Поисково-исследовательская работа содержит материалы об истории школ Тенькинского района Магаданской области. Обнаруженные факты, воспоминания жителей поселка помогают восстановить историю становления школьной системы в районе, начиная с 30-х годов XX века.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkol_tenkinskogo_rayonahaustova_m._2008.rar | 555.29 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В ПОС. УСТЬ-ОМЧУГ»
История
школ Тенькинского
района.
Выполнила ученица 5 «Б» кл.
Хаустова Маргарита
Руководитель
Пименова Оксана Александровна
пос. Усть-Омчуг
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
7. Используемая литература ……………………………………… 9
8. Приложения …………………………………………………….. 10
ВВЕДЕНИЕ
Совсем недавно ушел в историю бурный XX век, и вот мы живем и учимся в XXI веке. Сегодня много разных видов школ, программ, учебников, все современные ученики уже в начальной школе владеют компьютером, многие умеют пользоваться Интернетом. И наш Тенькинский район не исключение, хотя школ в нем немного.
Мне стало интересно, сколько и какие школы были раньше, чему и как учили, какие были достижения и трудности в работе школ нашего района. Особенно меня заинтересовала история школ моего поселка. Я знаю, как и многие жители Усть-Омчуга, что раньше у нас было две школы, а теперь одна. Я задумалась, почему так случилось, что интересного было в школьной жизни обеих школ.
Общаясь со своими сверстниками, я выяснила, что они мало знают или совсем не знают о прошлом своей школы, хотя у большинства из них родители – выпускники школ поселка. К тому же некоторые наши учителя – тоже местные выпускники, интересно узнать, какие они были ученики.
АРГУМЕНТАЦИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ
На выбор темы моей поисково-исследовательской работы повлияло много факторов. Прежде всего- любознательность, желание узнать больше о том крае, где я родилась и живу, узнать, когда и где начали открываться школы на Теньке, что было особенного в работе школ, почему сейчас в районе всего три школы.
На уроках истории нам говорили, что прошлое и настоящее неразрывно связано: нельзя понять то, что происходит сегодня, не зная того, что было вчера. Поэтому, думаю, что интересно и полезно знать о том, чем отличались школы 40-90-х годов двадцатого века от нынешних, как и чему учились раньше, какой, вообще, была Тенька в то время.
Собранный материал можно будет использовать при подготовке к урокам и классным часам по историческому краеведению, а так же предложить его для пополнения стенда об образовании в районный краеведческий музей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Восстановление истории школ
как части истории нашего района
ГИПОТЕЗА
1. Первая школа в Тенькинском районе появилась в поселке Усть-Омчуг, а затем школы начали создаваться в других поселках.
2. Сокращение школ в районе обусловлено уменьшением численности на-
селения.
ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Работа с материалами районного краеведческого музея.
2. Работа с литературой по истории Магаданской области.
3. Работа с архивами отдела образования Тенькинского района, МОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг», газеты «Ленинское знамя» 1965- 2006 гг. (с 1993 г. - «Тенька»).
4. Анкетирование, интервьюирование, систематизация и анализ собранного материала.
5. Фото и видеообработка собранного материала.
ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
До начала исследования проблемы, мы определили, где можно найти необходимую информацию. Выяснили, что её источниками могут быть:
Чтобы выяснить, когда и где впервые появились школы на территории Магаданской области, как создавалась школьная система, я воспользовалась брошюрой «История Магаданской области: с начала XX века до наших дней» под редакцией Н.Н.Дикова.
Работая в краеведческом музее и указанных архивах с документами и подшивками газет, я переснимала интересующие меня статьи и фотографии и обязательно записывала номер и дату издания газеты, постановления. Так основным источником информации по истории школ на Теньке явились данные краеведческого музея и архивов.
Чтобы определить количество учеников и учителей, а также выяснить время и причины сокращения школ в районе, я воспользовалась документами, предоставленными специалистом отдела образования администрации Тенькинского района Раисой Федотовной Зиганшиной. Чтобы сравнить количество учебных предметов «вчера» и «сегодня», я изучила учебный план нашей школы с помощью заместителя директора по учебной части Ларисы Шамильевны Петраш.
