Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 189.84 КБ |
XIII научно-практическая конференция школьников Новосибирского района
Секция психологии
Комфортность образовательной
среды школы№161
Шелепанова Татьяна
9 класс
МБОУ-ООШ №161
Новосибирского района
Новосибирской области
Руководитель:
Болотских Елена Аркадьевна,
педагог-психолог первой
квалификационной категории,
Контактный телефон 2976 - 446
Ст.Издревая
2011
Введение
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.
Принцип психологической комфортности провозглашается современной педагогикой одним из важнейших принципов образования.
Этот принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности, продвижения вперед.
Цель исследования: Выявить уровень комфортности образовательной среды.
Объект исследования: учащиеся 5 – 9 классов, общий объём выборки 99 человек
Предмет исследования – комфортность образовательной среды
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что уровень комфортности образовательной среды недостаточно высокий, его повышение напрямую зависит от активности всех субъектов образовательного процесса.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Мы предполагаем, если учителя и дети начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит, школа развивается.
В противном случае либо никакого развития не происходит, либо оно происходит за счет психологического здоровья участников образовательного процесса, что в конце концов сказывается на всем, в том числе и на образовательных результатах.
Глава 1.
Теоретические основы понятия «комфортность» и составляющие компоненты
1.1 Понятие «комфортности» в психологии.
Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу, грубость.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Не все обучающиеся являются успешными в учебной деятельности, не все умеют ставить и добиваться намеченных целей, но каждый ребенок желает видеть рядом с собой верных друзей; добрых, отзывчивых учителей; а учиться в самой лучшей школе, на самых увлекательных уроках.
В структуру психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении входит 4 компонента:
В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.
Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ
Компоненты психологической комфортности | Показатели психологической комфортности |
| Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе |
| 1)мотивация учебной деятельности; 2)мотивация достижения успехов (избегания неудач); 3)уровень притязаний; 4)отношение к учению; |
| 1)удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»; 2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» |
| 1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности); 2)уровень самооценки |
Глава 2.
Экспериментальное изучение комфортности образовательной среды
2.1 Описание выборки методов исследования
Для исследования можно использовать психодиагностические методики, мы взяли по одной методике для каждого компонента:
Компоненты | Показатели психологической комфортности | Психодиагностические методики |
1.Организа ционный | Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе | Методика диагностики удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса (сост.М.В.Лукьянова, Н.В.Калинина; адапт.Н.П.Бадьиной) |
2.Деятель ностный | 1)мотивация учебной деятельности; 2)мотивация достижения успехов (избегания неудач); 3)уровень притязаний 4)отношение к учению | Методика изучения мотивации обучения (адапт. М.В.Лукьяновой, Н.В.Калининой) Методика определения мотивации достижения успеха и боязни неудачи (А.А.Реан) Моторная проба (К.Шварцландер) Методика анализа отношения школьников к учению (Л.Балабкиной) |
3.Коммуни кативный | 1)удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»; 2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» | Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин) Анкетирование |
4.личностный | 1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности); 2)уровень напряженности на уроке 2)уровень самооценки | Филлипс-тест Методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж.Тейлор) Анкета Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт. Л.Д.Столяренко) |
2.2 Личностный компонент
Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке, мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.
