Научно-исследовательская работа по истории Бурятии
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
МОУ Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж.Жанаева Районная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Cекция: История Бурятии Баргу буряты: история и современность
Автор: Жамбалов Булат Баирович,ученик 9 «в» класса, Руководитель: Гынденова Любовь Юрьевна, учитель бурятского языка ХСОШ №1 2010г. |
Оглавление
I.Введение……………………………………………………………………… …3
II.Главная часть….………………..………………………………………………4
1. Исторический аспект изучения баргутов ……………………………………4
2. Баргузин - прародина старых баргу бурят ……………………………….….5
3.Современный быт и культура баргутов ……………………………………...6
III. Заключение ……………………………………………………………..…..8
Список использованной литературы………………………………….………9
Введение.
Баргуты — монголоязычный народ, проживающий, главным образом, на севере Китая.
В IХ - ХIII веках баргуты, вытеснив курыкан, стали основным населением Забайкалья. В ХIII веке они, вместе с другими племенами местности Баргуджин Токум вошли в состав общемонгольского государства. Баргуты пользовались у Чингисхана полным доверием и были пожалованы рядом привилегий. В частности, им была предоставлена честь служить в личной гвардии Темуджина, где они занимали заметное положение. Язык баргутов относится к разновидностям языков с неопределённым статусом: одни исследователи говорят лишь о наличии баргу-бурятского диалекта в составе бурятского языка, другие — о существовании самостоятельного баргутского языка, родственного халхаскому и бурятскому. Материалы нашей исследовательской работы соредоточены на том, чтобы раскрыть историю баргу бурят, и узнать, как живут сегодня баргуты в Китае.
Актуальность исследования.
В 2011 году мы будем отмечать 350-летие добровольного вхождения Республики Бурятия в состав Российского государства. Присоединение Сибири к России имело разный характер. Но ход истории был таков - уже столетия Бурятия в составе единой страны. Иногда нам необходимо оглянуться назад, скинуть взгядом в прошлое, найти разумное в настоящем и верить в доброе и светлое будущее. Вопрос об исторических этнических связях бурят с баргутами и о соотношении их языков затрагивался в исторических и в лингвистических исследованиях лишь попутно, специального же комплексного изучения этой проблемы не проводилось. В связи с ограниченностью материалов как по истории, так и по языку баргутов в работах отечественных исследователей приводились только некоторые параллели из баргутского языка в связи с рассмотрением истории бурятского языка.
Цель исследования:
- изучить историю баргу бурят и показать особенности этнической общины баргу бурят во Внутренней Монголии КНР.
Объект исследования: баргу буряты.
Предмет исследования: баргу буряты в историческом и современном аспекте.
В соответствии с целью исследования были сформированы следующие задачи:
- выявить хронологию переселения баргу бурят в Китай;
- провести поисково-исследовательскую работу по истории баргутов;
- показать важность исследования истории этнических бурят.
- показать жизнь современных баргутов в Китае.
Методы исследования: беседа, сбор информации, изучение видеоматериалов, обработка фактического материала.
Главная часть.
1. Исторический аспект изучения баргутов.
Сведения о баргутах имеются уже в древних источниках. По мнению Ю.С. Худякова, предками баргутов является этническое объединение Центральной Азии второй половины I - первой половины II тыс. н. э. под названием байегу (байырку), являвшимся «особым поколением тйеле». Относительно исконного расселения племенного объединения байегу мнения исследователей расходятся. Так, по утверждению Г. Тубшиннимы, название байегу, или байырку, принадлежало предкам племени баргутов, кочевавшим по западным степям Хулун-Буира в VII в. н. э. Ю.С. Худяков предполагает, что в середине I тыс. н.э. земли байегу ограничивались средним течением р. Селенги, если понимать под нею р. Канганьехэ. По мнению Д.Д. Нимаева, Баргузинская долина составляет основную часть ареала расселения байырку. Наиболее достоверные сведения о родоплеменных группах, вошедших впоследствии в состав бурятской народности, содержатся в таких раннемонгольских письменных сочинениях, как «Сокровенное сказание» и «Сборник летописей» персидского ученого Рашид-ад-Дина.
В VII веке на территорию Монголии и вокруг Байкала проникают тюрко-язычные племена - курыкане. Проникновение на берега Байкала тюрков - курыкан не означало вытеснение местных аборигенов, которые проживали здесь. В условиях угрозы вторжения других племён из Центральной Азии на Байкал, их взаимоотношения строились на добрососедстве и мире, что впоследствии привело к образованию курыканского союза племён.
В «Истории монголов» Рашид-эд-Дин называет такие племена, названия которых напоминает названия бурятских племён: тулас, аба-хорчины, баргуты. В таёжных частях северной стороны Байкала жили предки эвенков, у восточных берегов Байкала жили монгольские племена баргутов.
