Данная работа исследует историю возникновения и развития школьного образования в селе Турово. Материал излагается в хронологической последовательности. Он разбит на три временных периода: конец 19 века, советская модернизация и Великая Отечественная война, вторая половина 20 века. Краеведческие данные предваряются историческим обзором вопросов школьного образования в России в указанные временные периоды.
Актуальность выбранной темы обусловлена происходящими в современной сельской школе преобразованиями. Данное исследование позволяет сравнить сельские школы прошлого и современности, особенности государственного подхода к решению проблемы сельского школьного образования в разные исторические периоды.
Вложение | Размер |
---|---|
История школы в селе Турово Серпуховского района Московской области. | 79 КБ |
Ученическое исследование
Тема: «История школы в селе Турово».
МОУ Туровская ООШ
Автор:
Соломонова Наталья
9 класс
Руководитель:
Щербинкина Наталья Анатольевна,
Учитель истории МОУ Туровская ООШ
2010-2011 уч. г.
Аннотация.
Данная работа исследует историю возникновения и развития школьного образования в селе Турово. Материал излагается в хронологической последовательности. Он разбит на три временных периода: конец 19 века, советская модернизация и Великая Отечественная война, вторая половина 20 века. Краеведческие данные предваряются историческим обзором вопросов школьного образования в России в указанные временные периоды.
Актуальность выбранной темы обусловлена происходящими в современной сельской школе преобразованиями. Данное исследование позволяет сравнить сельские школы прошлого и современности, особенности государственного подхода к решению проблемы сельского школьного образования в разные исторические периоды. Исследовательская работа приурочена к 30-летнему юбилею Туровской школы и может использоваться не только как краеведческий иллюстративный материал на уроках истории, но и как презентация на внутришкольных торжественных мероприятиях.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………….… 4
Часть 1. Рождение Туровской школы…………………………………….…..6
Часть 2. Туровская школа в годы советской модернизации и Отечественной войны……………………………………………………………………………8
Часть 3. Школа во второй половине 20 века…………………………………10
Заключение …………………………………………………………………....12
Список литературы……………………………………………………………13
Введение.
«…Нужно быть слишком фанатически преданным святой идее народного просвещения, нужно обладать громадной стойкостью характера, чрезвычайно крепкой физической организацией, чтобы не повернуть с полпути, не бежать вон из деревни и школы, а довести дело до конца».
(Из газеты «Ведомости»,19 век) (№ 2, с 298)
Сегодня в России всё чаще закрываются маленькие сельские школы, они не рентабельны, детей в сёлах всё меньше, содержать полноценное школьное здание, оборудование, учительский состав для маленьких школ не выгодно. Но не все понимают, что школа для села – это не только место, где можно получать образование. Сельская школа – это центр культурной жизни на селе, место, где сохраняются и развиваются местные традиций и ценности. Сельская школа может развивать само село, может действовать как культурно-образовательный центр. Сюда тянутся не только дети, но и молодёжь, сюда на сельские торжества приходят пожилые люди, здесь чтят и помнят ветеранов, оказывают им посильную помощь.
Нашим исследованием мы хотим показать, какую роль в селе играла и продолжает играть школа, как развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции. Мы хотим собрать сведения о попечителях школы, педагогах и учениках прошлых лет.
Цель исследования:
Проследить поэтапное развитие школьного образования в селе Турово, выяснить роль школы в жизни села.
Задачи:
Гипотеза:
На протяжении многих десятилетий сельская школа оставалась культурным центром русской деревни. Многие люди вкладывали силы, душу, жизнь на поддержание жизни сельской школы. В условиях современной России такая школа остаётся важнейшим связующим элементом всей общественной жизни села. Если исчезнет школа, можно стирать с карты и село.
Методика исследования.
Работая над исследованием мы обратились за помощью в Туровский школьный краеведческий музей, в котором были собраны и бережно сохраняются материалы по истории села Турово: сведения старожил села, фотографии.