Выяснить достижения и трудности в работе школ, чему и как учили раньше, мне помогли подшивки газет «Ленинское знамя» («Тенька») и архивные документы отдела образования.
На данный момент собраны фотографии, альбомы, копии документов, свидетельст вующие о состоянии школьной системы в 40-80-х годах XX века.
Работая в краеведческом музее , знакомясь с документами отдела образования, я выяснила, что в Тенькинском районе существовало множество больших и малых поселков, и в каждом работала школа: где-то только начальная или неполная (без старших классов), а где-то традиционная общая.
Во многих школах работали интернаты для детей из отдаленных малонаселенных пунктов и для тех, чьи родители работали вахтовым методом. Школьники здесь жили и учились, отдыхали и приучались к самостоятельности, частично или полностью содержались за счет государства: обеспечивались хорошим питанием, медицинским обслуживанием. Конечно, был большой минус – дети подолгу не видели своих родителей и не испытывали на себе семейной атмосферы.
Сегодня в районе осталось 3 школы, которые являются не только образовательными учреждениями, но и культурно-просветительскими центрами и, очевидно, символом жизни поселков района.
ВЫВОД
Таким образом, на территории Тенькинского района в разное время работали 24 школы: 9 - начальных, 6 - неполных, 9- общих. В них обучалось от 30 до 1150 детей. Крупные школы работали в 2 смены. В 5 школах были интернаты, в которых находилось в общем количестве около 300 ребят. Первая школа в Тенькинском районе была открыта в 1932 году в селе Оротук.
В жизни школ были взлеты и падения, связанные с общими политическими и экономическими проблемами страны. В советский период наши школы не испытывали трудности в том, кого учить и кто будет учить, была некоторая стабильность, а во время перестройки, распада СССР и после этих событий Северо-Восток был оставлен на произвол судьбы. Так начался массовый отток населения, поселки закрывались, а вместе с ними - школы. Сокращение школ в нашем районе началось в конце 80-х годов прошлого века.
Однако, что бы ни испытывали школы в разные периоды своей сложной истории, всегда были достижения. Педагогические коллективы с надеждой на лучшее вступали в реформы образования, воплощая их в жизнь, искали и находили новые методы, формы и средства обучения, создавая благоприятные условия для разных детей, вводили новые учебные предметы согласно потребностям новой эпохи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
2. Взять интервью у наших учителей-выпускников школ поселка о школь-
ной жизни в разные годы XX века, продолжить переписку с выпускни-
ками школ поселка, изучение архивных материалов.
ЧТО МНЕ ДАЛА РАБОТА НАД ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕМОЙ
Работая над темой, я расширила свой кругозор, узнала дополнительную информацию об истории того края, в котором родилась и живу.
Я научилась анализировать и систематизировать исторические документы, работать с архивными данными.
Кроме того, лучше узнала возможности компьютерных программ, приобрела навыки создания презентаций и работы с фотоаппаратурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбом 1979 года «История Тенькинской вечерней школы».
2. Альбом 1984 года «Из истории Усть-Омчугской школы-интернат»
3. Анализ статданных из Решения комитета Тенькинского районного
Совета народных депутатов № 48 от 20.03.1991 г.
4. Газета «Ленинское знамя» № 93, 1980 год.
5. Газета «Ленинское знамя». Публикации 1988 г.
6. Газета «Тенька». Публикации 2003 года.
7. Газета «Тенька». Публикации 2004 года.
8. Данные и фотоматериал районного краеведческого музея.
9. История Магаданской области : с начала XX века до наших дней /
Под ред. Н.И.Дикова.- Магадан, 1982 г.
10. Историческая хроника Магаданской области.- Магадан, 1975 г.
11. Постановления Главы Тенькинского района 1994 – 2002 г.г.
12. Решение Тенькинского районного Совета народных депутатов № 137
от 20.07.1990 г.
13. Решение Санга-Талонского сельского Совета народных депутатов
№49 от 18.09.1990г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
3. Иллюстрации …………………………………………………………… 22
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ШКОЛ
НА ТЕРРИТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В начале XX века на территории Дальнего Востока действовали министерские, миссионерские и церковноприходские школы, а на территории Северо-Востока – церковноприходские и министерские (государственные) школы. Самая первая школа при церкви была организована в 1847 г. в Тауйске, позже в 1883 г. – в чукотском селе Марково, в 1889 г. – в пос. Ола.
