плохим, не хорошим, а нейтральным, можно вылепить все что угодно; переняли они также мысль Руссо, согласна которой в условие полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного. Только, скептически добавлял Руссо, для этого его нужно было бы поместить на Луну или на необитаемый остров. Но Екатерина II и Бецкой считали, что у них это отлично получится и в Москве, и в Петербурге путем создания строго изолированных детских интернатов.
Чтобы понять все значение новой педагогической системы надо представить себе хотя бы вкратце состояние педагогики в России в XVIII в. – почти полное отсутствие школ, невежественные учителя, их твердое убеждение (которое, впрочем, разделяло с ними и все общество), что без насилия, без телесных наказаний учение вообще невозможно. Ребенок дворянской семьи оказывался в полной власти гувернера, зачастую иностранного, из бывших лакеев и кучеров – об их необузданной жестокости нередко рассказывали мемуаристы. И сердобольные матушки глотали слезы, но возражать не смели, полагая вместе со своей эпохой, что наказание не только полезно, но и необходимо, а наставник чем жестче, тем добросовестнее.
Реформаторы рассчитывали свою работу на века, предполагая опереться на русскую традицию. «Никак нельзя пожаловаться на способность русских, - писали они, - это доказывали и те дворяне, что были посланы Петром I за границу и с хорошими возвратились успехами», и те простолюдины, которые были «взяты к наукам» и «также весьма скоро успевали в оных, но скорее еще в прежнее невежество и самое небытие возвратились». Общая мысль ясна: если тем, кого послали учиться, и удалось на какое- то время подняться над своей средой, то потом, по возвращении, эта среда поглотила их снова./1/
3.Цель создания института
Одно лишь образование, считал Бецкой, не даст должных результатов, без нравственных основ не может быть успехов ни в науках, ни в художествах. «Посему ясно, что корень всему, злу и добру – воспитание, следовательно, единое только средство остается, то есть: произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые б детям своим те же прямые и основательные воспитания в сердце вселить могли, какие получали они сами, и от них дети передали б паки своим детям, и так, следуя из родов в роды, в будущие века».
Вот она главная цель реформаторов - создание «новой породы» людей./1/
Основательница института Екатерина II считала, что девушки, обучавшиеся в Смольном, должны были смягчить, облагородить нравы тогдашнего, еще не блещущего хорошими манерами общества, вносить в отношения между людьми начало гуманности. Время показало, что большинство выпускниц Смольного института выполняли то, что было задумано императрицей.
________________________________________
1. Читаем, учимся, играем.//№8,2003г. С.38
Получив хорошее воспитание и образование, многие из них становились не только прекрасными матерями, наставницами своих детей, но и оставили в истории России след как значительные личности. Немало из смолянок стало достойными спутницами замечательных людей, вдохновительницами знаменитых ученых, художников, поэтов, музыкантов…Им русская культура обязана появлением ряда выдающихся произведений искусства.
5. Смольный институт благородных девиц.
Таким образом, в 1764г. по инициативе Екатерины II и И.Бецкого в Петербурге при Воскресенском-Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название «Смольного института благородных девиц». /1/
Помещение
Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными.
В начале XIX века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.
Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад. Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание Смольного вошло в историю архитектуры России./2/[2]
Условия пребывания
Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства.
В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. /1/
При поступлении от родителей и родственников требовалось обязательство по перепоручению опеке над воспитанниками на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения, строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Родители ворчали, что связь девочек с семьей практически полностью прерывалось, и если уроженки Петербурга еще могли рассчитывать на редкие встречи с близкими, то провинциалкам особенно из небогатых семей, об этом и мечтать не приходилось. Поэтому можно узнать, что самым тяжелым наказанием было у воспитанниц лишения свидания с родными.
Из дневниковых записей Т. Морозовой:
Волнующими и радостными были разъезды на каникулы. Трудно и представить себе, как тосклива и однообразна была бы наша затворническая жизнь в институте, если бы не было этих просветов, этих выводов в мир родных, близких друзей – на свободу. Нас отпускали под Рождество до 8 января. Эти каникулы совпадали с праздниками: Рождество, Новый год, Крещение. Затем были пасхальные каникулы и, наконец, лето./2/
Режим дня
Режим дня был довольно суровым и строго разграниченным. Подъем в 6 утра, ежедневно от 6 до 8 уроков с обязательным их посещением. Обучение сменялось прогулками на свежем воздухе под присмотром приставленной для этого дамы, приемы пищи - играми «по склонности и времени»/3/[3]
Из дневниковых записей Татьяны Морозовой:
В этом году мама все чаще принималась рассказывать мне и моей младшей сестре Наташе об институте. Обычно начиналось с полушутливой угрозы: «Вот будете шалить отдам вас в институт. Там заставят вас по струнке ходить». А затем оказывалось все очень интересным и привлекательным. Институт- это такая школа, где девочки живут и учатся. У них очень красивая форма. Правда, их будят очень рано, в семь часов, и каждое утро девочки должны по пояс мыться холодной водой./2/
Уроки
Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии, закону Божьему, рисованию, истории, географии, словесности. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.
