В работе рассматривается влияние света на рост растений, ......
Вложение | Размер |
---|---|
chto_vliyaiet_na_rost_i_razvitie_rasteniy.docx | 468.37 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ-КАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«Что влияет на рост растений?»
Выполнила ученица 3 класса
Соловьёва Анастасия
учитель Третьякова М.И.
с. Усть-Када
2013 год
1.Введение
2.Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян.
3. Влияние света на движение растений.
4.Заключение.
5. Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Атмосферный воздух - один из основных элементов среды - необходим всему живому на Земле. Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входит 78,09 % азота, 20,95 % кислорода, 0,03 % углекислого газа, а также водород, аргон, неон, келий, криптон, ксенон, водяной пар и различные примеси.
Кислород используется живыми организмами в процессе дыхания.
В процессе фотосинтеза растения ежегодно поглощают из атмосферы 170 млрд.т. углекислого газа. Преобразование его в органическое вещество происходит в живых клетках с помощью хлорофилла и света.
Азот с помощью клубеньковых бактерий преобразуется в доступную для растений форму и используется растениями для образования органических веществ – белков.
Температура и влажность воздуха, освещение влияют на рост и развитие растений.
Помимо перечисленных абиотических факторов внешней среды на рост и развитие растений оказывают влияние биологически активные вещества, которые выделяют другие растения. Явление взаимного влияния растений носит название аллелопатии (от греческого «аллелон»- взаимно, «патос» - страдание).
Одно из популярных направлений биологических исследований в настоящее время - изучение влияния света на жизнь живых организмов. Основы фотобиологических наук заложены крупнейшими учёными: Д.Дьюсбери, К.Лоренц, Ф.Кегель. Несмотря на наличие большого количества научных работ по этой проблеме, многие вопросы до сих пор ещё недостаточно исследованы.
Ежедневно живые организмы подвергаются воздействию солнечного света и света от искусственных источников. Под действием света в клетках организмов осуществляются многие очень важные фотобиологические процессы.
Наше солнце — это огромный светящийся газовый шар. Оно освещает и нагревает нашу планету. Без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но и даже микроорганизмов. Солнце - главный двигатель происходящих на Земле процессов. Основной поток солнечного излучения в видимом — инфракрасном диапазоне необходим для существования биосферы, но солнечное, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения губительны для живой материи. К счастью, от потока солнечных космических лучей и солнечного ветра Землю защищает магнитный щит. Хотя эту оболочку невозможно увидеть, люди издавна ощущали земное магнитное поле. Хорошо знакомы нам и фотобиологические процессы. Многие из нас обгорали под действием солнечного света, после чего развивается стойкое покраснение кожи.
Зная, что фотобиологические явления есть в животном и растительном мире, мы поставили перед собой цель: изучить некоторые фотобиологические процессы, влияющие на физиологические процессы организма или вызывающие какие-либо особенные явления в организме человека, животного, растения, связанные с воздействием света.
Целью моей работы является: изучить влияние света и на движение растений и влияние летучих выделений одних растений – на другие растения.
Цель: как влияют летучие выделения одних растений на другие.
Мы решили провести опыты, чтобы выяснить, как влияют эти летучие выделения одних растений – фитонциды – на другие растения.
ОПЫТ 1
опытная чашка контрольная чашка
В первом опыте мы решили выяснить, как фитонциды влияют на прорастание семян.
Для проведения опыта мы взяли наклюнувшиеся семена фасоли, листья комнатных растений герани две чашки Петри диаметром 9см, ступку с пестиком, фильтровальную бумагу.
В большие чашки Петри мы положили фильтровальную бумагу, вырезанную в виде круга диаметром 9 см, в центре чашек установили чашечки (диаметром 5см) и вокруг них на смоченную водой фильтровальную бумагу разложили подготовленные семена: в две чашки – семена гороха. 5 грамм пеларгонии (герани) растёрли в ступке с песком. Полученную кашицу мы поместили в чашечки диаметром 5см: 5г в чашечку с семенами фасоли. А одна чашка осталась контрольная. В находящиеся в них маленькие чашечки мы налили воду. Все две чашки Петри быстро закрыли и поставили в тёплое место.
Чашка с пеларгонией | Чашка с водой (контроль) | ||||||||
Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешка | Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешка | ||||
Шт. | % | № п/п | мм | Шт. | % | № п/п | мм | ||
6 | 5 | 83 | 1 | 5 | 6 | 6 | 100 | 1 | 9 |
2 | 5 | 2 | 9 | ||||||
3 | 2 | 3 | 9 | ||||||
4 | 2 | 4 | 9 | ||||||
5 | 2 | 5 | 9 | ||||||
6 | - | 6 | 2 |
Средняя длина корешка 3,2мм Средняя длина корешка 7,8мм
В чашке с пеларгонией проросло 83% семян, средняя длина корешков- 3,2мм.
В контроле проросло 100% семян, средняя длина их была 7,8мм, они выглядели вытянувшимися, тонкими.
В результате проведённых опытов мы увидели, что фитонциды, выделяемые кашицей пеларгонии тормозящее действие на семена фасоли.
