Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.
Региональный этап Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».
Направление: Образование, наука, здравоохранение, культура.
Название работы: «Проблемы и перспективы развития образования в современной России».
Автор работы: обучающийся Новичков Евгений Владимирович .
Место выполнения работы: МОУ «Колесниковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области .
Научный руководитель: Решетняк Елена Михайловна, учитель истории и обществознания.
2013_г.
Содержание:
I. Введение
II. .Из истории образования в России
III. Состояние образования в мире и в России
IV. Современное правовое регулирование общественных отношений в системе образования
V. Заключение
Введение
На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений.
Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.
Но общество не однородно: каждый класс, каждая социальная группа, нация и даже каждый человек имеет свое представление о необходимом содержании образования.
Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то, в конце концов, и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которая актуальна и для современной цивилизации, ведь образование – основа полноценного развития, главный профессиональный ресурс любой страны. Оно является одной из основ её национальной безопасности. В своё время президент США Дж. Кеннеди в специальном послании конгрессу отмечал: «Перед нашей нацией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для всего нашего народа… Образование – это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и одновременно самая большая награда, которую оно может присудить».
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.
Целью данной работы стало изучение проблем и перспектив развития образования в современной России. Задача работы – проанализировать, в какие периоды истории нашей страны образованию уделялось особенно большое внимание, а также сравнить показатели уровня образования населения в странах мира и в России, проанализировать современное состояние государственно-правового регулирования системы образования в нашей стране.
Кроме этого, перед автором стояла задача воплощения самостоятельной творческой идеи ответа на вопрос: «Какое образование нужно мне и моим сверстникам?».
Для осуществления данной задачи я использовал метод анализа статистических данных, а также следующую литературу:
В.И. Купцов «Народное образование», «XX век – век образования» статьи в учебном пособии для 11 класса «Человек и общество. Современный мир» Москва «Просвещение» 1994 год. В них автор дал анализ состояния образования в прошлом веке, охарактеризовал достижения и проблемы развития образования, а также пути решения проблем.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. пр-271, утвержденную Президентом РФ Д.А.Медведевым.
Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики. Журнал «Социология образования», 2008, №6. А также я использовал различные интернет сайты .
Из истории образования в России
В развитии народного образования дореволюционная Россия значительно отставала от передовых стран Европы и США. Такое положение было обусловлено прежде всего особенностями её экономической и политической истории.
Показательна в этом отношении эволюция университетского образования в нашей стране. Университеты стали учреждаться в Европе начиная с XII века. Первый Российский университет был открыт в 1755 году по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова. В период с 1802 по 1805 г открывались университеты в Дерпте, Харькове и Казани, а в 1819 г – в Санкт-Петербурге.
К 1914 г. в России существовало 10 университетов, в которых обучалось 37,5 тыс. студентов. Всего в то время в 105 вузах обучалось 127 тыс. человек.
Ситуация в системе образования коренным образом изменилась в XX столетии. Вот главные достижения СССР в сфере образования:
По образовательному и культурному потенциалу страна относилась к самым развитым странам мира. Эти достижения приобретают особое значение, если рассматривать их в соотношении с уровнем образования в России начала XX столетия.
Изменение доли грамотного населения ( в % ко всему населению)
1897 г. | 1939 г. | 1959 г. |
28,4 | 87,4 | 100 |
Численность населения, имевшего высшее и среднее образование (в млн. человек)
1913 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
0,29 | 15,9 | 58,7 | 95 | 139,1 | 173,2 |
В XX в., ознаменовавшемся большими достижениями в развитии народного образования в нашей стране, возникли новые глубокие и чрезвычайно острые проблемы.
Прежде всего следует отметить снижение качества образования. Даже в тех дисциплинах, где знания вполне устойчивы (естественные и технические науки), не удавалось добиться их прочного усвоения всеми учащимися. В 1987 г. было проведено изучению уровня знаний по естественнонаучным дисциплинам 16 тыс. первокурсников 70 технических вузов страны. Абсолютное большинство студентов не подтвердило оценок, выставленных им в документах об образовании и на вступительных экзаменах.