В последнем классе ( с 15 до 18 лет) вводились занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии. Старшие воспитанницы по очереди вели счета, выбирали съестные припасы, производили уплату за них, а так же по очереди ежедневно преподавали в младших классах. Трудно судить об общем уровне образования, но преподавание языков и художественное воспитание стояли на большой высоте. Под руководством художников – профессионалов девочки лепили и рисовали ( до нас дошли воспроизведения некоторых их рисунков, показывающие хорошую выучку), вышивали ( по-видимому, тоже не плохо, поскольку на их работы поступали заказы). На музыкальных занятиях смолянки готовили сложные музыкальные программы.
По проекту необходимо было заботиться о том, «чтобы вселить в юношестве страх Божий», развить похвальные навыки, такие как правдолюбие, сострадание к бедным, приучить к опрятности и чистоте, «чтобы воспитанные таким образом молодые люди не только полезными членами общества, но и служили ему украшением».
Из дневниковых записей Галины Колесниковой:
На вечерней молитве над нами с Милочкой подшутили Женя Ватрушкина и остроносенькая Маруся Журкина. Они потихоньку подкрались сзади и распустили на передниках банты и ими связали нас. Мы не могли подняться с колен: барахтаемся, а встать не можем. Все смеются, а мы чуть не плачем. Пришлось нашей «немке» Марине Александровне в это дело вмешаться. Она отвязала нас друг от друга, мы восстановили банты. А Ватрушкину и Журкиной наказали – целый урок они простояли у доски.
Также Екатерина II поддерживала в стенах смольного института благородный и аристократический дух. До 12 лет воспитанницы полностью обслуживались, и лишь потом они самостоятельно уделяли внимание одежде и прическе. У смолянок поддерживалась и привычка к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные столовые приборы./1/[4]
6 . Создание «третьего сословия»
В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы. /1/
Прежде всего, институт был разделен на два отделения – «благородное» и «мещанское». Дворянство поначалу откликнулось неохотно.
Обучения не дворянок было одновременно частью той программы, по созданию в России «третьего сословия», которая так заботила Екатерину II. Эти девушки должны были учиться «искусствам жизни человеческой и гражданству потребным» - иначе говоря, из воспитанниц думали приготовить не только образованных хозяек в дома, но и своего рода управляющих в промышленности и торговле.
Если «мещанское» отделение Смольного должно было пополнить «третье» сословие работницами и хозяйками, то отделению «благородных» девиц предстояло дать обществу высокоинтеллигентных женщин, которые несли бы культуру всюду, куда забросит их судьба. Чтобы они не делали: воспитывали своих или чужих детей, становились ли хозяйками дома, салона или уезжали в свое поместье, - всюду должны были они нести атмосферу духовности.
Екатерина II вообще поощряла общественную деятельность женщин, в том числе и в литературе: именно при ней появились женщины – поэтессы, женщины – переводчицы и даже драматурги, главой двух академий она сделала также женщину – Е.Р. Дашкову./2/[5]
7. Развлечение воспитанниц
Балы
Для того чтобы девушки свободно чувствовали себя в обществе, для них стали проводиться по праздникам и воскресным дням балы, на которые приглашались, гости, кавалеры, родители и родственники. Девушки давали концерты, ставили спектакли и играли роль хозяек. Императрица лично участвовала в обучении девиц светским манерам. Она часто посещала благородное отделение и поддерживала смолянок; любила разговаривать с ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали Великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости. А Великая княгиня Наталья Алексеевна несколько раз в неделю занималась с девушками музыкой.
