Описание работы:
Предметом исследования стала эффективность работы, направленной на профилактику наркомании, проводимой среди учащихся в школе
Гипотеза исследования: эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей.
Вложение | Размер |
---|---|
207-797-480_kalaganskiy.doc | 575.5 КБ |
презентация к проекту | 1.34 МБ |
207-797-480 Калаганский Валентин Проектно-исследовательская работа на тему: «Оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков»
МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 499
109651 г.Москва, Батайский проезд, дом 23, тел. 356-87-11
адрес электронной почты: Shkola499@yandex.ru
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков»
Работу выполнил ученик 10 класса «А»
ГБОУ СОШ № 499 Калаганский Валентин
Руководитель проекта педагог-психолог Самсонова О.В
Москва-2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть………………………………………………………………………...6
I.I. Проблема наркомании…………………………………………………………………….6
I.II. Подростковая наркомания…………………………………………………………..…13
II. Практическая часть……………………………………………………………………….17
II.I. Система организации профилактической работы в ГБОУ СОШ № 499………...17
II.II. Оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков………………………………………………..…28
Заключение………………………………………………………………………………….…40
Список литературы…………………………………………………………………………..43
Приложение……………………………………………………………………………………44
Введение
Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) представителями всех национальностей и возрастов, специалисты всех ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы. На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований профилактикой необходимо заниматься, начиная с дошкольного возраста, так как все чаще встречаются случаи злоупотребления ПАВ – алкоголя, табака, наркотиков уже в начальных классах.
Об актуальности проблемы говорят следующие цифры. За последнее десятилетие мы переживаем не только дикий рост алкоголизма, но и наркомании. В восемь раз увеличилось число взрослых наркоманов, в 18 раз – наркоманов-подростков, в 24,3 раза – детей-наркоманов. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Миллионов! Речь идет о наркопорабощении России азербайджанцами, цыганами, таджиками, туркменами, чеченцами, грузинами... От продажи наркотиков мафия получает прибыль в тысячу процентов. На доходы от наркобизнеса открываются тысячи магазинов, рынков, ресторанов, кафе, где «отмываются» преступные деньги. 500-800 миллиардов долларов, по оценке Интерпола, ежегодный мировой оборот наркобизнеса.
По мнению экспертов из Национального антикоррупционного комитета, до 30 процентов этой суммы тратится на подкуп государственных чиновников. Не здесь ли кроется причина, почему в 1991-м году Верховный Совет РСФСР легко и дружно отменил уголовную и административную ответственность за употребление или хранение наркотиков в личных целях – с этого началась демократия в России, и если раньше один грамм героина в Москве стоил 200 долларов, то теперь - 20, а средний возраст наркомана снизился с 30 до 24 лет. В 1991-м году впервые взятых на учет с диагнозом наркомания подростков было 4,9 на сто тысяч жителей, теперь – 77,4. С 1997-го года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, среди детей – в 42 раза. Продолжительность жизни наркоманов сократилась до 4 - 4,5 лет от начала употребления наркотиков.
Проведенный в августе 2012 года рейд сотрудников ФСБ и МВД по дискотекам и ночным клубам Москвы дал улов наркотиков минимальной стоимостью в 70 тысяч долларов, да еще каких наркотиков! – «экстази», фенамин, кокаин, пришедших, как установило следствие, из Германии, Голландии, Польши, Литвы и Эстонии, а также с Ближнего Востока.
В 1991-м году Верховный Совет легализовал потребление наркотиков и до 1998-го года за наркотики не предусматривалось никакой ответственности. Незаконный оборот наркотиков – угроза национальной целостности России. Когда разрабатывали закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», было мощное противодействие установлению ответственности за потребление наркотиков. Даже когда закон уже был принят, ряд депутатов Государственной Думы, чуть ли не девяносто человек, обращались в Конституционный Суд, чтобы отменить ответственность за потребление наркотиков и легализовать наркотики…
Четыре тысячи наименований лекарств, содержащих наркотики и стимуляторы, продаются в аптеках, шесть тысяч наименований продуктов питания содержат химические элементы, стимуляторы и наркотики, отравляющие организм. Это биовойна!.
В нашей школе еще не отмечались случаи употребления наркотиков, но у нас есть курильщики. А это уже сигнал об опасности. Поэтому на заседании совета ученического самоуправления было решено активизировать работу по профилактике употреблении активных веществ, антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, в первую очередь, зависит то, каким содержанием он наполнит свою жизнь. А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений.
В качестве девиза работы над проблемой мною было взято высказывание Генриха Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Так давайте все вместе стремиться к этой красоте под названием «Здоровье!»
