Влияют ли компьютерные игры на успеваемость учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
kryuchkova_nadezhda_vasilevna.doc | 320 КБ |
Крючкова Надежда Васильевна
учитель математики, учитель информатики
ТОГБОУ «Жердевская общеобразовательная
школа-интернат среднего (полного) общего образования»
класс 8
Тема исследовательской работы: «Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников»
Литература……………………………..…………………………………………15
Приложение…………………….………………………………………………...16
Компьютерные игры. С недавних пор это словосочетание прочно вошло в нашу жизнь. Каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.
Первой компьютерной игрой считается "Теннис для двоих", которую придумал в 1958 г. американский ученый Вильям Хайджинботэм. Сегодня существует несколько направлений, в которых развиваются компьютерные игры (игровые автоматы, телевизионные приставки и компьютерные игры).
В настоящее время компьютерные игры как средство воздействия на массовое сознание еще не достаточно хорошо изучены. Во-первых, компьютерная игра сама по себе может вызывать болезненную зависимость. Во-вторых, в зависимости от заложенной в ней идеи она может оказывать разрушающее воздействие на психику и воспитание человека. Кроме того, компьютерные игры могут быть использованы как мощная реклама.
Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них. Меня тоже не миновало увлечение компьютерными играми. Играю я много и с увлечением. Я согласна с тем, что компьютер может оказывать вредное воздействие на человека. Но как связаны компьютерные игры и учёба в школе?
Актуальность
Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов, общение через сайты, хранение информации, развлечения в виде компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократили время на подготовку домашних заданий. Компьютерные игры представляют интерес так как они активно используются молодым поколением для проведения досуга. И их использование не всегда сопровождается должным контролем.
Я предположилf, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и которые предпочитают игры обучающего характера.
Предмет исследования
Влияние компьютерных игр на учебную деятельность однокурсников.
Методы исследования
Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих предметов.
Для человека со здоровой психикой компьютер – инструмент для учебы и работы. С другой стороны, простое увлечение компьютером у некоторых людей может перерасти в зависимость.
В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи.
Мир компьютерных игр широк и разнообразен.
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые.
Классификация компьютерных игр | ||||||
Ролевые игры | Не ролевые игры | |||||
Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя | Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя | Руководительские игры | Аркадные игры | Головоломки | Игры на быстроту реакции | Традиционные азартные игры |
Краткая характеристика компьютерных игр
Ролевые компьютерные игры
Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа:
1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры, человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими.
2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне внешние проявления более умеренны. Однако неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.
3. Руководительские игры. Играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и своя роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
Не ролевые компьютерные игры
Играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и набирания очков. Выделяется несколько подтипов:
1. Аркадные игры. Сюжет игры, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему — быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.
2. Головоломки. Это варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.
3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
4. Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов - одним словом, компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны.
Положительные и отрицательные стороны влияния
компьютерных игр на школьников
Таблица 1
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Чудная графика, качественная анимация | Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни |
Возможность обучения, познания мира во время игры | Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия |
Новая информация | Уход от среды, сокращение круга социальных контактов |
Удовольствие, развлечение, новые эмоции | Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы |
Адаптация ребенка к миру, который его окружает | Возникновение ссор, конфликтов |
Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений) | Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна |
Формируются умения чем- то управлять, пользоваться компьютером | Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей |
Самореализация, стремление быть лидером и побеждать | Развитие чувства мнимого превосходства над окружающими |
Повод для общения с друзьями и новых знакомств | Психические расстройства |
В ходе проведения исследования о влиянии компьютерных игр на одноклассников я познакомилась с классификацией компьютерных игр и их влиянием на детей среднего школьного звена. Узнала, как относятся к проблеме специалисты, профессионально связанные с компьютерами и медицинские работники. Выяснила, в какие игры предпочитают играть школьники. Изучила по классным журналам успеваемость и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют. Разработала памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.
Всем взрослым был задан один и тот же вопрос. «Как влияют компьютерные игры на успеваемость учащихся?»
К компьютерным играм отношусь нормально, они развивают. В «стрелялках» тоже есть плюс: играющий умеет ориентироваться, абстрактно мыслить, развивается память. А вообще такие игры нужны, чтобы «убить время». На мой взгляд, лучше играть в стратегии, так как они развивают логику. Но если всё время проводить за играми, то это отрицательно скажется на успеваемости студентов по всем предметам».