Из дневниковых записей Галины Колесниковой:
Выпускной бал.…Это одно из самых выдающихся событий в годовом круге институтской жизни. На балу, кроме выпускниц, присутствуют их родители, преподаватели и гости: кадеты, юнкера, представители местной знати.… В актовом зале светло и нарядно. Откуда-то сверху доносятся приглушенные звуки духового оркестра. Где сидят музыканты, не видно. Кажется, будто не они играют, а звучат высокие белые колонны, гудят стены зала. Под звуки полонеза открылись двери и грациозно входят девушки: во всем белом – плывут лебеди! - с гладко причесанными головками. «Белые лебеди» становятся напротив кадетов и юнкеров, выстроившихся у стен. Начинается вальс. Ко мне подходит тоненький кадетик в черном, подпоясанный широким ремнем с бляхой на животе. Склоняет передо мной голову, шаркает ножкой. Я кладу ему руку на плечо, он осторожно прикасается к моей талии. Танцевала без передышки – кадриль, польку – бабочку, па-де-катр – все, что выучили на уроках танцев. Закончился бал мазуркой. У меня было такое ощущение, что я попала в театр! /2/
Театр
Но главным увлечением Смольного был театр. Екатерина всячески поощряла этот вид искусства. Общество тем временем было охвачено ажиотажем театрального искусства. Кроме профессиональных и крепостных театров существовал еще и «благородный театр», где пьесы разыгрывала знать. Здесь шли и трагедии, но чаще всего балеты, комические оперы и всякого рода пьески, подчас собственного сочинения (кто только не писал тогда пьес и комических опер, начиная с самой Екатерины II). Здесь были свои любимцы, свои таланты, свои знаменитости.
С учреждением Смольного института в Петербурге появился новый знаменитый театр. Сперва представления давали в залах самого института, но потом выстроили специальное здание. Декорации для представлений писали художники придворного театра, костюмы шили придворные портные, а главное девочками занимались самые крупные балетмейстеры и высокопрофессиональные артисты. В театр Смольного съезжалась знать, о его спектаклях писали газеты.
Вот запись одной из смолянок Г. Колесниковой:
Произошло ошеломительное событие: нас повели в театр на «Принцессу Грезу» Ростана. Дух захватило, когда вышла на порфировую лестницу Мелисинда – принцесса греза – с белыми лилиями в руках, в сияющей диадеме на распущенных волосах. Замерев, мы слушали монолог Бертрана, облаченного в рыцарские доспехи… Мы не сразу поняли, что Мелисинда приняла Бертрана за другого. А когда поняли, от волнения вскочили. Мне казалось, что я слышу учащенное дыхание всех, кто сидит в партере, в ложах, на балконе, даже на галерке… Потрясенные спектаклем мы возвращались в институт, ничего не замечая. Утирали слезы. /1/[6]
Первые настоящие театральные вечера – целая программа, складывавшаяся обычно из одноактной комической оперы, комедии и балета, - начинают привлекать петербургскую публику, входят в общий распорядок придворных развлечений. Несложная мелодичная музыка, небольшой, заменяющий оркестр музыкальный ансамбль, нехитрая интрига и текст, близкий к текстам драматических спектаклей, давали много возможностей для девочек. На каждом выступлении они могли блеснуть всеми гранями своего образования, не уступавшего профессиональному обучению./1/
8. Результаты обучения
Императрица постоянно держала в поле зрения все, что касалось Смольного института. Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: « Эти девицы…превзошли наши ожидания; они успевают удивительным образом, и все согласны с тем, что они становятся столько же любезны, сколько обогащаются полезными для общества знаниями. А с этим соединяют самую безукоризненную нравственность». В другом письме тому же Вольтеру говорилось: «…мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать не жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме.»/2/[7]
9.Реформы Марии Федоровны.
Сразу после смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы.
По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения - класса, по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек.
Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться "учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет". Поэтому в Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет. В училище будут обучаться 100 воспитанниц, и в ближайший прием предполагала принять двадцать мещанок. Император на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200.
Согласно новому плану, в первом возрасте преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история и арифметика, причем все предметы вводились постепенно. В этом же возрасте предполагалось обучать девиц "танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным". На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока -2 часа. Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений, отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими.
Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" - в качестве хозяйки. Поэтому вместо книги "О должностях человека и гражданина", которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу "Отеческие советы моей дочери". В ней говорилось: "Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью". Женщина должна быть "совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом".
Императрица Мария Федоровна строго разграничила сословия, она видела "большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц". Она отменила, первоначально, обучение мещанок иностранным языкам, но при приеме 1797 года в Воспитательное Общество выяснилось, что "из новопринятых воспитанниц многие уже изрядно обучены французскому языку мещанками, из того же Общества выпущенными". Узнав об этом императрица, в отмену своего прежнего решения, повелела Совету вновь ввести преподавание французского и немецкого языков в Мещанском училище, чтобы тем дать его воспитанницам в будущем средства к жизни. Через год было отмечено преподавание естественной истории. Эта система образования, выработанная в 1797 году, существовала в женских институтах почти полвека./1/
10.Инспектор классов.