Если следовать древним монгольским летописям, то величие баргутов достигло наивысшей степени после ХII-ХIII веков. Баргуты - это название древнего, некогда воинственного монголоязычного племени. Они вели полуосёдлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, кузнечными и гончарными ремеслами, у них было развито земледелие.
В ХV-ХVI веках, до прихода русских, баргуты были относительно свободными, существовали самостоятельно. В начале ХVII века к Российскому государству были присоеденены огромные пространства Сибири, простиравшиеся от берегов Урала к востоку. При приближении русских большая часть баргутов, обитавших в районе рек баргузин и Верхней Ангары, откочевала на юг, во Внутреннюю Монголию. Перекочёвку баргутов связывают со следующим преданием. Когда в Баргузине начали расти берёзы, которые до того времени не росли, то баргуты, предчувствуя, что страною овладеет белый русский царь и, не желая сделаться его подданными, ушли в Монголию. ХVII век характеризуется многочисленными вооружёнными столкновениями между русскими и бурятами. После неудачных попыток отстоять свою самостоятельность и независимость, учитывая реальную обстановку того времени, наши предки приняли единственно правильное решение - прекратить военное противостояние, добровольно признать власть Российского государства и стать под его защиту. Добровольное вхождение бурят в состав Российского государства в 1630-1661 г.г. являлось длительным процессом, продолжавшимся около 30-ти лет. Оно было поворотным событием в многовековой истории бурятского народа, связавшегося навеки свою судьбу с судьбой русского и других народов.
Часть потомков баргутов , постепенно утратив хлебопашество на Куйтунах, вошли в состав эвенкийского населения, а большая их часть перекочевала во Внутреннюю Монголию. Баргуты, действительно, в настоящее время компактно живут в Хулун-Буирском аймаке на северо-востоке Китая в пределах автономного района Внутренняя Монголия. В административном отношении территория, на которой обитают баргуты, разделена на три хошуна:
1) Хуушан Барга хошуу - хошун старых баргутов;
2) Шэнэ Барга Баруун хошуу - западный хошун новых баргутов;
3) Шэнэ Барга Зуун Хошуу - восточный хошун новых баргутов. Таким образом, административное деление в какой-то мере отражает разделение баргутов на две группы - старых баргутов и новых баргутов.
Язык баргутов относится к разновидностям языков с неопределённым статусом: одни исследователи говорят лишь о наличии баргу-бурятского диалекта в составе бурятского языка, другие — о существовании самостоятельного баргутского языка, родственного халхаскому и бурятскому.
2. Баргузин - прародина старых баргу бурят.
В западном хошуне новых бурят есть памятник - символ единения 3-х баргутских районов. Новые барга более близки к хоринским бурятам.
В Хулун-Буирский аймак старые баргуты перекочевали в 1732 году, до этого они около ста лет обитали в Халха Монголии. Первопроходцев было 285 семей. Самые богатые из них имели 100 голов скота. В данное время их численность составляет 10 600 человек. Из этого числа 8 тысяч человек говорят, что они родом из Баргузина. Старые баргуты живут в Баян-Хуреэ Хулун-Буирского аймака. Там же находится памятник, посвящённый Баргу-батору. Вокруг монумента стоят 5 столбов, на которых изображены 5 видов традиционных животных бурят.
Восемь лет назад впервые в Баргузине появились баргуты и увезли во Внутреннюю Монголию горсть родной для них земли. По словам доцента БГУ Будаевой Галины Дамбаевны, баргуты в Китае считают своей прародиной именно Баргузинскую долину. До сих пор они помнят свои святыни - Байкал и священную гору Барагхан - и теперь каждый год приезжают к ним.
Действительно, в их речи встречаются диалектные слова курумканских, баргузинских, кабанских или, иначе говоря, западных бурят. Например, по прошествии нескольких столетий, они говорят «загуу» (рыба), «дабуу» (соль), «ераан», «ошаан» (приходил, уходил). Баргузинские диалектизмы составляют где-то 15-20% слов, встречаются и китаизмы, но в основном речь монгольская - около 70% монгольских слов. Среди баргутов очень много шаманов. В своих обращениях к богам, они всегда упоминают богов Байкала, богов великих гор Бархан-уула, Ольхона:
Хуушан барга яһатан
Байгал Ойхон түшээлтэй,
Баргуужан хатан эжытэй,
Бархан хаандаа шүтөөнтэй…
Баргуты считаются очень импульсивными, вспыльчивыми, но тем не менее, сильными личностями. Еще не лишним будет отметить тот факт, что многие из них высокие, светлые и зеленоглазые - истинные потомки чингисидов. Говорят, что шэнэхэнские буряты побаиваются их крутого нрава. Баргуты относятся к родам: Шоно, Сэгээн, Шибшээ. В этнографическом музее Баян-Хуреэ стоят родовые знамёна баргутов. Во дворе этого музея стоят телеги с войлочным верхом, на которых и перекочевали в Китай их предки, как память о давно минувших днях. В самом музее стоят экспонаты: шаманское одеяние баргутов, борцовские костюмы, традиционная национальная одежда, предметы быта и утварь. Видно, что барга буряты с уважением относятся к своей истории. Особенность этой этнической общины в том, что они так же как и шэнэхэнские буряты, живут обособленно от других хошунов. Фотоматериалы о музее любезно нам предоставила Васильева Мария Самсоновна, д.п.н., директор Национально-гуманитарного института БГУ.
