Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах «фэн-шуй» и прочих экзотических учениях, чем о культурных традициях своего народа. А вот народную память так просто не "откорректируешь", поэтому и живут в памяти людей домовые, водяные, лешие…
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Вложение | Размер |
---|---|
domovoi_issledovatelskay_rabota.doc | 274 КБ |
Муниципальный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века»
Исследовательская работа
«Домовой в современном мире»
Авторы работы:
ученицы 5 А класса
МОУ «СОШ №22»
Синякина Дарья, Громилина Ангелина
Руководитель работы:
Филиппова Ирина Александровна,
учитель географии
МОУ «СОШ №22»
Саранск 2012
Содержание:
Введение
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование учащихся 5-х классов
2.2 Опрос старшего поколения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
"...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот наконец у трубы остался
Последний в городе домовой..."
Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах «фэн-шуй» и прочих экзотических учениях, чем о культурных традициях своего народа. А вот народную память так просто не "откорректируешь", поэтому и живут в памяти людей домовые, водяные, лешие…
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Объект исследования - домовой.
Предметом исследования является вера людей в существование домовых.
Цель нашего исследования: выяснить, сохранилась ли вера людей в домовых.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей происхождения домовых
Изучить жизнь домовых
Провести опрос и анкетирование.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что современные дети верят в существование домовых.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ.
1.1 История происхождения домовых.
Словарь славянских духов и нежити нам даёт своё определение домовому: — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью.
Из русской мифологии мы узнали, что домовой – это дух - властитель судьбы человека, который есть в каждом доме.
В ходе своего исследования мы нашли несколько версий происхождения домовых:
- Домовые – это покинувшие землю люди, имевшие при жизни определённые недостатки. Домовой имеет душу человека, ведь он был одним из нас до того, как по законам природы стал невидимым хозяином дома, и он вновь станет человеком, когда выполнит свою программу. Некоторые люди после смерти поселяются в наших домах, становятся домовыми, чтобы исправить некоторые черты своего характера. Это те люди, которые при жизни были слишком ленивые или чересчур деятельные в своём доме, которые могли месяцами лежать на диване или не могли сидеть без дела ни минуты. Чересчур пассивные или чересчур активные люди своими действиями нарушают гармонию окружающего пространства, поэтому их и отправляют поработать домовыми, чтобы они научились чувствовать меру и действовать, создавая и укрепляя, а не разрушая гармонию окружающего пространства. Это версия принадлежит московскому астрологу Елене Викторовне Мазовой.
- Домовым может стать человек, который при жизни имел привычку без спросу встревать в дела своих близких или проявлял полное безразличие к происходящему в своём доме. Очень многие из домовых раньше очень часто ездили в командировки, не имели своего дома или очень редко в нём бывали. Часто домовыми становятся те, кто женился не по любви и оттого не мог наслаждаться семейной жизнью и сделать счастливым свою вторую половинку.
- Третья версия говорит о том, что домовые – это наказанные Богом люди. Те люди, которые хотели проникнуть в тайну Бога были наказаны – их превратили в разную нечисть. Кто был в момент наказания в доме, сделался домовым. Это старинная версия Воронежской губернии.
- Ещё из одного источника мы узнали, что домовые - это дети Адама и Евы – первых Библейских людей: они были настолько страшные, что от них Адам хотел избавиться, а Ева уговорила их просто спрятать от всего мира.
- Согласно народным верованиям, домовым становился после смерти основатель рода, первый устроитель домашнего очага или (реже) один из хозяев дома, особенно любивший домашнее хозяйство.
Изучив все версии происхождения домовых мы пришли к ВЫВОДУ, что домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
1.2 Другие названия домовых
“Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы“. Такую пословицу приводит В.И. Даль.
У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. А и вправду! Кто таков - непонятно: то ли дух предка, защитник и помощник, то ли дьявольское отродье, пакостник. Как выглядит - тоже неясно: старичок не старичок, кошка не кошка или иной какой зверь, а может, и двойник хозяина дома. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени - оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином, - некошна.
В словаре славянских духов и нежити: Домовой – Доможил, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом.
По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая половина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обычай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек), домового называют еще Постень, как призрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха.
На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
Во многих преданиях разных народов об обретении счастья, семейного покоя и процветания встречаются упоминания о домовых духах – духах домашнего очага, приносящих достаток или разорение, долгую жизнь или смерть.
В Белоруссии домового называют Клецником — хранителем домовых клетей и кладовых. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом.