В ходе исследования мы брали интервью о школе и школьных традициях у выпускников различных лет. Своими воспоминаниями о школе с нами поделились старожилы села Турово Гончаров Виктор Афанасиевич, (1930 года рождения), Адарчева Нина Алексеевна, (1937 года рождения), жительница села Игумново Алексеева Клавдия Фёдоровна, (1922 года рождения). Многие односельчане предоставили в наше распоряжение старинные школьные фотографии из семейных альбомов.
Чтобы проследить историю школы на фоне исторических событий в России мы воспользовались «Краткой исторической энциклопедией», материал о развитии образования в России был взят из «Истории русской культуры 9-20 вв» В. С. Шульгин, Л. В. Кошман и др. – М., 2002. Использовались ресурсы Интернет, Википедия.
Часть 1. Рождение Туровской школы.
Школы в сельской местности всегда в истории России были на попечении помещиков, которые несли ответственность за жизнь своих крепостных. Ведь большая часть крестьян на протяжении многих веков оставались владельческими. Некоторые просвещённые помещики или их жёны брали на себя хлопоты об открытии и содержании сельских школ, больниц, приютов для сирот. Делать это никто их не заставлял. Поэтому, конечно, далеко не всем владельческим крестьянам везло в этом отношении. Но количество таких сельских школ было столь незначительно, что население оставалось почти поголовно неграмотным. Наиболее распространены были так называемые школы грамоты и церковноприходские школы, где срок обучения длился 1-2 года. Учительствовали в них священники, но чаще — дьячки местной церкви. Ни учебников, ни специальных помещений для занятий не было.
После отмены крепостного права помещики сняли с себя попечение о благоустройстве жизни на селе. Но по реформе 1861 года всеми делами сельского благоустройства должны были заниматься земства. Среди выборных гласных, особенно в губернских земствах, встречались люди просвещенные, либерально настроенные, стремящиеся помочь крестьянину, и прежде всего, научить его читать, писать, считать, поскольку само развитие сельского хозяйства требовало грамотного работника. «Образование масс составляет существеннейшую потребность всего государства и всего общества, которые потому и обязаны о нем заботиться, и чем более образованнее и развитее массы, тем выгоднее для права собственности и общественного порядка, на которых зиждется государственная жизнь... Мало ли Россия уже пострадала от невежества масс?» — писал один из деятелей просвещения того времени. А в одном из решений земских съездов прямо говорилось, что «успех сельского хозяйства зависит от степени просвещения народа», а потому «необходимо скорейшее осуществление общедоступности начального образования». (№ 2, стр. 262).
Существовали земства на получаемые от населения земские сборы. На эти средства они должны были устраивать местное хозяйство, медицинское и ветеринарное обслуживание, просвещение. Жалованье учителя было так невелико, что позволяло только кое-как сводить концы с концами, питаясь овощами и солониной. Весь штат земской школы составляли один учитель и сторож. Вторым преподавателем был местный священник, учивший детей «закону божьему», но он был лицом привилегированным и к быту школы никакого отношения не имел. (№1 стр. 215). Некоторые помещики, наблюдая такое отношение земств к просвещению масс, продолжали помогать сельским школам.
История школы в селе Турово иллюстрирует такой пример заботы о просвещении крестьян со стороны местных помещиков. Можно сказать, что туровским крестьянским детям повезло родиться в селе, которое принадлежало просвещённым дворянским семействам. Они заботились не только о выкачивании средств из своих сёл, но и благоустраивали жизнь в деревне.
До конца 18 века туровские крестьяне оставались государственными, то есть лично никому не принадлежали. В конце 18 века часть села было передано во владение гвардии капитану А. Д Арцебашеву. Его сын, будущий декабрист Дмитрий Арцебашев провёл здесь своё детство. В Турово сохранилась усадьба Арцебашевых и остатки прекрасного старинного парка с липовыми аллеями. (Приложение №3).
Другая часть села Турово была передана помещикам Писаревым. Здесь также располагалась их усадьба. Старинный дворянский род Писаревых происходил от литовского выходца Семёна Писаря, пожалованного поместьем в Коломенском уезде в 1441 году. В этом роду были дипломаты, воеводы и писатели. После отмены крепостного права Писаревы, выделили для выкупа крестьянам земельные наделы, но продолжали оставаться крупными землевладельцами. (Приложение №3).
