В исследовательской работе проанализирована роль глаголов как средства выразительности для создания картины Полтавского боя. Работа может быть использована на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и на уроках литературы при анализе произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 451.77 КБ |
Управление образования Административного
городского округа Саранск
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Роль глаголов как средства выразительности в сцене «Полтавский бой» по поэме А.С.Пушкина «Полтава»
Исследовательский проект по литературе
Автор: ученица 7В класса
Родина И.В.
Руководитель: Сазонова Л.П.
Саранск 2010
Содержание
Введение стр. 3-4
1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина стр. 5-6
2.Тема Петра 1 и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина стр. 7-8
3.Использование глаголов как средства выразительности
в художественных произведениях стр.9-11
4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании
Полтавского боя стр.12-17
Заключение стр. 18
Список использованной литературы стр.19
Введение
Русская культура дважды находилась в позиции получателя, усваивающего мировой культурный опыт: в период крещения Руси и в эпоху реформ Петра I. Оба раза за этим последовал мощный взрыв национальной культуры. Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда голос русской культуры стал настолько громким, что к нему вынужден был прислушиваться весь культурный мир. Таким образом. обращаясь к творчеству Пушкина, мы сегодня можем сделать, пожалуй, одно из наиболее важных исторических предположений, ибо сегодня Россия вновь, в третий раз в своей истории, находится в позиции получателя. Остается надеяться, что и в третий раз историческая закономерность не нарушится.
Интерес к творчеству А.С.Пушкина разносторонен. Но глаголы как средство выразительности в произведениях А.С.Пушкина мало изучены. Актуальность данной работы заключается в том, что мы предлагаем новый аспект изучения произведения «Полтава» А.С.Пушкина.
Цель данной работы: Рассмотреть глаголы, с помощью которых автор создает видимые и слышимые сцены, как средство выразительности в изображении Полтавского боя.
Предметом исследования является сцена «Полтавский бой» в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
Основным методом исследования является:
- лингвистический анализ
Источниками информации послужили литературные статьи, книги и материалы Интернета.
Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать монументальную картину судьбоносного для России Полтавского боя, вызвать у читателя чувство сопричастности историческим событиям.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Глагол», на уроках литературы при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. <...> Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»
А. С. Пушкин
В многочисленных проявлениях разносторонней одаренности Пушкина исследователей давно привлекала проблема устойчивого интереса поэта к истории, глубокое понимание им исторических процессов и явлений. Этой теме посвящено так много статей и монографий, что, по-видимому, прав Н. Я. Эйдельман, отмечавший: «...если и сегодня можно попытаться сказать нечто новое о Пушкине-историке, то это прежде всего - дань уважения к труду предшественников...».
При этом именно Н. Я. Эйдельману принадлежит чрезвычайно важное наблюдение, что "множество пушкинских стихов, поэм, произведений прозаических, драматических, публицистических, не говоря уже о чисто исторических, как бы собирается, объединяется в огромное целое, насквозь пронизанное историей, историзмом. Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; Русь крепостная - в «Русалке», в «Борисе Годунове», восстание Степана Разина - в песнях о нем; великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», в «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачева - в «Капитанской дочке»; убийство Павла 1, правление Александра 1, война 1812 года, история декабризма - в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина».
"Такая была эпоха", - заключает Н. Я. Эйдельман. Действительно, само время, насыщенное событиями огромного значения, располагало к занятиям историей, к чтению исторических трудов и опубликованных источников, к размышлениям о связи времен, о роли личности в истории, о судьбах стран, цивилизаций и народов. Но все это не объясняет феномена удивительного историзма Пушкина, поистине беспримерного для того времени, всепронизывающего и всеохватывающего.