Посещали эти школы в основном дети русских старожилов, чиновников, оседлых местных жителей: юкагиров и чуванцев. От чукчей, эскимосов и эвенов эти школы располагались далеко, да они и не понимали, для чего нужна грамота кочевнику или морскому охотнику. Учителями в первых школах были малограмотные люди.
В начале XX века, в 1910 г., впервые возник вопрос о создании министерских школ на Северо-Востоке. Так, в 1913 г. состоялось открытие государственной начальной школы в селе Ола, в 1916 г. такие же школы были открыты в чукотском поселке Уэлен, в эскимосском поселке Чаплино. Но практически работала лишь Ольская школа, затятия же в чукотских школах велись с большими перебоями, так как ведомство Министерства народного просвещения не могло подобрать учителей в отдаленные малоосвоенные районы Северо-Востока. Занятия проводились случайными людьми. Например, в поселке Чаплино несколько лет занимался с детьми торговец и вахтер продовольственного склада Павлов. По-настоящему эти школы начали работать лишь в советское время. Тогда же решался вопрос о просвещении кочевых народов, занимающихся оленеводством. Со временем были введены кочевые (передвижные) школы, когда учитель кочевал вместе со школьниками и их родителями. /1/
К 1927 г. на территории нынешней Магаданской области насчитывалось всех типов школ -32, учащихся -664, учителей – 38. /2/ В предвоенные годы рост школьной сети и количества учащихся значительно увеличился. В Магаданской области в 1939-1940 учебном году насчитывалось 115 школ, 4437 учащихся, 340 учителей. Острым оставался вопрос обеспечения школ учителями. Эта проблема практически была решена после открытия в1939 г. Анадырского педагогического училища. /1/ А к 1960 году в области работали 2300 учителей и воспитателей, из них 11 имели звание заслуженных учителей школы РСФСР, 100 были награждены значком «Отличник народного просвещения». К 1962 году создано 30 новых восьмилетних (сегодня – 9-летних) школ. В 1980 году из 234 школ области средние школы составили 121, в которых обучается около 90% учащихся, около 8 тысяч школьников воспитывается в 61 школе-интернате. /1/
1. История Магаданской области : с начала XX века до наших дней / Под ред. Н.И.Дикова.- Магадан, 1982 С. 58-59, 110-112.
2. Историческая хроника Магаданской области. - Магадан, 1975 г. С.62.
ИЗ ИСТОРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ШКОЛ В ТЕНЬКИНСКОМ РАЙОНЕ
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛ В ТЕНЬКИНСКОМ РАЙОНЕ
1932 г. – начала работу школа в с.Оротук. Ликвидирована в 1999 г.
1941 г. – открыта школа в пос.Усть-Омчуг.
1947 г. - в п. им. Тимошенко (Омчак) открыта первая школа (начальная). /1/
1 сентября 1949 г. - открыта начальная школа в п. Гвардеец. (Данные краеведческого музея) Ликвидирована в 1994 г., оставшиеся учащиеся переведены в Кулинскую среднюю школу /2/
1950 г. - открыта начальная школа в п. Автобаза (Транспортный). /1/ Нет данных о реорганизации начальной школы в среднюю. 21 мая 2004 Постановлением Главы Тенькинского района № 144 школа ликвидирована в связи с переселением жителей.
1953 г. - открыта начальная школа в п. им. Гастелло (7-летняя с 1957 г.)./1/ Нет данных о реорганизации начальной школы в среднюю. Ликвидирована 28 мая 2002. /3/
До 1954 г. на территории современного Тенькинского района, кроме вышеперечисленных, существовали школы в поселках: Бутугычаг, им. Ворошилова, им. Буденного, им. Белова, Хениканджа, Бодрый. /1/
1 сентября 1954 г. - открыты начальные школы в поселках: Агробаза, Нелькоба, Мадаун, Ветреный, Кулу, Чигичинах и школа рабочей молодежи в п. им. Тимошенко (Омчак). /1/
Ветренская начальная школа закрыта, предположительно,в 1987 – 1988гг. /4/
Мадаунская неполная школа реорганизована в СОШ в пос.Мадаун 1 сентября 1990 г. /5/
1. Данные районного краеведческого музея.
