В данной работе рассматривается проблема утилизации твердых отходов в Дмитровском районе и проблема образования несенкционированных свалок. Предлагаются пути выхода из данной ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volkov_anton_yahromskaya_soshno3.doc | 99.5 КБ |
МОУ Яхромская СОШ №3
Проект
«Проблема
твёрдых бытовых отходов в
Дмитровском районе»
Работу выполнил
Волков Антон
ученик 11 класса
Руководитель проекта
Бреклева Марина Борисовна
учитель биологии
Яхрома, 2012 год
Оглавление
Стр.
Приложения 1-8
Введение
Данная тема очень актуальна в наше время, особенно в Дмитровском районе, где находится одна из крупнейших свалок Московской области.
С ростом населения возрастает и потребность в материальных благах, а это в свою очередь провоцирует увеличение числа отходов. Но количество мусора зависит от того, на сколько люди бережно относятся к состоянию природной среды, в которой они живут. Это называется экологической культурой.
Человеческая жизнедеятельность связана с образованием отходов. За два последних десятилетия рост потребления населением товаров привел к увеличению числа твердых бытовых отходов (ТБО). Они засоряют и загрязняют находящийся вокруг нас естественный ландшафт. Кроме того, ТБО является источником поступления в биосферу вредоносных химических, биологических и биохимических соединений.
Данные вещества представляют опасность для нормальной жизнедеятельности человека: они нарушают экологическое равновесие.
Метан, который выделяется в процессе разложения пластмасс, является первопричиной пожаров на свалках, которые в свою очередь отрицательно влияют на окружающую среду. Дело в том, что во время пожара на свалке в атмосферу выделяются высокотоксичные газы: фосген (боевое химическое вещество), соединения с короткой углеродной цепочкой - уксусная кислота, акролеин, и с длинной цепочкой-полициклические ароматические углероды (мощнейшие канцерогены, вызывающие рак). Попадая в почву, продукты гниения и горения свалок отравляют землю и грунтовые воды на глубину до ста метров. В Московской области вода уже не является водой. Это коктейль из самых разных химических элементов и соединений, основной частью которого пока что является вода.
Дмитровский район не является исключением. Дело в том, что недалеко от моего места проживания находится самая большая в нашем районе мусорная свалка, именуемая полигоном ТБО «Дмитровский» или «Икша-2»(в разных источниках указано по-разному). (Приложение 1)
Этот вопрос меня очень волнует, поэтому я решил выбрать данную тему.
Этот полигон базируется на месте отработанного Марфино-Дьяковского карьера. Его площадь составляет 63 га. Находится в 8 километрах от посёлка Икша и в 800 метрах от деревни Дьяково. Свое функционирование он начал в 1983 году, а в 1991 году по причине превышения предельной нагрузки он был закрыт, но в 1996 году стал эксплуатироваться ГУП «Экотехпром» г. Москва. В 2000 году было принято решение об увеличении вместимости полигона до 14 миллионов тонн. В соответствии с Заключением Государственной экологической экспертизы от 06.10.2000 г. № 1195 годовое поступление отходов на полигон установлено в количестве 480 тыс. тонн. Несмотря на это в течение последних ряда лет осуществляется прием ТБО на полигон по 1 млн.137тыс.500тонн за год. В 2014 году планируется завершить рекультивацию полигона: объединить 5 котлованов глубиной в 18 метров в единую систему с двухслойной гидроизоляцией боковых стен и дна котлованов.
Стоит сказать, что данный полигон находится в рекреационной природоохранной зоне Дмитровского района, что запрещается ФЗ-89 от 24.07.98г. “Об отходах производства и потребления”. В этой местности сконцентрировано множество объектов спортивного, лечебно-оздоровительного и рекреационного назначения федерального и регионального уровней, таких как детская больница им. Зацепина в Шуколово, детская горнолыжная школа в Деденево, санно-бобслейная трасса в Парамоново, горнолыжные курорты Тягачева, Шуколово, Целеево, Яхрома и др., позволяющие отдыхать и оздоравливаться тысячам москвичей и жителям Подмосковья.
