В ходе работы изучена история посёлка Сернур и образование названий улиц посёлка
Вложение | Размер |
---|---|
glavnaya_ulica.doc | 130 КБ |
МОУ «Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа № 2
имени Н. А. Заболоцкого»
районный конкурс краеведческих исследовательских работ
«Край родной марийский»
по направлению «Летопись родных мест»
секция «Моя малая родина»
Главная улица поселка Сернур –
Коммунистическая
Выполнили:
Хафизов М., Волкова Н,
Богданов Н., Карамова Ю.,
обучающиеся 8 «б» класса.
Руководитель:
Москвина М. И., учитель ИКН.
Сернур, 2011 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..3-4
Основная часть
Вывод………………………………………………………….20
Использованная литература и источники…………………..21
Информаторы…………………………………………………21
Введение
Сторонка моя!
Ты, как мать, мне родная,
Нет на свете дороже и милее тебя!
В. Ягодаров.
У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил мир и себя, откуда началась для него необъятная Родина. Для меня таким местом является мой родной поселок Сернур.
Посёлок Сернур (Шернур) расположен на северо-востоке Республики Марий Эл, расстояние до столицы республики, города Йошкар-Олы, 89 километров. На 1 января 2000 года в Сернуре проживало 10970 человек. Статус посёлка Сернур получил в 1966 году.
По материалам прошедшей переписи 2010 г. по п. Сернур заполнено переписных листов на 8680 человек.
Сернур с каждым годом растет и становится краше. Строятся большие и красивые дома, рождаются новые улицы. По данным Сернурского городского поселения на сегодняшний день насчитывается 44 улиц. (Приложение 1). Самой старой и главной улицей считается улица Коммунистическая, которая протянулась от одной окраины посёлка до другой (Приложение 2).
Я считаю, если каждый житель с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Тогда не прервется связь поколений, и мы не будем Иванами, не помнящими своего родства.
Поэтому тема нашей исследовательской работы «Главная улица поселка Сернур – Коммунистическая»
Объектом исследования является поселок Сернур. Предмет исследования – улица Коммунистическая. Цель нашей работы: изучить прошлое и настоящее улицы Коммунистической.
Мы поставили следующие задачи:
-изучить историю создания улицы;
-исследовать историю улицы в разные исторические периоды;
-изучить жизнь и деятельность известных людей исследуемого объекта;
-дать характеристику современной улице.
Методы исследования: чтение, изучение, и анализ архивных материалов историко-литературного музея и архивного отдела администрации района, консультации, чтение и анализ периодических изданий, встреча и беседа с жителями поселка, проверка и уточнение фактов, фотографирование.
Источники исследования самые разнообразные. Основой исследования являются архивные данные, фотографии, воспоминания жителей, газетные статьи.
Значимость данной исследовательской работы состоит в том, что она будет передана в школьный музей. Мы надеемся, что она будет интересна не только для обучающихся школ, но и для жителей нашего поселка. С данной темой мы выступим на классных часах, создадим схему-карту и экскурсионный маршрут по улице, проведем экскурсию для обучающихся школы.
Основная часть
Исторически улица Коммунистическая сложилась от слияния трёх населённых пунктов: Нурбели - Нурвел, Низовки - Улыл-Сола и села Сернура, первоначальное название которого – Макарово.
Интерес вызывает вопрос: какой из трех вышеназванных населенных пунктов хронологически возник раньше других? Также возникает вопрос, откуда пришло семейство Макара, по имени которого и была названа деревня? Ответ мы искали в разных источниках. Подробно изучили книгу краеведа Соловьева А. А. «Сернур: страницы истории». Из данной работы мы узнали, что Макар пришел со стороны Вятки или Волги-Казани. Василий Владимирович Пичушкин, родившийся в деревне Низовка, активный участник установления Советской власти в Сернуре, рассказывал: «…Макар был ходовым мужиком, занимался торговлей, и только он знал дорогу в город Казань».
В Сернурском районном государственном архиве мы нашли информацию о том, что дом Макара был расположен за современным Госбанком, в Нурбеле. [8, с.1]
Вероятно, когда семейство Макара пришло в наши лесные края, деревень Нурбели и Низовки даже в помине не было. Выбрав удобное место для стоянки между двумя речками, они обосновались здесь на долгую жизнь. На южной, солнечной стороне расчищали земельный участок для пашенного земледелия. Этот обработанный участок земли марийцы-макаровцы назвали словом «нур», что в переводе на русский язык значит «поле». На севере от жилищ продолжал стоять таежный хвойный лес, где они охотились на диких животных и птиц.