В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т. д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года/1/[8]
11. Трагические страницы в истории института.
Но Смольный институт, точнее его режим и требования, имеет также и отрицательные стороны. Институт благородных девиц обычно воспринимается сегодня с ностальгией по «блистательному Санкт-Петербургу» как закрытое учебное заведение с практически безупречной репутацией. Между тем век назад петербуржцам представала совсем иная картина: странные события, происходившие в Смольном институте, давали повод говорить о царивших там деспотических нравах и порядках.
Поводом к таким разговорам послужила трагедия, случившаяся в Смольном институте в середине апреля 1913 года: две воспитанницы выпали с третьего этажа во двор. Одна выжила, другая разбилась насмерть. По официальной версии, трагедия стала следствием недосмотра администрации: «две воспитанницы увлеклись своей шалостью настолько, что очутились на полураскрытом окне и, сильно облокотившись на стекло, раздавили его и обе вместе рухнули вниз с высоты третьего этажа».
Правда, вскоре выяснилось, что в этой истории все шито белыми нитками. Достаточно сказать, что трагическая «детская шалость» случилась почему-то глубокой ночью. Стало ясно, что администрация Смольного института во главе с его начальницей светлейшей княжной Ливен тщательно скрывала подробности этого происшествия. Дотошные газетчики все-таки пронюхали, в чем было дело. Оказалось, что падение двух воспитанниц из окна не было случайностью.
«Кулуары женского аристократического учебного заведения с его режимом и патриархальными началами создали такую атмосферу, которую не вынесли две юные девочки», - утверждалось в одной из влиятельных городских газет. Обе смолянки учились в институте уже четвертый год, и трагедия назревала долго.
Погибшая 14-летняя Надежда Кондаурова, дочь полковника, давно тяготилась обстановкой и режимом институтской жизни. Еще перед рождественскими каникулами ее «уловили» с недозволенными к чтению книгами. Они не были «преступного» содержания, но и не входили в программу института. Еще несколько подобных «выходок» - и Кондаурова оказалась на плохом счету у администрации. В результате при 12-балльной системе отметок ей поставили два балла за поведение.
Кондаурова стала писать жалобные письма домой. В Петербурге у нее были мать, братья и сестры, старшие из которых тоже были воспитанницами-смолянками. Она умоляла, упрашивала забрать ее домой, но не встретила поддержки у родных. Сочувствие она нашла лишь у своей подруги Ольги Савинковой, которая происходила из зажиточной дворянской семьи.
В три часа ночи 13 апреля, когда все смолянки спали, Кондаурова и Савинкова решили исполнить задуманное. Потом уже говорили, что девушки хотели бежать из института и утопиться в Неве, но когда попытку их бегства раскрыли, вылетели из окна. Как бы то ни было, Кондаурова закрылась простыней и бросилась вниз из окна. За ней последовала ее подруга... Когда стало понятно, что администрация Смольного института скрывает происходящее и всеми силами препятствует огласке, по Петербургу поползли самые разные слухи. Главным образом обвиняли внутренние распорядки институтской жизни, установленные тогдашней начальницей княжной Ливен. Поговаривали, что в институте развилась система угодничества и всепослушания, в ученицах воспитывают чувство лести, а порядки угнетают не только воспитанниц, но и педагогов. Некоторых уже уволили за «вольный нрав». Ходили слухи, что начальница института высокомерно обращается с педагогами, что в институте процветает принцип служения слову, а не делу. Будто бы смолянок зачастую наказывают не за серьезные проступки, а за самые невинные проявления живого характера.
В самом Смольном институте публикации о царящих там нравах называли наглой ложью. Представителей прессы вообще не пускали за порог института. Впрочем, некоторые считали, что дело не только в смольнинских порядках, поскольку демонстративные самоубийства среди молодежи стали, без преувеличения, настоящим «веянием времени». А законоучитель и духовник Смольного института священник Егоров и вовсе объяснял поступок Кондауровой ее «ненормальностью». «Она была нервной, экзальтированной натурой, - заявлял он, - часто беседовала со мной и говорила, что она «скверная, не годная для жизни». Она была талантлива, и развитие ее шло выше окружающих. Вечное искание чего-то лучшего».
Через три дня после трагедии Надежду Кондаурову похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Среди провожавших ее в последний путь было немало офицеров гвардейских полков, а также бывших смолянок. Воспитанниц, учившихся вместе с Кондауровой, не было: администрация просто не разрешила им появляться здесь, опасаясь «массового психоза». Между тем разоблачения порядков, царивших в институте, продолжались. Дошло до того, что Смольный институт во всеуслышание обозвали «школой самоубийц». Оказалось, что только в 1906/1907 учебном году пять смолянок покушались на самоубийство.
