Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_stilya_roditelskogo_vospitaniya_starshih_podrostkov.rar | 37.04 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
«Особенности стиля родительского воспитания старших подростков»
Новосёлкина Светлана
МАОУ ДОД ДЮЦ, г. Салехард, 11 класс
Кассис Светлана Николаевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАОУ ДОД ДЮЦ, г. Салехард
Научная статья
Актуальность исследования.
Ребенок, что развивается, постоянно взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях. Среда развития включает как уровень непосредственного окружения ребенка, опосредствованный уровень более общих социальных институтов, так и макроуровень культуры в целом. Каждый элемент среды влияет на ребенка, так как и ребенок влияет на него. Основную роль в формировании отношений ребенка с социальной средой имеет ее непосредственное окружение, в первую очередь семья, от которой в первую очередь зависит, кем вырастет ребенок и какое место в обществе она займет. Семья – это очень сложная система взаимоотношений, тип семьи, в которой рождается ребенок, может очень серьезно повлиять на ее ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Первый опыт взаимоотношений между людьми ребенок получает и усваивает именно в своей семье, впоследствии строя на нем систему собственных межличностных взаимодействий. Постепенно в процессе развития ребенок входит в следующую, не менее сложную систему взаимоотношений – группу одногодков, что тоже становится его непосредственным окружением, поскольку между ними (ребенком и группой одногодков) существует прямое взаимовлияние. Потому мы решили, что целесообразно будет исследовать возможные точки касания между ними, нас интересует, как именно отношения в семье, а точнее, взаимоотношения ребенка с родителями будут влиять на вход ребенка в группу одногодков и признания ее со стороны группы, а именно на такой непосредственный показатель признания одногодков, как статус ребенка в учебной группе.
Изменения в нашем обществе требуют более внимательного отношения к институту семьи и процесса воспитания нового поколения, растут требования к личности, нашему обществу необходимая активная, творческая, способная самостоятельно решать проблемы и правильно сориентироваться в сложных жизненных ситуациях молодежь, а не просто пассивные исполнители навязываемых нам средствами массовой информации образов жизни и мышления, жизненных ценностей. Потому необходимо начинать наиболее из значимого и влиятельного в развитии каждой личности – из семьи и взаимоотношений в ней, с того, что закладывают родители в ребенка, какой пример взаимодействия с людьми ребенок перенимает от родителей, и как он будет воспроизводить опыт этих взаимоотношений в своей жизни.
Актуальность темы продиктована тем, что именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности.
Цель исследования: проанализировать психологические особенности стиля родительского воспитания старших подростков.
Объект исследования: стили родительского воспитания старших подростков.
Предмет исследования: психологические особенности стиля родительского воспитания старших подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в семейных отношениях родительского воспитания успевающих и неуспевающих детей имеются различия в формирование эмоционально-волевой сферы, а именно у успевающих детей низкий уровень активности, самочувствия и настроения.
Задачи исследования:
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя при планировании и проведении работы с семьями учащихся старших подростков средней общеобразовательной школы с целью усиления воспитательного потенциала семьи и осуществления коррекционной работы.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Салехард.
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей
стиля родительского воспитания старших подростков
детско-родительских отношений
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:
Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:
- гармоничная;
- распадающаяся;
- распавшаяся;
- неполная.
У педагогов-практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задабриванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Существует классификация семей не только по составу (многодетные семьи, малодетные, однодетные, бездетные семьи, неполные семьи), но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И. Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, так как за постоянную напряженность и отверженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой.
Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:
В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г.М. Миньковским семей составляет 15 – 20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2 – 3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.
