Стихотворение Нади Делаланд "Воздух" очень необычно и интересно. Ученик сумел это доказать, работая с текстом
Вложение | Размер |
---|---|
"Воздух" Надя Делаланд | 154.5 КБ |
Содержание
2. 1. Поэзия и поэтика………………………………4
2. 2. Несколько слов о проекте «Ростовская Лира»…………………………………………………5
2.3. Словарик стиховедческих терминов с примерами из сборника……………………………6
Современная поэзия – что это такое? Существует ли она вообще? Пожалуй, здесь больше вопросов, чем ответов. Однако интерес к поэзии не ослабевает. И взрослые, и дети продолжают писать стихи.
Целью моего сообщения является попытка обзора современной донской поэзии. «Большое видится на расстоянии», - эти слова Сергея Есенина произносят тогда, когда хотят напомнить: очень трудно оценивать творчество современников. Должно пройти некоторое время, чтобы из множества литературных произведений естественным путем выделить те, которые будут жить в веках. Но говорить о современных поэтах можно и нужно, чтобы не создавалось впечатление, что поэзии вообще не существует.
Целью данной работы является рассмотреть поэзию участников и организаторов открытого конкурса-фестиваля «Ростовская Лира» с точки зрения художественной формы.
Задачами данной работы являются:
2. Постановка проблемы.
Аспекты и методы исследования.
1. 1. Поэзия и поэтика.
«Поэзия – особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реализующая поэтическую функцию языка»¹, - говорится в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа». Отличие поэзии от прозы заключается в том, что «поэтический текст, составленный из тех же языковых элементов, что и непоэтический, оказывается носителем большего содержания. Структура стихов может не только хранить определенную информацию, но и вырабатывать новую»². И в этом источник неиссякаемого интереса к поэзии.
Ведь вдумайтесь! История мировой поэзии насчитывает уже тысячелетия. Казалось бы, за такой срок можно было написать уже все стихи и придумать новый способ выражения чувств. Однако люди продолжают говорить о своем внутреннем мире, о своих радостях и печалях, о любви к родине и любви к другому человеку именно в лирике. В чем же секрет бессмертия поэзии?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ненадолго к истории возникновения поэзии. С древнейших времен люди стремились не только общаться друг с другом, но и сохранять вечные ценности для потомков. Но как можно было это сделать до появления письменности? Только сохраняя их в памяти народа. А запоминаются легче именно стихотворные тексты. Почему же? На этот вопрос помогает ответить ПОЭТИКА – наука об особой организации художественного, в том числе и стихотворного текста.
Но нужны ли сегодня какие-то науки, чтобы писать, а тем более читать стихи? Многие считают вслед за Андреем Вознесенским, что «стихи не пишутся – случаются». Что прочесть и понять стихотворение способен каждый. Это, несомненно, так. Но почему же тогда поэты не устают говорить о поэтическом мастерстве, о «ремесле», о «кухне»? Почему придирчиво изучают черновики великих предшественников?
Да, «для того чтобы слушать и живо воспринимать музыку, не обязательно знать нотную грамоту. Но человек, владеющий этой грамотой», чувствует музыку еще полнее, видит в ней больше тонкостей и оттенков. «Точно так же читатель, осведомленный в законах жанра, стиля, композиции, в системах метрики и строфики, тропов и фигур, полнее ощущает внутреннее богатство произведения, извлекает из него больше духовно-эмоциональной энергии»³, - читаем мы в статье «Энциклопедического словаря юного литературоведа».
2. 2. Несколько слов о проекте «Ростовская Лира».
Все сказанное выше, несомненно, относится к творчеству великих поэтов. Но можно ли таким же образом изучать творчество современников? Поэзия занимает важное место в жизни нашего города и области. В Ростове, Азове, Таганроге работают литературные объединения, региональное отделение Союза российских писателей. Каков уровень их мастерства? Насколько глубоко и полно освоен ими поэтический арсенал, накопленный в веках? Можно ли считать их творчество «серьезной поэзией»? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев с точки зрения поэтического мастерства сборник современной донской поэзии.