Исходным пунктом возникновения названия деревни Нурвел (нур-поле, вел-сторона, полевая сторона) является село Макарово. Люди всегда общались между собой. Когда макаровские марийцы уходили на полевые работы, говорили, что они идут «нур-велыш» ( на полевую сторону)или «нур вел мемнам пукша» (нас кормит полевая сторона) и т.д.
Тем временем Макарово росло. Известно и то, что они занимались и торговлей и другими неземледельческими промыслами. Новые застройки макаровских марийцев стали появляться на южной полевой стороне от деревни (села)Макарово, т.е. нур велыште. И эту новую улицу деревни стали называть Нурвел (русское произношение Нурбель). Таким образом, можно сказать, что деревня Нурвел есть прямое продолжение ранее возникшей деревни (села) Макарово и деревня (село) Макарово возникла раньше, чем Нурбель и Низовка. [11, с. 10-11]
Но есть и другая версия, совсем противоположная этой. Филолог Д.Е. Казанцев пишет: «с. Макарово…марийцы назвали его Шернур.-Село построено между двумя деревнями Нурвел (Нурбель) и Улыл-Сола (Низовка)». Свое мнение он основывает на том, что второй компонент географического названия Шернур, нур-«поле», а первый компонент «Шер» соединяет с удмуртским словом «шор», что в переводе на русский язык означает «середина» (кокла). В целом Сернур - «срединное поле». Таким образом, Д.Е.Казанцев считает, что местом для населения Шернура (Сернура) было выбрано свободное поле между деревнями Нурбель и Низовка. [4, с. 49-50]
Из Сернурского архивного материала (данные вошли в книгу «История сел и деревень Сернурского района»): «По VI ревизии 1811 г. д. Нурбель еще не выделяется в самостоятельное селение, хотя позднейшие переписи позволяют определить первоначальную историю заселения деревни. Ревизская сказка 1834 г. 15 апреля «села Макарова Нурбель тож…» Сернурской волости упоминает о 20 крестьянских хозяйствах, в которых проживали 69 душ мужского пола. [9, с. 219]
Значит, деревня Нурбель появилась позже деревни Макарово.
Деревня Низовка (Улыл – Сола) возникла позднее, чем Нурбель. А почему деревню назвали Улыл-Сола (Нижняя деревня)? Об этом в книге А. А. Соловьева мы прочитали: «Выселение некоторой части марийцев из Макарова связано с проникновением в наши края православной религии. Марийцы держались за язычество , стремились отдалятся от православия. Они ушли на север от с. Макарова в глубь леса. Рядом протекала речка, сейчас она оказалась между улицами Коммунистической (д. Низовка) и Пролетарской поселка Сернур. На левом побережье нижнего течения этой безымянной речки, ниже села Макарова, вырубая древний лесной массив, мои предки строили себе жилища. Поэтому, при общении между собой марийцы села Макарова это поселение называли Улыл-Сола, на русском языке «Нижняя деревня» (Низовка).
Из рассказа старожилов становится ясным то, что населенный пункт Улыл-Сола тоже был основан жителями Макарова. Но в отличие от деревни Нурбель, он возник как другой тип поселения - выселок. [11, с. 11]
Из материала Сернурского архива: «Выселок Низовский, не существующее ныне селение, располагался на восточной окраине пос. Сернур. Основателями выселка были жители с. Макарово (Сернура). В настоящее время выселок Низовский является частью улицы Коммунистическая пос. Сернур. По ревизской сказке 1834 г. «села Макарова Нижней тож» в 2 русских и 2 марийских дворах проживали 10 чел. Большая часть жителей носила фамилию Милютины. [9, 219]
В районном историко-литературном музее мы нашли карту 1878 г., где отдельно указаны вышеназванные деревни (Приложение 3).
1749 год-год появления Указа о строительстве в Сернуре (Лужале) церкви принят как год основания поселка Сернур (тогда, в 1749 г., существующего как деревня Макарово-Макаркино).
Здешний деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 28 декабря 1754 года, и с тех пор Макарово превратилось в село и центр Сернурской волости. Сюда прибыли два священника и дьяки, которым небогатая землями община обязалась выделить пашни и сенокосы.
Деревянный храм в 1825 г. был заменен новым каменным собором – Спасским, во имя нерукотворного образа Спасителя, в причте которого уже значились три священника, дьякон и три псаломщика. Долгое время, с 1825 года, собор был единственным каменным зданием на селе. (Приложение 4). Он стоял в центре Сернура. К нему примыкало небольшое церковное кладбище, где хоронили умерших священников и местных торговцев. За кладбищем большая базарная площадь. Напротив церкви в доме из 6 комнат жил благочинный Иннокентий Алексеевич Попов, священник Сернурского храма и распорядитель еще 12 окрестных церковных приходов. На церковное кладбище выходили окна священников Федора Егорова и Михаила Огородникова. Целую улицу занимали избы дьяков и псаломщиков. [1, с. 32]
В середине XIX века в село Сернур был назначен новый священник Епифаний Гусев, который славился мастерством садовода и пчеловода.
