На осноке краеведческого материала проведен и описан экологический мониторинг пришкольной территории
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект "наш школьный двор" | 944.92 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Медвенская средняя общеобразовательная школа»
Ленинского района Тульской области
III районная конференция участников краеведческого движения
« Край родной – край любимый »
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Выполнили: учащиеся 7 класса
Исаева Екатерина
Понкратова Виктория
Руководитель: учитель географии
Маковская Виктория Викторовна
п.Молодежный, 2011 год
Содержание.
2.1.Определение места школы в микрорайоне. -2-
2.2.Определение степени загрязненности воздуха в районе школы. -3-
2.3 Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. -4-
2.4.Изучение состояния атмосферы пришкольной территории с помощью биоиндикаторов. -5-
2.5. Определение роли зеленых растений школьного участка. -8-
2.6. Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории. -9-
3. Заключение. -10-
4. Список литературы. -11-
Введение
Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. Безнравственное отношение к природным богатствам, неразумное их использование привели к сильному загрязнению всей природы.
Доказано, что концентрация вредных примесей в составе атмосферного воздуха выше вблизи промышленных предприятий . На территории нашего поселка находится крупное предприятие ОАО Птицефабрика «Тульская», рядом проходит автотрасса Тула-Венев. Именно они являются основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Поэтому в своей работе мы хотим исследовать состояние атмосферы пришкольной территории с помощью экологического мониторинга.
Цель работы: исследование состояния атмосферы пришкольной территории.
Задачи исследования:
-определить степень загрязненности воздуха в районе школы
-изучить степень запыленности воздуха на пришкольной территории
-изучить состояние атмосферы пришкольной территории с помощью биоиндикаторов
-определить роль зеленых растений пришкольного участка
- выявить роль газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории.
Объект исследования: пришкольная территория
Методы исследования: полевой, визуальный, математический,
наблюдение , сравнение.
Тип проекта: учебно- исследовательский, практико - ориентирован-ный , долгосрочный.
Определение места школы в микрорайоне
По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины должны отстоять от границы школы не менее чем на 50м, жилые дома - не менее чем на 10м, автострада - не менее чем на 25м. Мы высчитали расстояние от школы до указанных объектов и получили следующие данные: расстояние от школы до птицефабрики « Тульская»- 1100 м, трассы Тула- Венев- 350 м, жилых домов-12- 70 м, магазина- 26м. Сравнив санитарно- гигиенические нормы с полученными показателями мы установили, что расположение нашей школы в микрорайоне соответствует необходимым требованиям.
Определение степени загрязненности воздуха в районе школы .
Оказывается, один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1кг выхлопных газов , в состав которых входит угарный газ , соединения серы , свинца и другие загрязняющие вещества. По нашим наблюдениям , за 1 час по дороге около школы проходит около 73 ма-шины. За сутки территория поселка (и школы в том числе) загрязняется 73 кг вредных веществ. Вот почему местная администрация, жители поселка и учащиеся нашей школы активно участвуют в озеленении территорий. Ведь древесные растения, поглощая содержащиеся в воздухе газообразные примеси, выполняют роль биологических фильтров. Исследования ученых показали, что самой высокой поглотительной способностью обладает липа, клен остролистный и каштан. Мы надеемся, что со временем на пришкольной территории появится каштановая аллея.
Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории .
Для определения степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории мы собрали листья березы, тополя, рябины, липы, дуба, осины и приложили к их поверхности клейкую пленку. Перенеся клейкую пленку на белый лист бумаги, мы получили отпечаток контура листьев деревьев вместе со слоем пыли. Сравнив количество пыли на листьях деревьев, мы установили, что наиболее запылены листья тополя, дуба и осины. В чем же причина? Оказывается, растения играют немалую роль в очистке воздуха от загрязнения. Тополя считаются «пылесосами» воздуха, потому что впитывают газообразные соединения серы. Листья осины притягивают соединения хлора, а дуб как губка впитывает пыль. И действительно. Тополя растут на пришкольной территории со стороны автотрассы Тула- Венев, дубы повсеместно, но большей частью со стороны нашего опытного участка и частных сараев. Проведенные наблюдения сподвигли нас провести всем классом акцию «Возвращенный лес». Мы хотим при наступлении благоприятных условий высадить на пришкольной территории саженцы тополя, осины, клена, сосны с целью улучшения качества атмосферного воздуха.
Исследование состояния атмосферы пришкольной территории с помощью биоиндикаторов .
В природе существуют растения, которые чутко реагируют даже на незначительные загрязнения в атмосфере. Особенно чувствительны некоторые виды лишайников. Латинское название лишайника переводится как бородавка. На свете лишайников - примерно 20-25 тысяч видов. Живут они повсюду и окрашены в разные цвета: белый, розовый, ярко-желтый, оранжевый, красноватый, серый, оливковый, коричневый. Именно лишайники делают окружающие предметы сказочными. Вот на тополе отдельными узорчатыми нашлепками красуется лишайник пармелия. Он серо-зеленый, плоский, как будто вырезан из смятой бумаги. А на рябине-желто-оранжевый , издалека заметный лишайник стенная золотянка, или ксантория . Она действительно золотистого цвета, горит так ярко на стволе, что непонятным кажется, почему не блестит. На камнях другие лишайники, похожие на накипь. А на подстилке из мха пристроились лишайники, напоминающие листья, упавшие с деревьев. Одни из этих «листьев» зеленые, другие серые, третьи бурые…
Лишайники не могут нормально жить и развиваться, если воздух отравлен заводами, фабриками, выхлопными газами автомобилей. В дыму, гари, копоти они хиреют, болеют и, наконец, погибают. Еще в прошлом веке ученые заметили, что из городов исчезают многие лишайники. Сейчас известно: первыми покидают города лишайники кустистые, потом листовые, затем накипные. Очень боится загрязнения пармелия. А вот ксантория довольно стойко переносит отравление воздуха. В тех местах, где растет ксантория, загрязненность средняя. Однако очень сильного загрязнения не выдерживает и она.