С 2005 года в Ростове проходит открытый конкурс-фестиваль современной поэзии и авторской песни «Ростовская Лира». В числе его организаторов, жюри, участников – студенты, сотрудники и преподаватели Южного федерального университета, журналисты, критики, деятели культуры донской земли, участники литературных объединений самых разных возрастов, поэты и барды. В нем могут принять участие все желающие: достаточно лишь подать заявку.
В 2008 году он проходит уже в четвертый раз. Его конкурсные дни – 14, 15 и 16 ноября, а 18 ноября в Областном доме творчества состоится гала-концерт и награждение). Количество участников из года в год не уменьшается, а увеличивается. Летом 2008 года концерты «Ростовской Лиры» проходили на Черном море, в каждой смене спортивно-оздоровительного лагеря Южного федерального университета «Лиманчик», и участников каждый раз было от 10 до 15 человек, и зрительный зал был полон. То есть поэзия вызывает большой интерес, а «Ростовская Лира» помогает многим поэтам найти своего читателя. Читателя благодарного или критически настроенного, заинтересованного или скептичного, но всегда неравнодушного.
По результатам конкурса опубликовано уже три поэтических сборника. В данной работе сделана попытка рассмотреть сборник «Ростовской Лиры – 2006» с точки зрения поэтического мастерства его участников. Вопрос этот, несомненно, волнует жюри и организаторов конкурса. Ведь сборник начинается не только общим приветствием Вячеслава Михайловича Семигука, председателя первичной профсоюзной организации Южного федерального университета, но и статьей Михаила Юрьевича Коломенского (председателя правления Ростовского регионального отделения Союза российских писателей, писателя, драматурга) под названием «Немножко о кухне»¹.
2. 3. Словарик стиховедческих терминов с примерами из сборника.
В процессе исследовательской работы был составлен словарик тех литературоведческих терминов, которые обычно используются при анализе поэтического текста. Задачей исследования был поиск примеров для этого словарика: метафор, эпитетов, инверсий и т. д. Задача была успешно решена: в сборнике «Ростовская Лира – 2006» удалось найти:
Этот словарик – в приложении к работе.
За пределами данного исследования остался вопрос о традициях и новаторстве. Это может стать темой отдельного исследования.
3. Анализ одного стихотворения
Говорить о мастерстве невозможно в общем. Каждое стихотворение интересно именно своей неповторимостью. Только вглядываясь в поэтический текст «под микроскопом», можно увидеть, как создается лирическая эмоция. Поэтому для разбора было выбрано одно произведение - стихотворение Нади Делаланд «Воздух».
Надя Делаланд - поэт, член Союза российских писателей, преподаватель факультета филологии и журналистики Южного федерального университета, лауреат конкурса-фестиваля «РОСТОВСКАЯ ЛИРА-2005». В 2006 году она являлась членом жюри. Но особенность «РОСТОВСКОЙ ЛИРЫ» состоит в том, что и лауреаты, и члены жюри, и организаторы все вместе печатают свои произведения под одной обложкой, потому что все они служат великому делу Поэзии.
ВОЗДУХ
Этот стих очень непонятен и красив, и сочетание этих двух свойств делает его особенно привлекательным. Хотелось бы разобраться в том, какими приемами и средствами автор достигает такого эффекта. Думается, что целостный анализ стихотворения поможет в этом разобраться.
В этом стихотворении 39 строк. 39 — нечетное число, и сразу возникает вопрос о рифмовке и строфике. Стихотворение не разделено на строфы, и поэтому автор то рифмует попарно соседние строки, то переходит к белому стиху. Есть ли в этом определенная закономерность? Можно заметить, что парная рифма есть в описании природы, а белый стих – там, где описывается душевное состояние героини.
Размер «Воздуха» - четырехстопный хорей. Этот размер часто применяется в детской литературе. Однако невозможно себе представить, что
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
и
Воздух, мутная водица,
кто из воздуха глядится
мне в лицо, когтями листьев
взмахивая? Быстро, близко...
это один и тот же размер, - нелегко. Но, с другой стороны, четырехстопный хорей — это размер пушкинских «Бесов». Вспомните:
Мчатся тучи, вьются тучи...