Епифан внес новшество в развитие сельского хозяйства, его имя стало известным за пределами края.
Территория от бывшего Дома пионеров до продовольственного магазина № 2 была занята имением попа Епифана с большим садом, пасекой, хозяйственными постройками. Здесь один из деревянных домов занимал народный суд, в другом таком же доме жили работники фермы. [6]
Священник, кроме службы в церкви, держал «фирму» от Вятского губернского земства, разводил племенной скот, занимался садоводством, увлекался пчеловодством, получал большие прибыли, держал полевой надел в сторону Поланура.
В 1858 г. отец Епифаний принял участие на очередной губернской сельскохозяйственной выставке в Вятке, а в 1860 г. в Петербурге.
Епифаний Гусев не только занимался пчеловодством и садоводством, но и вел наблюдения над природой, сроками посевов и уборки урожая. В книге «Сельская жизнь» изданной русским географическим обществом в 1854 г., стр. 108 и хранившейся в архиве географического общества СССР в Ленинграде, записано: «Вятская губерния, Уржумский уезд, село Макарьево, Епифаний Гусев. Он перечисляет растения и животных Сернурской стороны. [8, с. 16]
Сернурский пчеловод был удостоен при жизни двух золотых, пяти серебряных и двух бронзовых медалей и золотого кубка различных выставок, награжден орденом святой Анны III степени, был принят в члены Санкт-Петербургского и Московского вольных экономических обществ, Московского общества сельского хозяйства, акклиматизации животных и растений.
В 1872-1874 годах в Сернуре построили новое каменное двухэтажное здание волостной управы, на первом этаже которого разместили вспомогательные отделения управления и филиал Уржумской тюрьмы, а на втором этаже – волостную управу. (Приложение
2. Улица в начале XX века
В начале XX века в селе появились торговцы, мещане и купцы. Наиболее известными из них были Е. П. Бурков и Д. И. Милютин, которым принадлежали лавки, водяные мельницы и двухэтажные дома.
Улица преобразилась внешне. Появились несколько двухэтажных зданий, самыми значительными были дома купцов и местных торговцев, а также волостное правление. О купцах и купеческих домах мы нашли сведения в архиве районного музея, в статьях районной газеты «Призыв».
На углу против волисполкома стояло двухэтажное здание – дом купца Милютина Дмитрия Ивановича. (Приложение 5) Построен в 1907 г. Рядом с этим зданием было расположено большое хозяйство купца с двухэтажными корпусами, в середине с большим магазином. В двухэтажном деревянном здании в 1903 г. открылась сельская библиотека. (Приложение 5)
Бывший волостной писарь Дмитрий Иванович Милютин получил наследство от местного помещика Горинова. Заимел земельный и лесной участки, а также на реках Лаж и Ировка водяные мельницы, владел небольшим Желтухинским стекольным заводом. Богач имел большие склады, закупал по дешевке зерно, скот и отправлял в Казань.
Являясь обладателем большого состояния, помещик и торговец в одном лице Дмитрий Иванович был не в состоянии пережить утрату своих земель, мельниц и всего того, что было нажито. Вместе с сыновьями он бежит в Казань к белогвардейцам. Больше о нём в Сернуре не слышали.
Здание, где ныне размещается магазин «Мясо-молоко», а на втором этаже жилой дом, принадлежало купцу Андрею Константиновичу Вершинину. (Приложение 6) Он в Сернур переселился из деревни Коростели (Ялнерка), имел большое хозяйство и занимался торговлей, держал полевые наделы в сторону деревни Большая Мушка. Дом двухэтажный, каменный, крытый железом. Верхний этаж занимал народный театр, а нижний – лавка с амбарами. Ещё ему принадлежал одноэтажный деревянный дом – пятистенок с сенями, в нём жил хозяин. Оба дома конфискованы 29 сентября 1918 года.
Где сейчас магазины «Книги» и «Тепличный», строения принадлежали купцу Ефрему Петровичу Буркову, который имел большие хозяйственные постройки и обширный придворный участок до оврага «Сельхозтехники». (Приложение 6). Слева от каменного здания стоял двухэтажный деревянный дом Буркова, справа – кабак. Далее по этой же стороне улицы стояли три дома священника. На другой стороне этой улицы – еще 3 дома священника (от кабака). Территория от детского сада № 2 до дома Ворончихиных (здание современной сберкассы) находилась в распоряжении купца Буркова. Е. П. Бурков родился в д. Красный Ключ. Разбогател, стал купцом I гильдии. Имел в Сернуре торговую лавку, кабак, чайные заведения. Кроме каменного здания имел двухэтажные деревянные дома, которые сдавал в наем.
