Работа представлена в виде презентации и реферата
Вложение | Размер |
---|---|
troice-sergieva_lavra.doc | 400.5 КБ |
презентация | 2.56 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
(143000, Московская область, Одинцовский район, п. Барвиха д.41)
тел.495-635-82-42
Исследовательская работа
ТРОИЦЕ – СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ
Выполнила:
Игнатова Ульяна, 3 а класс
Московская область,
Руководитель:
Ахмедова Марина Алексеевна,
учитель начальных классов
Барвиха
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………….... 3
Троице-Сергиев монастырь в истории России ………………………….... 4
Основание монастыря …………………………………………………... 4
Свято-Троицкий монастырь во времена татаро-монгольского
нашествия ………………………………………………………………... 4
Троицкий собор и знаменитая икона Троицы……………………….… 5
Укрепление монастыря и строительство Успенского собора..….…… 6
Героическая оборона монастыря в Смутное время…….……….……. 6
Монастырь в XVII-XVIII веках…………………………..……….…… 8
Лавра в Отечественную войну 1812 года……………..………….…… 9
Развитие Лавры в XIX веке…………………….……….……………… 9
Лавра в XX веке и в настоящее время…………….…………………… 9
Заключение…………………………………………………………….…….. 10
Список использованной литературы………………………………………... 11
Введение
В 2013 году исполняется 400 лет преодоления российским народом Смуты XVII века. В память о преодолении Смуты учрежден государственный праздник - День народного единства, 4 ноября. В связи с этой датой я хочу рассказать в этой работе об одной из самых почитаемых общерусских святынь, которую называют сердцем православной России – о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Этот монастырь на протяжении веков был главным хранителем веры, которая испокон веков была источником духовной силы народа, его единения и самосознания, источником в котором народ черпал мужество для отстояния национальной независимости.
Объектом исследования данной работы будет история монастыря, которая будет изложена в хронологическом порядке, с применением исторического метода исследования.
Троице-Сергиев монастырь неоднократно за свою многовековую историю играл важную роль в событиях, происходивших на Русской земле. Знаменитая победа над полчищами Мамая на Куликовом поле, борьба против иностранных интервентов в начале XVII столетия, первые годы царствования Петра Великого - эти и другие яркие страницы истории оказались связаны с указанным монастырем. Русские цари прекрасно оценивали роль Троицкого монастыря в упрочении их власти, называя его «царской обителью», а Сергий считался специальным покровителем царской династии. Цари из век в века совершали к Троице богомольные походы, которые сопровождались, богатыми дарами монастырю.
Цель данной работы заключается во-первых в том, чтобы рассказать как в решающие моменты Лавра всегда становилась для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству; во-вторых в том, чтобы показать красоту и величие ее храмов, в камне, в красках, колокольных звонах которых оживает история Лавры, неразрывно связанная с историей Русского государства, исполненной и трагических и светлых событий.
Троице-Сергиев монастырь в истории России
Основание монастыря
Монастырь возник в трудную и наряжённую пору истории русского народа, когда Русь не была единым государством, а была раздроблена на отдельные княжества – Московское, Рязанское, Владимирское, Суздальское и другие. Все эти княжества платили огромную дань татаро-монгольским ханам, постоянно подвергались разорению и набегам со стороны татаро-монгольских войск. Тогда Москва исподволь начинала «собирание» раздробленной Руси, копила и объединяла силы народа на борьбу с татаро-монгольским игом, на возрождение национальной независимости родины и её культуры. В этой обстановке в 1337 году Варфоломей, в будущем преподобный Сергий (выходец из маленького русского городка Радонежа), основывает Троицкий монастырь.
Свято-Троицкий монастырь во времена татаро-монгольского нашествия
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. Авторитет монастыря и его сурового игумена особенно возрос в глазах народа в связи с поддержкой монастырём всенародного дела – первой и решительной схватки с татарскими полчищами на Куликовом поле. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско московского князя Дмитрия Ивановича (впоследствии получившего Имя Донского), отправлявшегося на сражение с Мамаем. Двух известных своей ратной храбростью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий, Пересвета и Ослабю. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.
«Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»
После 78 лет жизни преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон. В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом преподобным Никоном.
В 1422 г. прп. Сергий Радонежский был канонизирован, а в 1423 г. состоялось чудесное обретение мощей преподобного. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV — начале XV вв. вокруг Лавры появились поселения (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), в конце XVIII в. образовавшие Сергиев Посад.
Троицкий собор и знаменитая икона Троицы.
Главную святыню обители составляет собор Св. Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы — иноки Андрей Рублев и Даниил Черный.
Андрей Рублев «Троица»
Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы, которая является одной из самых прославленных русских икон.
Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов. В XV - XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры.
Уже на первом этапе своей истории Троицкий монастырь становится крупным культурным центром. Здесь начинается «списание книг» и накопление драгоценных рукописей, попадавших в монастырь путем вкладов; наряду с ними в монастырской казне хранились «свертки на деревце», то есть берестяные рукописи и грамоты.
Укрепление монастыря и строительство Успенского собора.
В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные каменные стены с двенадцатью башнями, устроены запруды в окружающих башнях. По тем временам крепость стала практически неприступной.
Вместе с началом строительства стен по велению царя Ивана IV Грозного было начато возведение огромного пятиглавого собора Успения Пресвятой Богородицы в честь взятия Казани и Астрахани. По архитектурному решению храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. Роспись храма была завершена в 1684 г. и в большей части сохранилась до наших дней.
Развивается и работа книжников и писцов. В монастыре работает над новыми переводами знаменитый Максим Грек. Здесь в конце XVI века было составлено пространное «Житие Сергия», украшенное большим количеством миниатюр. Из числа Троицких живописцев мы знаем имена мастеров Давида Сираха и Евстафия Головкина. Все эти факты, а еще более сами здания и вещи, свидетельствуют об усиливающейся в монастыре работе в области культуры и искусства.
Героическая оборона монастыря в Смутное время
С 1598 по 1613 годы на Руси стояло Смутное время. После смерти царя Ивана Грозного (в 1584г.) и его сыновей Дмитрия (в 1591г.) и Федора (в 1598г.) наследников царского рода не осталось и на трон возводились то русские бояре, то иностранные самозванцы. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Ситуация осложнилась и вооруженным вторжением польско-литовских войск. Большие территории и крупные города (Смоленск, Новгород Великий) были захвачены чужеземцами; в стране вспыхнула гражданская война. Наконец, в 1610 г. Москва – столица Российского государства – была оккупирована польско-литовскими войсками.
Василий Верещагин «Осада Троице-Сергиевой лавры»
С сентября 1608 до января 1610 года Троицкая обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования боярина Василия Шуйского. Однако архимандрит монастыря Иоасаф в послании осаждавшим поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь. 16-месячная осада закончилась для поляков поражением.
После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей.
С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.
Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба преподобного Сергия подул сильный попутный. И уже 25 октября Дионисий служил благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Кремля.
Монастырь в XVII- XVIII веках.
Во времена Петра I, в конце XVII - начале XVIII века, Троицкий монастырь вновь выступил на первый план в связи с бурными политическими событиями той эпохи. В 1682 году за стенами крепости укрывались во время стрелецкого бунта десятилетний царь Петр и его ближайшие родственники. Прибежище в Сергиевой обители нашел Петр и семь лет спустя, в 1689 году, в момент ожесточенной борьбы с отстранившей его от власти царевной Софьей. В Троицкий монастырь к юному царю Петру подходили преданные ему полки, прибывали с поклоном представители высшей знати.
В эти годы были возведены удивительные по красоте Трапезная и царский дворец – Чертоги. У юго-западного угла Успенского собора обнаружили родник и над ним была построена многоярусная Надкладезная часовня. Богато декорированная резьбой и росписью, она имеет колодец на месте алтаря. Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи построена в 1693 г. Ее проходы украшает роспись со сценами из жизни прп. Сергия. Ворота под храмом являются парадным входом в монастырь.
Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня, построенная в 1741-1770 гг. Она поднялась ввысь на 87 м (колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м, Иван Великий в Кремле - 81 м) пятью ажурными ярусами с 42 колоколами, подчеркивая совершенство и художественную цельность ансамбля. Колокольня является одним из выдающихся памятников русского зодчества.
Лавра в Отечественную войну 1812 года
В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела. В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.
Развитие Лавры в XIX веке
В 1814 году была переведена в Лавру из московского Заиконоспасского монастыря Духовная академия, заменившая собой семинарию. Московская духовная академия — это та самая знаменитая Славяно-греко-римская академия, первое в Руси высшее учебное заведение, учрежденное в 1687 году под названием «Эллино-греческие схолы». Именно со Спасских школ (еще одно название «схол») начинается отсчет высшего образования в России.
Из настоятелей Лавры XIX века особо почитаемы святитель Филарет (Дроздов), известный своей поэтической перепиской с Пушкиным, и святитель Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Америки. Мощи обоих до недавнего времени находились в Успенском соборе Лавры. В 2004 году мощи святителя Филарета перенесли в храм Христа Спасителя. Весьма почитаем и преподобный Антоний (Медведев), много трудов положивший на создание лаврских скитов. Открытый при нем Гефсиманский Черниговский скит стал центром московского старчества. Самым известным здешним подвижником был преподобный Варнава (Меркулов).
Лавра в XX веке и в настоящее время
После революции 1917 года Троице-Сергиева лавра повторила судьбу многих других православных монастырей по всей стране. Обитель была закрыта. В стенах Троице-Сергиевой лавры поместили клуб, тир и спортзал. После окончания Великой Отечественной Войны, монастырь снова открыл свои двери для верующих. 21 ноября 1946 года состоялась переосвещение Троицкого собора. С этого момента Троице-Сергиева лавра снова стала крупным центром православной веры.
Заключение.
Троице-Сергиева лавра – крупный паломнический центр, сыгравший огромную роль в развитии русской истории. Здесь происходили важнейшие события, зачастую решавшие судьбу русского государства. В Троице-Сергиевом монастыре заключались важные государственные договоры, приезжали на богомолье Великие князья, получали крещение наследники престола. Ученики Сергия Радонежского, вышедшие из стен Троице-Сергиевой лавры, создали на землях Святой Руси более 70-ти новых православных монастырей.
Монастырь был и является значимой и неотъемлемой частью культурной истории России. Здесь составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XV-XIX веках, поражает своим великолепием. Памятники архитектуры представляют все эпохи и стили, и в каждом из них прослеживаются характерные особенности того или иного исторического периода.
Величие и красота монастыря вызывали восхищение всех, кто видел его. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, побывавший здесь в середине XVII века, писал, что Троице-Сергиев монастырь «не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».
Мы, живущие сегодня, должны помнить о подвигах нашего народа, совершенных у стен Троицкого монастыря и беречь оставленную нам в наследство святыню земли Русской – Троице-Сергиеву лавру – как символ веры и любви к Отечеству!
Список использованной литературы
Ссылки
Ель
10 осенних мастер-классов для детей
Огонь фламенко
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Комментарии
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Уважаемая Марина Алексеевна,
Уважаемая Марина Алексеевна, спасибо за прекрасную работу. Я была экспертом работ на интернет конференции "Откуда есть пошла русская земля" на этом сайте буквально 3 месяца назад. Сожалею, что Вы не отправили работу к нам на конкурс. Достойная работа. Спасибо. Обязательно покажу её детям. Пишу не для того, чтобы Вы проголосовали за меня, а от всей души. Если интересуют работы той конференции, можете посмотреть по ссылке. Там много интересных работ не только по истории, но по литературе и МХК. http://nsportal.ru/konferentsiya/otkuda-est-poshla-russkaya-zemlya
Спасибо за добрые слова!. Я в
Спасибо за добрые слова!. Я в этой области работ новичок, поэтому ваша ссылка очень кстати.Спасибо еще раз!
Успехов Вам! Все мы когда-то
Успехов Вам! Все мы когда-то начинали. Не успели оглянуться, а уже и заканчивать пора.
5+
5+
Дерзайте!
Дерзайте!