Особую заботу Писаревы проявляли о земской школе, попечителем которой являлся генерал-майор Николай Александрович Писарев, а позже помещица О. С. Писарева. При содействии этой дворянской семьи в 1868 году было построено здание для земской школы. Это была бревенчатая изба, которая сегодня не сохранилась, (сгорела в 1970 году), Сначала она была церковно-приходской. За год в ней обучалось около 60 детей. В школе было 3 класса. Детей обучали письму, чтению, счёту и закону Божьему. Сохранились имена первых учителей этой школы. Это священник П. И. Некрасов, учитель Н. Ф. Соколов. (Приложение №3).
Детей в Турово было много и одного здания явно не хватало. Поэтому в 1906 году при непосредственном участии семьи Писаревых открывается Туровская школа рукоделия. Она имела кирпичное двухэтажное здание, и было в ней 5 классов. Обучали в ней не только основам грамоты, но и шитью. Девочки из этой школы шили облачения для священников. Школа была на особом попечении священников туровской церкви Рождества Богородицы. Просуществовала эта школа до 1917 года. (Приложение № 3).
В последние десятилетия 19 века в Турово было построено ещё одно школьное здание. Оно строилось на совместные средства Арцебашева и Писарева. Это было деревянное здание, которое стояло между домами помещиков Арцебашевых и Писаревых. В 1917 году его закрыли, и коммунары организовали там контору своего подсобного хозяйства. В 1948 году это здание сгорело, остался только фундамент.
На месте усадьбы Арцебашевых в 1917 году коммунары организовали детский сад, который действовал до 1969 года.
Часть 2. Туровская школа в годы советской модернизации и Великой Отечественной войны.
Революционные вихри, пронесшиеся над Россией в 20 веке, смели всю старую отлаженную систему народного просвещения. В 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет о ликвидации неграмотности. Обучение грамоте стало обязательным для всех неграмотных взрослых граждан. Были изданы новые буквари и пособия, созданы школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане в порядке трудовой повинности обучали неграмотных. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. «За годы Гражданской войны было обучено грамоте 7 млн чел. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России 319 были грамотными», (№ 1, с. 339)
Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились вместе.
В 1923 г. было образовано общество "Долой неграмотность!", увеличена численность школ. В этом же году в сельских местностях были созданы школы крестьянской молодёжи, позже их стали называть школами колхозной молодёжи ШКМ (срок обучения 3 года). С 1928 открывались также вечерние ШКМ, а с 1930 ШКМ с ускоренным сроком обучения. Производственное обучение в школе было подчинено задачам социалистических преобразований в деревне, проводилось в учебных хозяйствах, совхозах, кооперативах, колхозах и МТС. ШКМ содействовала созданию колхозного актива в деревне, поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой сельскохозяйственной техникой. (№ 3 Википедия, статья «ШКМ»).
Также существовал ещё один тип сельской общеобразовательной школы, в которой было в 5 — 7-х классов.
« К 1927 г. начальную школу в СССР посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, а к 1939 г. грамотными были свыше 90% мужчин и 72% женщин. Накануне войны удалось перейти к всеобщему начальному образованию, а в городах - к 7-летнему» (№2 ,с. 307).
В селе Турово в русле борьбы с неграмотностью в 1924 году была создана школа крестьянской молодёжи (ШКМ). В 1934 году она была преобразована в школу-семилетку, которая работала до 1961 года. Из беседы с ученицей такой школы Алексеевой Клавдии Фёдоровной, (1922 года рождения) мы узнали, что большую часть времени учащиеся проводили не в классах, а на полях и на распилке дров.
Важную роль в развитии образования на селе играла изба читальня. Она была создана на основе домашней библиотеки помещиков Писаревых, в их доме, который был экспроприирован революционным крестьянством. Первым библиотекарем была Мишакова Ирина Никифоровна. В книжном фонде имелось две тысячи книг, читателей было больше 200 человек, а с 1924 года избу читальню посещали уже 400 человек. Сегодня в Туровской библиотеке около 8000 книг. Библиотека является частью социокультурного комплекса, в который входит школа.