Анкета
Напряженность (для учащихся средних классов)
| Утверждения | Да | Не знаю | Нет | |||
1 | У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности |
|
|
| |||
2 | Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа |
|
|
| |||
3 | Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня |
|
|
| |||
4 | Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах |
|
|
| |||
5 | Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета |
|
|
| |||
6 | Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса |
|
|
| |||
7 | Насмешки одноклассников не портят мне настроение |
|
|
| |||
8 | Я спокойно сплю, и меня не преследуют экзаменационные мотивы |
|
|
| |||
9 | В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно |
|
|
| |||
10 | Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал |
|
|
| |||
11 | Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке |
|
|
| |||
12 | Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня |
|
|
| |||
13 | Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене |
|
|
| |||
14 | Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны |
|
|
| |||
15 | Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки |
|
|
| |||
16 | Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе |
|
|
| |||
17 | Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя |
|
|
| |||
18 | Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство |
|
|
| |||
19 | Меня сильно беспокоит мое положение в классе |
|
|
| |||
20 | Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости |
|
|
| |||
21 | Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня |
|
|
| |||
22 | Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом |
|
|
| |||
23 | Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала |
|
|
| |||
24 | Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников) |
|
|
| |||
25 | Возможные неудачи в учебе тревожат меня |
|
|
| |||
26 | Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться |
|
|
| |||
27 | Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий |
|
|
| |||
28 | Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом |
|
|
| |||
29 | Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние |
|
|
| |||
30 | После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться |
|
|
| |||
| Суммарный бал |
|
|
|
Подсчет результатов:
Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + кол-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)
Шкала оценки результата анализа анкеты:
Уровни | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
Мальчики | Меньше 8 | 8 - 11 | 12 - 15 | 16 - 18 | Выше 18 |
Девочки, | Меньше 12 | 12 - 14 | 15 - 18 | 19 - 22 | Выше 22 |
Данный тест был проведен среди учащихся 5 – 9 классов, что составило 99 учащихся, принявших участие в мониторинге. Результаты теста можно увидеть в виде таблиц и диаграмм. В нижеприведенной таблице на примере учащихся 9 класса показано, как оформлять результаты анализа анкеты оценки напряженности.
Результаты анализа анкеты оценки напряженности:
Ф.И. учащихся | Суммарный бал | Уровень напряженности |
1. | 8 | чрезмерное спокойствие |
2. | 10 | чрезмерное спокойствие |
3. | 18 | высокий уровень |
4. | 15 | нормальный уровень |
5. | 16 | нормальный уровень |
6. | 17 | нормальный уровень |
7. | 19 | повышенный уровень |
8. | 15 | нормальный уровень |
9. | 14 | нормальный уровень |
10. | 18 | высокий уровень |
Анализируя результаты тест учащихся, мы подводим итог:
Кол -во учащихся с высоким уровнем напряженности – 3чел. – 30%
А теперь давайте посмотрим распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов.
классы | Уровень напряженности | ||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |||||
9а | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||
9б | 7 | 2 | 1 | ||||||
8 | 2 | 8 | 5 | 3 | |||||
7 | 3 | 10 | 5 | 1 | |||||
6 | 4 | 10 | 4 | 6 | |||||
5 | 3 | 13 | 3 | ||||||
Итого: | 14 – 14% | 51 – 52% | 21 – 21% | 13 – 13% |
Распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов на диаграмме. Из диаграммы видно, что:
Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.
Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае не достаточно высокая.
2.3 Коммуникативный компонент
С целью получения содержательной характеристики психологического климата коллектива А.Н.Лутошкин предлагает использовать карту-схему. Она состоит из серии полярных утверждений с семибалльной шкалой.
В инструкции испытуемым предлагается дать оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в организации. Для этого необходимо прочитать в схеме характеристики сначала слева, затем справа и после этого поставить в средней части листа ту оценку, которую испытуемый выбрал.
Оценки:
+3 свойство проявляется в коллективе всегда (утверждение слева)
+2 свойство проявляется в большинстве случаев (слева)
+1 свойство проявляется достаточно, чтобы его заметить (слева)
0 ни то, ни противоположное свойство не проявляется достаточно
ясно, или в одинаковой степени проявляется и то, и другое свойство
-1 свойство проявляется достаточно заметно (справа)
-2 свойство проявляется в большинстве случаев (справа)
-3 свойство проявляется всегда (справа)
Карта-схема
№ п/п | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | ||
1 | Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения | Преобладает подавленное настроение | |||||||
2 | Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия | |||||||
3 | Членам коллектива нравится быть вместе | Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
4 | Успехи или неудачи членов коллектива вызывают сопереживание | Успехи вызывают зависть, неуспехи – злорадство | |||||||
5 | Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | Каждый нетерпим к мнению коллег | |||||||
6 | Один за всех, все за одного | Каждый сам за себя | |||||||
7 | Чувство гордости за каждого члена коллектива | Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам | |||||||
8 | Каждый активен, полон энергии | Каждый инертен, пассивен | |||||||
9 | Совместные дела всех увлекают | Никого нельзя поднять на совместное дело | |||||||
10 | В коллективе справедливо относятся друг к другу | Коллектив распадается на привилегированных и отверженных |
Обработка результатов:
1. Сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.
