Работа направлялась на конкурс "Я - Гражданин", номинация "Права человека в современном мире". Призер регионального этапа.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 143 КБ |
МОУ
«Ольховская средняя общеобразовательная школа»
п. Мирный Вытегорского района, Вологодской области
Конкурс исследовательских и творческих работ
«Права человека в современном мире»
Тема: «Право ребенка на образование: декларация или реальность?»
Исследовательская работа
Работу выполнила ученица 9 класса
МОУ «Ольховская средняя
общеобразовательная школа»
Парфёнова Любовь
п. Мирный Вытегорского района
Вологодской области
Руководитель работы:
Рублёва Ольга Николаевна
учитель истории, обществознания,
I категория
2010 год
В своей работе я хочу рассмотреть, как реализуется право на образование в нашем регионе, т. е. на территории сельского поселения «Кемское». Актуальность данной темы подтверждается тем, что на протяжении вот уже 15 лет на территории поселения, а когда-то сельского совета (как это ни грустно звучит) закрываются школы.
Для анализа сложившейся ситуации мне необходимо выяснить:
- что такое «право»;
- кого в Российской Федерации Можно отнести к понятию «ребёнок»;
- где закреплено право ребенка на образование;
-если закрываются близлежащие школы, то не ущемляется ли таким образом право живущих на этой территории детей на образование.
Большая Советская Энциклопедия говорит, что «право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия».
Это определение вполне можно отнести и к праву ребенка на образование.
О праве на образование мы узнаем из документа Организации Объединенных Наций «Декларация прав ребенка», принятого 20 ноября 1959 года, где принцип 7 гласит:
«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях...;
общество и органы публичной власти должны прилагать усилия, к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права».
Также на основе «Декларации прав ребенка» был принят еще один документ – это «Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.)
Статья 1 определяет, кто является ребенком:
«Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.»
Далее, что касается права на образование.
Статья 28 Конвенции о правах ребенка говорит:
«1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.»
Как мы видим, международные правовые документы закрепляют право ребенка на доступность образования. Российская Федерация присоединилась к «Декларации прав ребенка и «Конвенции о правах ребенка». Поэтому, в Конституции, основном законе страны, также провозглашается право ребенка на образование.
Глава 2 «Права и свобода человека и гражданина», статье 43 говорит следующее:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.»
В данном случае общедоступность подразумевает под собой возможность ребенком посещения образовательного учреждения независимо от его пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения. Но есть еще и так называемая территориальная доступность. Вот именно это обстоятельство я и попытаюсь проанализировать в своей работе.
Итак, я , Парфёнова Любовь, проживаю на территории сельского поселения «Кемское», в п. Мирный, учусь в 9 классе Ольховской средней общеобразовательной школы. Я из многодетной семьи, есть еще сестра, ученица 2 класса и младшая сестра, которой нет еще и двух лет. В нашем классе 10 учащихся. Конечно, у каждого из нас разные планы на будущее, но многие мои одноклассники планировали закончить 10 -11 классы в этой же школе.
Почему «планировали»? Потому, что в следующем учебном году, возможно, уже не будет десятого и одиннадцатого класса. Вот тут –то я и вспомнила про Конституцию и другие документы, касающиеся права ребенка на образование и решила разобраться в данной проблеме.
Наша школа находится на территории сельского поселения «Кемское». В него входит 26 населенных пунктов. Расстояние от самого дальнего составляет 40 км. До 1995 года здесь находилось 3 школы: Исаевская начальная школа, Чернослободская начальная школа и Ольховская средняя школа. В Исаевской начальной школе, которая находилась в деревне Панкратово, обучались дети из близлежащих деревень: Анциферовская, Евсинская, Большой Двор.
В Чернослободской школе, которая находилась в деревне Прокшино обучались дети из деревень: Татариха, Прокшино, Кузнецово и др.
В 1995 году была закрыта Исаевская начальная школа. Ровно через 10 лет, в 2005 году, закрылась и Чернослободская начальная школа. Теперь, чтобы обучаться, детям необходимо было ездить каждый день в Ольховскую школу, преодолевая в любую погоду около 20 км на стареньком колхозном автобусе (только с 2007 г. появился новый).
Исходя из данных фактов, можно говорить, что реализация права на образование у детей, живущих в вышеперечисленных деревнях, оказалась затруднена, т. к. нарушилась территориальная доступность
образовательного учреждения.
В то же время помимо уже упомянутых правовых статей, есть еще статья 3 «Конвенции прав ребенка», которая напоминает:
«1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.»
Я считаю, что при закрытии школ интересы детей не были учтены.
Сказалось закрытие двух школ, на мой взгляд, и на демографической ситуации сельского поселения Кемское:
Вывод: население сократилось на 118 человек.
Как мне кажется, среди разного рода причин, приведших к сокращению численности населения, можно назвать и отсутствие близлежащей (доступной) школы. Как правило, люди стараются жить в таком населённом пункте, районе города, где рядом расположены школа, детский сад.
Мою мысль подтверждают следующие данные по миграции населения за 2004 – 2008 гг.:
Вывод: уровень выбывших жителей из поселения превышает уровень прибывших на 44 %.
Также мне показалось интересным узнать, какова численность детей в семьях, проживающих на территории поселения Кемское в 2008 г.:
Вывод: на территории поселения Кемское преобладают семьи, в которых один и двое детей.
Таким образом, можно сказать, что закрытие только двух начальных школ привело к сокращению численности населения, к уменьшению количества детей в семьях, ухудшению социально- бытовых условий и к нарушению реализации прав ребенка на доступность образования.
Но, как говорилось выше, есть вероятность того, что будут закрыты 10- 11 классы Ольховской средней школы. Будущим десятиклассникам придется ездить за 80 км в интернат Белоручейской школы. То есть произойдет еще большее нарушение прав ребенка на доступность образования.
Поэтому, я делаю однозначный вывод о том, что право детей на доступность образования (т. е. на близость школы к месту проживания) сельского поселения «Кемское» будут продолжать нарушаться, а также ухудшится демографическая ситуация в данной местности.
Хочется также отметить, что данная проблема характерна и для других отдаленных сельских поселений Вытегорского района, так и для Вологодской области в целом.
Источники информации:
Сказка "Морозко"
Сочные помидорки
Нора Аргунова. Щенята
О чем поет Шотландская волынка?
Попробуем на вкус солёность моря?