Между тем именно в родовой памяти следует искать разгадку пушкинского историзма. Живые нити истории связывали Пушкина через цепь предков с разными эпохами: по материнской линии он был внуком Абрама Ганнибала, "арапа Петра Великого", с детства будившего его воображение (этот знаменитый предок-африканец станет главным героем неоконченного романа Пушкина) , по отцовской - принадлежал к древнему роду, о котором писал в зрелые годы: "Род мой один из самых старинных дворянских" (7, 194) .
Это и были две составляющие родовой памяти поэта: с детства он слышал многочисленные семейные предания, нередко призванные оттенить достоинства одного рода перед другим (что, в частности, нашло отражение в романе Ю. Тынянова "Пушкин"), видел живых свидетелей минувших эпох, рассматривал исторические документы, родословные росписи. Сгущенная атмосфера Истории окружала Пушкина с самых ранних лет.
Роль рода Пушкиных в истории отражена им в «Борисе Годунове». Через несколько лет после завершения "Бориса Годунова" Пушкин начал роман, главным героем которого он сделал своего прадеда - Абрама Ганнибала. С этого незаконченного романа начинается тема Петра Великого в его творчестве.
2. Тема Петра I и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина
«Его произведения - драгоценное свидетельство умного, знающего и правдивого человека о нравах, обычаях, понятиях известной эпохи, - все они суть гениальные иллюстрации к русской истории,» - так оценивал Пушкина А. М. Горький.
Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I. "Стансы", "Медный всадник", "Пир Петра Великого", "Полтава", "Арап Петра Великого", "Материалы для истории Петра Великого", высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи.
О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (Полн. собр. соч. – М., 1978, т.7, стр.211).
«Полтава» вышла в свет в 1828 году, одновременно с последним, 12 томом «Истории государства Российского» Карамзина. Его «История» остановилась на пороге Смутного времени. Пушкин начинал с эпохи Петра, в которой находил все начала современной жизни. В предисловии, напечатанном в первом издании „Полтавы“, Пушкин пишет: „Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на Юге; обеспечила новые заведения на Севере, и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем“.
«Полтава» - героическая поэма. В центре ее - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу поэмы легла идея, которую Белинский хорошо выразил следующими словами: «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя критик писал: «...картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры»
3. Использование глаголов как средства выразительности в художественных произведениях
Термин «глагол» означает «речь», «слово», возник в старославянском языке как перевод с греческого. Глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Об экспрессивных возможностях глагола писали многие лингвисты, писатели. Например, А.Н. Толстой: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка, найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». «Главное достоинство глагола,- по мнению отечественного лингвиста А.М. Пешковского, - способность управлять; выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений». Замечательный материал о глаголе как выразительном средстве подобран Е.В. Любичевой и Н.Г.Ольховик в книге «Посредством слова творю я мир».
Богата глагольная синонимия. Многие глаголы – синонимы отличаются стилистической характеристикой. Глаголы с приставками, заканчивающиеся на –з, -с старославянские по происхождению, имеют книжный характер, носят оттенок торжественности, приподнятости стиля. Особую роль в художественном произведении может выполнять синонимия глагольных форм: видов, времен, наклонений, личных форм и др. Например, глаголы однократного и многократного действия имеют разговорный оттенок. Дополнительную экспрессию вносит употребление форм одного лица глагола в значении другого. Употребление второго лица вместо первого придает высказыванию обобщающее значение. Многочисленны случаи использования в художественной речи форм одного времени вместо другого.
Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюморонов и др. Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит; весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что их метафорическая иносказательность уже не ощущается. Богатыми метафорическими возможностями обладает и инфинитив. Его экспрессия связана с тем, что, давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлеченное понятие. Придает высказыванию оттенок обобщенности и «всеохватности» во времени. Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные.
Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими. Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивают экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3 - го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок (Он еще спорит!), 1-го лица множественного числа (Ну, как отдыхаем? -в значении ‘отдыхаешь, отдыхаете') с оттенком сочувствия или особой заинтересованности, инфинитива с частицей бы с оттенком желательности (Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его).