2. Полученный результат разделить на 10 (10 шкал).
Оценка: положительные значения конечного показателя соответствуют
благоприятному, а отрицательные – неблагоприятному психологическому
климату.
Результаты:
класс | Оценка психологического климата | ||
положительная | отрицательная | ||
9а | 9 чел. – 100% | ||
9б | 10 чел. – 100% | ||
8 | 13 чел. – 72% | 5 чел. – 28% | |
7 | 16 чел. – 84% | 3 чел. – 16% | |
6 | 19 чел. – 79% | 5 чел. – 21% | |
5 | 16 чел. – 84% | 3 чел. – 16% | |
Итого:
| 83 чел. – 84% | 16 чел. – 16% |
Из анализа результатов методики видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из школы.
2.4 Деятельностный компонент
В методике Лукьяновой М.И. по изучению мотивации обучения у старшеклассников
обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.
Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения 4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.
Содержательный блок 3 анкеты (предложения 7,8,9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив – 0 баллов
Игровой мотив – 1 балл
Получение отметки – 2 балла
Позиционный мотив – 3 балла
Социальный мотив -4 балла
Учебный мотив – 5 баллов
Ключ для 1,2,3 показателей мотивации
№ предложений и баллы им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||
1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | 1 | |||||||
2 | 0 | 4 | 4 | 5 | 4 | - | - | - | ||||||||
3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | - | - | ||||||||
4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 | 2 | |||||||
5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 2 | 1 | - | ||||||||
6 | 5 | 1 | 0 | 3 | 3 | - | - | - | ||||||||
7 | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 2 | 1 | - | 3 | |||||||
8 | 3 | 3 | 2 | 5 | 0 | 1 | - | - | ||||||||
9 | 0 | 3 | 3 | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 |
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||||
I | II | III | ||||
1 | 26-29 | 24-28 | 24-28 | 72-85 | ||
2 | 21-25 | 18-23 | 28-23 | 55-71 | ||
3 | 18-20 | 12-17 | 24-27 | 42-54 | ||
4 | 15-17 | 8-11 | 9-23 | 30-41 | ||
5 | До 14 | До 7 | До 8 | До 29 |
Анализ мотивации учения обучающихся
классы | Уровень мотивации | ||||||
очень высокий | высокий | средний | заниженный | ||||
9а | 7чел. – 78% | 2чел. – 22% | |||||
9б | 2чел. – 20% | 6чел. – 60% | 2чел. – 20% | ||||
8 | 2чел. – 11% | 9чел. – 50% | 5чел. – 28% | 2чел. – 11% | |||
7 | 4чел. – 21% | 11чел. – 58% | 3чел. – 16% | 1чел. – 5% | |||
6 | 6чел. – 25% | 8чел. – 33% | 6чел. – 25% | 4чел. -17% | |||
5 | 6чел. – 32% | 9чел. – 48% | 2чел. – 10% | 2чел. – 10% | |||
итого | 20чел. – 20% | 50чел. – 51% | 20чел. – 20% | 9чел. – 9% |
Мы выявили, что такой показатель мотивации, как личностный смысл учения развит у подростков на достаточно высоком уровне.
51% учеников относятся к учебному процессу, как к долгу перед родителями или возможностью получить высшее образование.
20% учеников такой показатель мотивации, как личностный смысл учения понимают в полную силу. Такие ребята являются полностью успешными в учебной деятельности.
20% учеников относятся к учебному процессу довольно серьезно. Процесс обучения в школе и знания необходимы им не только для хороших оценок, но и для саморазвития. Но эти ученики встречаются с трудностями. Иногда не понимают предмет, или у них существуют напряженные отношения с учителями.
9% учеников не хотят учиться вовсе и их успеваемость это подтверждает. Они часто пропускают уроки. Эти подростки боятся неудачи в учебных делах, а поэтому пытаются не брать на себя очень сложные задачи. Таким ученикам необходима помощь со стороны педагогов и родителей. Они не проявляют интереса к учебному процессу, и поэтому не занимаются постановкой каких-либо целей. Успех в учебном процессе их не интересует.