На основе наших знаний о лишайниках, мы решили выявить количество деревьев на пришкольной территории с ксанторией и пармелией. Результаты наших исследований отражены в таблице :
№ | Название дерева | Общее количество деревьев на пришкольной территории | Количество деревьев с лишайниками | Название лишайника |
1 | Береза | 93 | 41 | Ксантория, пармелия |
2 | Клен | 17 | 6 | Пармелия |
3 | Тополь | 6 | - | - |
4 | Черемуха | 19 | 8 | Ксантория |
5 | Липа | 6 | 6 | Ксантория, пармелия |
6 | Яблоня | 9 | 1 | Пармелия |
7 | Осина | 3 | 1 | Ксантория |
8 | Рябина | 6 | 2 | Ксантория, пармелия |
9 | Дуб | 30 | 11 | Пармелия |
10 | ИТОГО | 189 | 86 | Ксантория, пармелия |
Данные таблицы свидетельствуют о благоприятных условиях для жизни и развития лишайников. Почти половина деревьев, растущих на пришкольной территории, заселены лишайниками, что говорит о чистоте атмосферного воздуха . Состав лишайников пришкольной территории со стороны автотрассы Тула-Венев отличается от состава лишайников со стороны оврага . В первом случае преобладает ксантория (степень загрязненности средняя), во втором - пармелия (степень загрязненности слабая). Значит , загрязненность атмосферы северо-восточной части пришкольной территории выше, чем южной и юго- западной.
Определение роли зелёных растений школьного участка
Роль зелёных насаждений в процессе очистки воздуха неоценима. Так, дерево средней величины за 24ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания. Запыленность жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70-80% аэрозолей и пыли из воздуха.
Взяв за основу информацию о поглотительной способности листовой поверхности взрослых растений и количестве этих деревьев на пришкольной территории, мы получили сведения о роли этих растений в очистке воздуха. Наши результаты:
№ | Название растения | Общее количество растений на при-школьной террито-рии | Количество пыли, улавливаемое одним растением за летний период | Общее коли-чество пыли, улавливаемое растением за летний период |
1 | Ива | 6 | 39 кг | 234 кг |
2 | Клен | 17 | 33 кг | 561 кг |
3 | Сирень | 18 | 16 кг | 288 кг |
4 | Акация | 5 | 0,2 кг | 1 кг |
5 | Лопух | 72 | 2 кг | 144 кг |
6 | ИТОГО | 118 | 90,2 кг | 1228 кг |
Таким образом, за летний период растения пришкольной территории способны уловить своей листовой поверхностью 1228 кг пыли , что значительно улучшит состояние приземного слоя атмосферы.
Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории
Известно , что 1м2 газонной травы в час испаряет до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон меняет температурный режим поверхности. Чтобы доказать роль газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории, мы высчитали площадь газона перед школой , измерили температуру на дорожке у газона и асфальте на высоте человеческого роста. Вот что мы получили: газон перед школой площадью 56 м2 испаряет в час 11200 г воды, что увлажняет воздух вблизи газона, поэтому там легко дышится. Этот же газон снижает температуру воздуха на 4 градуса, потому что на дорожке у газона температура на высоте человеческого роста равна 17 градусов, на асфальте на высоте человеческого роста - 21 градус.
На основе наших наблюдений мы сделали вывод, что газон улучшает микроклимат пришкольной территории.
Заключение .
Сейчас на Земле практически нет уголка, не загрязненного деятельностью человека. Отравлены воздух и вода, леса и поля. Но без здоровой природной среды немыслим и здоровый человек. Прежде всего мы должны знать экологическое состояние своей местности. Поэтому в своей работе мы исследовали состояние одного компонента окружающей среды – атмосферы , выбрав объектом изучения пришкольную территорию. В дальнейшем мы планируем продолжить мониторинг пришкольной территории. Наши перспективные задачи:
1) осуществить проект « Возвращенный лес».
2) провести мониторинг почвенной поверхности пришкольной территории
Мы надеемся, что девизом для всех нас станут слова Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Список литературы .
1.Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М., 1986
2.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга, 1999
3.Вайнерт М.М. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р.М. Шуберта. М., 1988
4.Воинова В.Н. Занимательная экология. Тула, 1998
5.Израэль Ю.А., Ровинский Ф.Я. Берегите биосферу. М., 1997
6.Никишов А.И. Экология 5(6). М., 2000
7.Попова Т.А. Мониторинг природной среды. М., 2005
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Новый снимок Юпитера
Притча о гвоздях
Хитрость Дидоны
Лупленый бочок