Основной целью явилось исследование особенностей подросткового возраста и рассмотрение психологического портрета.
Мы изучили психологическую литературу по теории: особенности подросткового возраста;
Нашли в учебной и справочной литературе описание составляющих психологического портрета. Провели тестирование и опрос подростков для составления их психологического портрета. Рассмотрели сравнительный психологический портрет обучающегося подросткового возраста контрольной (группы МКОУ СОШ №4) и учащихся экспериментальной группы (МКОУ ДОД ЦРТДиЮ).
Объект исследования: дети подросткового возраста МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и МКОУ СОШ №4.
Предмет исследования: психологический портрет подростков.
Методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, тестирование, опрос.
Гипотеза: действительно ли, что психологический портрет подростков обучающихся в Центре творчества отличается от психологического портрета учащихся школы №4.
В отличие от психологического портрета подростков учащихся только в школе психологический портрет подростка МКОУ ДОД ЦРТДиЮ изменился в лучшую сторону: количество детей с высоким уровнем разнообразия интересов повысилось на 15%, количество детей с высоким уровнем выраженности независимости ребенка повысилось на 20%, количество детей с высоким уровнем выраженности гибкости поведения ребенка повысилось на 50%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 55%, на высоком уровне степень выраженности настойчивости ребенка повысилось на 55 %, на высоком уровне степень благоприятного влияния семейной обстановки повысилось на 15 %.
Поставленная гипотеза подтвердилась путем сравнения диагностики психологического портрета обучающихся МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и учащихся МКОУ СОШ №4. Результаты нашего исследования будут доведены до подростков с целью ознакомления особенностей своей личности.
Но на этом наше исследование не исчерпано. В дальнейшем предполагается на исследуемых группах провести сравнение интеллекта, чувств и эмоций подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_portret_podrostkov_mkou_dod_crtdiyu_i_mkou_sosh_no4.doc | 57 КБ |
Тема: «Психологический портрет подростков обучающихся в
МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и учащихся МКОУ СОШ № 4 города Миньяр
Ашинского муниципального района Челябинской области»
Автор: Саванихова Аделина 7 класс, Брюнеткина Елена 7 класс, секция «Психология» МКОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Миньяр АМР
I. Введение
«Трудный возраст», «переходный возраст», «кризис отрочества», «критический этап социализации»- вот лишь немногие из наименований, которыми обозначается подростковый период, вызывающий, пожалуй, наибольший исследовательский интерес у психологов и обоснованные опасения у педагогов. Несомненно, переход от детства к взрослости практически никогда не протекает без проблем.
Проблема: подростковый и юношеский возраст принято считать критическими периодами в процессе личностной эволюции человека. Не секрет, сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными, но сами не всегда утруждают себя следованием этим правилам.
Для знакомства с характеристикой и особенностями подросткового возраста мы использовали литературу: Л. Д. Столяренко Основы психологии. Ростов н/ Д. Издательство «Феникс», 1997.-; Л. В. Тарабакина Практикум по курсу «Психология человека»: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Педагогическое общество России, 1998.-.
Для изучения психологического портрета подростков использовали следующую литературу «Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др., Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979.
Для проведения исследования использовались: Книга психологических тестов./ Сост. А. Ланская- М.: ООО «Мир книги»,2004.-;Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб.:Речь, 2001.; Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. №3.
Актуальность, именно в старшем подростковом возрасте происходит формирование основ мировоззрения и определение собственных жизненных ориентиров, складывается психологический портрет личности.
Цель: исследование особенностей подросткового возраста и составление психологического портрета обучающихся МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и учащихся МКОУ СОШ №4.
Задача:
Гипотеза: Действительно ли, что психологический портрет подростков обучающихся в МКОУ ДОД ЦРТДиЮ отличается от психологического портрета учащихся школы №4.
Объект исследования: дети подросткового возраста МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и МКОУ СОШ №4.
Предмет исследования: психологический портрет подростков
Методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, тестирование, опрос.
II. Основная часть
Глава I.
1.1. Характеристика и особенности подросткового возраста
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т. д.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
1.2. Психологический портрет личности закладывается с рождения.
Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета — характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета.
Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Э. Кречмера и У. Шелдона).
В отличие от темперамента характер не является врожденным. Он скорее формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.
Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Характер (от греч. charakter — отличительная черта, признак) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности); в психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
В школьном возрасте у человека формируются общие способности: трудолюбие и работоспособность; внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность; творческое мышление, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях и др. Позже появляются также и специальные способности, связанные с выбором профессии и опытом работы. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Способность у человека определяется в зависимости от того, как быстро и успешно он справляется с решением конкретных задач, скажем математических или музыкальных. Она выражается в сильной увлеченности чем-то: будет ли это игра на скрипке или коллекционирование марок - и интересе человека к определенному занятию или деятельности.