2. Постановления Главы Тенькинского района № 266 от 20.07.1994 г.
3. Постановление Главы Тенькинского района № 36 от 27.05.2002 г.
4. Анализ статданных из Решения комитета Тенькинского районного Совета народных депутатов № 48 от 20.03.1991 г.
5. п.I.3. решения Тенькинского районного Совета народных депутатов № 137 от 20.07.1990
Чигичинахская СШ с интернатом при школе ликвидирована в 1993 году. В 1992 год, последний год работы, школа-интернат насчитывала 26 учащихся из поселков Елочка, Хатыннах, Оротук, Эхбы. Для сравнения в 1990 г. детей было 54 человека. /1/
1 сентября 1956 г.- открыта начальная школа в п. им. Матросова. /2/
15 июля 1999 произошло присоединение Матросовской СШ к Омчакской СШ . В пос.Омчак теперь одна школа - Омчакская СОШ; в период реорганизации в школах было следующее количество детей: Омчакская СШ – 274 уч-ся (проектная мощность 365 чел.), Матросовская СШ –111 (267), последний директор-Бортникова А.Г. /3/
1961 г. - построено новое здание школы в п. Нелькоба. /2/ 1 июня 1998 в связи с переселением жителей в другие населенные пункты Магаданской области, переходом базовых предприятий на вахтовый метод, отсутствием контингента учащихся неполная школа в поселке закрыта. /4/
1966г. - открыты новые начальные школы в посёлках Яна и Бутугычаг. /2/ 1 сентября 1994 г. ликвидирована Янская школа в связи с переселением жителей в другие населенные пункты Магаданской области, переходом базовых предприятий на вахтовый метод, отсутствием контингента учащихся неполная школа в поселке закрыта. /5/ О судьбе школы пос. Бутугычаг сведений нет.
1970 г. - построено новое 3-х этажное здание школы в п. Омчак. /2/
К сожалению, не имеется данных об открытии Токичанской, Эхбинской начальных школ, Расковской, Мой-Урустовской, Беловской СШ, только информация о закрытии.
Так Токичанская начальная школа, предположительно, ликвидирована в 1988-1989 гг. /6/
Интернат при школе в пос. Мой-Уруста по причине недостатка учащихся ликвидирован 1.09.1990 г., был открыт в 1962 г. для уч-ся 1-8 классы. /7/ Школа в пос.Мой-Уруста прекратила свое существование 4.09.1995 г. /8/
1. Постановление Тенькинского районного Совета народных депутатов от 19.10.1990 г. № 195
2. Данные районного краеведческого музея.
3. Постановление Главы Тенькинского района № 189 от 12.05.1999г.
4. Постановление Главы Тенькинского района № 81 от 1.06.1998 г.
5. Постановление Главы Тенькинского района №455 от 26.12.1994 г.
6. Анализ статданных из Решения комитета Тенькинского районного Совета народных депутатов № 48 от 20.03.1991 г.
7. Решение Санга-Талонского сельского Совета народных депутатов № 49 от 18.09.1990г.
8. Постановление Главы Тенькинского района №325 от 04.09.1995г.)
Интернат при школе в пос. Мой-Уруста по причине недостатка учащихся ликвидирован 1.09.1990 г. , был открыт в 1962 г. для уч-ся 1-8 классы. /1/ Школа в пос.Мой-Уруста прекратила свое существование 4.09.1995 г. /2/
Неполная школа в пос. им. Белова была реорганизована в СОШ 21.09.1992 г., а ликвидирована 14.09.1997г. , Обовская неполная школа - 1.09.1994г. /3/ В 1991 г. работал малокомплектный класс (12-й) из 15 уч-ся по ходатайству жителей поселка.
Данные школы были закрыты в связи с переселением жителей в другие населенные пункты Магаданской области, переходом базовых предприятий на вахтовый метод и отсутствием контингента учащихся.
Интересно и то, что за каждой школой района были закреплены предприятия-шефы, которые помогали школам необходимыми материалами в оборудовании классов, ремонте здания и даже в обучении школьников некоторым специальностям. (Приложение №)
2. ИСТОРИЯ САМОЙ ПЕРВОЙ ШКОЛЫ НА ТЕНЬКЕ.