В годы Великой Отечественной войны школа продолжала работать. Хотя учебников и тетрадей не было. Как рассказал нам Гончаров Виктор Афанасиевич 1930 года рождения, ученики военных лет писали на страницах книг между строчками, сами заготовляли дрова, для школьных печей, много и часто работали в колхозе. Мальчики с 12-летнего возраста были направлены председателем колхоза на работу и к учёбе многие из них уже не вернулись. (Приложение № 1).
В бывшем доме священника жили учителя школы, там же был школьный огород, где ученики и учителя выращивали овощи для своих нужд. Здесь же находилась школьная конюшня. Председатели колхозов сёл Никифорово, Зиброво, Игумново и Енино брали на себя доставку детей в Туровскую школу. На лошадях детей доставляли на учёбу в Турово, где они жили в течении учебной недели в интернате. Он располагался рядом с больницей.
Война, разруха, голод не уничтожили сельскую школу. Наша односельчанка Адарчева Нина Алексеевна 1937 года рождения, которая пошла в первый класс в 1944 году, вспоминает свою первую школьную форму. Она состояла из перешитой одежды старших сестёр, вязанных мамой чулок и колош, в которых дети ходили по очереди. В школу дети отправлялись часто голодными. Среди её одноклассников случались голодные обмороки. Видя это, учителя на свои деньги покупали сахар, хлеб, заваривали чай из полевых трав и угощали этим нехитрым завтраком своих учеников. (Приложение № 2). Дети не только учились, но и помогали взрослым, вносили свой вклад в Великую Победу. Ученики школы работали на полях, помогали колхозу.
Старшеклассники, (учащиеся 7 класса), копали окопы в районе Шараповой Охоты. Кроме того, учащиеся Туровской школы помогали заготовлять лес для нужд ситценабивной и ватной фабрики в Борисово. Девочки рубили сучья, а мальчики ручной пилой пилили деревья.
Часть 3. Школа во второй половине 20 века.
В 60 - 70-е гг.20 века в СССР продолжалась быстрая урбанизация. В города из сельской местности переехали 35 млн. человек. В 1979 г. в городах проживало уже 62% населения страны. 60% населения составляли рабочие. Доля крестьянства сократилась до 15%. Но школы на селе никто не закрывал.
Уровень жизни в 60 - 80-х гг. заметно возрос. Значительная часть советских граждан получили отдельные квартиры, приобрели мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. На селе открываются новые школы, строят клубы, детские сады. Эти изменения не прошли мимо нашего села. Именно в этот период в Турово строятся новые многоквартирные дома, новая школа и детский сад.
В 1980 году Туровская школа переехала в новое здание и стала 11-летней, а старое здание было отремонтировано и передано совхозу «Туровский» под контору. Ученики старой школы с нетерпением ждали переезда. На последних этапах строительства нового здания они активно помогали убирать строительный мусор, огораживать территорию школы, принимать новое оборудование. (Приложение № 2). После переезда в новое здание в Туровской школе продолжали учиться дети из всех окрестных сёл: Турово, Никифорово, Игумново, Енино, Барыбино, Прилуки. В течении недели приезжие дети оставались в школе, в специально оборудованном новом интернате, где были спальные и игровые комнаты.
Выпускники разных лет с теплотой вспоминают своих педагогов, которые оказали значительное воздействие на их жизнь. Много сил на развитие школы отдали Боголепов Михаил Михайлович и его брат Николай Михайлович. Они преподавали физику, историю, географию и химию. Михаил Михайлович в 30-е годы был директором школы. (Приложение № 1).
Ромашкина Александра Кирилловна родилась в 1926 году в селе Грубово Серпуховского р. Во время войны училась в серпуховском педучилище, начала работать в Туровской школе в 1944 году учителем младших классов. Проработала в школе 42 года. Скончалась Александра Кирилловна в 2004 году, похоронена на Туровском кладбище. В сердцах своих учеников она оставила самую добрую память. К сожалению, рамки данного исследования не позволяют рассказать обо всех учителях школы, которые отдавали её свои сердца и силы.