Второй тип семьи (35 – 40% выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи (10 % выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т. п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип (15 – 20% выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10 – 15 % выборки) являются с социально – педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4 – 5 раз, а в семьях, где царит агрессивность и жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 % преступлений (в 20 – 50 % случаев безнадзорным оказывался и потерпевший ребенок), но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
1.2. Психологические особенности стиля родительского воспитания
старших подростков
Сама семья, как правило, не изменяется с ростом ребенка и относится к подростку в соответствии с установленными семейными или родовыми традициями. Но родители по-разному могут руководить действиями своих детей. Существует четыре основных метода воспитания:
Как правило, результатом автократичного воспитания является рост сопротивления или, напротив, зависимости. Дети приучаются слушаться родителей и выполнять все их требования, не ставя вопросов и не пытаясь, что-то решить самостоятельно. В такой среде подростки часто настроены более враждебно родителей, переживают глубокое неудовлетворение через подавление их воли и редко идентифицируют себя с родителями. Когда удается преодолеть власть взрослых, подростки становятся непокорными, слишком агрессивными, враждебными, особенно, когда дисциплина насаждалась родителями в жестокой и несправедливой форме, без любви и привязанности. Влияние автократичной системы воспитания на подростков из разных семей проявляется по-разному. Наиболее мягкие на всю жизнь остаются подавленными, зависимыми людьми, более сильные начинают противиться .
Попытки использовать репрессивные методы воспитания, как правило, приводят к наихудшим следствиям. Подростки оказывают сопротивление попыткам родителей добиться послушаемости жесткими мерами. Кроме этого, большая вероятность того, что дети, которые выросли в семьях, где практиковались грубые физические наказания, будут воспроизводить эту агрессивную модель поведения в последующей жизни.
Существует тесная связь между жесткой дисциплиной в семье и отношениями подростка с однолетками. Дети, неограниченные в своем социальном поведении (в частности, через агрессивное поведение своих родителей), вызывают у своих одногодков куда меньше любви и симпатии, чем те, которых родители на своем примере научили определенным социальным ограничением.
Противоположной крайностью является слишком либеральный стиль воспитания, где дети практически не знают запретов и ограничений, не направляются родителями и всегда принимают самостоятельные решения. Результаты такого воспитания также могут быть разными. Если подросток развращен и неправильно ориентирован в общественной жизни, то он не будет достаточно подготовлен к разочарованиям, ограничениям и ответственности, неспособный учитывать интересы других людей. Такие подростки часто становятся эгоистичными, эгоцентрическими, конфликтуют с теми, кто не потакает им, как это делали их родители. Незнание ограничений в поведении и неправильная ориентация порождает страх и неуверенность. Если же подростки воспринимают отсутствие руководства со стороны родителей как проявление безразличия и отторжения, то они начинают осуждать родителей за то, что те их своевременно не научили, не предупредили, не сориентировали.
Авторитетный, но демократический стиль воспитания имеет наиболее позитивное влияние на ребенка. Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют ее в виде доброжелательных советов. Принятой мерой наказания в таких семьях является серьезный разговор с ребенком, что считается наиболее эффективным, особенно для подростков. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, подростки принимают участие в принятии решений, выслушивают и обсуждают мысли и советы родителей. Их постепенно готовят к самостоятельной жизни. В результате в семье устанавливается атмосфера доверия, уважения и тепла. Такой тип семьи формирует правильное социальное поведение – как у ребят, так и у девушек.
Хаотическое, непоследовательное руководство, как и полное его отсутствие, имеет крайне негативное влияние на ребенка. Родители, которые не могут прийти одной мысли в вопросах воспитания, чаще жалуются на то, что их дети ведут себя агрессивно, становятся непослушными, неуправляемыми.
Часто встречаются родители, которые проявляют полное отсутствие определенной гибкости, для которых есть лишь один правильный путь – их собственный. Такие люди не склонны изменять свои взгляды, модели поведения, обсуждать разные точки зрения, а также не допускают, чтобы дети с ними не соглашались, а тому они и их взрослые дети никогда не поймут друг друга. Такие родители будут требовать, чтобы поведение детей укладывалось в узкие рамки, чтобы все дети думали и действовали одинаково, и были одинаковыми. Они с одинаковым предубеждением относятся ко всем, кто чем-то отличается от других.