В 1932г. на Оротуке открылась первая школа. Первой учительницей была Мария Афанасьевна Тыллар, приехавшая на Оротук из Оймякона. Школьного здания не было, его построили только в 1934 году, а тогда под школу приспособили сайлык- летнюю дачу Петра Николаевича Протопопова. Учеников в школу удалось собрать только семь человек. Остальных не отпустили родители. Не было ни карандашей, ни бумаги, писали дети древесным углем на березовой коре. Изучали латинский язык. По существу это была первая школа-интернат, где дети жили. Продукты доставляли родители. Поваром и уборщицей была Дарья Протопопова.
Через два года в новой построенной школе училось уже сорок детей. Всё было в диковинку: и стекла в окнах, и железные печи, и школьный звонок. /4/
Позже в Оротукской школе с интернатом жили и учились дети из небольшого поселка Елочка. В 1990-е годы начался отток населения, детей становилось меньше и интернат закрыли в 1993 г. В 1992 году в нем было 7 детей. 27 июня 1999 г. школу закрыли в связи с переселением жителей. На этот момент: 23 уч-ся, 1 учитель (рус.яз. и литература) Задорожная Надежда Сергеевна, 1 библиотекарь, директор и учитель – Хайко Виктор Георгиевич. /5/
1. Решение Санга-Талонского сельского Совета народных депутатов № 49 от 18.09.1990г.
2. Постановление Главы Тенькинского района №325 от 04.09.1995г.)
3. Постановление Главы Тенькинского района №455 от 26.12.1994 г.
4. Газета «Тенька». Публикации 2003 года.
5. Постановление Главы Тенькинского района № 158 от 27.04.1999 г
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
ШКОЛ В ПОС. УСТЬ-ОМЧУГ
1941 г.- построено первое деревянное школьное здание в пос.Усть-Омчуг.
1945г. - в п. Усть-Омчуг выстроена новая 2-х этажная средняя школа-десятилетка, переименованная в Тенькинскую среднюю школу. Она располагалась в районе нынешнего магазина «Ритм» и дала название улице - Школьная. Первый выпуск десятиклассников состоялся в июне 1949 г. С 1948 г. по 1956 г. директором школы работал Александр Иосифович Гудович. В период 1957-1965 гг., сменив друг друга, в должности директора работали Мария Николаевна Комиссарова, Иван Павлович Симахин, Афанасий Петрович Денисенко, первый в районе педагог, получивший почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». /1/
1949 г. – открыта Тенькинская школа рабочей молодежи на базе общеобразовательной школы. Первоначально занятия проводились вечером, после рабочего дня, через некоторое время занятия приобрели очно-заочную форму обучения. В период 1949-1955 годы аттестаты получили 18 человек, а в 1976-1980 годы – уже 332 . Со времени открытия школы по 1980 год было выдано 818 аттестатов. Некоторые выпускники школы связали свою жизнь с детьми:
Юрий Михайлович Верхов, выпускник 1961 года, преподавал трудовое обучение в Тенькинской школе-интернате с 1961 по 1977 годы, а с 1977 по 1979 годы работал директором станции юных техников;
Виктор Степанович Мельситов, выпускник 1968 года, с 1972 года был председателем районного спорткомитета;
Людмила Александровна Ровчак, выпускница 1962 года, с 1970 года работала учителем биологии в Усть-Омчугской средней и Вечерней школах;
Людмила Леонидовна Окишева, выпускница 1971 года, была воспитателем детского сада № 2 с 1973 года;
Альбина Дмитриевна Бугаец, выпускница 1974 года, преподавала в школах поселка. /2/
1950 г. – построено здание интерната( бывший Учебно-курсовой комбинат, фото 1950г). Сначала здесь размещались учебные и жилые комнаты для начальных классов.
1959 г. – построен новый 3-этажный спальный корпус школы-интерната, таковым он оставался до 1971г. После - административное здание сначала Тенькинского райисполкома, потом администрации района.
1. Данные районного краеведческого музея.