Это в его доме останавливались в 1906 г. путешествующие ученые Юрье и Юлия Вихманы. «Живем у одного состоятельного торговца, в отдельной маленькой постройке, где имеются две комнаты и кухня, - писали они о своем обустройстве из Сернура в Хельсинки. Вихманы прожили здесь почти два месяца и остались весьма довольны предоставленной квартирой. (Приложение 7) [1, 34 с.]
Во дворе каменного дома имелись добротные хозяйственные постройки, разводил свиней в огромном количестве. Когда в 1918 г. в Сернуре была установлена Советская власть, у Буркова конфисковали 100 пудов соли (1600 кг), 4 кадки меда, 30 тарелок, 13 чайников и др. Одно из своих помещений Бурков сдавал земству под каменотесную мастерскую с 1907 г. Руководил мастерской штейгер Константина Михайловича Скородумов. С 1899 года по 1914 год он заведовал горными работами на крестьянских каменоломнях всего Уржумского уезда. В своих отчетах подробно описывает состояние горного дела в округе, дает таблицы чертежей с пояснениями способа добычи камня. (Приложение 8)
Главной задачей мастерской было обучение населения усовершенствованным способам обработки камня и производство изделий из камня. Мастерская брала в аренду нижний этаж дома купца третьей гильдии Ефрема Буркова. В основном в мастерской изготавливались садовые вазы, дымовые трубы, памятники лежачие, памятники стоячие, постаменты, ступенники для лестниц, тумбы, точеные столбики. Сумма от продажи изделий за сезон составляла более триста рублей. Отчеты о деятельности мастерской за подписью Скородумова имеются до 1914 года. После 1914 года мастерская была переведена в ведение других людей и просуществовала по 1 августа 1915 года. Ученики были распущены по домам.
На нурбельской улице имел лавку в собственном доме еще один торговец – М. Г. Кошкин.
Территория, занимаемая универмагом, строительством церкви до магазина «Центр крепежа» принадлежала благочинному Кораблеву (благочинный – помощник епископа, следит за ведением церковного дела). Ему, по его должности, возлагалось распоряжаться двенадцатью церквями.
«Сернур - богатое торговое село с лучшей в уезде ярмаркой»,- отмечалось о здешних торгах в «Географии Вятской губернии», составленной К. В. Лаврентьевым и изданной в Вятке в 1909 г. Так говорилось и в памятных книжках-календарях Вятской губернии.
В обычные дни базарная площадь села была безлюдной. Она оживала, когда наступали базары и ярмарки, и сюда устремлялся весь волостной и окрестный люд – марийцы, русские, татары и даже цыгане.
В Сернур на торги свозилось все, что можно было произвести в крестьянских хозяйствах и кустарных промыслах волости.
В торговых рядах выставляли свои продукты местные маслобойни и солодовни. А земский склад при сельскохозяйственной ферме устраивал распродажу сельскохозяйственных орудий и техники: молотилок, веялок, сортировок, плугов, сеялок и жнеек.
На ярмарке можно было увидеть и купить самую разнообразную продукцию незамысловатого крестьянского хозяйства. Кустари и мелкие торговцы открывали свои лавочки, а люди попроще торговали прямо на земле: лаптями, холстами, лубяными лукошками, расписными ларцами, изделиями из бересты. С лотков предлагались галантерейные изделия, дешевая книжки, лесные ягоды, грибы. В воздухе витали сотни разнообразных звуков, мальчишки свистели знаменитыми вятскими свистульками. (Приложение 9) [1, с.35-36]
В статье П. Попова в районной газете «Коммунар» прочитали: «До революции село Сернур было центром волости и состояло из двух небольших улиц, которые не имели даже названия. В центре села красовалась церковь Благовещенская. Одна из улиц находилась на месте нынешней Коммунистической. Начиналась она с дома Милютина, (ныне магазин «Стелла») и заканчивалась домом Вершининых. Всего на этой улице было 10 домов. В середине улицы находилась Епифаневская пчеловодная ферма с просторным садом. Здесь часто проводились краткосрочные курсы пчеловодов – любителей.
В Сернуре было много зелени, особенно лиственных деревьев. Там, где находится сейчас универмаг, средняя школа № 1 – вся эта территория была представлена множеством крупных берез, где отдыхали люди, приехавшие на базар». [7]
Из газетной статьи И. Бирюкова, воспитателя бывшей Сернурской школы-интерната, мы узнали, что в то время в селе Сернуре жила и трудовая интеллигенция. К примеру, Ворончихины. Их старый дом стоял недалеко от здания сберкассы по улице Коммунистической. Из их братьев старший Михаил Тихонович Ворончихин выучился на медицинского работника и принимал активное участие в строительстве Сернурской больницы и Сернурской двухклассной школы. Из других братьев Ворончихиных один работал волостным писарем, другой – адвокатом на суде, а сестры – в школе учителями.