3. Современный быт и культура баргутов.
Очень хотелось бы рассказать о клубе - юрте, где собираются пожилые представители баргутов. Они там проводят свободное время, общаются, рассказывают друг другу о своих новостях. Надо обязательно отметить, что отношение к пожилым очень почтительное и уважительное. У них есть выбор - в старости жить в благоустроенной квартире или в деревянном доме. Если захотят жить с удобствами, то им местным муниципалитетом предоставляется квартира в благоустроенном доме. У баргу бурят варят «зутараан сай» - из воды, зелёного чая, муки (пшеничная или гречневая) и нутряного сала. На столе - бууза и мясное блюдо в виде наших чебуреков, домашние лепешки, выпечка.
Ярким представителем современной культурной знати является Боо Тумэр - заведующий отделом культуры и спорта в столице Внутренней Монголии Хух-Хото. Он моложавый, очень интересный, разносторонне развитый бурят. Судите сами: борец, лучник, актёр, композитор, руководитель ансамбля «Алтан мүшэр». Тумэр снимался в кино, исполнял роль Чингисхана. И именно он нёс олимпийский огонь Пекина несколько километров на территории Внутренней Монголии КНР. В хошуне старых баргутов любят петь. Михаил Гомбоевич Елбонов поделился диском с песнями, которые поют хуушан барга. Песни мелодичные и красивые, в них поётся о родной земле, о любви, о природе.
Написать данную работу мне очень помогли: Будаева Галина Дамбаевна, доцент БГУ ; Васильева Мария Самсоновна, д.п.н., директор Национально-гуманитарного института БГУ. Они по своей исследовательской работе в разное время ездили в Шэнэхэн, встречались со старыми и новыми баргутами.
Заключение.
Проделав данную исследовательскую работу, я понял: как мало мы знаем о тех, кто живёт рядом. Знание своих корней, уважение памяти предков есть первейшее выражение культуры. Почитание, знание своей родословной, любовь к Родине, духовная связь поколений были основой бурятской нравственной культуры. Безусловно, история баргу бурят очень интересная тема и мы в ходе исследования выяснили, когда и почему баргу буряты оказались в Китае, какие они люди и попытались выяснить, чем они живут сегодня. Надо всегда свято хранить память о своих предках, о родном крае, передавать весь накопленный опыт и знания из поколения в поколение.
Список использованной литературы.
1. Афанасьева Э.В. Исторические связи бурятского и баргутского языков (на примере фонетики и грамматики). - Улан-Удэ, 2006.
2. Баторова Д. «Хуушан барга яһатан Бархан Хаандаа шүтөөнтэй». // «Дүхэриг» //- 23.07.2009 - №29 (21723), 10 с.
3. Дармаев В. «Баргузин - страна баргутов» // «Дүхэриг» // - 16.07 2009 - №28 (631), 5с.
4. Махачкеев А. «Где будет столица монгольского мира?» // Информ-Полис» // -09.09.2009.
Рецензия
на научно- исследовательскую работу по теме « Баргу буряты: история и современность»
ученика девятого класса Хоринской средней общеобразовательной школы №1 Жамбалова Булата.
Эта работа посвящена одной из актуальных проблем - исследование исторического прошлого и тесно связана с наступающей датой 2011-го года- 350-летием добровольного вхождения Республики Бурятия в состав Российского государства. . Из проведённой работы можно сделать вывод, что работа содержит много ценной и познавательной информации об истории баргутского народа. Действительно, время расставляет всех нас по своим местам и данное исследование проследило путь переселения этого народа в Китай. Также вполне удачно раскрыты некоторые аспекты современной жизни баргу бурят. Очень интересна информация об экспонатах музея.
Работа рекомендована для выступления на классных часах, круглых столах, во внеклассной работе.
Рецензент, учитель бурятского языка и литературы I категории, руководитель РМО
Ванжилова Л.Д.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Император Акбар и Бирбал
Как нарисовать портрет?
Флейта и Ветер