2.5 Организационный компонент
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.
Цель предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:
Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов
Факторы | Участники образовательного процесса | ||||
Учащиеся | Родители | Педагоги | |||
Интенсивность образовательной среды | проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий | проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы | |||
Эмоционально-психологический климат | проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. | ||||
Удовлетворенность образовательной средой | проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса | ||||
Демократичность образовательной среды | проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса | ||||
Содействие формированию познавательной мотивации | проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности | проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей | |||
Удовлетворенность качеством образовательных услуг | проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. |
Учащиеся читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса.
Обработка результатов: ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов.
Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.
Например, учащийся ответил на вопросы анкеты следующим образом:
Бланк ответов
1. б | 2. а | 3. б | 4. в | 5. б | 6. а |
7. а | 8. а | 9. а | 10. в | 11. в | 12. а |
13. а | 14. а | 15. б | 16. б | 17. б. | 18. а |
И | Э | У | Д | М | КО |
В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.
Оценка результатов: чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:
0 – 0,40 – низкий уровень; 0,41 – 0,70 – средний уровень; 0,71 – 1 – высокий уровень.
Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.
Данный ученик отмечает:
Анкета для учащихся
а) да; | б) на некоторых; | в) нет. |
а) да; | б) не всегда; | в) нет. |
а) да; | б) иногда; | в) нет. |
а) да; | б) в некоторых случаях; | в) нет. |
а) да; | б) иногда; | в) нет. |
а) высокий; | б) достаточный; | в) низкий. |
а) чрезмерный; | б) оптимальный; | в) недостаточный. |
а) да; | б) не всегда; | в) нет. |
а) да; | б) не все; | в) нет. |
а) да; | б) не всегда или не все; | в) нет. |
а) да; | б) не всегда или не в полной мере; | в) нет. |
а) нет; | б) редко; | в) систематически. |
а) да; | б) уровень требований оптимальный; | в) уровень требований недостаточный. |
а) да; | б) хотелось бы чаще; | в) практически никогда. |
а) да; | б) не все; | в) нет. |
а) да; | б) не всегда; | в) нет. |
а) да; | б) не всегда; | в) нет. |
а) почти уверен, что поступлю; | б) не уверен, что поступлю; | в) почти уверен, что не поступлю. |
класс | Удовлетворенность обучающихся образовательной средой | ||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
9а | 9 – 100% | ||||
9б | 2 – 20% | 7 – 70% | 1 – 10% | ||
8 | 1 – 6% | 15 -83% | 2 – 11% | ||
7 | 2 – 11% | 16 – 84% | 1 – 5% | ||
6 | 5 – 21% | 14 – 58% | 5 – 21% | ||
5 | 10 – 53% | 8 – 42% | 1 – 5% | ||
всего | 20 – 20% | 69 – 70% | 10 – 10% |
2.6 Анализ результатов исследования
Диагностика психологической комфортности ребенка в школе позволяет выявить ее уровень.
Существуют три уровня психологической комфортности:
Для подведения итога нашей работы обратимся к сводной таблице:
Показатели комфортности | уровни | ||||||
повышенный | высокий | Средний норма | сниженный | ||||
Напряженность | 15% | 21% | 52% | 14% | |||
Психологический климат | 84% | 16% | |||||
Мотивация | 20% | 51% | 20% | 9% | |||
Удовлетворенность образовательной средой | 20% | 70% | 10% |
По результатам исследования в нашей школе 3-й высокий уровень – «Психологически комфортная среда
Заключение
Гипотезой нашего исследования выступало предположение о том, что
уровень комфортности образовательной среды недостаточно высокий. Гипотеза не нашла подтверждения. Уровень комфортности в нашей школе достаточно высокий.
Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Педагоги и психологи должны как можно больше работать с учениками над развитием позитивных мотивов учебной деятельности. Способствовать росту их внутренней мотивации учения.
Как добиться психологической комфортности в школе?
Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?
Как добиться физической комфортности в школе?
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:
И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.
Использованная литература:
Зимний лес в вашем доме
Извержение вулкана
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Весёлая кукушка