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
Конечно, необычное звучание достигается тем, что в стихотворении очень много переносов. Сложный ритм передает душевное волнение лирической героини. Еще не зная, в чем дело, мы уже чувствуем напряжение.
Автор делает все возможное, чтобы передать свое настроение. Стихотворение наполнено картинами, звуками, запахами. «Воздух, мутная водица» - и мы представляем себе туманное осеннее небо. «Воздух, пахнущий сквозь влажность осенью», - это даже не надо пояснять. Для каждого осень пахнет по-своему, но запах влажных листьев, сырого асфальта не спутаешь ни с чем.
Такова первая часть стихотворения, в которой — картинка осени. ( Это строки 1-12). Во второй части лирическая героиня говорит о себе:
Воздух. Мне так не хватает
воздуха - такая тяжесть
в воздухе разлита, в легких...
Слово «воздух» повторяется в стихотворении 17 раз, если считать заглавие. Какой смысл вложен в него? Каждый раз новый, иногда воздух — это на самом деле то, чем мы дышим, иногда — символ чего-то таинственного, недостижимого, но очень нужного.
Дно, а сверху - в небе - воздух.
И в пространстве безвоздушном
ветками поводят души,
шевелят корнями, водят
суффиксами - воздух? воздух?
Вроде - воздух... Прямо в тополь
ночь наступит и затопит
воду воздуха темница,
Очень интересна метафора «воздуха темница». Понять ее можно по-разному. Один вариант, что наш мир – это темница для воздуха, что ему отсюда не выбраться и что больше его нигде нет. С другой стороны, наш мир – это темница из воздуха, и она для нас непреодолима! Кроме того, может быть, это темница не на материальном, а на духовном уровне, и воздух не дает человеку раскрепоститься, показать себя.
В первых строках стихотворения был туманный осенний вечер, сумерки, любимое время романтиков, время, когда все загадочно, таинственно, когда человек думает не о повседневном, а о вечном. Затем наступает ночь. В начале стихотворения трудно понять, где именно находится лирическая героиня: у окна в своей комнате, на диване, укутавшись в теплый плед, или на улице. Непонятно, на самом деле она продрогла или же это только ее настроение. Зато наступление ночи описано как тайна и праздник:
Вроде - воздух... Прямо в тополь
ночь наступит и затопит
воду воздуха темница,
ночь наступит прямо в лица
луж.
Привычное выражение «ночь наступит» автор употребляет в прямом смысле: наступит в «лица луж». Здесь и олицетворение, и метафора, и анафора «ночь наступит», как будто наступление ночи очень-очень важно. Замечательно описано полусонное состояние, когда человек и дремлет, и что-то слышит, и о чем-то важном думает во сне...
И, бархатною сдобрен
влажностью, ноябрь в заборе
выдолбит сердечко, птичку,
воздух, щель, щелчок и смычку,
ключ скрипичный, скрип уключин,
жар ключицы, словно включен
свет внутри твоей витрины...
Слова так созвучны, что даже не хочется вдумываться в их смысл, хочется мечтать, грезить о самом важном.
«Только утро не утрируй», - с наступлением утра все мечты и грезы развеются, а пока
ночь ещё, и в каждой снежной
звёздочке сочится нежность.
Нежное лирическое настроение создается повторением шипящих Ч, Щ, Ж, и это очень необычно.
И вот тайна немного проясняется. Кажется, что это главная фраза во всем стихотворении: «Где же ты?» Среди непонятных, запутанных образов этот вопрос выделяется простотой и ясностью, и мы понимаем, что это не стихотворение о воздухе, это не стихотворение об осени, это стихотворение о любви. Сырая и грустная осенняя погода созвучна настроению лирической героини, а в конце стихотворения становится еще холоднее. Аллитерация на «з» в последних строчках говорит, может быть, о том, что на улице начался мороз:
Смотрю на звёзды –
поздно - воздух, воздух, воздух...
Мутный воздух сероглазый
дышит мне в лицо и сразу
замораживает разум...
