Жизнь человека - это бесконечный выбор, и, прежде всего, выбор профессии, выбор того, какое место займет профессия в жизни человека и что он может получить от будущей профессии
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_9_a.doc | 213 КБ |
«Некоторые аспекты профессионального самоопределения подростка»
1.Исходная проблемная ситуация.
Жизнь человека - это бесконечный выбор, и, прежде всего, выбор профессии, выбор того, какое место займет профессия в жизни человека и что он может получить от будущей профессии
В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей есть ответы на них. Все давно определено: «Я стану врачом (учителем, инженером)»; «Наш сын (наша дочь) поступает в медицинский институт». Налицо ясность в профессиональных намерениях и беспокойство по поводу их реализации. А если неудача?
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. Вхождение в рыночную экономику остро ставит проблему профессиональной пригодности, конкурентоспособности работников, аттестации уровня их профессионализма.
Огромное число проблем порождает безработица. В результате человек теряет время и веру в свои силы
Множество вопросов возникает и при анализе профессиональной успешности и работоспособности человека.
Таким образом, поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл, потому что:
-во-первых, профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением;
во-вторых, профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
в-третьих, знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою судьбу.
Если человек не знает, к какой пристани держит
путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Смысл данной работы в попытке своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего, так как для некоторых из нас уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?
Цели исследования:
Задачи исследования:
( определение профессиональной направленности, факторов, влияющих на выбор профессии, мотивации, осознанности и самостоятельности выбора);
* организация поиска благоприятной профессиональной среды, максимально
отвечающей индивидуальным запросам учащихся подросткового возраста:
-формирование умения соотносить свои личностные возможности с требованиями будущей профессии («Познай себя!»);
-формирование способности к проектированию учащимися своих жизненных и профессиональных планов и самосовершенствовать себя («Совершенствуй себя!»).
Методы исследования:
Субъект исследования:
Учащиеся 9 «а» класса.
Предмет исследования:
-профессиональные интересы учащихся;
-врожденные качества (склонности) - предрасположенность к одному из ведущих типов деятельности.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов
.
Основная часть.
1.Стадии профессионального становления
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35 — 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде'.
Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
1) стадия оптации (12 — 17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15 — 23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16 — 23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
Зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше).
Т.о, психологи выделяют примерно одинаковые стадии профессионального становления
Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Попробуем рассмотреть профессиональное самоопределение на стадии подготовки к сознательному выбору профессии - на примере учащихся нашего класса в период от 12 до 15 лет (стадии оптации по Климову).
Итак, вопросом: «Кем быть мы задавались не раз?» начиная с 5 класса (таблица-приложение №1)
Если для нас в 4-м классе была популярна профессия милиционера,
в 5-м – психолога,
то данные 6-го класса (12-13 лет) таковы:
Опрошено 24 человека
Не определились с профессией 2 человека
Предпочли профессию дизайнера 9 человек (40%)
Юриста 6 человек (25%)
Повторили мы опрос учащихся и в 7 классе(13-14 лет)
Опрошено 24 человека
Опрошено 18 человек
Не определились с профессией 1человек (21%)
Предпочли профессию врача 5 человек
Юриста 4 человека (17%)
Бухгалтер-экономист 4 человека (17%)
Повар-кондитер 3 человека
Подражая внешним формам поведения взрослых, мальчики-подростки ориентируются на профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (милиционер, дальнобойщик, автогонщик, футболист - профессионал и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии обаятельных, привлекательных и популярных (хотели быть актрисами, певицами, и др.), примеряли профессии людей, которые находились рядом (например, обаятельный школьный психолог- Ирина Иннокентьевна ). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации.
Иccледование профессиональных интересов на разных стадиях оптации позволяет сделать вывод, что в возрасте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, не связаны с психологическими особенностями личности
Идет постоянный поиск профессии и в 9 классе (возраст 14-15 лет).
На втором этапе, и в 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. Появляются рабочие профессии (машинист, электрик, шофер).
Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы, даже для тех, кто казалось бы уже давно определился и готовит себя к будущей профессии.
2. Мотивы выбора профессии.
Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора(методика МОПС).
Опрошенные на 1-е место ставят престиж профессии, затем указывают в качестве основной привлекательности будущей профессии высокую оплату труда, комфортность и безопасность, обращают внимание на коллектив и отношения в нем, ценят карьеру и признание. Также привлекательны для них работа, дающая возможность для завязывания деловых контактов, и профессионализм. Менее предпочтительна работа, связанная с риском, предполагающая общение с меняющимся кругом лиц и ограниченный контакт с коллегами.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько они четки, аргументированы. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор
ВЫБОР ПРОФЕССИИ порождает новые проблемы:
Нужно установить характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности, подобрать либо сконструировать средства диагностики профессионально значимых качеств человека.