Результатом максимализма и постоянной критики таких родителей является снижение самооценки ребенка, развитие в подростковом возрасте нетерпимости и стресса. Дети растут в постоянном страхе, что они все делают неправильно и не смогут удержаться на уровне, стремление понравиться другим становится основной движущей силой их поступков, но и эта мотивация нередко разрушается под натиском постоянной и несправедливой критики.
В рамках этих основных моделей воспитания складываются разные типы обращения родителей к детям, а в результате разного обращения родителей складываются и разные типы семей, каждая из которых имеет свое влияние на формирования ребенка, свои проблемы и разные методы их решения.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим нужно считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К ребенку начинают относиться с учетом чувства взрослости, которое развивается в этом возрасте. Не навязывая своего внимания, родители обнаруживают готовность обсуждать проблемы детей: "Как у тебя дела?", "Я готов тебя выслушать", "Я мог бы помочь тебе в этом деле" и т.п. В таком стиле взрослые в семье с позитивным интересом к ребенку обнаруживают свою готовность к сотрудничеству с ребенком. Главное в такой семье – сохранение очень важного для ребенка чувства самоуважения.
Характер подростка из такой семьи развивается вполне благоприятно (если, обычно, не было других неблагоприятных предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими преимущественно за адекватно лояльным типом. Ценностные ориентации ребенка в такой семье направлены на познание многообразных ценностей окружающей действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самой социальной среды отношений между людьми. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития ребенка.
Отчужденная семья. В такой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, – им мало интересуются, избегают общения с ним, держатся на расстоянии от ребенка. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он либо также стал носителем отчужденных форм поведения, либо у него сложился комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития характера как способа взаимодействия с другими людьми уже могут проявляться достаточно четко: преобладают нигилистические реакции, неадекватная агрессия или лояльность, пассивный стиль поведения. В такой семье ребенок чувствует себя лишней, чаще всего она будет переориентироваться на улицу и ровесников, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Стиль общения, как правило, дублирует способы взаимодействия семьи. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья авторитарная за своими стереотипами продолжает применять к повзрослевшему ребенку те же жесткие методы и требования, что и в детстве. Если это было приемлемо раньше, то здесь и дальше применяют физические наказания. В авторитарной семье подросток продолжает быть таким одиноким и неуверенным в себе, как и в детстве, однако тенденции развития его характера уже вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья по принципу вседозволенности: в такой семье ребенок уже давно "сел на голову" родителям и хорошо усвоил способы манипулирования ими. Эгоизм и развитая в результате его конфликтность – основные черты характера ребенка из таких семей. Здесь подросток растет вдвое более несчастным, потому что возраст уже сам по себе является кризисом личностного развития, плюс недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не встретить в реальной жизни.
Подросток из семьи, где родители детям все позволяют, как правило, не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность неизвестна ему. Он опирается лишь на те способы влияния, которые успешно удовлетворяли его эгоизм на протяжении всего детства, – агрессию (что проявляется в неоправданной нетерпимости и требовательности – "Я хочу!", "Я сказал!"), и нигилизм. Такая семья не дает возможности подростку осознать закономерности общественных отношений и делает его неполноценным в реальных взаимоотношениях с другими.
Семья с гиперопекой. В такой семье ребенок вырастает под усиленным вниманием и опекой родителей, в которых масса своих внутренних проблем, которые возникают преимущественно на основе личных трагедий и комплексов. Подростка родители опекают не только внешне, но пытаются завладеть и внутренними его переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверенный в себе. При необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения, он пассивен и вынужденно лояльный, инфантильный за своими социальными реакциями и это уже начинают замечать его ровесники, давая ему детские прозвища типа "мамин сынок" и др.
Описанные стили отношения к детям демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в подростковом возрасте. Реальная жизнь может быть мягче, более благоприятно или, напротив, более жестоким. В семье может быть одновременно несколько разных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.