2. Из юбилейного альбома Тенькинской вечерней школы от 1979 года
Август 1965 г. – после сдачи в эксплуатацию нового 3-этажного школьного здания (сегодня – здание МОУ «ДОД») Тенькинская средняя школа разделена на 2: Усть-Омчугскую среднюю (директором остался Денисенко Афанасий Петрович, проработав здесь, предположительно, до 1985 г.) и Тенькинскую школу – интернат.
Новая школа №1 могла вместить 615 детей.
С 1965 по 1980гг. в Тенькинской средней школе-интернате сменилось 3 директора. Первым директором была Тамара Ильинична Суслова, с 1970 г. – Тамара Константиновна Романова, А последним директором этой школы и первым новой 5-этажной школы с интернатом стал Юрий Сергеевич Квасов.
1980 г. - пристроена 5-этажная школа к зданию интерната, построенному гораздо раньше, в 1971 г. Новая школа была рассчитана на 1076 детей.
1999 г. – произошло слияния двух школ в одну. Директор первой школы Николай Петрович Яковлев стал директором единственной школы в пос.Усть-Омчуг. А его сменила в 2002 году Елена Юрьевна Реброва, продолжив педагогическую династию Юрия Сергеевича Квасова.
358 детей школы №1 влились в коллектив 758 детей школы №2. /1/
4. ИСТОРИЯ РАБОТЫ ШКОЛ
В ПОС. УСТЬ-ОМЧУГ.
1940-1970-е годы.
1941г. была построена 4-х классная школа. Средства на строительство этой школы были взяты из местного бюджета. 1942г., 1 сентября, в п.Усть-Омчуг, несмотря на трудности, открылись двери новой начальной школы. Весной ее закончили 46 человек.
В этой школе замечательная плеяда педагогов обучала в те годы юных усть-омчугцев: директор школы А.И. Гудович, который был награжден медалью в 1956г., учителя М.С. Пермякова- учитель русского языка и литературы, награждена Орденом Ленина в 1956г., А.А. Писарева-учитель русского языка и литературы, награждена медалью в 1956г., Н.Е Войцеховская. - заведующая детским комбинатом (интернатом) в 1946-1952 годах и учитель истории (в Тенькинской средней школе преподавала до начала 80-х годов XX века), награждена медалью в 1956г., она была заслуженным учителем школы РСФСР. С 1952г. Т. Ю. Прозорова - учитель истории, награждена орденом Октябрьской революции /2/
1.Данные районного краеведческого музея.
2. Газета «Тенька». Публикации 2004 года.
С 1955 г. по 1988 г. сначала в Усть-Омчугской средней школе, а затем в Тенькинской школе – интернате трудилась Валентина Ефимовна Гавриленко, учила детей английскому языку, была завучем, награждена значком «Отличник просвещения СССР». /1/
В школах преподавался английский и немецкий язык. Учащиеся могли выбрать тот иностранный язык, который хотели учить.
О начальном периоде работы наших школ информации очень мало. Приказы, постановления, тех лет не сохранились. Стоит сказать, что это время характеризуется стабилизацией системы образования, увеличением численности населения, а значит и учащихся, учителей; школа № 1 начинает работать в 2 смены.
1980-1990-е годы
Это наиболее сложный и интересный период в истории школ поселка Усть-Омчуг. Первая его половина является преемницей предыдущего периода, а вторая - характеризуется обратными процессами, т.е. сокращением численности населения, ликвидацией школ, реформированием системы образования. То же происходило во всех населенных пунктах района.
Начало периода.
1 сентября 1980 года сдано в эксплуатацию новое пятиэтажное здание Тенькинской школы-интернат. Сразу же началась целенаправленная работа педагогического коллектива по созданию и оборудованию учебных кабинетов. В 1980-1981 учебном году силами учителей и родителей под непосредственным руководством директора школы Квасова Ю.С. кабинеты были оснащены необходимой мебелью, смонтирована аппаратура для использования технических средств обучения. В кабинетах систематизировали учебно-наглядные пособия. В следующем учебном году приступили к созданию учебно-методических комплексов по всем предметам
Для стимулирования работы учителей в школе систематически проводятся смотры конкурсы на лучший учебный кабинет, подводятся итоги, победители поощряются. Традиционными стали ежегодные выставки учебно-методических комплексов, сделанных руками учителей. Результатом всей работы явилось то, что в школе созданы и функционируют 26 учебных кабинетов, оснащенных всем необходимым для рационального труда учащихся и учителей. 10 из них присвоено звание «кабинет образцового состояния».