Дополнительная информация: 1 га соснового леса выделяет за сутки около 5кг летучих фитонцидов, а можжевельного - около 30кг. Ясень обыкновенный, осина, липа мелколистная, клен яснелистный подавляют, а береза бородавчатая, клен остролистный – стимулируют рост дуба. Сосна обыкновенная отрицательно реагирует на фитонциды березы бородавчатой.
Химические вещества, выделяемые корнями и листьями высших растений- фитоценозов. На человека фитонциды также влияют. В сосновых лесах строят туберкулезные санатории,т.к. фитонциды сосны убивают бактерии,в т.ч. и палочку Коха ,возбудителя туберкулеза, и больные люди выздоравливают.
В жаркую погоду в сосновом лесу у человека повышается артериальное давление.
2. Влияние света на развитие и рост растений
Движение растущих органов растений
Особое значение в жизни растения имеет свет. Он может вызвать движения растений.
У живых существ самое заметное проявление в жизни - это движение. Это относится и к растениям. Хочу отметить, что способность к быстрым движениям не является признаком высокой организации - это следствие способа питания. Растению нет необходимости гоняться за пищей, так как углекислый газ, минеральные соли, вода и свет есть повсюду в окружающей среде.
На первый взгляд кажется, что растение не способно к самостоятельному движению. Однако при внимательном наблюдении можно заметить, что оно обладает ясно выраженной подвижностью
У растения очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. Движения органов растений многообразны. Я остановилась на некоторых из них. Меня очень заинтересовало движение, связанное с ростом.
Опыт 1
Для исследования я взяла растение пеларгонию (герань)
Все листовые пластинки были обращены к окну, к свету. Я развернула это растение на 90°. На следующий день уже было заметно движение листьев, через 15 дней появился изгиб стеблей в сторону света к окну.
Опыт 2
Особенно ясно, что вызываемые светом движения можно наблюдать у молодых проростков ячменя, если их прикрыть картонной коробкой с небольшим отверстием в одной из стенок.
Через 4 дня все проростки резко согнулись по направлению к падающему на них через это отверстие свету. Я повернула чашку с проростками так, чтобы они оказались обращенными от света, и увидела через 3 дня, что проростки согнулись в обратную сторону, но опять-таки направленному к свету.
Опыт 3. Я взяла 7 проростков фасоли и положила в чашку Петри закрыла полотенцем и поставила в шкаф. Ещё семь (контрольный) проростков фасоли поставила на подоконник.
Результат: проростки фасоли стоявшие в шкафу затормозили, можно даже сказать остановились в росте. А те, которые стояли на подоконнике хорошо росли.
Опыт 4
Я проделала такое же исследование со стеблем растения Пеларгония.
Комнатные растения в горшке положила на бок. Через несколько дней побег согнулся, и его верхняя часть снова приняла вертикальное положение.
Результаты исследования
Прочитала в энциклопедии. Изгибы стеблей совершаются следующим образом: пока стебель растет прямо, выделяемый ауксин (природный ауксин представляет собой индо-лил - 3 - уксусную кислоту сокращено ИУК. Индолилуксусная кислота образуется у всех высших растений) из растущей верхушки спускается вниз по стеблю, равномерно распределяясь по всем его сторонам, которые растут с одинаковой скоростью. Но если стебель положить горизонтально, ауксин начнёт концентрироваться преимущественно на нижней стороне, которая станет расти быстрее и стебель изогнется к верху. Изгиб будет продолжаться до тех пор, пока верхушка не примет снова вертикальное положение, и ауксин окажется вновь равномерно расположенным по всем сторонам стебля.
Из литературы.
Поведение растений в состоянии невесомости В 1974 - 1975 годах на борту орбитальной станции „Салют-4" проводились эксперименты по изучению влияния факторов полета на прорастания семян и рост растений. Опыты с горохом показали, что начальная фаза роста проростков в космосе не отличается от земных. В дальнейшем рост проростков в условиях невесомости замедлялся, и они погибали на разных стадиях развития. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста и размножения растений.
Это способность всех растений воспринимать земное притяжение и реагировать на него.
Заключение.
Проведя анализ различных процессов, связанных с воздействием света на живые организмы, можно сделать следующие выводы:
1.Весь оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца и искусственных источников активно воздействует на организмы: растений.
2. Рост проростков зависит от концентрации ауксина. Ауксин стимулирует рост побегов и подавляет рост корней.
3. Фитонциды, выделяемые одними растениями, могут тормозить на рост других.
Список используемой литературы
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. - Биология. 2 том Москва. «Мир» 1996г.;
2. Миллер Т. - Жизнь в окружающей среде. 2том «Пангея» 1994г.;
3. Владимиров Ю.А. - Физико-химические основы фотобиологических процессов. Москва. Высшая школа. 1989г.;
4. Рейнхольд Вайнар Движения у растений. Москва. «Знание» 1987г.;
5. Максимов Н.А. - Как живёт растение. Москва. «Колос» 1966г.;
6. Виленский Е.Р. - Растение раскрывает свои тайны. Москва. «Колос» 1984г.;
7. Интернет ресурсы.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Юрий Алексеевич Гагарин
Дымковский петушок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Соленая снежинка