Цель моего проекта: изучить проблему утилизации отходов на территории Дмитровского района, причины образования несанкционированных свалок и сформировать пути решения данной ситуации.
В ходе работы над проектом ставились следующие задачи :
1. Изучить данную проблему по литературным источникам.
2. Выяснить способы и проблемы утилизации бытовых отходов в Дмитровском районе.
3. Изучить общественное мнение учащихся школы о несанкционированных свалках.
4. На базе Яхромской СОШ №3 провести мероприятия, позволяющие осуществлять более грамотную утилизацию отходов с минимальным ущербом для окружающей среды.
Гипотеза исследования: я думаю, что утилизация отходов, причины образования несанкционированных свалок на территории Дмитровского района – актуальная проблема для нашего района, Московской области и России в целом.
Обзор литературы
Классификация отходов.
Наиболее полно можно охарактеризовать твердые бытовые отходы, если выявить ущерб окружающей природе, вред человеку, время и характер разложения, и его конечный продукт, а также способы вторичного использования.
Пищевые отходы.
Вред человеку: разлагающиеся пищевые отходы являются рассадником микробов.
Являются пищей для различных микроорганизмов.
Характер разложения: разлагаются под действием организмов.
Время разложения:1-2 недели.
Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода.
Вторичное использование: компостирование.
Макулатура:
Материал: бумага, иногда с примесями сторонних веществ.
Вред человеку: краска покрывающая бумагу при разложении выделяет ядовитые вещества.
Ущерб природе: краска, которая покрывает бумагу, является источником ядовитых газов.
Характер разложения: разлагаются под действием организмов.
Конечный продукт разложения: перегной.
Время разложения: 6 месяцев-3 года.
Способ вторичного использования: переработка на оберточную бумагу, картон.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Изделия из тканей.
Ткани существуют двух видов: синтетические и натуральные.
Ткани натурального происхождения.
Ущерб природе: не наносят.
Характер разложения: разлагаются под действием организмов.
Конечный продукт разложения: перегной, углекислый газ и вода.
Время разложения:1-2 года.
Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание при условиях, обеспечивающих полноту сгорания .
Продукты, образующиеся при обезвреживании: зола, вода и углекислый газ.
Металлические предметы.
Материал: оцинкованные или покрытые оловом железоалюминиевые предметы (банки из-под напитков, консервные банки), металлолом.
Вред человеку: острые края могут серьезно поранить человека при хождении босиком, соединения металлов могут быть ядовиты.
Ущерб природе: соединения цинка, олова, алюминия, железа ядовиты для многих организмов, острые края могут травмировать животных.
Характер разложения: окисление.
Конечный продукт разложения: мелкие куски ржавчины, соли металлов или оксиды.
Время разложения: то двух до двухсот лет (зависит от условий окружающей среды, состава и размеров металлического предмета).
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды металлов.
Стеклотара.
Материал: стекло.
Вред человеку: осколки могут вызвать ранения.
Ущерб природе: вызывает ранения у животных.
Характер разложения: постепенное растрескивание стекла под действием температуры, постепенно превращается в мелкую крошку.
Время разложения: более ста лет, зависит от влажности, температуры.
Способ вторичного использования: переплавка в другие стеклянные изделия, жидкое стекло, стекловату.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку и захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: стеклянная крошка.
Изделия из пластмасс.
Материал: синтетические полимеры.
Вред человеку: вещества, выделяемые при разложении, опасны для человеческого организма.
Ущерб природе: препятствуют нормальному газообмену в водоемах, могут быть проглочены живыми организмами, что неминуемо приведет к их гибели.
Характер разложения: медленно разлагаются под действием организмов, выделяя метан (неполное разложение). При их отсутствии разрушение происходит за счет окисления пластмасс кислородом и под действием солнечных лучей.
Время разложения: около ста лет.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасное обезвреживание: захоронение в специальных местах.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
Упаковка для пищевых продуктов.
Материал: бумага и различные виды пластмасс.
Вред человеку: вещества, выделяемые при разложении, опасны для человека.
Ущерб природе: могут быть проглочены животными.