Серьезные проблемы имелись и в гуманитарном образовании, где господствовало догматическое обществознание, основанное на коммунистическом мировоззрении, атеизме. Во всех важнейших документах об образовании постоянно подчеркивалось, что нам необходимо высокообразованного, всесторонне развитого человека. Однако реальная жизнь превращала многих людей в конформистов с весьма ограниченным кругозором. Наша страна по существу не могла воспринимать богатейший опыт развития мировой системы образования, в которой главный акцент делается на развитие у учащихся самостоятельного мышления.
Расходы на образование существенно отставали от средств, выделяемых на эти цели развитыми странами. В США расходы на образование одного человека составляли в конце 80-х годов около 1200 долл., в то время как у нас – 170 руб. в вузах СССР на каждого студента имелось оборудования стоимостью от 1200 до 15 тыс. руб., в то время как в США – от 20 до 80 тыс. долл.
Ситуация в образовании ещё более усугубилась в «лихие» 90-е. Истоки многих проблем народного образования последних двух десятилетий были в низком уровне востребованности знаний и культуры в обществе. В 90- е годы были практически утеряны многие достижения советской власти в области законодательства в системе образования, а четкая позиция государства в этой сфере отсутствовала.
III. Состояние образования в мире и в России
Интерес мирового сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать очень стремительно. Это объясняется прежде всего тем, что мир вступил в новый этап модернизации, требующей высококвалифицированных, высокообразованных, конкурентоспособных специалистов.
Данные международной образовательной статистики (приложение 1) предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.
Как видим , лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения занимают три страны - США, Норвегия, Израиль, в которых 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Россия, занимавшая в 2002 году 7-е место, в 2005 году уступила свои позиции еще четырем странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. В подавляющем числе рассматриваемых стран в 2005 году отмечается положительная динамика по сравнению с 2002 годом (рис. 1).
Рисунок 1. Доля взрослого населения с законченным высшим образованием
Рисунок 2. Динамика роста доли взрослого населения с законченным высшим образованием за период с 2002 по 2005 год:
а) сопоставление показателей 2002 и 2005 года (в процентах);
б) увеличение показателя за рассматриваемый период.
В двенадцати странах прирост доли взрослого населения с высшим образованием составляет от 3 до 6% (рис. 1б), из них десять - страны I группы:
6% - Исландия, Дания, Нидерланды;
5% - Новая Зеландия, Польша, Люксембург, Корея;
4% - Израиль; 3% - Швеция, Австралия.
Во II группе стран динамично развивается Португалия (6%).
Соединенные Штаты увеличили свой показатель всего на 1% и, хотя они сохранили в 2005 году лидирующую позицию, но, в отличие от 2002 года, разделили первое место с Норвегией и Израилем.
В России за рассматриваемый период (2002-2005) не отмечено положительной динамики. По сравнению с 2002 годом ее обогнали интенсивно развивающиеся страны - Исландия, Дания, Корея, Австралия.
Эти данные ещё раз подтверждают необходимость реформирования системы образования в нашей стране, приведение её в соответствие с запросами времени.
IV. Современное правовое регулирование общественных отношений в системе образования
Президент России Владимир Путин подписал закон об образовании, призванный заменить два действующих базовых закона: "Об образовании" (1992) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное. Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря, Совет Федерации одобрил его 26 декабря 2012 г. Закон вступает в силу 1 сентября 2013 года. Вот такое короткое сообщение появилось в сетях интернета в конце декабря 2012 года.
Меня больше всего заинтересовала статья 8. ФЗ «Об образовании»: «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Попробуем её проанализировать».
Система образования, связанная с экономикой, культурной жизнью страны и вовлекающая в свою сферу почти половину населения нашего государства, конечно, не может стоять в стороне от тех процессов, которые происходят в нашем обществе. Развитие рыночных отношений должно, наконец, вывести страну из оцепенения, пробудить вкус к инновациям, а тем самым повысить ценность образования. Бумажное, формальное образование уйдет со сцены, как необеспеченный товарами рубль. Эта мысль подтверждается в п.1 « Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию рынка образовательных услуг в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни».
Преемственность в достижениях в системе образования советского периода, а также стремление к созданию толерантного гражданского общества прослеживается по моему мнению в п.2. «Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств. Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».