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.. Принято различать два основных смысла термина «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать ее, разделив на составные части, и найти способы решения.
На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается.
Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее, их нужно различать. Эмоции — это низший, а чувства — высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх — это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопереживанием.
Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в милицию, попадание в зависимость от наркотиков или алкоголя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с одной или несколькими проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пережить.
Глава 2. Исследовательская часть.
Мы решили обозначить для исследовательской части работы группы:
Провести исследования в два этапа:
На констатирующем этапе, возможно, увидеть стартовые возможности обеих групп. На формирующем этапе определяем воздействие дополнительного образования на социально- педагогический портрет подростков.
Для определения типа темперамента мы воспользовались опросником Айзенка (Приложение № 1). Опросник представляет собой 57 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». В результате обработки опросника выявляется тип темперамента.
На констатирующем этапе исследования в контрольной группе (МКОУ СОШ №4) выявлено, что меланхоликов 13%, сангвиников 37%, холериков 50%.
В экспериментальной группе (МКОУ ДОД ЦРТДиЮ) выявлено: меланхоликов – 13%, холериков – 25%, флегматиков и сангвиников – 37%.
Так как тип темперамента закладывается с рождение и практически не меняется на протяжении жизни человека формирующий этап по данному опроснику, решили не проводить.
Характер продиагностировали по тесту Айзенка «Самооценка психических состояний» (Приложение № 2). Тест состоит из 4-х групп вопросов: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. На констатирующем этапе в 2009 году в экспериментальной группе (МКОУ ДОД ЦРТДиЮ) выявлено, что тревожность: 37% обучающихся не тревожны, а 63% обладают средней тревожностью. На формирующем этапе в 2010 году мы увидели, произошло изменение не тревожных обучающихся стало больше на 3%, а средний уровень уменьшился на 3%, стало 60%. А теперь посмотрим на контрольную группу (МКОУ СОШ №4). На констатирующем этапе было 13% детей очень тревожных, у 50% наблюдалось средняя тревожность и лишь 37% не тревожны. На формирующем этапе очень тревожных стало на 2% меньше, средний уровень понизился на 2%. Итак, во 2 группе психических состояний мы рассматривали фрустрацию т.е. негативное психическое состояние обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.
Констатирующий этап экспериментальной группы показал, что 37% обучающихся не боятся трудностей, 63% имеют средний уровень. Формирующий этап показывает, что теперь 60% обучающихся не боятся трудностей, а это на 23% больше чем было в начале. Что же произошло с контрольной группой. Если на констатирующем этапе фрустрация составляет 50% не боятся трудностей и 50% находятся на среднем уровне. На формирующем этапе появилось 3% учащихся, которые избегают трудностей, средний уровень фрустрации повысился на 2% и соответственно 45%; не боятся трудностей.
Третья группа психического состояния агрессивность.
На констатирующем этапе экспериментальной группы получены следующие данные 13%-агрессивны, на среднем уровне находятся – 87%.
Формирующий этап показывает, что агрессивных не стало, средний уровень оставляет 63%, а спокойных и выдержанных – 37%.
В контрольной группе констатирующего этапа спокойны 16%, на среднем уровне 84%. На формирующем этапе данные поменялись спокойных и выдержанных стало на 3% меньше т.е. 13%, средний уровень составляет 87%, что на 3% больше, чем на констатирующем этапе.
Обучающиеся экспериментальной группы более спокойны и выдержанны на 24%, а обучающиеся контрольной группы на 24% превышают средний уровень.
Четвертая группа психического состояния ригидность т.е. неготовность к изменениям.
Констатирующий этап выявил, что экспериментальная группа показала следующие результаты, легкой переключаемостью обладают 13%, на среднем уровне 87% обучающихся. Легкая переключаемость на формирующем этапе повысилась на 3% обучающихся, а средний уровень понизился на 37%.
В контрольной группе на констатирующем этапе 13% не соответствуют реальной обстановке, у 13% легкая переключаемость и 74% обучающихся находятся на среднем уровне ригидности.
На формирующем этапе произошли незначительные изменения не соответствуют реальной обстановке 7%, что на 6% меньше, легкая переключаемость повысилась на 2%, средний уровень возрос на 4% обучающихся.
Для определения способностей мы воспользовались опросником В. И. Петрушина (Приложение № 3), который определяет уровень творческих наклонностей у школьников.