В Древнем Риме существа, жившие в доме именовались "пенатами" или "ларами". В США - "боуги", в Шотландии - "богл" и брауни, в Германии - боглеман. В Японии не стали мудрствовать и обозвали домовых "они". И внешность им придумали не восточную: рыжий, зеленоглазый, кривоногий шкодливый чертик. У украинцев его называют "хатнiй дiдко", поляки называют домового - "хованец", чехи - "скржитек", "рарашек". Похожее существо есть и у осетин - "бындур", "бынаты хицау", у ингушей - "тарам".
В Норвегии домового называют Ниссе, там их даже несколько разновидностей - Домовой ниссе, Рождественский ниссе, Церковный ниссе, Корабельный ниссе, Лесной ниссе. Но в разных частях страны домового ниссе называют: «старичок с обжитого места» или «дворовый мужичок», «бонд из кургана», «хороший бонд», а в древней Норвегии его называли «хранитель хутора».
На Гавайях - они менахуны, в Испании - дуэнде, в Англии - фейри, в домах у финнов живут кодин-халтья, у датчан - кобольды, в вигвамах у североамериканских индейцев водятся шводы, в камбоджийских хижинах - араки. В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи.
Вывод: вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам.
1.3 Упоминание о домовом в фольклоре.
Обратимся для начала к русским бывальщинам, потому что они лучше любой сказки или легенды показывают волшебное существо в его обыденном состоянии и обыденное же отношение людей к этим существам, если согласиться с тем, что они реальны.
Вот бесхитростный рассказ: «Лошадка у нас тогда была. Наладился кто-то к нам ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверное, домовой». Смотрит – старичок сидит. Он и говорит:
- Сидишь?
А тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел, сам косу-то плетет.
Мать моя частенько тоже говаривала, мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе-то уж все прибрано маленьким таким старичком, седеньким».
Упоминания о домовом мы нашли у Александра Сергеевича Грибоедова и у Александра Сергеевича Пушкина. Вот как русские поэты писали о домовом.
Детушки матушке жаловались,
Спать ложиться закаивались:
Больно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней топочет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочит.
Грибоедов А.С. 1823 г.
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором.
Сбруя блещет на стойках дубовых,
В стойлах лоснятся борзые кони.
Лишь одним конюшни непригожи —
Домовой повадился в конюшни.
По ночам ходит он в конюшни
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца
А.С.Пушкин, 1827
Домовому
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикой садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зелёный скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и клёнов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
А.С.Пушкин 1819
Вывод: русские поэты А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов представляли домового и как доброго духа и как проказника.
1.4 Покровители домашнего очага в мордовском фольклоре.
Мордовскими божествами, покровительствующими дому (кудо, куд), двору (кардаз), хранителями жилища и семьи считались Куд-ава и Кардаз-ава. Первая вместе с мужем Куд-атей обитала дома — в подполе, под печкой, под порогом или в переднем «красном» углу. Местом обитания Кардаз-авы (Кардаз-сярко) был двор, его правый угол. Позднее для обозначения дома со всеми надворными постройками стало применяться тюркское слово «юрт». В связи с этим сменились имена и у держателей дома. По-мокшански их стали называть Юрхт-ава и Юрхт-атя, по-эрзянски Юрт-ава и Юрт-атя.
В фольклоре мордвы имеется много упоминаний о покровительнице дома Кудаве или Юртаве. Например, в мокшанской сказке «Куйгорож» говорится: «В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей...Жили бедно, хуже некуда. В хозяйстве лошадь старая, больше ничего нет. Уж так плохо жили, даже Юртава покинула подворье: нечего ей у Пятаня делать - хозяин гол и в избе пусто».
Как же мордва представляла себе Юрт-аву? Приведем рассказ женщины-мокшанки.
— Юрт-ава садится рядом с тобой — маленькая женщина, белая, она все видит, обо всем знает. Самый главный хозяин (азор) юрта — она, а не Юрт-атя. Когда человек умирает и идут проводить его на кладбище, все причитают и Юрт-ава тоже (явси): «Что буду делать без него, куда пойду». Когда жители дома разъезжаются, Юрт-ава бунтует, озорует, залезает на дом, бросает с крыши что-нибудь, шумит, плачет, недовольна. Каждый юрт имеет свою Юрт-аву. Называют ее также Юртонь кирди, Юрт-азор-ава.
Кудаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью: пожару, болезни или смерти кого-то из домочадцев, либо скотины. Ее облик и повадки часто описываются в быличках (рассказах человека о встрече со сверхъестественными существами). Так, в одной из них старая женщина рассказывает о том, как ей показалась «хозяйка» дома: «У нас болел старик, и я всю ночь не спала. Однажды слышу: за печкой кто-то горько причитывает. Смотрю: вышла на середину избы седая старуха и стала расчесывать свои волосы, а сама все причитывает. Потом потихоньку с плачем вышла из избы. Утром встали - старик умер. Я как увидела домовую старуху, так и подумала, что не к добру она показала себя, да еще так нехорошо, сердце разрывая, причитывала».