В анкетировании принимали участие 21 человек. Анкета (не анонимная) состояла из 13 вопросов, на каждый из которых нужно было выбрать один ответ. Результаты анкетирования удобно анализировать по следующей таблице:
Таблица 2
1 | Есть ли у Вас дома компьютер? | |
Да | 21 (100%) | |
Нет | 0 (0%) | |
2 | Любите ли Вы играть в компьютерные игры? | |
Да | 19 | |
Нет | 2 | |
3 | Посещаете ли Вы игровые клубы? | |
Да | 13 | |
Нет | 8 | |
4 | Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры? | |
Меньше года тому назад | 3 | |
От одного года до трех лет | 2 | |
Более трех лет тому назад | 16 | |
5 | Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм (для тех, у кого есть компьютер)? | |
Менее часа | 6 | |
От одного до двух часов | 8 | |
Более двух часов | 7 | |
6 | Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы? | |
Да | 7 | |
Нет | 11 | |
Не знаю | 3 | |
7 | Для Вас компьютерные игры это: | |
Развлечение | 10 | |
Отдых | 10 | |
Смысл жизни | 1 | |
8 | В какие игры Вы предпочитаете играть? | |
3D Action | 3 | |
Стратегии | 4 | |
Квесты | 1 | |
Симуляторы | 3 | |
Аркадные игры | 8 | |
Обучающие | 2 | |
9 | Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека? | |
3D Action | 7 | |
Стратегии | 3 | |
Квесты | 1 | |
Симуляторы | 3 | |
Аркадные игры | 3 | |
Обучающие | 3 | |
Другие | 1 | |
10 | Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока? | |
Положительно | 9 | |
Отрицательно | 9 | |
Не знаю | 3 | |
11 | Может ли компьютер заменить друга? | |
Да | 2 | |
Нет | 19 | |
Не знаю | 0 | |
12 | Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу? | |
Положительно | 2 | |
Отрицательно | 12 | |
Не знаю | 7 | |
13 | Ваш пол: | |
Мужской | ||
Женский |
Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами (приложение 2).
Условно поделив участников анкетирования по результатам успеваемости за три четверти 2011-2012 учебного года и проанализировать время провождения за компьютером и предпочитаемые игры в этих группах, получила следующие результаты (таблица 2):
№ п/п | Название игры | Всего | Учатся на «3» и «4» | Учатся на «4» и «5» |
21 | 9 | 12 | ||
1 | 3D Action | 3 | 1 | 2 |
2 | Стратегии | 4 | 1 | 3 |
3 | Квесты | 1 | 1 | 0 |
4 | Симуляторы | 3 | 2 | 1 |
5 | Аркадные игры | 8 | 3 | 5 |
6 | Обучающие | 2 | 1 | 1 |
Затем я сравнила итоги успеваемости учащихся, участвовавших в анкетировании, за 2011-2012 год: у 14 (67%) учеников результаты стабильны; у 5 (24%) учеников наблюдается снижение качества успеваемости; 2 (10%) ученика стали учиться лучше (таблица 3, диаграмма 13 в приложении 2). Таблица 3
№ п/п | Результаты | Количество учеников |
1 | Стабильные | 14 |
2 | Снижение успеваемости | 2 |
3 | Повышение успеваемости | 5 |
Я ещё раз просмотрела анкетыучащихся, у которых изменились результаты успеваемости; проанализировала время, проводимое за компьютером; сопоставила типы предпочитаемых игр каждого. И вот что получилось: из 5 человек (снижение успеваемости) четверо проводят за играми более 2 часов, играют в разные игры. У 2 человек (повышение успеваемости) и время, и игры отличаются.
Из вышеуказанного следует, что:
Заключение
В результате исследования я достигла всех поставленных целей и узнала много интересного. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером. Ребята, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.
Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, моя гипотеза о том, что хорошо успевают по всем предметам те ученики, которые мало проводят времени за компьютером и, которые предпочитают игры обучающего характера, подтвердилась частично. На самом деле типы игр и результаты учебной деятельности никак не связаны друг с другом. А вот при чрезмерном увлечении ими компьютерные игры вредят учёбе.
Проделав эту работу, я пересмотрела своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые ребята играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ученика простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребят: они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. В результате наступает умственное переутомление, это служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности.
Практические предложения
Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:
Область использования результатов
Результаты данной исследовательской работы можно использовать
Новизна исследования
О влиянии компьютерных игр на здоровье (психическое и физическое) в настоящее время написано достаточно много, а вопрос о связи компьютерных игр и успеваемостью школьников среднего звена изучен в малой степени.
Литература
Ресурсы сети Интернет
Приложение
Приложение I
Анкета «Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу»
1. Есть ли у Вас дома компьютер?
a) Да;
b) Нет.
2. Любите ли Вы играть в компьютерные игры?
a) Да;
b) Нет.