Характер разложения: разлагаются под действием солнечных лучей, окисляются кислородом.
Время разложения: несколько десятков лет.
Способа вторичного использования не существует.
Наименее опасное обезвреживание: захоронение.
Аккумуляторы, батарейки.
Материалы: цинк, свинец, уголь, железо, натрий, медь, цезий, электролит (жидкий полимерраствор кислоты, солей, гидроксидов)
Вред человеку: соединения химических веществ, входящих в состав элемента питания, опасны для человека.
Ущерб природе: вещества, из которых состоит элемент питания, ядовиты для многих организмов, вызывают засоление почв, отравляют грунтовые воды.
Характер разложения: окисляются под действием кислорода.
Время разложения: на земле-более 10 лет, в пресной воде-5 лет, в морской воде-2 года.
Продуты разложения: соли металлов, кислот, гидроксиды.
Способ вторичного использования: переработка на специализированных предприятиях.
Наименее опасное обезвреживание: захоронение на специальных полигонах.
Продукты обезвреживания: соли металлов, кислот, гидроксиды.[7]
Существует другая классификация отходов-по классу опасности для окружающей среды:
Класс опасности отхода для окружающей природной среды | Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду | Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды |
I КЛАСС Чрезвычайно опасные | Очень высокая | Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует |
II КЛАСС Высоко опасные | Высокая | Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия |
III КЛАСС Умеренно опасные | Средняя | Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника |
IV КЛАСС Мало опасные | Низкая | Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее трёх лет |
V КЛАСС Не опасные | Очень низкая | Экологическая система практически не нарушена. |
[12]
Бытовые отходы входят во все выше перечисленные выше классы. Самые сложные для переработки и опасные для окружающей природы отходы относятся ко 2 и 1 классу (батарейки, медицинское оборудование, радиоактивные элементы, старая бытовая техника, ядовитые вещества и т.п.)
Поэтому для переработки данных отходов необходимо строить специальные предприятия. Иначе можно попросту разрушить экологию данного места, сделать район непригодным для обитания. Например, такая ситуация существовала вокруг полигона ТБО Икша-2 до 1996 года, когда допустимый уровень вредных веществ в грунтовых водах был превышен в десятки раз. Кратность превышения нормативов качества воды в нижнем створе (после полигона) р. Икшанка, несущей воды в канал Москвы, по никелю составлял 1834 раза. В лесных водоемах этот показатель составлял от 1404 до 4266 раз. Превышение норматива качества питьевой воды в водозаборной колонке в деревне Дьяково составлял 978 раз.[10]
Методы утилизации отходов в Дмитровском районе
В Дмитровском районе существуют только 2 специализированных полигона для утилизации отходов: «Дмитровский» и «Икша-2», предназначенных для захоронения бытовых отходов (специализация) и отходов производства. Предприятий, сжигающих или перерабатывающих отходы в данном районе, не существует. Есть лишь кампания, принимающая энергосберегающие лампы (электроразрядные) на переработку. В социальных учреждениях (школах, профессиональных технических училищах, больницах, поликлиниках, библиотеках, детских садах) осуществляется сбор макулатуры, старого оборудования, медицинских отходов на их последующую переработку, обезвреживание или захоронение. Бытовые отходы, которые выбрасываются в контейнеры для мусора и потом отвозят на свалку или полигон.
На данный момент эти два полигона испытывают перегрузку, сроки их эксплуатации подходят к концу. На каждом полигоне эти проблемы решаются по-разному: полигон «Дмитровский» расширяется. С полигоном «Икша-2» дела обстоят иначе: ему некуда расширяться (рядом населенные пункты). В связи с данной проблемой на полигоне проводят рекультивацию. (Приложение 2)
Таким образом срок работы этих полигонов планируют продлить до 2020 года.