В соответствии с новым законом гарантируется бесплатное общедоступное образование всех ступеней. Конечно, в условиях рынка есть опасность коммерциализировать и образование, что, собственно, и происходило с ним в последние десятилетия. Это привело к тому, что резко снизилось качество студенческого состава, когда дипломы покупали, а не получали знания. Без поддержки государства в условиях рынка ни наука, ни культура, ни образование не проживут. Поэтому особенно ценно и важно положение в законе о поддержке студентов и обучающихся из малообеспеченных семей, особо одаренных молодых людей: «5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
6. Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
7. Государство оказывает содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных учреждений, предоставления им государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? О какой школе мечтаю я и мои сверстники? На эти вопросы в большой степени можно найти ответы в документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
«Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности
Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
Реализация поставленных задач по реформированию образования возможна, по моему мнению, через следующие мероприятия:
V. Заключение
Таким образом, сегодня мы хотим создать такую систему образования, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности любого гражданина нашей страны в образовании; смогла бы эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению. Конечно, чтобы образование было эффективным, сам процесс обучения должен воспроизводить высшие общественные ценности.
Получение образования, становясь постоянной заботой каждого человека, должно быть одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства. И мы должны понимать простую истину: значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом, но оно важно и само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого из нас.
Чем более развито общество, тем более активно в нем молодое поколение. Сейчас, когда в нашей стране интенсивно осуществляется процесс демократизации, молодежь превращается в реальную социальную силу. И очень важно, чтобы её энергия была направлена на созидание, на решение огромного количества проблем, стоящих перед государством и обществом, а не вела к их умножению. Эту задачу и должно решать государство через государственно-правовое регулирование системы образования и её реформирования в русле требования времени.
Литература
Купцов В.И.«Народное образование», «XX век – век образования» статьи в учебном пособии для 11 класса «Человек и общество. Современный мир» М.: Просвещение 1994 г
Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики. Журнал «Социология образования», 2008, №6.
Сухолет И.Н. «Наука, образование, искусство», статья в учебном пособии для 11 класса «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение 2002 г.
Тезисы работы
«Проблемы и перспективы развития образования в современной России».
Новичков Евгений Владимирович.
Научный руководитель: Решетняк Елена Михайловна, МОУ «Колесниковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области».
1. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.
2.Целью данной работы стало изучение проблем и перспектив развития образования в современной России. Задача работы – проанализировать, в какие периоды истории нашей страны образованию уделялось особенно большое внимание, а также сравнить показатели уровня образования населения в странах мира и в России, проанализировать современное состояние государственно-правового регулирования системы образования в нашей стране.
Кроме этого, перед автором стояла задача воплощения самостоятельной творческой идеи ответа на вопрос: «Какое образование нужно мне и моим сверстникам?».
Для осуществления данной задачи я использовал метод анализа статистических данных, государственных документов: проект закона «Об образовании», Пр-271 от 04 февраля 2010 г «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», активно использовал интернет-ресурсы.