Некоторые дети купцов, как Павел Ефремович Бурков, были противниками царского режима и порядка. Он учился в медицинском институте г. Казани, состоял членом РСДРП. Все дети Бурковых ушли от родных, порвав с ними связи. Большое влияние врач оказывал и на молодежь, как на Аркадия Владимировича Решетова (д. Нурбель) и на Илью Павловича Нагорских (д.Низовка). С первых же дней Октябрьской социалистической революции они встали на сторону Советской власти.
Первые партийные ячейки организованы в д. Низовка, где членами и содействующим состояли И. П. Нагорских, А. Н. Суворов, Е. Е. Роженцов, А. Решетов. (Приложение 10) [2]
Первым краеведом на улице был Тимофей Семенов. О нем помнят немногие. Сведения о нем мы нашли в Библиографической энциклопедии марий Эл» Родился Т. Семенов в 1865 г. в д. Нурбель. Мари, из бедных крестьян. Окончил Казанскую учительскую семинарию. Там же преподаватель, дьякон и священник в церкви семинарии. Работал священником и в Сернуре. Учась в семинарии, приобщился к краеведению. В 1891-1997 годах публиковался в научных изданиях «К вопросу о родстве и связи меря с черемисами», «Черемисы. Этнографический очерк», «Как мариец обманул черта». Конфликтовал с церковным начальством, прервал жизнь самоубийством 14 октября 1907 г. (предположительно в Сернуре).
Таким образом, в начале XX века улица была не только главной в селе, но и торговым центром всей округи. Здесь находилось первое промышленное предприятие волости. Улицу украшали белокаменная церковь, добротные купеческие дома, богатый епифаневский сад. Здесь жили и трудились учителя и врачи, священники и краеведы, - носители новых и прогрессивных взглядов на жизнь.
В годы Октябрьской революции в с. Сернур было всего 27 домов, из них – церковные дома – 7, дома земства – 5, дома торговцев и богачей – 15
3. Улица в годы советской власти
Перед нами возник вопрос: в каком году часть улицы Макарьево стало называться улицей Коммунистической? Ответ на этот вопрос мы искали в разных источниках. Не помнят старожилы, нет данных и в архиве. По предположению, это первые годы Советской власти или год образования Сернурского кантона.
Сернурцы, как и трудящиеся всей советской страны, начали строить новую жизнь. Изменилась жизнь на улице, и сама улица преобразилась. Строились новые предприятия, открывались новые школы и культурные учреждения.
Историю улицы этого периода восстановили по газетным статьям, музейным и архивным материалам.
В 1918 г. здание волостного управления национализировано. Стало административным зданием. Купеческие дома по данным архива были конфискованы в1918 году после установления Советской власти Сернурским волисполкомом. В доме купца Милютина Д. И. В 20-е годы размещался музей А. Конакова. В сентябре 1930 г. открылась типография, а 17 октября уже вышел в свет первый номер районной газеты «Коммунар». С 1934 г. газета выпускалась на русском и на марийском языках.
В 1924 г. прекратилась служба в Спасской церкви, а в 1936 г. были сняты 9 колоколов, самый большой из которых весил 111 пуд.
В доме К. Вершинина находился клуб (народный дом), на первом этаже книжный магазин, на втором же этаже – зрительный зал на сто мест и сцена.
В 1927 г. жители Сернура в народном доме впервые смогли посмотреть кинофильм, а через год здесь установлена стационарная киноустановка.
В 1929 г. на месте базарной площади комсомольцы соорудили стадион. Здесь проводились спортивные мероприятия, митинги. Здесь прошел митинг в честь встречи первого трактора в 1929 г., где писатель Шабдар Осып сказал, трактор разбудит вековую целину нашего захолустного края. Трактор передан в коммуну «III Интернационал». (Приложение 11)
«19 июня в наш крупный колхоз «III Интернационал» прибыла никогда нами невиданная машина – трактор «Фордзон», - пишут члены рабочим завода «Красный путиловец» («Марийская деревня» от 11 августа 1929 г. ) Особенно много народу любуется «Советской лошадью» в базарные дни, - пишет другая газета от 13 июля 1929 г. (Приложение 12).
В 1934 г. спланировали прекрасный Ленинский сад из акаций с симметричными дорожками и скамейками. (Приложение 12). А памятник В. И. Ленину был поставлен еще в 1925 г.