3.Требования профессии к человеку
.
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.
… Не менее важным выступает характеристика профессии
В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. В основу классификации профессии положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется в виду «живая» природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек (ребенок, взрослый, старик) и знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ.
Итоги тестирования (таблица –приложение 3) показали
в соответствии с классификацией профессий по отношению к предмету труда учащихся класса можно выделить следующие группы учащихся:
в результате тестирования каждый из нас смог соотнести свои личностные способности с требованиями будущей профессии (например, будущий мэр должен легко входить в контакт с людьми, понимать психологию людей , организовать работу, обладать способностью доводить начатое дело до конца) т. е обладать предрасположенностью к типу «человек-человек», а у ученика предрасположенность к типу профессий «человек-машина», «человек-знак», сможет ли он стать хорошим руководителем, если не обратит на работу с людьми?
Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности
зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним. Если человек с этими требованиями по объективным либо субъективным причинам не сможет справляться – нечего ему делать в этом виде деятельности
Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала
Профориентационные методики должны выявлять у подростков тип личности, а то есть психологическое состояние и совместимость его с определённой деятельностью, направленность личности, а то есть склонность к лучшему овладению определённой информацией, определять способности и возможности
Профориентационная методика «Будь готов » Н.Пряжникова, использованная школьным психологом позволила каждому из нас ориентировочную готовность к выбору профессии, увидеть способность к профессии, уровень осознания выбора
(таблица-приложение 4)
4. Выводы.
Процесс профессионального самоопределения – это действия человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной деятельности.
Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Профессиональная самоактуализация – это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала. На примере одноклассника(музыкант, военнослужащий)
По мнению психологов, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе подростки - а это мы должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов (профиля) в соответствии с выбранной профессией.
Приложение 1.
Выбор профессии. | ||||
Ф.И. | 5класс (10-11 лет) | 6класс (11-12 лет) | 7класс (12-13 лет) | 9 класс (14-16 лет) |
1 | лет психолог | Дизайнер, юрист | адвокат | врач, психолог |
2 | врач | Врач | врач | врач, психолог |
3 |
| Врач | врач | врач, психолог |
4 | Ветеринар, актриса | Дизайнер, режиссер, юрист | кондитер | инженер |
5 | адвокат | Гимнастка, дизайнер | кондитер, экономист | спортсмен |
6 |
|
|
| машинист, летчик |
7 |
| Дизайнер, врач | экономист | врач, психолог |
8 | Учитель музыки | Учитель музыки | музыкант | музыкант |
9 | программист | Футболист |
|
|
10 | психолог | Дизайнер интерьера, хореограф | бухгалтер, экономист | экономист |
11 | Ученый, мэр | Ученый, мэр | повар , программист | писатель |
12 | милиционер | Адвокат | адвокат | физкультура |
13 | тренер |
| адвокат |
|
14 | Психолог, учитель | Модельер, организатор свадеб | ветеринар |
|
15 | Шофер-дальнобойщик | Начальник |
| электрик |
16 | художник | Стилист - модельер, дизайнер |
|
|
17 |
| Дизайнер, судья | адвокат | психолог |
18 |
|
| окулист, стомотолог | выбыла |
19 |
| Футболист | гонщик | гонщик, инженер |
20 |
| Врач | врач | спортсмен |
21 | Менеджер, врач | Учитель |
|
|
22 |
| Дизайнер | дизайнер |
|
23 | домохозяйка | Гид-переводчик | гид-переводчик | переводчик |
24 | Не обучался | Машинист | ||
25 |
Не обучалась
| экономист |
Приложение 2.