На данные полигоны вывозят практически весь мусор со всего района. Нагрузка составляет 1 000 000 тонн в год. Мусор, который поступает на данные места утилизации, проходит проверку на класс опасности для окружающей среды, спрессовывается, и укладывается в специальные котлованы. После заполнения котлована (его глубина обычно равняется 18 метрам), его засыпают песком, ставят борта, кладут боковую гидроизоляцию и начинают насыпать мусорный террикон высотой до 40 метров. По достижении данной высоты террикон изолируется сверху (чтобы перекрыть выход вредным веществам в атмосферу) и засыпается песком. Когда на месте котлована образуется мусорный террикон, это место считается выработанным, и мусор начинают складировать в соседнем пустом котловане.
Хочется заметить, что полигон ТБО и свалка - это совершенно разные вещи. Свалка-это есть сброс мусора в не предназначенные для этого места (таким местом был полигон ТБО Икша-2 до 2000 года). Данный способ утилизации мусора запрещен в нашем районе, так как он является самым опасным для биосферы.
Но на практике бывает совершенно по-другому. Мусор, не допущенный на полигон, обычно вываливают недалеко от этого места в ближайший овраг.
Сравнительная характеристика утилизации бытовых отходов в Зарубежной Европе и России
В Западной Европе процесс сбора и вторичной переработки мусора уже отработан и отлажен до мелочей.
Основой этого процесса, конечно, является правильное воспитание населения. С раннего возраста детей учат сортировать бытовые отходы на макулатуру, стекло, пластиковые и металлические изделия и выбрасывать их в соответствующие контейнеры. Это дополняется штрафами или принудительными курсами по экологической культуре при нарушении экологического порядка.
Крупногабаритные бытовые изделия у них также подлежат обязательной переработке. Для их утилизации хозяин изделия обязан(!) позвонить в соответсвующую кампанию или написать заявление в специальную службу. После этого звонка к хозяину изделия приедут служащие этой кампании и изымут изделие.
Следующий шаг-это переработка. Отходы сортируются по второму разу и в зависимости от их типа идут на переработку (более 40%), сжигание(30%), или захоронение на специальных полигонах (30%).
Стоит заметить, что за вывоз мусора платит не администрация города или поселка, а частное лицо. Причем, чем больше мусора - тем больше данное лицо обязано заплатить.
У нас Дмитровском районе дела обстоят совершенно по-другому. Сортировка мусора у нас практически отсутствует.
Вывоз мусора у нас происходит за счет администрации поселения. Это приводит к тому, что контейнеры часто стоят переполненные, и мусор складируется рядом с ними. На эти помойки отвозят крупные бытовые отходы, которые мусоровоз принять не может, и они так там и остаются. Обычно пройдет не одна неделя, а иногда и больше, когда приедет специальный мусоровоз, предназначенный для их транспортировки.
Но к счастью, в Москве уже проводятся эксперименты по раздельному приему бытового мусора и его последующей переработке. Достаточно заглянуть в магазин IKEA.[3-4]
Проблема несанкционированного сброса мусора.
На данный момент в России и в Дмитровском районе существует такое явление, как несанкционированный сброс мусора. Нет ни одной деревни, ни одного села, где нет своей свалки. Данная ситуация осложняется еще тем, что многие водители мусоровозов, не желая платить за ввоз мусора на специальные полигоны сбрасывают мусор в ближайший овраг или кювет. (см приложение). Для борьбы с этим явлением были введены штрафы, но дело в том, что мусор сбрасывают подальше от чужих глаз, и никто не видит как это происходит, а значит и штрафовать некого...
В Дмитровском районе официально зарегистрированы 3 самые крупные несанкционированные свалки: первая находится рядом с поселком Лётчик-Испытатель, вторая рядом с ТБО «Дмитровский» (деревня Непеино), третья в выработанном карьере Ртищево (поселок Икша).[5]
Данные свалки (вместе с незарегистрированными) наносят окружающей экосистеме гораздо больший вред, нежели специальные полигоны. (Приложение 3)
Такое загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия. Мусор является благоприятной средой для развития самой разнообразной микрофлоры, в число которой входят микроорганизмы, вызывающие различные заболевания: брюшной тиф, дизентерию, туберкулез. В нем содержатся яйца гельминтов.
Не обезвреженные бытовые отходы могут быть источниками концентрированного загрязнения, опасного в санитарно-эпидемиологическом отношении.