Впоследствии на базе хозяйства Епифания Гусева с 1918 г. организованы педкурсы и пчеловодные курсы. Здесь вел свои опыты будущий ученый Василий Петрович Мосолов. В 1932 г. здесь организовалась МТС (приложение документа из архива). Во многих источниках дата организации МТС указана 1930 г. В архиве нашли выписку из резолюции Президиума Кантисполкома по строительству Сернурской МТС и акт передачи имущества Сернурской МТС 1932 г. (Приложение 13)
В декабре 1931 г. областной комитет ВКП(б) принял решение об открытии в Сернуре машинно-тракторной станции (МТС). Официально она открыта 20 января 1932 г. Директором был назначен В. Ф. Поляков. К 1933 г. станция имела 23 трактора, 1 автомобиль, 7 льнотеребилок, 3 картофелесажалки и другие сельхозорудия.
В 20-е годы началось восстановление экономики. Крестьяне создавали различные объединения: артели, коммуны и колхозы. Одним из первых колхозов на улице был организован «III Интернационал» в 1929 г.
В 1925 г. в д. Нурбель Нурбельского района Сернурского кантона находился районный исполнительный комитет с 4 стотрудниками, работала кузница Л. М. Андреева, портным был Ф. П. Иванов. Население составляло 201 чел., из них 161 чел. Мари и 40 русских. В 1926 г. в д. Нурбель Нурбельского района Сернурского кантона находилась изба-читальня. Здесь проживали 201 жителей (161 мари и 40 русских), из них 21 (17 мари и 4 русских) являлись членами Сернурского кредитного сельскохозяйственного товарищества.
В 1927 г. в д. Нурбель имелось 39 хозяйств (30 марийских и 9 русских), 209 жителей (169 мари, 42 русских). В 1931 г. организован колхоз «У Нурвел». В 1930 г. в деревне Нурбельский сельсовет, население – 259 мари и 32 русских, всего – 291 чел. В 1937 г. в д. Нурбель находился центр сельсовета.
В 1930 г. в д. Нурбель впервые заговорило радио учителя Петра Захаровича Горбунова.
В 1927 г. в выселке Низовском Нурбельского сельсовета Сернурского кантона имелось 3 хозяйства, 17 жителей (мари). В 1929 г. в Низовке организован колхоз «У вий». На этой улице было правление колхоза «Коммунар». [9]
В 1944 г. на этой улице открылась Сернурская базовая начальная школа. Обучение в школе велось на марийском языке. В школу ходили учиться и из близлежащих деревень. В 1951-52 учебном году обучалось в школе 82 ученика. В 60-е годы в данном здании находился школьный интернат. (Приложение 14)
«Люди работали в колхозе с раннего утра до позднего вечера, во время войны ездили рыть окопы. Отмечали всей улицей марийские праздники, рождение нового человека, а также провожали в последний путь …» , - вспоминает Казанцева Мария Александровна, старожилка ул. Коммунистической (д. Низовки). (Приложение 15)
В годы коллективизации, строительства социализма жители улицы Коммунистической всегда были на высоте. Люди с оптимизмом смотрели в будущее, строили новую жизнь, героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Майор Федор Петрович Горбунов, уроженец д. Нурбель, во время войны был стрелком-радистом в авиации. Он призван в 1939 г. и учился в авиационной школе г. Балашово. Служил в экипаже тяжелого бомбардировщика «ИЛ-4».
На этой улице жили учителя, поэты, спортсмены. «Певец Сернурской земли», - так говорят об известном поэте марийского края Алексее Январеве. Он родился 20 января 1915 г. в д. Нурбель. После окончания семилетки А. Т. Январев поступает в Горьковский авиационный техникум, но т.к. он был в хорошей физической форме, переводится в физкультурный техникум. После окончания техникума преподавал в педагогическом институте имени Н. К. Крупской, был старшим преподавателем по физвоспитанию. В годы Великой Отечественной войны он сражался в различных фронтах против фашистских захватчиков. Домой вернулся из Югославии. Награжден орденом Отчественной войны I степени, медалями за освобождение городов Киев, Орел, Бухарест, Будапешт, Вену, Софию, Белгород. Имеет 17 орденов и медалей.
Писать он начал еще в 1939 г. Всего было выпущено 5 поэтических сборников. Свои произведения А. Январев посвящал природе родного края, военно-патриотической тематике, спорту и воспеванию труда сельчан. Песенный стиль, марийский народный фольклор вперемешку с шутками-прибаутками – вот что отличает нашего земляка от других поэтов, его не спутаешь ни с кем другим. О родной улице он пишет: «Сернур был тихим, зеленым и милым уголком. Вокруг церкви рос небольшой сад, который был опоясан сиренью. Весной, в пору цветения, этот участок нашего села превращался в настоящий райский уголок, где с утра до вечера было слышно пение птиц.
