Исследовательская работа в рамках научног общества, раскрывающая сущность становления личности, через игрушки, на примерах воспитания русских царей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
(143000, Московская область, Одинцовский район, п. Барвиха)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Как игрушки царей воспитывали»
Выполнил:
Ахмедов Анатолий Робертович, 3 класс
Московская область,
г. Одинцово,
ул.Сосновая д.26. кв.12
Руководитель:
Ахмедова Марина Алексеевна,
учитель начальных классов.
ОДИНЦОВО
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Титульный лист………………………………… 1стр.
2. Оглавление……………………………………... 2стр.
3. Цель и задачи…………………………………... 3стр.
4. Введение………………………………………… 4стр.
5. Основная часть………………………………… 4-7стр.
6. Заключение…………………………………….. 8стр.
7. Вывод…………………………………………… 8стр.
8. Библиографический список………...……….. 9стр.
ЦЕЛЬ:
-Изучить влияние игрушек на становление правления русских царей.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомиться с игрушками и интересами русских императоров.
2.Понять, как игрушки повлияли на характер при управлении страной.
3. Соотнести и проанализировать влияние игрушек на характер становление современных детей.
КАК ИГРУШКИ ЦАРЕЙ ВОСПИТЫВАЛИ
«Скажи мне — чем ты играешь, и я скажу тебе — кто ты» — так можно было бы переиначить известную поговорку. В самом деле, если проследить судьбы русских императоров и сопоставить их с тем, во что они играли в детстве, получается удивительная картина.
(слайд 2 )
У самого знаменитого из русских царей-императоров, Петра Первого, было столько игрушек, что можно позавидовать. На свой первый день рождения крошка-царевич получил замечательного коня на колесиках.
(слайд 3)
Он был вырезан из липы и обтянут настоящей жеребячьей шкурой. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами.
(слайд 4)
На два года Петру Великому (тогда для мамы — Петеньке) подарили качели на веревках
(слайд 5)
и маленькую, но настоящую карету, в которую запрягали пони.
(слайд 6)
Но больше всего мальчик любил военные игрушки.
Времена были трудные, Россия постоянно с кем-нибудь воевала, поэтому царевича с малых лет приучали к ратному делу. Игрушечное оружие для маленького воина заказывали в неимоверных количествах.
Конечно, он забавлялся им не в одиночестве. В играх Петра участвовало множество его друзей — дворянских сыновей. Он вооружал их пищалями, пистолями, луками. На специальной площадке выставляли рогатки и пушки, стреляющие деревянными ядрами...
И разыгрывались бои. Оружие, хотя и было игрушечным, но настолько точно имитировало настоящее, что эти игры были не безопасны.
(слайд 7)
Поэтому среди играющих детей всегда находились карлики — одинаково с ними одетые и одного роста. Похожие на детей лилипуты не мешали игре. А, будучи все-таки взрослыми и разумными, обеспечивали ее безопасность.
(слайд 8)
Еще мальчиком Петр устроил в селе Преображенском под Москвой особый полк, к которому позже прибавил еще один — в селе Семеновском. Со временем эти «потешные», игрушечные полки превратились в первые и главные полки русской гвардии. Когда Петру было 17 лет, против него вспыхнул мятеж. С помощью своих полков он сумел покорить восставших стрельцов.
Став взрослыми, Петр Первый и его друзья детства одержали немало крупных военных побед.
(слайд 9)
Кстати, славный Российский флот начался с ботика, которым будущий император также забавлялся в детстве.
(слайд 10)
А вот мальчику Карлу-Петру-Ульриху, будущему русскому императору Петру Третьему, очень не повезло. Его отец — герцог Голштинский — воспитывал его в чрезмерной строгости. Игрушек у него не было, а были наказания и военная муштра. Только в 14 лет, когда к власти пришла его тетка Елизавета Петровна, он получил первые игрушки.
(слайд 11)
Ими стали многочисленные оловянные солдатики и механические забавы. Одна из них, например, изображала праздник в швейцарской деревне: звучала музыка, на террасе домика появлялись танцующие пары, раскрывались окна и из них выглядывали любопытные лица, люди выходили на крылечки, а в ветвях деревьев резвились маленькие птички.
Дорвавшись наконец до таких замечательных игрушек, подросток, которого до сих пор воспитывали как взрослого, решил остаться ребенком навсегда. С этого времени он только и делал, что играл, и ничем больше не интересовался.
(слайд 12)
Даже женившись, он продолжал играть в куклы — их выписывали для него из стран Европы, Китая и Индии. Все это кончилось дворцовым переворотом: заигравшегося царя свергли, а императрицей стала его жена Екатерина (Екатерина Вторая).
(слайд 13)
Детство императора Александра Первого тоже не было счастливым. Его царственная бабушка, Екатерина Вторая, по-своему любила внука и заботилась о нем. Но вряд ли это оказалось ему на пользу.
(слайд 14-15)
Да, игрушек у него было достаточно. Среди механических кукол, например, была модница, которая смотрелась в зеркало и расчесывала волосы. Солдатики сами маршировали по столу, а заводной барабанщик при этом отбивал марш. Еще у него были «говорящие» книги: потянешь за веревочку — заблеет коза, замычит корова, захрюкает свинка. А стульчики были с сюрпризами, сядешь — и музыка заиграет.
Но за играми юного Александра строго надзирали. Если он, например, клал барабанщика на спину, чтобы посмотреть, как тот барабанит лежа, то игрушку отбирали у мальчика навсегда. Играть ему разрешали только одной игрушкой, а если он брал другую, первую тут же уносили. Понятно, что при этих условиях он быстро разлюбил игрушки. Потом он стал императором и А.С. Пушкин писал про него:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда...