Прошедшее время совершенного вида при употреблении в значении будущего выражает особую категоричность суждения или необходимость убедить собеседника в неизбежности действия: - Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем (М. Горький).
Немало экспрессивных форм наклонений (Пусть всегда будет солнце!; Да здравствует мир во всем мире!). Дополнительные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки появляются при употреблении одних форм наклонения в значении других. Например, сослагательное наклонение в значении повелительного имеет оттенок учтивого, осторожного пожелания (Ты бы сходил к брату)', изъявительное наклонение в значении повелительного выражает приказание, не допускающее возражения, отказа (Завтра позвонишь!); инфинитив в значении повелительного наклонения выражает категоричность (Остановить гонку вооружений!; Запретить испытания атомного оружия!). Усилению экспрессии глагола в повелительном наклонении способствуют частицы да, пусть, ну, же, -ка и др.: - Ну-ка, сладко ли дружище. // Рассуди-ка в простоте (А. Твардовский); Да замолчи ты!; Ну, скажи!
4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании Полтавского боя
Поэты-классики, следуя канонам классической поэтики, дают „украшенное“ изображение битвы. Наряду с людьми в ней принимают участие „потусторонние“ силы. Космические явления, сопровождающие битву, показывают, что и природа не остается безучастной к происходящим событиям. Гиперболическое изображение борьбы и подвигов придает событиям характер сверхъестественной грандиозности. Всё это облекается в традиционный круг „способов изобразительности“ и фразеологически сходных оборотов, переходящих из одной эпопеи в другую и превращающихся в батальные клише. Искать исторической верности и реалистического правдоподобия при таком методе изображения не приходится.
Не такова батальная живопись „Полтавы“.
Известно, какое большое историческое значение признавал за полтавской битвой Пушкин. В своей поэме Пушкин воспевает это событие. Отсюда черты грандиозности, героичности в описании полтавского боя, дающие повод говорить, что Пушкин здесь „классицизму отдал честь“. Впечатление грандиозности создается, так сказать, масштабом описания, рисующим действия полков пехоты, отрядов конницы, наконец, двух враждебных армий в целом. Художник охватывает на своем полотне всё „битвы поле роковое“, которое „гремит, пылает здесь и там“. Но Пушкин не „украшает“ события. У него нет „чудесностей“ и „космизма.“ Гиперболизация не переходит в неправдоподобное преувеличение. Описание довольно точно передает ход военных действий. От традиционных, условных батальных клише пушкинская живопись свободна. Палитра его лишена таких красок, как „перуны“, „стрел тучи“, „реки крови“, „кровавый дождь“, „осязаемая тьма“, „мгла, пронзенна молний блеском“ и т. д.
Предметное значение слова для Пушкина стоит на первом плане. Изобразительные средства его поэтического языка подчинены реалистическому принципу точности, верности изображаемой действительности.
Вместо условно-поэтических жерл, изрыгающих смерть, вместо молнии и грома, туч стрел (Сладковский, и др.), катающихся голов и рек крови Пушкин дает точный перечень военных действий, разыгравшихся в описываемый момент боя.
В подготовительных материалах к «Истории Петра» Пушкин описывает Полтавский бой с бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20 000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16000, а с людьми разного звания — до 24 000» (Пушкин. Т. 9. С. 218-219). И хотя цифры и факты показывают масштабность битвы, ее описание здесь не производит впечатления возвышенного.
А вот описание того же боя в поэме «Полтава»:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча...
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(Пушкин. Т. 4. С. 293-294, 295).
Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя.
Как поэт воссоздает видимые и слышимые батальные сцены? Лексический, морфологический, синтаксический ряды, звукопись, в основном мужская рифма на согласный, утяжеленная стопа, резкое смешение ударений. Язык и стих здесь не только рисуют картину сражения, но и помогают передать отношение к изображаемому, выразить напряженность, энергию, тревогу. И среди многообразия средств художественной выразительности главную роль играют глаголы.