С 1982 -1983 учебного года педагогический коллектив работает над эффективным использованием возможностей учебных кабинетов в учебно-воспитательном процессе. Это обеспечило возможность коллективу перейти к плодотворной работе по внедрению идеи оптимизации в практику учителей. Результатом этого явилось повышение эффективности уроков учителей и качества знаний учащихся. /2/
1. По материалам публикаций газеты «Ленинское знамя», за 1988 г.
2. Из альбома о школе-интернат за 1984 г.
Перед педколлективом школ поселка Усть-Омчуг стояла задача: обеспечить углубленную трудовую подготовку школьников. Старшеклассников предполагалось обучить профессии бульдозериста. А девушки могли, кроме навыков швеи, освоить премудрости работы в торговле, учреждениях бытового обслуживания. Чтобы успешно выполнить поставленную задачу, школа № 1 сотрудничали с автобазой, горно-обогатительным комбинатом, мехлесхозом, дорожно-строительным управлением, комбинатом бытового обслуживания, а школа № 2 – также с комбинатом бытового обслуживания, горно-обогатительным комбинатом, торговой конторой, совхозом «Тенькинский», ремонтно-строительным управлением. Автобаза и комбинат помогали оборудовать автоклассы и мастерские, другие выделяли специалистов для обучения школьников разным специальностям. Директор автобазы Иван Макарович Плечун пообещал выделить школе №1 новый автомобиль, обещание свое сдержал.
Большое внимание тогда уделяли усилению практической направленности в преподавании математики, русского языка и литературы. Были сокращены отдельные теоретические разделы, что позволило увеличить время на отработку навыков правописания, речи, вычисления. К сентябрю 1980 года вышли переработанные учебники 4-6 классов. Продолжалось совершенствование книг для 7-8 классов.
Были внесены изменения в программу по литературе для 8-10 классов, предусматривалось обзорное рассмотрение отдельных тем. Это позволяло увеличить время, выделенное на изучение современной советской литературы, на развитие речи.
Был составлен проект новой программы по русскому языку 1-8 классах. Учителя и ученики осваивали тогда утвержденный новый букварь, прошедший многолетнюю экспериментальную проверку. В планах была работа по экспериментальным учебникам по русскому языку для 1-3 классов. Два варианта учебника для 1 класса были готовы к печати.
В 4-7 классах заканчивалась экспериментальная проверка новой программы по музыке, разработанной под руководством композитора Д.Б. Кабалевского.
В 1980-1981 учебном году ввёлся новый типовой учебный план, который был одобрён Министерством просвещения СССР. Переход на новый учебный план и новые учебно-методические комплексы по иностранному языку в 5-8-х классах предстояло осуществить в течение четырех лет. Деление 4-го класса на группы в наступающие годы не планировалось, оно, как и в прежние годы, начинается с 5-го класса.
Министерство просвещения РСФСР внесло изменения в программы 8-го класса, математике 9-го и 10-го классов и физики 10-го. В РСФСР, кроме тех предметов, о которых уже сказано, создана и утверждена новая программа по природоведению для четвероклассников, был переработан и издавался учебник М.Н. Скаткина. Были разработаны и утверждены программы факультативных занятий.
Шла подготовка к переходу на новый учебный план по иностранным языкам. Была разработана и утверждена программа для 9-10-х классов. Были созданы новые учебно-методические комплексы для 4-го класса, были готовы новые учебные комплексы для других классов.
Перевод школ на новый типовой учебный план в предстоящем году был очень важный участок деятельности органов народного образования и педагогических коллективов.
Перед педагогическим коллективом нашей школы стояла задача тщательно подготовиться к новому 1980-1981 учебному году, необходимо тщательно проанализировать состояние учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся, педагогам надо было наметить конкретные меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. /1/
Середина и окончание периода.
Анализ документов показал, что с 1986 года начался процесс уменьшения численного состава учащихся и педагогов, обусловленный началом оттока населения из района.