Вероятность жизни в идеальных условиях семьи для подростка малодоступная еще и потому, что он теперь сам начинает продуцировать свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает и неприятно удивляет родителей: "Как ты со мной разговариваешь!" или "Еще молоко на губах не высохло, а ты..." и т.п. Привыкнув к полной зависимости своего ребенка до этого времени, родители на первых порах не хотят отпускать своего подростка из отведенного для него положения ребенка. Однако нормальные, здоровые психически и любящие родители все-таки стремятся решать возникающие проблемы со своими уже достаточно взрослыми детьми, всеми силами пытаясь обеспечить ему чувство защищенности, создать условия для нормального роста и развития.
Одновременно подросток, в поисках своего "Я " отдаляясь от родителей, но и любя их, учится учитывать очень разные аспекты человеческих чувств и поступков. Он учится заново, теперь уже на уровне векового отчуждения, строить новые отношения со своей семьей – с теми, кто растил его и заботился о нем, но уже по своему усмотрению. Через жизненные коллизии в семье подросток открывает, что мир не делится на "черное" и "белое", что невозможно просчитать отношения чисто арифметически. Обычно, к этим простым для взрослых вещей ребенок доходит не сразу. Но она начинает накапливать опыт и учится понимать и находить компромиссы.
Дети, что живут в деградирующих семьях, где родители позволяют себе драки, употребления алкоголя или наркотиков, аморальное поведение, как правило, перенимают их привычки еще в детстве. Подростка могут зачислить к алкоголизующей или наркотизующей группе, если подобные случаи повторяются 1-2 раза в месяц, но если он хоть раз только попробовал из рук, не контролированных родителей запрещенного зелья, он уже тем самым переступил нормативные общественные запрещения. Для подростка, который еще не попробовал этого, мотивационная готовность к употреблению алкоголя или наркотиков тоже чрезвычайно большая. Лишь в счастливых единичных случаях подросток с алкоголизованой, подвергнутой действию наркоза или аморальной семьи начинает настолько активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из этих условий существования и идти своим путем.
В неполной семье (чаще все, когда нет отца) подросток чувствует себя особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острая потребность в отце, потому что половая идентификация у подростков осуществляется в соотношении себя с родителями обоего пола. Кроме этого, для подростка является очень значимой его общая социальная ситуация, что формируется и составом семьи также. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде ровесников, а отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.
Подросток в названной семье – сложная проблема, особенно, если ему известно, что отец и мать не являются его биологическими родителями. Если даже эта семья очень хорошо относится к ребенку, она все-таки постоянно будет чувствовать напряжение и неуверенность в том, как относятся к ней названые отцы. Одновременно, подростка будет волновать и то, как оценивают его ровесники в связи с тем, что он не имеет родной семьи.
Особая проблема в современной семье – взаимоотношения по поводу вещевой и финансовой зависимости подростка. До недавнего времени подростки полностью зависели от финансового положения семьи и от педагогических взглядов своих родителей относительно карманных денег. Взрослые нередко пользовались этим, когда не могли, например, вынудить ребенка слушаться. Подросток часто попадал из-за этого в безвыходное положение: стремился к свободе и не мог лишиться обидчивой финансовой зависимости. Следствия таких ситуаций нередко были неутешительными: побеги из дома, злодейство, групповые ограбления, даже могли быть попытки самоубийства, хотя, обычно, не только финансовая проблема приводила к таким конфронтациям в семьях между взрослыми и детьми.
Сейчас экономическая ситуация изменилась, подростки могут сами заработать деньги разными способами, но это тоже может внести определенное напряжение в семейные отношения. Родители, которые постоянно подогревают мысль о том, что "мы тебя кормим, одеваем и т.д." рискуют тем, что однажды, почувствовав себя "экономически самостоятельным", подросток громко заявит, что он может делать это сам (или что-то подобное). Кроме этого, напряжение в семье может быть вызвано и внешними социальными проблемами.
