Становление а развитие правового государства.
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniekakim_ya_predstavlyayu_sebe_pravovoe_gosudarstvo.rar | 11.58 КБ |
Прокуратура РТ МОиН РТ
Каким я представляю себе правовое
государство
Республика Татарстан,
Арский район,
Старочурилинская СОШ,
11 класс,
Гайнуллин Равиль Рамилевич
Старое Чурилино – 2008.
«Страна, лишенная законов и свобод, не царство, но тюрьма; в ней пленники народы» Ф.Глинка.
Представления о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе законов, начало формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершённых и справедливых форм общественной жизни. Выдающие мыслители античной эпохи (Сократ, Платон, Аристотель) высказывали свои суждения об идее правового государства. Они пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Учёные древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та форма правления, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. Одним из ученых, который придерживался такого мнения, является Платон. Он видел гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей–либо властью, и усматривал спасение государства там, где закон владычествует над правителями, где все являются его рабами. Такого же мнения придерживался и ученик Платона – Аристотель. Он не находил места какой – либо форме государственного строя там, где отсутствует власть закона. Государственно-правовые идеи Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие правового государства. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающие монополизацию власти в руках одного лица и властного органа, утверждающие равенства всех перед законом, которые обеспечивают индивидуальную свободу с помощью права.
В период буржуазных революций в разработке концепции правового государства значительный вклад внесли мыслители Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Одним из главных трудов Д. Локка является его теория естественного права, в котором сообщает о том, что человек с самого рождения обладает основными правами. Чтобы обеспечить эти права и гарантировать защиту граждан от деспотии, Д. Локк предложил разделить власть и строго оговорить обязанности каждого из её ветвей. Так же Д. Локк разделил органы государственной власти на исполнительную, во главе которой находится монарх и на законодательную власть, как высшая власть в государстве, которая ответственна перед народом за принятие разумных законов.
Теорию разделения властей довёл до логического завершения, применив принципы Локка, Ш. Монтескье. По Монтескье, для обеспечения законности и свободы власть следует разделить на следующие три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Самостоятельность судебной власти необходимо для сдерживания первых двух, ибо только законы могут гарантировать свободу граждан. Эта теория Ш. Монтескье лежит в основе формирования правовой государственности, которая сохранилась и в наше время как основной признак правового государства.
Надо отметить, что и среди русских философов идеи о правовом государстве не стояли на месте, а развивались и нашли отражение в трудах П.Пестеля, Н.Чернышевского, В.Шершеневича.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к установлению тоталитаризма. Советская власть в период тоталитаризма не воспринимала принципы правового государства, считая их буржуазными.
В современном мире многие страны стремятся построить правовое государство. Некоторые из них уже являются правовыми, но есть и такие, которые в основном законе провозглашают себя правовыми государствами, а в реальности ими не являются. К таким государствам, по моему мнению, можно отнести и современную Россию. В Конституции Российской Федерации в части 1 статьи 1 сказано, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Хочу подчеркнуть – правовое, так как, это пока не реальность, а цель, к которой устремлено наше общество и государство. Правовое государство будет создано лишь тогда, когда все конституционно закрепленные принципы правового государства «заработают» в полном объеме и приоритет личности и права перед государством станут реально господствующими в обществе и государстве.
Я считаю, что правовым может считаться только такое государство, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права и свободы личности, все государственные лица связаны и ограничены правом, принуждаются к неуклонному исполнению его норм точно так же, как и все остальные граждане.
Для формирования правового государства необходимо наличие развитого гражданского общества, которое исключает противопоставление государства и личности, обеспечивает приоритет интересов личности, равные взаимные права и обязанности. Политическую форму организации гражданского общества можно охарактеризовать через раскрытие содержания основополагающих принципов правового государства, среди которых, прежде всего, следует выделить принцип незыблемости свободы личности, прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности и приоритетности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, которое рассматривает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Это нашло закрепление в статье 2 Конституции РФ. Данный признак выражается и в том, что государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда оно не вмешивается. В первую очередь это касается личных прав граждан: тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения и т.п. При нарушении данных прав, личность имеет право на их судебную защиту.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они гарантируются и признаются государством согласно общепризнанным принципом и нормам международного права, а в России согласно части 1,2 статьи 17 Конституции РФ. Однако следует иметь в виду и то, что гарантированность социально-экономических прав и свобод зависит от экономических возможностей государства. К сожалению, в нашей стране не все социально-экономические права и свободы пока соблюдаются.
Важно обеспечить реализацию и такого принципа правового государства, как взаимная ответственность государства и личности. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством – носителем политической власти и гражданином - участником ее осуществления. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым, государство берёт на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. Ведь каждый человек имеет конституционные обязательства.
Определяющее место среди принципов правового государства занимает принцип верховенства закона, которая означает нормативную ориентацию законов и обязательность для иных нормативно-правовых актов, которые должны строго соответствовать закону. Верховенство закона означает, что недопустимо пополнять закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен государством. Государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, каждый человек обязан соблюдать конституцию и законы, исполнять их и не вправе посягать на законы. Нарушение законов влечет юридическую ответственность. Я считаю, что в нашей стране не для всех закон является равным. Ведь те, у которых есть деньги могут легко обойти закон, а чтоб этого не происходило необходимо усилить работу правоохранительных органов.
Принцип разделения властей является средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если институт прав и свобод человека и гражданина – своеобразный внешний механизм ограничения власти, то разделения властей – внутренний механизм ограничения власти. Принцип разделения властей сформулирован в статье 10 Конституции РФ и становится жизнеспособным, если эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента, в случае нарушения им конституции (импичмент); президент имеет право не подписывать закон, принятый парламентом, а орган конституционного надзора вправе признать не действительными антиконституционные акты и парламента, и президента, и правительства. Принцип разделения властей особо важен и значим. Он представляет, что все три ветви власти одинаковы, равносильны, служат противовесом по отношению друг к другу, могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них.
Подводя итог, я хочу отметить, что Россия, ставшая на путь реформ, в конечном итоге превратится в истинное демократическое правовое государство.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Император Акбар и Бирбал
Подарок
Ледяная внучка