Беспорядочное сжигание отходов на свалках нарушает правила охраны атмосферного воздуха, опасного для обслуживающего персонала, мусоровозного транспорта и жителей близлежащих домов.
При большой увлажненности и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования мусора, начинается его анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений (индол, скатол и т.д.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод.
В результате процесса анаэробного разложения мусора образуются газы и фильтрат, которые загрязняют воздушный и водный бассейны населенных мест. Газы - метан, водород, сероводород и другие, скапливаясь в сооружениях, построенных на месте закрытых свалок, образуют взрывоопасные смеси, фильтрат содержит продукты гниения. Таким образом, сток из-под свалок чрезвычайно опасен в санитарном отношении. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов.
На данных свалках мною были проведены эксперименты, направленные на выявление наличия ионов железа. Результаты анализов оказались положительные. Стоит учесть, что в нашем районе и так уже превышены нормы ПДК по содержанию железа, а в районах свалок он превышает все допустимые параметры. Это связано с тем, что в данные места очень часто сбрасывается металлолом и железосодержащие предметы.
Социальная сторона проблемы.
Основная проблема загрязнения наших улиц, оврагов и кюветов твердыми бытовыми отходами кроется в нас самих. Очень часто можно встретить человека, который выкидывает мусор в ближайший овраг, а не в специальные контейнеры. Ребенок, выкидывает фантик из-под конфет не в урну, а бросает его на газон. Люди не осознают своей ответственности за окружающий мир. Безграмотное, неосознанное отношение к природе приводит к загрязнению планеты. От нас самих зависит, как решить проблему, которую сами создали. Я хочу внести свой вклад в избавление моей малой родины от мусора и привлечь к этой проблеме как можно больше людей.
Практическая часть
1. Анкетирование учащихся.
В анкетировании участвовало 96 школьников из разных классов: 2, 5, 9, 10, 11. Ребята, обучающиеся в нашей школе, проживают в разных населенных пунктах, поэтому полученная от них информация очень важна. Из проведенного анкетирования видно, что учащиеся владеют неполной информацией об утилизации отходов, но придают этой проблеме большое значение, так как чистая экология – наша с Вами жизнь. Ребята заинтересованно отвечали на вопросы анкеты, выдвигая различные предложения и варианты решения этой важной проблемы, считая, что на первом месте стоит неправильное отношение самих людей к вопросу утилизации и хранения мусора. Ведь подчас горы мусора и свалку можно встретить недалеко от жилых домов и эти свалки создают сами люди, тем самым загрязняя окружающую среду. Учащиеся считают, что наиболее важным решением проблемы может стать увеличение штрафа за выброс мусора в ненадлежащем месте, а также воспитательные беседы с людьми по поводу остроты данной темы.
Важным моментом ребята считают вопрос переработки и утилизации отсортированного мусора, хотя сами учащиеся отсортировывают мусор перед выбросом крайне редко (4,5%), поскольку у нас ещё не налажен вывоз раздельного мусора.
(Приложения 4.1-4.3)
2. Деятельность, направленная на просвещение учащихся, родителей и жителей микрорайона школы
Было принято решение организовать вместе с педагогами нашей школы цикл классных часов, на которых знакомили ребят со способами утилизации мусора, с целью уменьшения количества стихийных свалок. В этом вопросе меня поддержали одноклассники. С младшими школьниками мы провели беседы, игру-викторину, со старшими учениками говорили более серьёзно, подняли причину образования несанкционированных свалок, их последствия, о путях решения данных проблем. Сейчас готовим спектакль для начальных классов.
(Приложение 5)
После бесед были проведены конкурсы экологических плакатов: «Мы за чистую планету», конкурс социальной рекламы «Про отходы». (Такие конкурсы в нашей школе стали традиционными).
(Приложение 6)
3. Акция «Живи дерево»
Решили ежемесячно собирать макулатуру, т.к. всем известно, что 100 кг собранной макулатуры сохраняют жизнь одного дерева.
В школе за учебный год скапливается очень много исписанных тетрадей, черновиков и если ученикам и учителям своевременно собирать макулатуру, а потом ее сдать, то таким образом можно сохранить целую березовую рощу.