Приобретение финансовой независимости в наше время может быть достаточно опасным для подростка с социальной и психологической точек зрения. Дело в том, что пока еще для них нет традиционных или официальных способов зарабатывания денег, поэтому ребенок, может быть, втянут в сомнительные финансовые отношения взрослых. Поэтому проблема "Дети и деньги" актуальная для каждой семьи. Также, деньги, будучи признаком благосостояния, выступают как эквивалент вещей. Подросток оценивает вещи, которые принадлежат семье, как престижные или такие, что не имеют ценности. Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как "богатую" или "бедную". Оценка материальных предметов, которые имеет или не имеет семени, может стать критерием оценки самих родителей. Особенно такие тенденции проявляются в исторические моменты переломов, превращений, радикальных общественных изменений. Да, сейчас в нашей стране перестраивается отношение к предметному миру, к межличностным отношениям, изменяются культурные ориентиры. Место отдельного человека или семьи среди других определяется сейчас в большей мере не только личными качествами, но и обслуживающими вещами, которые представляют ее в социальных отношениях (дом, квартира, произведения искусства, денежные знаки, земля и другие, престижные в конкретный момент развития общества вещи). Сегодня общество находится в состоянии маргинальности, что непосредственно отбивается на сензитивных к социальным явлениям подростках.
Вывод по главе I
Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей
стиля родительского воспитания старших подростков
2.1 Описание методов диагностического исследования
В проводимой нами работе определись следующие этапы:
Первый этап - комплектование репрезентативной выборки испытуемых с учетом критериев отбора: возраст испытуемых – 35 – 52 года.
На втором этапе подбирался диагностический инструментарий, адекватный цели исследования.
Третий этап работы – обработка, интерпретация и обобщение полученных результатов, выработка рекомендаций.
Всего в исследовании приняли участие по 20 семей успевающих и неуспевающих детей, муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №6 г. Салехарда.
Для определения родительского отношения мы использовали тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина, который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник состоит из 5 шкал.
Опрос родителей проводился индивидуально. Каждая мама получала тестовые материалы, содержащие инструкции, опросники и бланки ответов.
Обработка результатов исследования.
В ходе обработки результатов мы использовали ключи к опроснику.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
2.2 Анализ полученных результатов
Результаты, полученные с помощью теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина, представлены в таблице 1-8.
Таблица 1.
Соотношение уровня принятия-отвержения
Уровень принятия-отвержения | Количество родителей неуспевающих детей | % | Количество родителей успевающих детей | % |
Низкий | 11 | 55 | 5 | 25 |
Средний | 6 | 30 | 11 | 55 |
Высокий | 3 | 15 | 4 | 20 |
Данная таблица показывает уровень принятия-отвержения родительского отношения.
Таблица 2.
Соотношение уровня кооперации
Уровень кооперации | Количество родителей неуспевающих детей | % | Количество родителей успевающих детей | % |
Низкий | 12 | 60 | 4 | 20 |
Средний | 7 | 35 | 12 | 60 |
Высокий | 1 | 5 | 4 | 20 |
Данная таблица показывает уровень кооперации родительского отношения.
Таблица 3.
Соотношение уровня симбиоза
Уровень симбиоза | Количество родителей неуспевающих детей | % | Количество родителей успевающих детей | % |
Низкий | 9 | 45 | 4 | 20 |
Средний | 7 | 35 | 12 | 60 |
Высокий | 4 | 20 | 4 | 20 |
Данная таблица показывает уровень симбиоза родительского отношения.
Таблица 4.
Соотношение уровня авторитарной гиперсоциализации
Уровень авторитарной гиперсоциализации | Количество родителей неуспевающих детей | % | Количество родителей успевающих детей | % |
Низкий | 14 | 70 | 12 | 60 |
Средний | 4 | 20 | 5 | 25 |
Высокий | 2 | 10 | 3 | 15 |
Данная таблица показывает уровень авторитарная гиперсоциализация родительского отношения.
Таблица 5.
Соотношение уровня инфантилизации
Уровень инфантилизации | Количество родителей неуспевающих детей | % | Количество родителей успевающих детей | % |
Низкий | 4 | 20 | 11 | 55 |
Средний | 8 | 40 | 4 | 20 |
Высокий | 8 | 40 | 5 | 25 |
Данная таблица показывает уровень инфантилизации родительского отношения.