Большое внимание в нашей школе всегда уделялось спортивному развитию детей. В 20-30 годы, когда спортивных залов ещё не было, физкультура проводилась под открытым небом. К спортивным играм привлекались не только ученики школы, но и сельская молодёжь. Туровская школа всегда славилась своими спортивными достижениями. Не забывали в школе и о подготовке будущих защитников Родины. Среди старшеклассников проходили учения по гражданской обороне, занятия по начальной воинской подготовке.
Спортивные и туристические традиции передавались от одного поколения выпускников к другому. После каждого выпускного вечера выпускники вместе с классным руководителем, отправлялись в туристический поход, иногда с ночёвками в палатках, с задушевными беседами у костра и песнями под гитару. В нашей школе сложилась традиция называть классного руководителя «классной мамой». Эта традиция сохраняется и поныне.
Сельская школа готовила будущих тружеников. Все ребята проходили производственную практику, овладевали элементарными трудовыми навыками. Все ученики школы работали на совхозных полях, помогали убирать урожай зерновых и овощей, которыми славился совхоз «Туровский». Мальчики учились обращаться с сельскохозяйственной техникой. У выпускников школы не было проблем с трудоустройством.
Школа всегда поддерживала тесную связь с ветеранами, старожилами села Турово и других окрестных сёл. Пожилые люди – это частые гости на всех школьных праздниках.
Сегодня Туровская школа остаётся культурным центром села. Под единым руководством администрации Туровской школы объединены детское дошкольное учреждение, сельский клуб и сельская библиотека. В школе уже не одно десятилетие действует краеведческий музей, который собирает и бережно хранит историю села. На базе Туровской школы уже много лет действует филиал Серпуховской школы искусств. Поддерживается тесная связь и с Воскресной школой Флоро-Лаврской церкви села Игумново. Все желающие учащиеся могут раз в неделю в стенах Туровской школы посещать занятия матушки Елены Кирпичёвой.
Заключение.
Мы рассмотрели историю зарождения и развития школьного образования в селе Турово через призму истории образования в России. Сельская школа прошла путь от организованной на общественных началах и необязательной структуры до государственного образовательного учреждения. В 19 веке в умах интеллигенции прочно утвердилась мысль, что крестьянские дети нуждаются в образовании, хотя государство не считало его обязательным. После революции и гражданской войны советское государство поставило задачу всеобщего обучения. Уровень грамотности сельских жителей начал неуклонно расти. Всеобщее обучение коснулось и нашего села. Здесь действовала школа крестьянской молодёжи, изба читальня, позже появилась библиотека.
Трудности военного периода не смогли сломить стремление сельских жителей к образованию. Хотя необходимость помогать колхозу заставила некоторых детей забросить обучение. Однако им была предоставлена возможность вернуться на школьную скамью после войны.
Во второй половине 20 века сельская школа модернизируется. В село приходит 10 и 11 классное обучение. Уровень культурной жизни села приближается к городскому.
Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить село Турово без школы. Наше исследование позволяет нам понять, что школа – это необходимый связующий элемент всей общественной жизни села. Она сохраняет систему общения людей различных поколений. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к историческому наследию. Поэтому так важно начинать воспитание юного гражданина с традиций дома, семьи, родной школы, села.
Сегодня наша маленькая школа остаётся родным домом для 60 учащихся. Большую часть дня они проводят здесь. Ни одни ребёнок не остаётся вне поля зрения и заботы школьных учителей. Дружной семьёй мы отмечаем все праздники и радостные события, вместе переживаем неурядицы и беды. Школа – это наш второй дом.
Список литературы.
1. Краткая историческая энциклопедия. – М., 2000-2001 Т. 1-2.
2. История русской культуры 9-20 вв./В. С. Шульгин, Л. В. Кошман и др. – М., 2002.
3. Интернет ресурсы..
Что есть на свете красота?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
За чашкой чая
По морям вокруг Земли
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?