Когда строили дом, после настилки пола в переднем углу накрывали стол, ставили на него хлеб, соль и вино. Звали старуху. Хозяин дома наливал несколько стаканов вина своим родным, плотникам, соседям, присутствовавшим там. Все они рассаживались на бревнах сруба. Один стакан преподносили старухе, которая стояла у стола. Она брала его и произносила примерно такую молитву: «Кудонь-чинь-паз, кормилец, Кардаз-сярко, дорогой, соберитесь в одно место. Может, потревожили вас, может, испугали, соберитесь в одно место. Вот вам стол, вот вам хлеб, вот вам соль, и пейте, и ешьте, и живите, а хозяевам добра желайте. Неоскудевающее добро пусть сверху дождем льется, снизу родником выходит, двор пусть скотиной наполняется, дом семьей полнится, где поставлен, там пусть и сгниет, на благой глаз чтоб не попадался, злой огонь чтоб не брал его, тепло его пусть стелется понизу, дым — поверху». Закончив молитву, старуха выпивала вино, следом осушали стаканы все присутствовавшие.
При отделении сына от родителей и переходе его на новое место жительства считалось необходимым дать ему и домовое божество, В этом случае один из родителей открывал западню в подпол и говорил: «Ку-донь-чинь-паз, кормилец, Настасья домовая, Афанасий дворовой, провожаю сына с детьми, с семьей на новое место, в новый дом, поступает в новое хозяйство. Без домового бога нельзя жить; хозяйство ведет сын, в семье хозяйка — невестка, а глава в доме — домовой бог Настасья, во дворе — Афанасий дворовой. Провожаю, давай, Кудонь-чинь-паз, и у тебя есть в запасе молодые невестки и сыновья, отдели и с моим сыном проводи, а сам, старая голова, здесь оставайся».
При вселении в новый дом брали с собой кошку, пуская ее в дом первой, затем несли хлеб, соль, горящую свечу штатол, ухваты. Рассказывают, что один крестьянин построил дом. Когда стал вселяться, пустил в дом кошку с котенком. На третий день после вселения кошка подохла. Затем подох котенок. Крестьянин этот считал, что если бы он зашел в дом раньше кошки, то мог бы погибнуть от колдуна сам.
К домашним божествам обращены и многие молитвы (озномы) и заклинания (озломы), которые произносились во время многочисленных домашних молений, связанных как с хозяйственными делами, так и с семейными торжествами. Например, обязательно совершалось моление покровителям дома и двора при строительстве новой избы.
Богиню дома обязательно «приглашали» в новый дом. Для этого хозяева готовили еду, которую клали перед печью и молили Юртаву перейти в новый дом:
Хранительница дома,
Кудо Юртава, матушка...
Утоли свой голод,
Успокой свое сердце,
Затем пойдем в новый дом
На новое место,
Новое жилье обживать,
Новый дом оберегать.
Домашние божества часто упоминаются и в свадебном фольклоре. Невеста обращалась к ним в своих причитаниях, прося защитить ее от сватов:
Хранитель дома моего батюшки!...
Перед полуночью,
После пения петухов,
Войдут в дом моего отца чужие люди.
Входящего после первого,
Впереди последнего идущего,
Схвати во весь рост и стан,
Схвати за космы волос,
Войди в него через маковку,
Выйди из него через пятки.
В доме мужа молодую обязательно представляли его покровителям, в дар которым невеста преподносила полотенце или скатерть. При этом все присутствующие молили их признать нового члена семьи и помогать ей в домашних делах: «Хранитель дома, серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому....Чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала».
Божествам дома представляли и новорожденного, для этого колыбель с ним три раза опускали в подполье. Считалось, что с этого момента домашние духи берут его под свое покровительство и защищают его от злых сил.
Таким образом, в произведениях мордовского фольклора описываются покровители домашнего очага, а также молитвы и заклинания обращенные к ним.
Вывод: у мордовского народа домовым духом был не мужчина, а женщина. Как и у других народов домовую почитали.