Воздух — это человеческие чувства? Это любовь, ожидание, волнение? Думайте как хотите. Замечательный поэт Надежда Делаланд дает нам возможность «вырабатывать» новую информацию, перечитывая снова и снова это замечательное стихотворение.
4. Выводы
Итак, рассмотрев результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
Примечания
Список литературы
Приложение
Словарик литературоведческих терминов
с примерами из сборника «Ростовская Лира-2006»
I Тропы и фигуры
Прием | Автор, название | Страница | Пример | |
Фигуры | ||||
Повтор | Смирнов Владислав Вячеславович «Мне говорят: витаешь в облаках!» | с. 21 | Но я теперь земной, такой земной - Уже наполовину под землею... | |
Удвоение | Смирнов Владислав Вячеславович «Мама, мама, твоя кружевная салфетка...» | с. 20 | Мама, мама, твоя кружевная салфетка.. | |
Утроение | Гуськов Евгений Петрович «Все, что было, забыли. Что будет — еще вдалеке» | с. 22 | Мой спаситель и Бог — Океан, Океан, Океан. | |
Стык | Не нашел примера | |||
Анафора | Игорь Надолинский «Философский блюз» | с. 30 | Не требуй жертв, которых не исполнить, Не требуй бурь, что нам не пережить, Любви не требуй — пустоту заполнить, Не требуй память, чтоб ее забыть. | |
Кольцо | Горина Ольга Ивановна «Да, жизнь прожить — не поле перейти» | с. 40 | кольцевая композиция | |
Параллелизм | Полина Ефименко «То ли ветер свистит сквозь мембрану стекла» | с. 87 | По несданным углам, по старинным врагам, По остывшим углям, по забытым долгам, По несжатым полям, по разбитым полкам. | |
Инверсия | Олег Викторович Горин «Я жизни строгую сюиту» | с. 35 | жизни строгую сюиту | |
Градация | Олег Викторович Горин «Я жизни строгую сюиту» | с. 35 | Живу, творю, люблю по-русски.. | |
Парцелляция | Горина Ирина Олеговна «Мне не спится. Царит ночь» | с. 43 | Ну пойми ты меня. Прости. Отпусти. Позабудь. Отстань. | |
Перенос | Сущий Сергей Яковлевич. «Кто говорит, что курица не птица...» | с. 14 | И Ахиллес не хочет черепаху стократно обгонять. Зато готов сменить на толстокорую рубаху свой домотканый греческий покров. | |
Звукопись | Надя Делаланд «Воздух» | с. 39 | ночь еще, и в каждой снежной звездочке сочится нежность | |
Каламбур | Надя Делаланд «Воздух» | с. 39 | свет внутри твоей витрины, только утро не утрируй, | |
Иностранные слова | Олег Викторович Горин «Я жизни строгую сюиту» | с.35 | Я жизни строгую сюиту Почти сыграл от «фа» до «ми», Порой нескладно, но открыто. Remember me, remember me... | |
Фразеологические обороты | Горина Ольга Ивановна «Да, жизнь прожить — не поле перейти» | с. 40 | Да, жизнь прожить — не поле перейти | |
Тропы | ||||
Сравнение | Смирнов Владислав Вячеславович «Куда бежишь ты, мартовский ручей?» | с. 19 | Ты льешься, словно время, стороной, Неудержим, как свет весны пришедшей... | |
Олицетворение | Смирнов Владислав Вячеславович «Старается шиповник удержать...» | с.19 | Старается шиповник удержать Мою ладонь, Когда плодов созревших Набрать пытаюсь. | |
Антитеза | Гуськов Евгений Петрович «Все, что было, забыли. Что будет — еще вдалеке» | с. 22 | Все, что было, забыли. Что будет — еще вдалеке. | |
Оксюморон | Сущий Сергей Яковлевич. «Ночь. Июль...» | с. 12 | Уже так поздно, что еще так рано... | |
Эпитет | Ольга Андреева «Артист» | с. 74 | В бесснежную зиму так глупо раскрашены шубы | |