В деревнях Нурбель и Низовка, которые сейчас являются продолжением улицы Коммунистической, жили садоводы-любители Пичушкины, Нагорских, Воронцовы. На их приусадебных участках росли яблони, вишни, другие плодовые деревья и кустарники». [10]
За годы Советской власти облик улицы и поселка сильно изменился. От прежнего села Макарово не осталось почти никаких следов. Сохранились лишь несколько деревянных зданий и купеческие дома.
Вместо 2 небольших улиц поселок разросся в 19 обширных улиц с красивыми и добротными домами.
4. Улица в 60-90-е годы
Новый период в жизни улицы начинается с 60-х годов.
Самая большая трудность, с которой мы столкнулись, это установление точной даты присоединения деревень Нурбель и Низовка к улице Коммунистической. Оказывается, большинство опрошенных не знает, когда влились деревни в Сернур. Нам помогла директор районного отдела культуры Швецова А. А. По ее словам, деревни вошли в состав улицы Коммунистической в 1962 г. В архиве нашли протокол заседания исполкома райсовета от 18 мая 1963 г., где рассматривался вопрос об исключении деревни Низовка и Нурбель Сернурского сельсовета из списков административно-территориального деления района. (Приложение16)
Улица Коммунистическая как и раньше считалась главной улицей в поселке. Центральная часть улицы – административная территория. Здесь находились госучреждения, магазины, школа, предприятия, Дом культуры, автовокзал, где работали сотни трудящихся.
Восстановить расположение зданий на улице тех времен помогли Иванов Г. , пенсионер, уроженец д. Низовка, Шиляева Т. М., сотрудник музя, Швецова А. А. , директор отдела культуры Сернурского района. В здании Буркова на втором этаже находился Госбанк, внизу – магазины «Книги» и «Сельхозпродукты». Рядом в деревянном здании (до революции – кабак Буркова) был детский сад № 3, позже – художественная мастерская В. Богданова. На месте бывшего магазина «Русь» находился хозяйственный магазин. Рядом пожарка, сберкасса, союзпечать, контора связи. Здесь раньше была березовая роща, где особенно много было отдыхающих в базарные дни. На таком красивом месте в 1976 г. было построено здание Сернурской средней школы. В настоящее время она носит имя Героя Советского Союза им. А. Яналова.
В 1989 г. Сернурский почтамт переехал в новое современное, очень комфортное и светлое здание. В этот же период был переведен Сбербанк из старого деревянного здания в новое кирпичное. Здание столовой № 5 было построено в 1979 г. По рассказам очевидцев, при строительстве в земле нашли сосуд с золотыми монетами. (Приложение 17)
В доме купца Милютина с 1963 г. – редакция районной газеты «Призыв». В 1962 – 1965 гг достроен каменный пристрой. В 2007 г. здание продано и реконструировано. В настоящее время – хозяйственный магазин «Стелла». В его деревянном двухэтажном здании, где была библиотека, с 1953 г. – Дом пионеров. В здании военного комиссариата Сернурского района размещался Дом колхозника.
Через дорогу от типографии находилось одноэтажное деревянное здание. До 1977 г. – военкомат, потом д/с № 4. В настоящее время этот дом снесен.
В 1977 г. сдали в эксплуатацию новый корпус больничного отделения на 120 коек (терапевтическое отделение). Территория этой земли раньше принадлежала Скворцову Д., одному из первых жителей д. Низовки, - вспоминает Федоров Зиновий Иванович, краевед, автор книги «Бессмертье Великой победы», председатель Совета ветеранов Сернурского района. (Приложение 18)
Многоэтажные жилые дома воздвигались в 80-е, в начале 90-х годов.
5. Современная улица
В отделе статистики «Представительство Маристата в Сернурском районе» мы получили сведения о том, что общая протяженность улицы 3 км 350 м, в том числе 2 км 900 м – асфальтное покрытие. По переписи населения 2010 г. учтено домов 135, в том числе многоэтажных – 18. По нашему подсчету жилых домов 116, из них деревянных – 59, кирпичных – 57, магазинов 12, госучреждений 8. Численность населения составляет 1410 человек.
В описании современной улицы использовали данные из книги «Сернурский район. История сел и деревень»
Начиная с девяностых годов XX века начал разрастаться частный сектор, где преобладают кирпичные одно и двухэтажные дома, некоторые из них индивидуальной планировки. Жилые строения покрыты большей частью шифером или оцинкованным железом, новые дома – черепицей.
Многие семьи в улице имеют участок в садоводческих обществах Спутник, Дружба, Урожай, Мир, Мичуринец. В частном секторе приусадебные участки достигают15 и более соток. Жители выращивают как традиционные для нашей местности овощи, так и новые. Садовые участки украшают яблони, сливы. Вишни, облепиха и даже виноград.