«В женских институтах для того, чтобы пересоздать женщину если не в цветок, то в говорящую (по-французски) куклу, применяется особый режим, который весьма близко напоминает тюремный, - возмущался газетчик «Петербургского листка». - Результаты известны... Теперь, когда повеяло свежим воздухом, здоровым, впечатлительным, чутким, увлекающимся девушкам стало еще тяжелее переносить затхлую атмосферу институтской тюрьмы. И они бросаются из окон... Не лучше ли вместо того, чтобы закрывать институтские окна железными решетками, широко открыть двери институтов? И выпустить на волю всех институтских пленниц».../1/
12. Закрытие института.
Учебный курс Смольного института приравнивался к курсу женских гимназий. Летом 1917 воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В здании Смольного института в 1917 находились революционные органы власти. Наряду со Смольным институтом, в Петербурге был учреждён институт Св. Екатерины для благородных девиц./2/[9]
Выводы:
Итак, первоначально в России женского образования не было, но со временем положение женщин в обществе менялось. В XVIII в. ценить стали не только физические данные и умелых хозяек, а познания в области музыки, пения, художеств. Поэтому появились люди, желающие создать новую педагогическую систему, открыть учебное заведение, в котором учились бы девочки не только из дворянских семей. И это главное, т.к. теперь возможность на образование давалась всем женщинам из свободных сословий.
С легкой руки Елизаветы Петровны и благодаря просвещенному абсолютизму Екатерины Великой открылся институт благородных девиц, предназначенный сначала только для дворянок, а позднее и для мещанок. Не смотря на суровые условия пребывания, строгий распорядок учебного дня, для девочек устраивали великолепные балы, посещение театра. Получив хорошее воспитание и образование, многие из воспитанниц становились не только прекрасными матерями, наставницами своих детей, но и оставили в истории России след как значительные личности.
С приходом к власти новых правителей менялся и Смольный: его управители, условия жизни и обучения. В истории института известны и трагические страницы. Некоторые девочки не выдерживали строгих порядков и долгой разлуки с семьей, хотели сбежать, иногда дело доходило и до самоубийств. Это были единичные случаи, а в целом, «девочки превосходили все ожидания», как писала в свое время Екатерина Великая Вольтеру. Во время революции 1917 года Смольный институт как учебное заведение был закрыт, а воспитанницы были переведены в другие учебные заведения.
Результаты работы:
Собрала материал, подтверждающий гипотезу, а именно: в Смольном институте благородных девиц обучались девочки как дворянского сословия, так и из других свободных сословий. Воспитанницы обучались одинаково в строгости и воспитании аристократического духа.
Научилась работать с историческими документами: периодические издания, иллюстрациями, а также с системой Интернет; закрепила навык работы с компьютерной техникой.
Проделанная работа позволяет использовать ее на уроках истории в качестве дополнительного материала.
Также имею возможность провести классные часы на темы: «Женское образование в России эпохи Екатерины Великой»,
« Учение и развлечения прекрасных смолянок».
Что дала мне
исследовательская работа
Работая над темой, я расширила свой круг знаний, больше узнала о женском воспитании и образовании в России, эпохе Екатерины Великой.
Научилась анализировать и систематизировать собранный материал.
Литература
Приложения
Иллюстрации
Смольный институт в 1917году
Последний выпуск института 1917года.
Иван Иванович Бецкой
Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская, выпускницы Смольного.
Портрет работы Д.Г. Левицкого, 1773 г.
Бал в Смольном.
2. Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolnyюhtm
[3]1. Читаем, учимся, играем. №8,2003г. С.38
2. Читаем, учимся, играем.№8,2003г. С.39
3.Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolnyюhtm
[4]1. Читаем, учимся, играем.№8,2003г. С.40
[5]1. Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolny.htm
2. Читаем, учимся, играем.№8,2003г. С.39
[6]1. Читаем, учимся, играем.№8,2003г. С.40
[7]1. Читаем, учимся, играем. №8,2003г. С.40
2. Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolny.htm
[8]1. Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolny.htm
[9]1. Интернет сайт http://www.jurfak.spb.ru.document/jubilee/woman /smolny.htm
2. Интернет сайт http://smena.ru/news/2007/03/26/10444/
Лягушка-путешественница
Тигрёнок на подсолнухе
Весенние чудеса
Три коробки с орехами
Как напиться обезьяне?