То есть не получилось из маленького Александра ни хорошего человека, ни хорошего императора.
(слайд 16)
У будущего императора Александра Третьего игрушек было много, и при этом они заметно отличались от забав его предшественников. Во-первых, они были простыми. Во-вторых — мирными. В-третьих — русскими. Было, конечно, оружие, барабаны и солдатики.
(слайд 17)
Но жили в его детской комнате также и народный любимец Петрушка, добродушный медведь, веселый, сказочный Иван-дурак. Первым из предыдущих российских императоров этот Александр воспитывался не в немецком духе, как это было принято в императорских семьях, а в русском.
Совершенно не исключено, что мирные и веселые «друзья детства» оказали влияние на будущего государя. Известно, что Александр Третий царствовал 14 лет. Он не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами. Годы его правления были для России довольно мирными, в стране развивались промышленность и сельское хозяйство.
(слайд 18)
В детской комнате последнего русского царя Николая Второго чего только не было: целые полки оловянных солдатиков, гривастые лошади, верблюды, ружья, трубы и барабаны. И даже — гора песку.
(слайд 19)
Но главное место в ней занимала железная дорога. Она в точности копировала настоящую: с рельсами, станционными будками и тремя, классами вагонов. Когда маленький Николай заводил ее ключиком, все приходило в движение. Мальчик мог подолгу забавляться любимой игрушкой.
Возможно, что это просто совпадение, но в 24 года Николай Второй стал председателем комитета Сибирской железной дороги. Строительство железных дорог в России стало одним из немногих хороших дел последнего русского императора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- Проанализировав моменты правления всех императоров, можно отметить, игрушки Петра I, Павла I, Николая I имеют четкое обозначение их владельца, то, говоря об атрибуции игрушек последних русских императоров, музейные хранители предпочитают обтекаемую формулировку: "Эти игрушки принадлежат царской семье".
Петр I, каким бы Великим не провозглашали его, всю жизнь правил точно так же, как играл. Вспомним хотя бы торжества, устроенные в Санкт-Петербурге в честь игрушки русского императора - его ботика, "дедушки русского флота..."
Или правление Петра III, которое все походило на сцену, разыгрываемую в "механической картине..."
А уже при Николае I игрушки начинают занимать свое, положенное игрушкам место, и играть, сидя на престоле, никому больше не приходит в голову.
И все-таки, и среди последних русских императоров есть такие, владельца которых определяешь сразу...
Это игрушки, которыми никто не играл...
Это игрушки цесаревича Алексея Николаевича...
Соответственно, игрушки играют очень значимую роль в жизни человека. Ведь именно они нас направляют, воспитывают наши интересы в выборе будущей профессии. Они закладывают в нас свое духовное и нравственное воспитание, вырабатывают в нас характер, волю. И нам и нашим родителям надо относиться к выбору игруше с более внимательным отношениям.
ВЫВОД.
-В ходе исследования я понял:
-Какими бы Великими не провозглашали русских императоров, всю жизнь они правили точно так же, как и играли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
4.«Детство и юность российских императоров»
5.Боханов А. Н. Николай II / А.Н. Боханов. — М.:Вече, (Императорская Россия в лицах).
http://www.livemaster.ru/topic/76071-kakimi-igrushkami-igrali-deti-tsarya
Боханов А. Н. Николай II / А.Н. Боханов. — М.:Вече, 2008. — 528 с.: ил. — (Императорская Россия в лицах). ISBN 978-5-9533-2541-7, стр. 16
Слайд 1
КАК игрушки царей воспитывали Выполнил ученик 3-а класса Ахмедов Анатолий Руководитель: Ахмедова Марина АлексеевнаСлайд 2
ЦЕЛЬ: Изучить влияние игрушек на становление правления русских царей ЗАДАЧИ: 1.Познакомиться с игрушками и интересами русских императоров. 2.Понять, как игрушки повлияли на характер при управлении страной. 3. Соотнести и проанализировать влияние игрушек на характер становление современных детей.
Слайд 3
ПЁТР ПЕРВЫЙ
Слайд 4
На свой первый день рождения крошка-царевич получил замечательного коня на колесиках.
Слайд 5
На два года Петру Великому подарили качели на веревках
Слайд 6
и маленькую, но настоящую карету, в которую запрягали пони.
Слайд 7
Но больше всего мальчик любил военные игрушки.
Слайд 8
среди играющих детей всегда находились карлики — одинаково с ними одетые и одного роста. Похожие на детей лилипуты не мешали игре. А, будучи все-таки взрослыми и разумными, обеспечивали ее безопасность.
Слайд 9
ПОТЕШНЫЕ ИГРЫ
Слайд 10
Российский флот начинался с ботика
Слайд 11
Карл-Петр-Ульрих, в будущем русский император Петр iii
Слайд 12
многочисленные оловянные солдатики и механические забавы.
Слайд 13
Даже женившись, он продолжал играть в куклы — их выписывали для него из стран Европы, Китая и Индии.
Слайд 14
император Александр I
Слайд 15
Игрушек у императора было достаточно…
Слайд 17
У будущего императора Александра iii игрушек было много, и при этом они заметно отличались от забав его предшественников
Слайд 18
Во-первых, они были простыми. Во-вторых — мирными. В-третьих — русскими.
Слайд 19
В детской комнате последнего русского царя Николая ii чего только не было …
Слайд 20
Но главное место в ней занимала железная дорога. Она в точности копировала настоящую: с рельсами, станционными будками и тремя, классами вагонов.
Слайд 21
ВЫВОД: какими бы Великими не провозглашали русских императоров, всю жизнь они правили точно так же , как и играли.
Слайд 22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Н. Гумилёв. Жираф
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Разлука
Три коробки с орехами
Рисуем "Осенний дождь"