В 113 строчках, описывающих бой (не считая строф, посвященных Мазепе) – 64 глагола, причем только два из них – грохочут и сомкнули - повторяется дважды. Невероятно богат глагольный ряд этого отрывка! Самое первое слово, с которого начинается описание Полтавского боя, глагол «горит», который как бы предвещает скорый «пожар» битвы. Составим глагольный ряд первой строфы: грохочут, всходит, сомкнули, рассыпались, катятся, свищут, нависли – в перечислении действий, предшествующих началу грандиозного боя, сочетаются глаголы прошедшего и настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, передавая события однократного, завершенного или многократного, продолжающегося действия. Продолжают этот ряд в строфе глаголы настоящего времени: рвутся, летит, движется, крепит, показывающие передвижение войск, а затем гремит, пылает, служить уж начинает, уходит, падают, сдается, тесним темнеет. Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия. Мы видим это движение, мелькание, слышим звуки боя, благодаря аллитерации в отобранных поэтом глаголах: рвутся, грохочут, свищут.
В следующей строфе Пушкин, описывая появление Петра, использует динамические глаголы: конь под Петром "мчится", сам он "промчался пред полками", "птенцы гнезда Петрова" за ним "вослед неслись толпой". Все это сообщает особую стремительность и течению стиха.
В описании Карла, страдающего от раны, поэт пользуется другим глагольным рядом: явился, шли, погрузился, изобразил, казалось, приводил, двинул. Даже в самом отборе глаголов – многосложных, с обилием гласных звуков – передается вялость Карла, «слабым манием руки на русских двинул он полки» - и проиграл!
В описании кульминации боя (18 строк) используется 11 глаголов. Но особую экспрессию, дополнительное движение и действие картине боя придают глагольные формы: причастие и деепричастие. Дополняют эту картину отглагольные имена существительные. Рассмотрим подробнее этот эпизод.
Он опять начинается с глагола, старославянизма «грянул», который передает особую приподнятость свершившемуся. Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза — Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело — за судьбу Отечества.
Дальше события стремительно нарастают (этот бой длился 2 часа) и увеличивается темп, динамика, которая передается всеми возможными глагольными формами. И здесь Пушкин использует глаголы настоящего времени, создавая эффект присутствия читателя, сопереживания, сопричастности истории.
Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным.
Везде штык колет, сабля режет,
Бой барабанный, стон и скрежет.
Гром пушек, топот, ярый стон —
И ад и смерть со всех сторон.
Окончательный вариант:
Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Здесь отглагольные существительные дополняют глагольный ряд, усиливая действие, создавая завершенную картину судьбоносной для России битвы.
В описании Полтавского боя А.С.Пушкин использовал все возможности глагола как средства художественной выразительности: старославянизмы (всходит, крепит, запечатлен, грянуло, разят и др.), разговорные (грохочут, летит, мчится, неслись), как основу метафоры («горит восток», «грянул бой». Усиливает выразительность и динамичность глаголов и то, что Пушкин использует бессоюзие:
Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Лишь какое-нибудь грозное и величественное явление природы сравнится по силе и свежести впечатления с тем могучим разрядом поэтической энергии, который мы ощущаем в изображении Полтавской битвы.
«И никогда еще до того времени наш поэт не употреблял таких драгоценных материалов на свои здания, никогда не отделывал их с большим художественным совершенством. Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!»
В.Г.Белинский.
Заключение
На основании данного исследования доказано, что глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи.
Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные. Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими.
Мы выдвинули гипотезу, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать видимые и слышимые сцены в произведении, и привлечь и разбудить воображение читателя. Подтверждением правильности выдвинутой гипотезы является анализ эпизода «Полтавский бой» из поэмы «Полтава».
Список использованной литературы
Есть ли лёд на других планетах?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Сказка "Узнай-зеркала"
Астрономический календарь. Март, 2019
Две лягушки