Проект - создание дидактической игры для дошкольников с использованием программы Power Point.
Вложение | Размер |
---|---|
katmashovala-scenariy.doc.doc | 50.5 КБ |
Тема проекта «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий».
Предмет: Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска.
Цель проекта: создать развивающую игру по информатике средствами программы Microsoft Power Point.
В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего переходом к информационному обществу. Чтобы успешно решать задачи модернизации общего образования, необходимо подготовить будущего специалиста, воспитателя, способного использовать средства информатизации и информационные технологии в своей деятельности. Поэтому, при изучении темы «Мультимедийные технологии» считаю целесообразным использование проектной деятельности.
1. Актуальность темы.
Человечество стремительно движется к эпохе «информационного общества», и сегодня уже никто не сомневается в необходимости приобщения ребенка к миру информационной культуры. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. В условиях модернизации современного образования все актуальнее становится вопрос о поиске новых средств обеспечения процессов обучения и воспитания. Одним из эффективных средств обучения на современном этапе, как показывает практика, является использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях.
Мы считаем, что тема нашего проекта «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий» актуальна на данный момент. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра. В настоящее время одной из привлекающей внимания большинства детей является компьютерная игра, которая имеет большие образовательные и развивающие способности (при условии, что игра имеет познавательный характер).
2. Предмет исследования: развитие логического мышления средствами дидактической компьютерной игры.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире. Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения [3].
3. Проблема: В рамках дошкольной подготовки разработан курс для дошкольников по обучению информатике авторами А. В. Горячевым и Н. В. Ключом «Все по полочкам. Пособие по информатике для детей 5-6 лет». Изучив разработанные автором, занятия для дошкольников мы пришли к выводу, что необходимо разработать наглядный материал, так как в данном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В результате изучения этого курса дети должны приобрести ряд умений. Одним из необходимых умений является выделение свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданным свойством. Поэтому была поставлена проблема: создать развивающую компьютерную игру по этой теме, так как игра является центральной деятельностью в этом возрасте. Для решения этой проблемы был разработан план для разработки проекта:
Этапы разработки мультимедийного проекта:
4. Гипотеза:
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства на примере обучения информатике: процесс обучения информатике старших дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных знаний будет использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как использование систем мультимедиа позволит расширить знания и умения детей, познакомить детей с компьютерными технологиями, позволит усилить мотивацию ребенка.
5. Выбор методов исследования:
6. Объяснение результата.
Проект создавался с помощью программы Microsoft Power Point. При разработке проекта были использованы дополнительные возможности программы: применение гиперссылок, которые позволяют сделать переходы к нужному объекту на любом слайде. Перед созданием презентации был подобран материал из Интернета: иллюстрации для каждого слайда, анимационные картинки. Каждый слайд содержит объекты: картинки, анимации. Все картинки относятся к одному множеству, за исключением одного. При выборе правильного объекта на картинке должен следовать слайд с весёлым изображением и сопровождаться звуком, в противном случае с грустным. Множества, расположенные на слайдах выбраны в соответствии с программой старшей группы. Это классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру, классификация множеств: фрукты, овощи, времена года и т.д.
В результате проекта была разработана развивающая игра по информатике для дошкольников.
Игра «Угадай-ка»
Ход игры:
Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы, учить детей мыслить, делать правильные умозаключения, приучать их быстро думать и отвечать.
Игровые правила. Поиск предмета и картинки с изображением, не относящейся к данной группе.
Игровое действие. Угадывание лишнего предмета.
Ход игры. Дети рассматривают слайд с изображениями. На слайде выбирают лишний объект.
В результате работы над проектом мы выяснили, что на сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
В результате выполнения данного проекта студенты изучили отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании, выявили условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении информатике, разработать упражнения и задания в электронном варианте, разработали методические рекомендации по проведению занятий с применением дидактической компьютерной игры. Практической значимостью исследования является то, что разработанные материалы по использованию компьютера в обучении старших дошкольников могут быть использованы в практике воспитателей детских дошкольных учреждений.
Используемая литература:
Иван Васильевич меняет профессию
Четыре художника. Осень
Сказка "Узнай-зеркала"
Новый снимок Юпитера
Фокус-покус! Раз, два,три!