Целью исследования стала оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков
Объектом исследования стали учащиеся 9,10,11–ых классов
Предметом исследования стала эффективность профилактической работы, направленной на профилактику наркомании, проводимой среди учащихся в школе
Гипотеза исследования. Эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей.
Задача исследования:
1. Провести объективную оценку уровня знаний учащихся в зависимости от наиболее распространенных форм проведения профилактической работы и профессиональной принадлежности лиц, вовлеченных в проведение первичной профилактики наркомании.
Методы сбора эмпирических данных:
В исследовании была использована анкета (разработчик зав. каф. психологии Пензенского филиала НОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» к. пс. н, доцент, член-корреспондент АПСНИ.П. Шахова ) (Приложение №1)
Выборка составила 82 учащихся 9, 10, 11 классов
Исследование проводилось в сентябре 2012 года.
Сбор информации
После того, как была выбрана проблема для изучения, встала задача собрать исчерпывающую информацию. Был составлен план сбора информации:
1. Составление анкеты для социологического исследования
2. Проведение социологического исследования
3. Посещение библиотеки с целью выявления наличия литературы по профилактике
4. Беседа с социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями ОБЖ и экологии, психологом из наркологического диспансера.
I. Теоретическая часть
I.I. Проблема наркомании
Россия – идеальная для наркоторговцев страна
Коррумпированные чиновники, прозрачные, дырявые границы и мягкотелая законодательная база с насквозь прогнившей правоохранительной системой…
В распространение наркотиков по России вовлечены десятки, если не сотни тысяч граждан: курьеры, мелкие сбытчики, очень часто не только ради наживы, больших барышей, но чтобы просто поправить тяжелое материальное положение, чтобы хоть как-то свести концы с концами. 65,7 процента вовлеченных в наркотическую преступную деятельность - молодые люди 18-30 лет. По данным МВД России, только в одной Москве, не считая области, активно работают более 20 тысяч торговцев наркотиками...
Объем наркотического рынка в России давно уже измеряется сотнями тонн. За год у наркодельцов изымается около 50 тонн наркотиков, и это, по мнению специалистов, лишь малая часть отравы, идущей в Россию со всего света. За перевозку и сбыт наркотиков задерживаются курьеры 48 государств – от Таджикистана и Литвы до Нигерии, Анголы, Заира…
Только один Московский погранотряд на таджикско-афганской границе за восемь месяцев 2004-го года задержал две с лишним тонны героина. Как признают сами пограничники, в лучшем случае, в лучшем! они задерживают треть проходящих здесь наркотиков. Две тонны задержали, как минимум четыре тонны прошли. Переведите тонны в килограммы, килограммы – в граммы, граммы – в миллиграммы доз и вы поймете, сколько смерти проникает в Россию только на одном участке границы.
По оценке Национального антикоррупционного комитета, объем потребляемого героина в России колеблется от 100 до 300 тонн. По деньгам это 12 миллиардов долларов, - десятая часть общего бюджета страны, пятая часть федерального бюджета. Вот почему при таком размахе наркобизнеса в стране не имеем ни одного громкого дела против наркобаронов. Наши правоохранительные органы конфискуют в год 45 тонн наркотиков, а специальное Бюро по борьбе с наркотиками в Иране – 250 тонн, хотя Россия давно уже точно такой же потребитель и страна-наркотранзит, как и Иран.
В последнее время в Россию идет не просто героин. Во многих перехваченных партиях содержатся примеси убарбитуратов. Барбитуратовые наркоманы – единственные, у кого наркотики не изымаются даже при лечении в клиниках. На барбитуратовый героин «подсаживаются» быстрее и крепче. Идет интенсивное вытеснение традиционных для России наркотиков мака, маковой соломки, более жесткими – опием, его настойками, а также синтетическими и полусинтетическими – героином, кокаином, амфетаминами. Согласно прогнозам НИИ МВД, скоро появятся особенно опасные наркотики, полученные путем совершенствования химического синтеза.
Сейчас уже появились так называемые музыкальные наркотики – их цель отупление наших граждан.
