Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.Ученицей была проведена работа в первой попытке изучить историю своего села. Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории , специальных факультативах по краеведению.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tayanovoy_a.a.doc | 119 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «История села Четырчи»»
Руководитель Шарифуллина Альмира Инзилевна,
учитель истории первой
квалификационной категории
МБОУ «Юлдузская СОШ»
Чистопольского района РТ
Работувыполнила Таянова Анастасия
Александровна
ученица 8 класса
МБОУ «Юлдузская СОШ»
Чистопольского района РТ
2013
Оглавление
Введение 3-4
Глава I.Четырчи в начале исторического пути. 5
1.1.Дореволюционная история села. 5-6
Глава II. Четырчи в период революции и коллективизации 7
Глава III. Четырчи в сороковые роковые 8-9
ГлаваIV . Четырчи взгляд на будущее.. 8-9
Заключение 10
Использованная литература 11
Приложение. 12
2
Введение.
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для меня это, прежде всего моя страна, село в котором я родилась и живу. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать» и вот поэтому я начала свою исследовательскую работу об истории моего родного села Четырчи и о ее прошлом. Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.
Цель моей работы: изучение истории села Четырчи с середины 16 века по 2000 год
Задачи:
1. Выяснить историю образование села Четырчи
2. Изучить историю дореволюционного периода села
3. Изучить советский период села
3
Методы исследования: изучение архивных документов и исторических источников, интервьюирование.
Научная новизна исследования заключается в первой попытке изучить историю своего села.
Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории , специальных факультативах по краеведению.
4
I.Четырчи в начале исторического пути.
Село Четырчи расположено на берегу Куйбышевского водохранилища, в 21 км к северо-востоку от города Чистополя. Основано это село в 16 веке.
Четырчи – деревня, которая, как говорят наши старики, стоит на «золотом дне», Удивительное его месторасположение. Очень удивительная местность: с трёх сторон лес, с севера река Прость и обширные пойменные, а в настоящее время заливные луга и только с одной стороны у деревни выход в степь. В нашей местности расположены наиболее крупные пойменные озёра Татарстана - Большое Источное (более 90 га), Грязное (60 га), Плоцкое (57 га), Тары - Бары (35 га) и другие.
II.Дореволюционная история села.
Первые помещики: К.Д. Аристов имел 34 дворовых людей, количество дворов: 5; В.А. Аристов имел 1 крестьянский двор, 14 дворовых и 9 крепостных людей; И.С. Аристов имел 6 дворовых и 11 крепостных людей.
В материалах переписи 1678 г значится деревня « Ново Читырчи», состоящая из 11 дворов ясачных крестьян. Название деревни свидетельствует о том, что оно возникло непосредственно перед переписью, т.е в 1670 г. До прихода русских на её месте существовало поселение «Четырык»,что означает забор, частокол. Смена состава населения вероятно произошла после построения Шешминских крепостей. О переселении русских крестьян в нашу местность свидетельствует челобитная 1671 г. В ней «замосковские дворяне и дети боярские жалуются о своей нужде в хлебных запасах и конских кормах». Причиной этого, стало то, что их люди и крестьяне «побежали по разным местам», в том числе и на нашу территорию. Возможно, некоторые из этих беглых крестьян и обосновались в Четырчах. Материалы переписей показывают, что поселение русских ясачников к 1710 г по сравнению с другими селениями было многолюдными, дворность составляла 27, а людность 177 человек.
До революции в селе Четырчи было 2 барских дома. Один барин- Булич (Булич
5
Константин Никитич), другой - Аристов. Барина Аристова четырчинцы долго вспоминали добрым словом, поскольку к крестьянам относился хорошо и помогал бедным семьям. В честь него была названа улица (ныне Лесная). Жена его была несколько другого склада, и так бы и забыли о её существовании, если бы не один поступок. Революция на село пришла с погромами, поджогами и экспроприациями. Когда дом Аристовых сожгли, госпожа Аристова отравила себя и маленького ребёнка.
Церковный приход в то время был в Русских Сарсазах. Там в церкви находилась чудотворная икона «Божья матерь- Послушница». С разных концов России странники приходили помолиться этой иконе. Проходили они мимо нашей деревни, когда она утопала в цвету, и любовались красотой этих садов. Возле каждого дома был палисадник, и почему-то было заведено, что у каждого окошка росла черёмуха.… Много в наших местах и дичи водилось. В зимнее время хаживали наши деды и на волка, и на лисицу и других мелких пушных зверей.