1 | • Престижность профессии. |
2 | • Высокая оплата труда. |
3 | • Комфортность условий труда. |
4 | • Постоянный коллектив. |
5 | • Безопасность труда. |
6 | • Творческий характер труда. |
7 | • Возможность для завязывания деловых контактов. |
8 | • Живость, разнообразие труда. |
9 | • Красивая форма одежды. |
10 | • Широкая распространенность профессии и возможность выбора места работы ближе к дому. |
11 | • Ненавязчивый характер темп деятельности. |
12 | • Работа сложная, требующая высокой квалификации и постоянного обновления знаний. |
13 | • Нежесткий режим работы. |
14 | • Работа, связанная с частыми разъездами. |
15 | • Работа, связанная с передвижением на рабочем месте. |
16 | • Подробно расписанный трудовой процесс. |
17 | • Работа с элементами риска. |
18 | • Гуманистический характер труда. |
19 | • Односменный режим работы. |
20 | • Работа простая, не требующая высокой квалификации. |
21 | • Отсутствие жесткой регламентации деятельности. |
22 | • Наличие льгот (ранний уход на пенсию, бесплатный проезд и др.). |
23 | • Необычность, нестандартность условий труда. |
24 | • Работа, предполагающая общение с меняющимся кругом лиц. |
25 | • Продукция штучная, работа индивидуальная. |
26 | • Ограниченный (периодический) контакт с коллегами. |
Приложении 3.
Тест “Предпочтительные виды профессиональной деятельности“.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животным 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Ключ к тестуТипы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
Ф.И. | «Человек- машина» | 2011 | «Человек- знак» | 2011 | «Человек- природа» | 2011 | «Человек- худ. образ» | 2011 | «Человек-человек» | 2011 |
1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 8 | 5 | 7 | 5 | 7 |
2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 6 | 6 | 3 | 2 | 3 | 5 |
4 | 1 | 2 | 4 | 4 | 6 | 6 | 4 | 1 | 3 | 4 |
5 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 0 | 8 | 5 | 7 | 6 |
6 | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | 7 | 6 | 6 | 2 |
7 | 4 | 6 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 0 | 5 | 1 |
8 |
| 2 |
| 3 |
| 8 |
| 5 |
| 5 |
9 | 7 | 2 | 5 | 0 | 4 | 0 | 7 | 5 | 2 | 0 |
10 | 8 |
| 3 |
| 4 |
| 4 |
| 3 |
|
11 | 2 | 1 | 3 | 3 | 5 | 1 | 8 | 1 | 6 | 4 |
12 | 6 | 5 | 8 | 5 | 7 | 5 | 3 | 1 | 5 | 4 |
13 | 7 | 7 | 6 | 2 | 5 | 5 | 6 | 1 | 5 | 5 |
14 | 6 |
| 2 |
| 4 |
| 5 |
| 3 |
|
15 | 5 | 2 | 3 | 1 | 7 | 5 | 4 | 2 | 7 | 4 |
16 | 8 | 7 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | 2 |
17 | 1 |
| 1 |
| 3 |
| 5 |
| 1 |
|
18 | 0 | 2 | 6 |
| 6 | 6 | 8 | 6 | 7 | 7 |
19 | 3 |
| 7 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
|
20 | 2 | 6 | 6 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 |
21 | 7 | 8 | 4 | 3 | 6 | 7 | 5 | 2 | 7 | 7 |
22 | 3 | 2 | 8 | 4 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 8 |
23 | 1 | 1 | 5 | 3 | 5 | 5 | 7 | 6 | 4 | 4 |
24 | 1 | 1 | 6 | 2 | 1 | 1 | 4 | 8 | 5 | 7 |
25 |
| 7 |
| 1 |
| 2 |
| 0 |
| 3 |
3 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 5 |
| 7 |
Приложение 4.
№ | профессия | самооценка |
1 | психолог | повышена |
2 | врач-терапевт | понижена |
3 | воспитатель детском саду | повышена |
4 | врач-терапевт | повышена |
5 | фотокорреспондент | повышена |
6 | парикмахер | повышена |
7 | пожарник-спасатель | понижена |
8 | врач-терапевт | нормальный |
9 | офицер армии(десант) | нормальный |
10 |
|
|
11 | комерсант-экономист | повышена |
12 | дизайнер, пограммист | повышена |
13 | спортсмен-профессионал(командный спорт) | нормальный |
14 |
|
|
15 | чиновник, инспектор ГИБДД | нормальный |
16 | водитель-дальнобойщик | нормальный |
17 |
|
|
18 | юрист, адвокат | повышена |
19 |
|
|
20 | таксист, водитель-дальнобойщик | нормальный |
21 | врач-хирург | нормальный |
22 | переводчик | повышена |
23 | дизайнер | повышена |
24 | психолог, психотерапевт | нормальный |
25 | шахтер,машинаст поезда | нормальный |
Сказка "Колосок"
Если хочется пить...
Рисуем "Осенний дождь"
Самый главный и трудный вопрос
Фокус-покус! Раз, два,три!