Вывод по главе II
Из полученных результатов видно, что более половины родителей успевающих детей 16 (75%) и лишь 9 (45 %) неуспевающих принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Однако достаточно большое количество родителей имеющих неуспевающих детей 11 (55%) имеют низкие показатели по шкале «Принятие – отвержение», что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым. Эти матери часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.
16 (80%) родителей успевающих детей набрали высокие и средние баллы по шкале «Кооперация». Это свидетельствует о том, что большинство родителей проявляет заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, а в неуспевающих семьях большинство (60 %) родителей не интересуются делами и планами ребенка.
Однако у 9 (45%) родителей имеющих неуспевающих детей дистанция в общении с ребенком слишком мала, тогда как в успевающих этот показатель составляет 20 %. Эти матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться повышенной личностной тревожностью самих матерей.
80% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале «Маленький неудачник», тогда как у успевающих этот показатель составляет 45 %. Это говорит о том, что практически все родители видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей.
Небольшой части родителей неуспевающих (30%) и 8 (40%) родителям успевающих детей свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Таким образом, исходя их вышеизложенного мы можем сделать вывод, что в семейных отношениях родительского воспитания успевающих и неуспевающих детей имеются различия в формирование эмоционально-волевой сферы, а именно у успевающих детей низкий уровень активности, самочувствия и настроения.
Учитывая все вышесказанное можно порекомендовать родителям строить отношения в семье на почве теплых, дружеских отношений, внимания и, особенно, доверия к детям, которые подрастают, не забывая, что ребятам необходима в первую очередь дружеская поддержка отца и в меру критический глаз матери, а девушкам – быстрее контроль, требовательность и внимание обоих родителей. Учителям, в свою очередь, необходимо внимательнее относиться к ученикам, классным руководителям обратить особенное внимание на особенности отношений с родителями детей, которые не являются популярными в группе, можно проводить соответствующие беседы с родителями.
Рекомендации
Учитывая все вышесказанное можно порекомендовать родителям строить отношения в семье на почве теплых, дружеских отношений, внимания и, особенно, доверия к детям, которые подрастают, не забывая, что ребятам необходима в первую очередь дружеская поддержка отца и в меру критический глаз матери, а девушкам – быстрее контроль, требовательность и внимание обоих родителей. Учителям, в свою очередь, необходимо внимательнее относиться к ученикам, классным руководителям обратить особенное внимание на особенности отношений с родителями детей, которые не являются популярными в группе, можно проводить соответствующие беседы с родителями.
Памятка для родителей
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, навязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Заключение
Воспитание детей – важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю Дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей, именно поэтому они должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями.
Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Родители, прежде всего, должны помнить о великой важности этого дела, об их большой ответственности за него…
Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Работа перевоспитания не только более трудная, но и горестная. Такая работа даже при полном успехе причиняет родителям постоянные огорчения, дергает нервы, часто портит родительский характер.
Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться, открыто и, твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.
Список литературы
Приложение 1.
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».
18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребёнку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160.
1 шкала | ||||||||||||
«сырой» бал | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
проценти льный ранг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 31,0 | 53,79 | 68,35 | 77,21 |
1 шкала | |||||||||
«сырой» бал | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
проценти льный ранг | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 | 94,30 | 95,50 | 97,46 | 98,10 |
1 шкала | |||||||||||
«сырой» бал | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
проценти льный ранг | 98,73 | 98,73 | 99,36 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 шкала | ||||||||||
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
проценти льный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,93 |
3 шкала | ||||||||
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
проценти льный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 |
4 шкала | |||||||
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
проценти льный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,76 |
2 шкала | ||||||||
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
проценти льный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,1 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 100,0 |
Дерево в снегу
Карандаши в пакете
Волшебная фортепианная музыка
Пока бьют часы
Извержение вулкана