6
III. Четырчи в период революции и коллективизации
Наступил 1917 год, к власти пришёл народ, земля была отдана крестьянам. Во время гражданской войны в Четырчи пришли беляки. Население, прежде всего мужчины, скрывались в лугах. Противостоять им безоружные фермеры не могли, а воевать на стороне белых не собирались. В 1921 году на жителей деревни обрушился страшный голод, ввиду неурожая. Многие крестьяне на зиму отправлялись в другие места, чтобы прокормиться, некоторые не вернулись. Много народа вымерло в тот страшный год, но наступила весна, земля ждала обработки и ухода. Засевали на своих полях: рожь, пшеницу, просо, коноплю, овёс. Всё делалось вручную, но с большой любовью, и земля платила им тем же.
В 30-е годы началась коллективизация. В Четырчах создали колхоз «Заветы Ильича»; председателем выбрали своего односельчанина Лазарева Николая. Колхозники материально стали жить лучше. По вечерам играли гармошки и балалайки - веселилась молодёжь. А зимними вечерами устраивались посиделки, пряли кудель, вязали и пели песни, играли в различные игры.
В 1938 году возникли вечерние школы- ликбезы. После трудового дня , взрослые папы и мамы, бабушки и дедушки сидели за партами, за которыми днём сидели их дети и внуки.
В 1939 году под школу был отдан барский дом Булича, особняк в два этажа с красивым большим садом. Этот дом был построен по проекту Ульянова-Ленина. Эта школа просуществовала до1963 года и сгорела от несчастного случая.
7
IV. Четырчи в сороковые роковые
1941 год. Война сильно пошатнула хозяйство, из которого 336 человек ушло воевать. Вернулось лишь 167 человек. Самому старшему из них было 33 года. Вот несколько архивных данных. « Во время войны наши колхозники, колхозницы, подростки добросовестно трудились в колхозах. В сроки проводили весенние полевые работы. Вовремя производили сдачу хлеба в закрома государства. От жителей пяти колхозов собрано тёплых вещей солдатам на сумму 7656 рублей, внесено на строительство самолёта 157 рублей, приобретено займа на сумму 574 рублей, денежно- вещевой лотереи и на сумму 88 рублей.
Медалью за доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.» были награждены работники тыла, колхоз « Заветы Ильича» (Четырчи) – 169 человек.
V. Четырчи взгляд на будущее..
После войны колхоз назывался «Восходом» . В послевоенные годы построили детский сад отстроили школу, пекарню, мельницу, фуражную мельницу, газифицировали село. В 2001 году закончили асфальтирование села.
У колхоза было 5020 гектаров земли 3500 гектаров пашни. На ферме 400 голов, молочного стада, 130 голов телят, 300 голов свиней. Большое внимание было уделено в последнее время селекционной работе: за несколько лет дойное стадо почти полностью обновили.
В 2001 году «Восход» объединенили с «Юлдузом», богатым и развитым хозяйством,это сыграло значительную роль в жизни хозяйства. Покрыт долг по электроэнергии, газу, колхозники стали ежемесячно получать зарплату. Население подготовлено к зиме: запасло сено, сенаж.
Провели ремонт механической мастерской, так что условия ремонта восьми колесных, семи гусеничных тракторов
Четырчинское отделение, которое возглавляет Ильгизар Анварович Нуретдинов, трудится 105 человек механизаторов и животноводов. Средний возраст работающих 30 -45 лет.
8
В хозяйстве помнят передовиков прошлых лет. Помнят тех, благодаря кому, может, и сохранилось хозяйство. Всю жизнь проработал плотником, многое построил участник Великой Отечественной войны Григорий Никитич Андреев. В Четырчинское местное самоуправление входит пять населенных пунктов: Четырчи, Малые Полянки, Бурнашево, Хилиновка. Глава местного самоуправления Валерий Александрович Потасьев уже 21 год он работает в Четырчинского Совета местного самоуправления. Он рассказал очень много о истории и о не давнем прошлом Моего села.
В 1990 году численность населения в Четырчей доходила до 1600-1700 человек.
В конце 90-х годов в Четырчах проживало 414 человек, в настоящее время-360 человек. К сожалению все больше людей покидают Четырчи .В 2011 году закрыли школу, остались только начальные классы. Молодежь единожды уехав не возвращается. Ведь работы нет , нет перспективы.
Очень хочется сохранить наше село, ее историю для будущих поколений, чтобы помнили о своем селе Четырчи.
9
Заключение
Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Я не хочу, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом. Таким образом , я узнала , что Четырчи старинное село начало которому еще было положено в 16 веке. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо ,пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.
Моя работа не заканчивается работой над этим проектом, ее можно будет продолжать и дальше, тем более что остается еще много тем требующих изучения.
10
Список литературы
2. История ТАССР.- Т.1-Казань, 1955.
3. . Чистополь и чистопольцы. /Казань:Изд «По городам и весям» .2004
4. Воспоминания Таяновой Е.А.
5. Интервью с Потасьевым В.А.
11
Приложение
Четырчинские дали
Центральная улица
Дома в Четырчах
12
Калитка в сад
Рисуем пшеничное поле гуашью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сорняки
Позвольте, я вам помогу