3. Посещаете ли Вы игровые клубы?
a) Да;
b) Нет.
4. Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры?
a) Меньше года тому назад;
b) От одного года до трех лет;
c) Более трех лет тому назад.
5. Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм (для тех, у кого есть компьютер)?
a) Менее часа;
b) От одного до двух часов;
c) Более двух часов.
6. Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?
a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю.
7. Для Вас компьютерные игры это:
a) Развлечение;
b) Отдых;
c) Смысл жизни.
8. В какие игры Вы предпочитаете играть?
a) 3D Action;
b) Стратегии;
c) Квесты;
d) Симуляторы;
e) Аркадные игры;
f) Обучающие.
9. Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?
a) 3D Action;
b) Стратегии;
c) Квесты;
d) Симуляторы;
e) Аркадные игры;
f) Свой вариант _____________.
10. Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока?
a) Положительно;
b) Отрицательно;
c) Не знаю.
11. Может ли компьютер заменить друга?
a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю.
12. Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?
a) Положительно;
b) Отрицательно;
c) Не знаю.
13. Ваш пол:
a) Мужской;
b) Женский.
Приложение II
Диаграммы к таблице № 2
Диаграмма 1 «Есть ли у Вас дома компьютер?»
Диаграмма 2 «Любите ли Вы играть в компьютерные игры?»
Диаграмма 3 «Посещаете ли Вы игровые клубы?»
Диаграмма 4 «Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры?»
Диаграмма 5 «Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм?»
Диаграмма 6 «Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?»
Диаграмма 7 «Для Вас компьютерные игры это: »
Диаграмма 8 «В какие игры Вы предпочитаете играть?»
Диаграмма 9 «Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?"
Диаграмма 10 «Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока?»
Диаграмма 11 «Может ли компьютер заменить друга?»
Диаграмма 12 «Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?»
Диаграмма 13 «Анализ успеваемости учеников»
Приложение III
Памятка для родителей
Запрещать играть в компьютерные игры не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ученика - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Во что нельзя играть?
Нельзя разрешать играть в те игры, которые:
Как заботится компьютер о здоровье человека
Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомление. Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека.
Программа Eyes Guard и Computer and Vision
Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Работа программы (блокировка и разблокировка) не несет никаких отрицательных последствий для компьютера, операционной системы и всех установленных на нем приложений.
Программа Break Tame и Safe-Computer
Возможности программы позволяют вести постоянное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши. На основании этого формируется вывод утомляемости пользователя.
Программа Eyes Keeper
Программа относится к программам-тренажерам для глаз, которые решают задачу снятия зрительного напряжения путем выполнения специальных упражнений и включает в себя комплекс из восьми упражнений для глаз. Характерной особенностью программы является то, что порядок выполнения каждого упражнения демонстрируется наглядно, с помощью анимированного изображения.
Успокаивающие заставки
Успокаивающие заставки рекомендуется использовать в конце занятия, перед тем как выключить компьютер. Непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему.
Заставка Aqua Real
Существует несколько экранных заставок, имитирующих движение рыбок в аквариуме. Можно выбрать не только какие рыбки будут плавать в вашем аквариуме монитора, но и сколько рыбок (не более 15 штук).
Заставка Водопад
Эта заставка представляет собой изображение лесного водопада. Она действительно относится к самым красивым заставкам. Процесс демонстрации заставки сопровождается приятной расслабляющей музыкой.
Заставка Winter Fantasy
Заставка - «зимняя фантазия». После запуска заставки на экране отобразится постоянно изменяющийся зимний пейзаж, сопровождающийся приятной расслабляющей музыкой.
Программа «Говорилка»
Чтобы не навредить здоровью своих глаз, самое верное - это совсем не подходить к экрану монитора. Программа «Говорилка» специально предназначена для звукового воспроизведения документов на русском, английском, немецком, украинском и белорусском языках. Можно индивидуально выбрать подходящий вариант голоса: женский английский, мужской английский, женский русский или мужской русский.
Программа Talking Key
Программу можно охарактеризовать как - Говорящие клавиши.При использовании программы следует учитывать, что нажатие каждой клавиши озвучивается отдельно.
Программа «Говорушка»
Программа «Говорушка», которая может прочесть необходимые документы, предоставив отдых вашим глазам.
Программы голосового управления компьютером («Горыныч», «Диктант», «Диктограф»)
Суть этих программ, предназначенных для голосового управления компьютером, заключается в том, что для выполнения определенных действий достаточно отдать компьютеру команду голосом, а не с помощью мыши или клавиатур.
Снегири и коты
Весёлая кукушка
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Проказы старухи-зимы
Сказка об осеннем ветре