В 90-х годах XX века улица была подключена к природному газу.
Большая часть домов в 2003-2005 гг. охвачена кабельным телевидением.
Жители улицы помнят и бережно хранят культурные и литературные памятники своего края. Перед Домом культуры каменный бюст запечатлел облик выдающихся людей Сернурской земли Шабдара Осыпа и А. Ф. Конакова. Не забываются и те, кто сражался в годы Великой Отечественной войны, защищая свою Родину от фашистских захватчиков. На территории Сернурской средней школы № 1 установлен бюст Героя Советского Союза Андрея Яналова.
Через главную улицу проходят участники демонстрации и парадов в Дни торжества.
В 2003 г. заложен новый православный храм Архангела Михаила. Жители разговаривают на марийском, русском, татарском и других языках. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства в 90-х годах XX века привел к возрастанию миграции населения поселка и района в другие регионы страны, в том числе Москву, Нижний Новгород и Тюменьскую область.
Значительная часть трудоспособного населения улицы работает в бюджетной сфере, из-за недостатка рабочих мест в поселке, многие ездят на заработки за пределы марийского края.
Улицу славят известные ученые и художники, учителя и врачи, предприниматели и строители и просто мастера своих дел. На нашей улице живет и работает талантливая народная мастерица по традиционной марийской вышивке Лидия Васильевна Веткина. Она работает медсестрой терапевтического отделения Сернурской районной больницы. Вышивание – ее самое большое увлечение. Особенность этой древней вышивки заключается в том, что она выполняется с изнанки изделия. Мастерица создала коллекцию полного традиционного женского комплекса костюма Сернурских марийцев (рубаха, кафтан, передник, платок, пояс), сшитого из домашнего холста. Лидия Васильевна увлеченно передает свое мастерство молодому поколению.(Приложение 18)
Также мы встречались с предпринимателем, директором ООО «Скорпион» Устюговым А. П. Он 10 лет живет на улице Коммунистической, 4 года занимается историей Сернура. Сначала начал заниматься родословной семьи, потом интерес перешел на историю Сернура. Много интересного рассказал нам про наш поселок, также нам предоставил старые фотографии из своей коллекции.
Вывод
Таким образом, мы изучили прошлое и настоящее главной улицы поселка Сернур – Коммунистической. Цель и задачи исследования выполнены.
Нами были изучены разные источники об истории создания улицы. Исторически эта улица сложилась от слияния трёх населённых пунктов: Нурбели, Низовки, и села Сернура, первоначальное название которого – Макарово. Сернур образован в 1949 г., по данным районного архива, Нурбель и Низовка возникли позже, в начале 19 века. Улица стала называться Коммунистической в первые годы Советской власти. Деревни Нурбель и Низовка вошли в состав улицы в 1962 г.
Также мы исследовали историю улицы в разные исторические периоды.
В конце XIX- начале XX века улица была не только главной в селе, но и торговым центром всей округи. Здесь находилось первое промышленное предприятие волости. Улицу украшали белокаменная церковь, добротные купеческие дома, богатый епифаневский сад. Здесь жили и трудились учителя и врачи, священники и краеведы, - носители новых и прогрессивных взглядов на жизнь.
За годы Советской власти облик улицы сильно изменился. От прежнего села Макарово не осталось почти никаких следов. Сохранились лишь несколько деревянных зданий и купеческие дома.
Большие перемены произошли в 60-90-е годы. Деревни Нурбель и Низовка вошли в состав улицы Коммунистической. Строятся школа, магазины, автовокзал, многоэтажные дома, предприятия и госучреждения, благоустраивается улица.
Также изучили жизнь и деятельность известных людей улицы. Во все времена улицу славили люди, мастера своих дел. Это были священники, учителя и врачи, поэты и ученые, которые внесли большой вклад в развитии улицы и села.
Улица Коммунистическая была и остается главной улицей поселка. Через улицу проходят дороги, связывающие населенные пункты района, республики и соседних регионов. На этой улице находятся административные здания и основные госучреждения поселка.
Мы хотим продолжить нашу работу в дальнейшем. Составим схему-карту и экскурсионный маршрут по теме исследования. Проведем живую экскурсию по улице для обучающихся школы.
Мы должны бережно хранить в памяти историю улиц, родного села. Они являются напоминанием о нашей богатой истории, связующим звеном с нашими предками. История улиц – это памятники старины. Это наша история. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Использованная литература и источники
Информаторы
За чашкой чая
Эта весёлая планета
Золотая хохлома
Почему Уран и Нептун разного цвета
Пока бьют часы