Заявка учреждения (организации)
Информация об учреждении (организации)
Наименование | МОУ «Колесниковская сош» |
Индекс, почтовый адрес | 309728, Белгородская область Вейделевский р-н, х. Колесников |
Код, телефон, факс | (47237) 41333 |
Электронная почта | |
Ф.И.О. руководителя | Красноперов В.И. |
Перечень прилагаемых документов, их количество
Регистрационные карты участников конкурса | 1 |
Конкурсные работы участников конкурса (название) | Проблемы и перспективы развития образования в современной России |
Контактное лицо учреждения (организации)
Ф.И.О. | Решетняк Е.М. |
Должность | учитель истории и обществознания |
Код, телефон, факс | (47237) 41328 |
Электронная почта | - |
Регистрационная карта участника
Ф.И.О. | Новичков Евгений Владимирович |
Дата рождения | |
Индекс, почтовый адрес места учебы (внеучебной работы), класс (группа, секция, кружок) | 309728, Белгородская область Вейделевский р-н, х. Колесников, 9 класс |
Домашний адрес | 309728, Белгородская область Вейделевский р-н, х. Колесников ул. Центральная 3/2 |
Код, телефон | - |
Электронная почта | - |
Информация о работе
Направление | Образование, наука, здравоохранение, культура |
Название | Проблемы и перспективы развития образования в современной России |
Информация о научном руководителе работы
Ф.И.О. (полностью) | Решетняк Е.М. |
Место работы, должность | Колесниковская сош, учитель истории и обществознания |
Ученая степень, звание | - |
Почтовый адрес | 309728, Белгородская область Вейделевский р-н, х. Колесников ул. Центральная 7/2 |
Код, телефон | (47237) 41328 |
Электронная почта | - |
Приложение1
Группы стран по охвату высшим образованием | Страна | Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года (МСКО 5А/6) в 2002 и в 2005 г. % | Индекс образования х100 2005 г | ВВП на душу населения | |
2002. | 2005 | ||||
I доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15% | США | 29,0 | 30 | 97 | 41950 |
Норвегия | 28,4 | 30 | 99 | 40420 | |
Израиль | 25,9 | 30 | 95 | 25280 | |
Нидерланды | 21,9 | 28 | 99 | 32480 | |
Исландия | 19,9 | 26 | 98 | 33271 (2004) | |
Дания | 19,8 | 26 | 99 | 33570 | |
Канада | 21,0 | 23 | 99 | 32220 | |
Австралия | 20,0 | 23 | 99 | 30610 | |
Республика Корея | 18,5 | 23 | 98 | 21850 | |
Япония | 20,1 | 22 | 95 | 31410 | |
Россия | 20,6 | 21 (2004) | 96 | 10640 | |
Великобритания | 18,6 | 21 | 97 | 32690 | |
Швеция | 17,7 | 21 | 98 | 31420 | |
Испания | 17,3 | 20 | 99 | 25820 | |
Новая Зеландия | 14,8 | 20 | 99 | 23030 | |
Швейцария | 16,2 | 19 | 95 | 37080 | |
Ирландия | 15,9 | 18 | 99 | 34720 | |
Финляндия | 15,6 | 18 | 99 | 31170 | |
Венгрия | 14,2 | 17 | 96 | 16940 | |
Польша | 12,1 | 17 | 95 | 13490 | |
Люксембург | 11,6 | 17 | 94 | 64843 (2004) | |
Германия | 13,4 | 15 | 95 | 29210 | |
Греция | 12,7 | 15 | 97 | 23620 | |
Франция | 12,4 | 15 | 98 | 30540 | |
Среднее значение | 21,5 | 97 | 30335 | ||
II доля взрослого населения с высшим образованием от 10 до 14% | Бельгия | 12,8 | 14 | 98 | 32640 |
Мексика | 2,5 13 (2001) | 14 | 86 | 10030 | |
Чехия | 11,9 | 13 | 94 | 15780 | |
Словакия | 10,4 | 13 | 92 | 15760 | |
Португалия | 7,1 | 13 | 93 | 19730 | |
Италия | 10,4 | 12 | 96 | 28840 | |
Бразилия | 7,5 | 11 (2004) | 88 | 8230 | |
Чили | 11,3 | 10 | 91 | 11470 | |
Турция | 9,3 | 10 | 81 | 8420 | |
Малайзия | 10,2 | 10 | 84 | 9120 | |
Среднее значение | 12 | 90 | 16000 | ||
III доля взрослого населения с высшим образованием менее 10% | Уругвай | 9,3 | - | 94 | 7830 |
Австрия | 9 | 9 | 97 | 29220 | |
Аргентина | 9,1 | - | 95 | 10880 | |
Таиланд | 8,7 | - | 86 | 7010 | |
Парагвай | 8,6 | - | 85 | 4610 | |
Перу | 8,.5 | - | 87 | 5010 | |
Тунис | 3,9 | - | 75 | 6760 | |
Ямайка | 2,8 | - | 79 | 3980 | |
Индонезия | 2,1 | - | 83 | 3230 | |
Среднее значение | 6,9 | 87 | 8725 | ||
Среднее значение для 43 стран | 16 | 19973 |
Рождественские подарки от Метелицы
Карандаши в пакете
Вокруг света за 80 дней
Отчего синичка развеселилась
Этот древний-древний-древний мир!