Большую помощь в этом вопросе оказал библиотекарь школы. Была подписан договор с предприятием по переработке бумаги.
4. Акция «Чистый город»
Я и администрация нашей школы встретились с представителями администрации города Яхромы, с генеральным директором ООО «ЭкоЖилком» Юдиным В.Ю., по вопросу установки дополнительных мусорных контейнеров возле жилых домов микрорайона школы, чем привлекли внимание к давней проблеме.
Провели разъяснительную работу с населением микрорайона. Развесили листовки, плакаты, призывающие к соблюдению чистоты. Ведь чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
Я и мои друзья приняли активное участие в субботниках, в городской акции «Чистый лес». Наводили порядок в лесополосе в направлении с. Подъячево, собирали лежащий мусор и различные отходы.
(Приложение 7.1, 7.2)
5. Проведение химического анализа почвы с мест несанкционированных свалок (на наличие ионов железа)
На данных свалках мною были взяты пробы почвы, направленные на выявление наличия ионов железа. В пробирку вносят 3мл почвенной вытяжки, приливают несколько капель раствора красной кровяной соли К3 (Fe (CN) 6. Появившееся синее окрашивание в пробирке свидетельствует о наличии в почве соединений железа (II).
Результаты анализов оказались положительные. Стоит учесть, что в нашем районе и так уже превышены нормы ПДК по содержанию железа, а в районах свалок он превышает параметры во много раз. Это связано с тем, что в данные места очень часто сбрасывается металлолом и железосодержащие предметы.
Железо могло попасть в почву в результате окисления металлолома, а его избыток может привести к раку кишечника, печени, легких, к ревматоидному артриту. (Приложение 8)
Выводы.
Изучив данную проблему по литературным источникам и выполнив практическую часть, я пришел к определенным выводам:
считаю необходимым повышать экологическую культуру среди детского и взрослого (особенно) населения, с целью совершенствования системы сортировки и утилизации ТБО, бережного отношения к окружающему миру , используя средства массовой информации.
Несанкционированные свалки – это угроза экологическому равновесию, это заражение воздуха, почвы, грунтовых вод, что в свою очередь влияет на здоровье человека.
Для сбережения бесценных ресурсов Земли, уменьшения их потребления, мы должны жить сознавая, что «...нельзя рубить сук, на котором сидишь».
Я уверен, ребята моей школы поддержат меня и мои идеи в начатом деле, принесут в свои семьи полученные знания, и вместе мы постараемся наш мир сделать лучше.
Заключение.
Утилизацию мусора нельзя сводить к простому сбору отходов и их последующему складированию в одну огромную свалку. Стоит задуматься о следующих поколениях. Что мы им оставим? Землю, заваленную мусором? Нет, такого не должно быть, ведь мы всегда должны стремиться к светлому будущему для себя и последующих поколений.
Строительство полигонов ТБО в России – это уже огромный шаг, но мы очень отстали в этом плане от других государств, которые перерабатывают отходы по технологиям, позволяющим получать с этого неплохую прибыль. Но главным шагом станет не только строительство в России мусороперерабатывающих заводов, а еще и высокая экологическая культура каждого.
Источники информации
1. С.В.Алексеев, С.В. Практикум по экологии – Москва., 1996г., 28с.
2. Криксунов, Е.А., Пасечник, В.В. Экология - Дрофа, 1995г., 240 с.
3. Экологическая книга для чтения.- 2008 год. - Третье издание, переработанное и дополненное. - Издательство «Современные тетради».- Страницы от 463 до 481.
4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. –М.: Издательский центр «Академия», 2004, 480 с.
6. http://iksha-town.ru/fotoalbomyi/svalka-v-ikshe.html
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=полигон+ТБО+ИКША
9. http://xn--c1aenqafhcka6j.xn--p1ai/latest-issue/ecoproblem/?tag= %D2%C1%CE
10. http://gp-russia.livejournal.com/1462281.html
11.http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120918152424.shtml
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Голубая лягушка
Знакомимся с плотностью жидкостей
Тигрёнок на подсолнухе
Ворона