1.5 Характер домового
Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье и хорошим хозяевам. Начинает хулиганить, лишь когда ему что-то не по нраву. Например, брауни оскорбляются, если им предлагают новую одежду или если хозяйка забудет поставить на ночь блюдце со сливками. Тогда если он просто не уйдет из дома, где помогал, то непременно начнет вредничать и хулиганить. Наш же славянский домовой тоже начинает капризничать, когда ему не по нраву: ленивый хозяин или просто плохая семья, которая постоянно ругается и забывает его. Тогда домовой начинает рассыпать крупы, мусорить, скидывать посуду, просто кидать вещи на пол или же топать ночью и мешать спать разными скрипами. Славянский домовой как и прочие духи-помощники тоже любит, чтобы ему ставили какую-нибудь еду, особенно кашу или блюдце с молоком. Чашку с кашей ставили обычно куда-нибудь за печку или в укромный уголок (только не восточный), в курятнике вешали «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривали: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Духи предков чтились так же под другим именем «чурила» или «щур», «чур».
На Руси его представляли в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый.
Даль рассказывает, что домовой стучит и возится, может придушить во вне шутки ради, а если погладит мохнатой рукой, то это к добру. Но, не дай Бог, увидеть домового – это уже к смерти. Любимой лошади домовой заплетает гриву в косички. Однако, оказывается, домового можно увидеть в Светлое Воскресение в хлеву. Собственно увидеть его нельзя, потому что он покажется только, что космат, больше ничего и не разглядишь. После этих противоречивых сведений Даль сообщает также, что на Иоанна Листвичника домовой бесится. Это случается 30 марта. А вот 28 января на Ефрема Сирина домовых закармливают, поставив миску с кашей.
Вывод: все домовые разные, поэтому, как жизнь одного человека отличается от жизни другого, так и уклад жизни каждого домового – свой, особенный, определенный образом жизни людей того дома, где он живёт.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся 5 класса
Мы провели опрос среди учащихся 5 классов, в котором приняли участие 44 человека.
Мы задали следующие вопросы:
На первый вопрос респонденты ответили что: домовой это хранитель очага – 6 человек. 10 человек ответили, что домовой это дух дома. 5 человек ответили, что домовой это сказочный персонаж. 3 человека ответили, что домовой это привидение. 4 человека считают, что домовой это дух умершего человека.
На второй вопрос респонденты ответили что: в существование домового верят - 37 человек, не верят – 7 человек.
На третий вопрос респонденты ответили что: домовой живёт за печкой – 12 человек. В шкафу – 14. Остальные респонденты назвали различные места: на чердаке, в подполе, в углу, в сундуке.
На четвёртый вопрос респонденты ответили что: домовой хозяйственный и дружелюбный – 10 человек, маленький - 16 человек. Одет в старую одежду – 13 человек: в лаптях, в коричневых, стареньких штанах в полоску.
На пятый вопрос респонденты ответили что: домовые живут в каждом доме - 22 человека. Не во всех домах есть домовые - 11 человек.
Вывод: большинство опрошенных пятиклассников верят в существование домового.
2.2 Опрос старшего поколения
Мы провели опрос и среди населения старшего возраста. Опрос проводился в Ардатовском районе, в селе Низовка. Было опрошено 8 человек местных жителей. В возрасте от 65 до 89 лет.
На вопросы ответили:
Вывод: пожилые люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовым не встречались.
Заключение
Славянская мифология кому-то кажется пережитком прошлого, не имеющего ничего общего с реальностью, однако мы постоянно сталкиваемся с ней в обыденной жизни.
В современном обществе не смотря на то, что человек считает себя всесильным, люди всё чаще стали верить в существование неземных существ. Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. При установлении контакта с домовым в доме меняется обстановка – в доме появляется то, чего не хватало (защита дома, спокойствие жителей, порядок, благополучие и многое другое). Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить становится интереснее.
Цель нашей работы достигнута, мы выяснили, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.
Задачи, которые мы ставили в работе достигнуты: мы познакомились с историей происхождения домовых, изучили жизнь домовых по литературным источникам, провели опрос среди старшего поколения и анкетирование среди учащихся 5 – х классов.
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА о том, что современные дети верят в существование домовых, подтвердилась.
Эта тема оказалась ещё интереснее, чем мы думали. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.
Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова.
Борьба с древней языческой верой продолжалась на Руси многие века и закончилась удивительным смешением христианской веры с местными обычаями и укладом жизни, образовав уникальную культуру православного христианства. Многое было утрачено и забыто, но некоторые древние представления об окружающем мире и населяющих его существах и духах живы и поныне. Особенно «живучими» оказались мелкие добрые духи жилищ и разных отдельных мест крестьянского хозяйства, которых ещё называют общим именем «домовые».
Список использованной литературы
Круговорот воды в пакете
О путнике
Учимся ткать миленький коврик
Два плуга
Плавает ли канцелярская скрепка?