Метафора | Александр Войлоков «Городище» | с. 56 | Среди миров вращается Земля С печальным скрипом старого дивана | |
Метонимия |
II Стихотворные размеры
Прием | Автор, название | Страница | Пример | |
Силлабо-тоника | ||||
Ямб | Игорь Надолинский «Моя ошибка» | с. 29 | В тот летний вечер дождь хлестал, Разверзлись хляби, и потоком Мой город улицы смывал, Захлебываясь пенным соком. (4стопный ямб) | |
Хорей | Ирина Алгазина «Тебе» Горина Ирина «Мы себя совсем не знаем» | с. 67 с. 43 | Я — как легкий ветер по листве. Я снежинкой упаду в твою ладонь. Растворяюсь, будто солнца луч, в тебе, Мотыльком лечу-лечу в огонь. (5стопный хорей) Мы себя совсем не знаем: Для чего, зачем Разум, силы напрягаем И гордимся чем? (4стопный/3стопный хорей) | |
Дактиль | нет | |||
Амфибрахий | Игорь Шукаев « И солнце не светит, и ветер не дует» | с. 159 | Листы и деревья пока что родные, Пусть розовый привкус зимы Тревожит и ранит, но мы, друг, живые, Пока еще теплые мы. (4Амф-3Амф) | |
Анапест | Инна Амирова «Де-Сент-Экзюперическое» | с. 71 | Это южный и солнечно-радужный мячик... Эта в солнышках радужка (или рубашка)... И душа по-собачьи так скачет, а значит, Все пропало! - как призрак с рассветом из башни.(4стопный анапест) | |
Дополнительно | ||||
Дольник | Андрей Шелудько «Сон в руку» | с. 157 | Сколько прошло ночей — Вслед приходили дни. Сколько я видел свечей - Все потухали они. (дактило-хореический дольник) | |
Акцентный стих | Горин Олег «Дон-Плаза глазами Маяковского» | с. 31 | Тому, кто поспорить захочет по поводу: Какой из отелей Ростова круче По Энгельса бывшей, а нынче — Садовой: «Товарищ, пройди, прогуляйся лучше». Здесь встречу с «Дон-Плаза» и Бог не отменит. Хоть юн ты, хоть скептик преклонных годов, И то без сомнений, унынья и лени Сюда поселиться будешь готов. | |
Верлибр | Инна Амирова «Жизнь дорожает». | с. 71 | Жизнь дорожает. И ты с каждым днем для меня все дороже, дороже... Потому и щепотка дешевых, несладких чаинок разлитых не глядя (но поровну) в пару граненых стаканов бесценна. |
III Рифмовка
АбАб (перекрестная рифмовка, мужские и женские рифмы) | Игорь Надолинский «Философский блюз» | с. 30 | Не требуй жертв, которых не исполнить, Не требуй бурь, что нам не пережить, Любви не требуй — пустоту заполнить, Не требуй память, чтоб ее забыть. | |
А'А'Б'Б' (дактилическая рифма) | Эллионора Леончик «Ты опять со мной, Неизбежное...» | с. 44 | Что еще мое, Неотвязное, –– в пыльном облаке, в городе язвенном?.. Хищно зрит на кроссовки рваные тварь по имени Существование. | |
кольцевая — два четверостишия объединены в восьмистишие АББАВГГВ | Сущий Сергей Яковлевич. «Ночь. Июль...» | с. 12 | Уже так поздно, что еще так рано. И можно не спешить. Луна и крыши - вот все, что надо для летучей мыши, вдруг ставшей человеком. Только странно, что крыльев нет и как-то несподручно заглядывать в светящиеся окна на пятом и восьмом... Спина намокла, фонарь мигает, где-то лает Жучка. | |
Хокку | Наталья Каданская Игорь Шукаев | с. 51 с. 160 | Вдыхаю сентябрь. Может, и ангел так же Забыл обо мне?.. Умер котенок. Розой помечу холмик. Розу запомню. | |
аааа | Игорь Шукаев «Дрожащая рука...» | с. 158 | Дрожащая рука, Горячая щека, Тепло у камелька. Но - только на пока... |
Извержение вулкана
Весенняя сказка
Свинья под дубом
Л. Нечаев. Яма
Крутильный маятник своими руками