Опросник представляет собой перечень из 24 вопросов, где приведены уровни выраженности наклонностей.
Рассматривались такие качества, как разнообразие интересов; независимость; гибкость, приспособляемость; любознательность; настойчивость; сведения о семейной обстановке. По ним разработаны уровни: высокий, средний, низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у 60% исследуемых высокий уровень разнообразия интересов, средний наблюдается у 30 % исследуемых и 10%- низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у исследуемых высокий степени выраженности независимости ребенка не наблюдается, средний наблюдается у 55 % исследуемых и 45% с низкой степенью.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у 15% исследуемых высокая степень выраженности гибкости поведения ребенка, средний наблюдается у 50 % исследуемых и 35% - низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у 5% исследуемых высокий уровень выраженности любознательности, средний наблюдается у 55 % исследуемых и 40 % - низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у 25% исследуемых высокий уровень выраженности настойчивости, средний наблюдается у 55 % исследуемых и 20 % - низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у 5% исследуемых высокий уровень благоприятного влияния семейной обстановке на развитие творческих способностей ребенка, средний наблюдается у 60 % исследуемых и 35 % - низкий.
Мы наблюдали за подростками контрольной и экспериментальной групп в течение 2011 и 2012 года. После чего мы провели повторное исследование, для того чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.
На формирующем этапе эксперимента мы выяснили, что уровень разнообразия интересов в контрольной группе не изменился, в экспериментальной группе произошли следующие изменения: количество детей с высоким уровнем разнообразия интересов выросло на 15%, со средним уровнем сократился на 5%. Низкий уровень разнообразия интересов в контрольной группе на формирующем этапе эксперимента отсутствует.
Степень выраженности независимости ребенка в контрольной группе не изменилась, в экспериментальной группе произошли следующие изменения: количество детей с высоким уровнем выраженности независимости ребенка выросло на 20%,со средним уровнем выросло на 25%, низкий уровень на формирующем этапе эксперимента отсутствует.
Степень выраженности гибкости поведения ребенка в контрольной группе не изменилось, а в экспериментальной группе произошли следующие изменения: количество детей с высоким уровнем выраженности гибкости поведения ребенка выросло на 50%, на среднем уровне сократилось на 20%. Количество детей с низким уровнем гибкости поведения ребенка в экспериментальной группе сократилось на 30%.
Степень выраженности любознательности ребенка в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе произошли следующие изменения: количество детей с высоким уровнем выросло на 55%, на среднем уровне на 25% сократилось и на низком уровне следующие результаты, на 30% сократилось степень выраженности любознательности ребенка.
Степень выраженности настойчивости ребенка в контрольной группе без изменений, в экспериментальной группе следующие изменения: на высоком уровне степень выраженности настойчивости ребенка выросло на 55 %, на среднем уровне на 25 % сократилось и на низком уровне сократилось на 30 %.
Степень благоприятного влияния семейной обстановке в контрольной группе осталось без изменений, в экспериментальной группе произошли следующие изменения на высоком уровне степень благоприятного влияния семейной обстановки выросло на 15 %, на среднем уровне на 10 %, а на низком уровне сократилось на 25 %.
III. Заключение
Именно в старшем подростковом возрасте происходит формирование основ мировоззрения и определение собственных жизненных ориентиров, складывается психологический портрет личности.
Основной целью явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы: действительно ли, что психологический портрет подростков обучающихся в МКОУ ДОД ЦРТДиЮ отличается от психологического портрета учащихся школы №4.
В результате проведенной работы мы сделали следующие выводы:
В отличие от психологического портрета подростков учащихся только в школе психологический портрет подростка МКОУ ДОД ЦРТДиЮ изменился в лучшую сторону: количество детей с высоким уровнем разнообразия интересов повысилось на 15%, количество детей с высоким уровнем выраженности независимости ребенка повысилось на 20%, количество детей с высоким уровнем выраженности гибкости поведения ребенка повысилось на 50%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 55%, на высоком уровне степень выраженности настойчивости ребенка повысилось на 55 %, на высоком уровне степень благоприятного влияния семейной обстановки повысилось на 15 %.
Поставленная гипотеза подтвердилась путем сравнения диагностики психологического портрета обучающихся МКОУ ДОД ЦРТДиЮ и учащихся МКОУ СОШ №4. Результаты нашего исследования будут доведены до подростков с целью ознакомления особенностей своей личности.
Но на этом наше исследование не исчерпано. В дальнейшем предполагается на исследуемых группах провести сравнение интеллекта, чувств и эмоций подростков.
Нора Аргунова. Щенята
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
«Течет река Волга»
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Учимся ткать миленький коврик