Так в 1986-1987 учебном году в школах поселка обучалось 2190 учащихся, а в 1990-1991 – уже 1086. В это время школы еще работали в 2 смены. /2/Сегодня отток населения продолжается: в 2007-2008 учебном году – 489 учащихся. Обучение осуществляется в одну смену.
В 1993 году прекратит работать Усть-Омчугский интернат при школе №2. К этому времени он уже станет районным. В последний год его существования в нем проживало 17 детей: 4- из п. Усть-Омчуг, 7 – из Обо, 6 – из п. Яна). Для сравнения в 1991 г. было 80 детей.
Численный состав педагогических кадров в 1985-1989 годах оставался стабильным, а с 1990 года наблюдалось резкое сокращение педагогов. К началу 1995-1996 учебного года не хватало 25 учителей. Поэтому учебный год начался с 15 сентября 1995 г. /3/ По этим причинам позже произойдет объединение двух школ в одну.
Несмотря на данные трудности, образование в поселке развивалось. Отдел образования, директора школ решали вопросы с педагогическими кадрами. Сравнивая данные 1995 года, выясняется, что к 1999 году вакансии сократились до 7 учителей (5 – СШ №1, 2- СШ №2). /3/
1. Газета «Ленинское знамя» № 93.август, 1980 год.
2. Постановление Главы Тенькинского района от 15.08.1995 г. № 89 рг «О начале 1995-1996 учебного года»)
3. Постановление Главы Тенькинского района от 15.08.1995 г. № 89 рг «О начале 1995-1996 учебного года».
4. Постановление Главы Тенькинского района от 20.05.1999 г. № 70-рг «О реорганизации МОУ «Усть-Омчугская средняя школа № 1» и «Усть-Омчугской средней школы № 2»
В связи с государственной реформой в системе образования и изменение принципов обучения детей в школах появляются в 90-е годы классы выравнивания и классы повышенного уровня, в которых велось обучение с учетом разных способностей детей. Особое внимание уделялось работе с одаренными школьниками. В 1993 году для таких детей планировалось открыть политехнический лицей. Сбыться этому не удалось, а вот такой класс был создан.
В школах появились новые специалисты: психологи, логопеды, социальные педагоги. Они помогали учителям лучше разобраться в особенностях каждого ученика.
В школе №1 появляется свой Центр воспитательной работы (он располагался в здании магазина «Норд»), где проводились внеклассные мероприятия, вечера отдыха. /1/
В конце 80-х годов в школах появились компьютерные классы, школьники вместе с учителями вступали в информационный век. Педагогический и ученический коллективы осваивали новые учебные пособия, технические средства и формы обучения. В школах проводятся конкурсы педагогического мастерства среди учителей.
В школах поселка из года в год работали учителя-выпускники, родители которых тоже были педагогами, работали семейные пары. Сегодня в школе - 2 учителя, представители педагогических династий, 3 семейные пары, и почти половина педагогов – ученики и выпускники местных школ. В историю школ поселка вписано 20 имен директоров и более 200 имен учителей.
ПЕРВАЯ ШКОЛА ТЕНЬКИНСКОГО РАЙОНА –
ОРОТУКСКАЯ ШКОЛА
Первая учительница Оротукской начальной школы и первая учительница первой школы в Тенькинском районе –
Мария Афанасьевна Тыллар (слева).
ШКОЛЫ ПОСЕЛКА УСТЬ – ОМЧУГ
Тенькинская школа. Построена в 1945 г. Спальный корпус школы-
интерната для начальных классов
1965 г. – новое здание школы. Усть-Омчугская школа №1 им.В.И.Чапаева | 1980 г. – новое здание Тенькинской СШИ (школа № 2), построено вместо 2-этажного деревянного здания | |
Первый класс 1970 г. Учитель – Екатерина Федоровна Рожкова.
Нина Ефимовна Войцеховская.
Заведующая интернатом с 1949 по 1952 гг., учитель истории Тенькинской средней школы с 1952 г. до начала 1980-х гг.
Афанасий Петрович Денисенко.
Директор Тенькинской (с 1961 г.) и Усть-Омчугской средних школ.
Как нарисовать лимон акварелью
Акварель + трафарет = ?
Весенняя сказка
Две лягушки
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?