Наркоманы молодеют
С каждым годом наркоманы в России все моложе, уже треть из них - несовершеннолетние, остальные - до 35 лет, и максимум два процента – среднего возраста. Из каждых пяти подростков, поступающих в детскую Филатовскую больницу столицы, один ребенок – алкоголик, один – наркоман, два – токсикомана. Только один ребенок из каждых пяти – нормальный. Трое из каждых пяти, заметьте, - наркоманы! Речь идет об обычной, не специализированной на наркомании, больнице. Как считает заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова: «В активном приобщении детей и подростков к психоактивным веществам определяющую роль, безусловно, играет недостаточность личностных защитных механизмов: незрелость волевых, интеллектуальных, эмоциональных систем…». Но не воспитанием и укреплением этих защитных механизмов у молодых занято общество, напротив, многочисленные телевизионные программы, компьютерные игры, киноиндустрия, шоу-бизнес, множащиеся «хеллоуины» и «праздники пива» развращают, оскотинивают молодежь. Весь шоу-бизнес, эти праздники стадионов и площадей, включая уже и Красную площадь, - шестеренка гигантского наркотического механизма. Именно здесь, на грандиозных тусовках-концертах идет массовый сбыт наркотиков, приобщение к наркотикам легионов новичков. 70 процентов учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга познакомились с наркотиками в школах и местах массового развлечения молодежи. А ведь каждый из наркоманов непременно пристрастит к зелью не одного своего друга. В сутки наркоману требуется 1-2 чека (чек - доза в 0,1 грамма), в месяц наркоману нужно никак не меньше 500 долларов. Где взять? Один из путей – «подсадить» 10-15 друзей, и, обеспечивая их, отсыпать по чуть-чуть себе. Но ведь и тем скоро понадобятся «клиенты». Так возникают пирамиды сбыта.
А тут еще расплодившиеся по стране клиники Маршаков и Гениных день и ночь неустанно, назойливо вкрадчивым, успокоительным тоном вещают с экрана телевизора: «Наркомания – это болезнь, и она излечима. Приходите к нам. У нас прекрасные условия». Ну и почему бы не попробовать «словить» кайф, - рассуждает молодняк. - Если что - вылечусь.
Лечить наркоманов для маршаков и гениных не менее прибыльно, чем продавать наркотики. Две стороны одной медали преступного бизнеса, два конца веревки, из которой вяжется петля. В Москве вызвать нарколога на дом – 80-100 долларов. Лечение в частных клиниках – от 2 до 8 тысяч долларов. Не отстают от частников и государственные больницы. В 19-й московской наркологической больнице трехдневный курс стоит 500 долларов, в 17-й наркологической больнице нужно платить до 80 долларов в сутки. В среднем тысяча московских наркоманов приносят врачам ежегодный доход в 1,5 – 2 миллиона долларов. Общее число наркоманов в Москве и области приближается к четверти миллиона, - так кто же всерьез их станет лечить при такой прибыли!
Наркомания в России:
Наркомания в России приняла характер эпидемии, угрожающей генофонду нации», - к такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Государственной Думе. Количество потребляющих наркотики, по официальным данным, достигло четырех, по неофициальным – шести миллионов человек. Около 20 миллионов, в том числе пять миллионов учащихся, пробовали наркотики. По данным МВД Российской Федерации, число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, за десять последних лет выросло на 1407 процентов.
Как же противостоять этому смертоносному нашествию? Известны два вида борьбы – американский (западный) и наш собственный (российский). Западный – это таможенные барьеры, ужесточение пограничного контроля, реабилитация наркоманов за счет государства, специальные программы помощи, адаптации и так далее, и тому подобное. Что в итоге? Кроме роста наркомании иных результатов пока не видно. В США, например, за преступления, связанные с наркотиками, полиция и спецслужбы арестовывают уже около миллиона человек в год. Нам до миллиона далековато, но, очевидно, дойдем, если избрали и шествуем тем же тупиковым путем, не желая вспоминать, как в начале 20-х годов Россия столкнулась с тяжелейшей кокаиновой наркоманией, с тем самым «марафетом», который валялся в каждой аптеке. Даже пятилетние беспризорники бегали по улицам с мешочками наркотиков и трубочками для их употребления. Комиссары, хоть и сами «марафетом» не брезговали, но хорошо понимали всю его опасность, поэтому действовали быстро и жестко. Кого нельзя было вылечить – расстреляли, кого еще можно было вылечить – расстреляли тоже, на всякий случай. Коммунизм отправились строить уже без наркотиков, без наркоманов, без наркодельцов.
По представлению Правительства Государственная Дума проштамповала поправки в Законодательство об увеличении количества наркотика, который наркоман теперь может иметь при себе на абсолютно законных основаниях, и норма эта – десять чеков! Самая настоящая легализация мелкооптовых наркоторговцев. Властью узаконенная распродажа отравы!
Наркомания плодит массу убийственных болезней
Профессиональная болезнь наркоманов - гепатит В и С. Недавно врачи выявили новый вирус у наркоманов – гепатит «дельта», по своим проявлениям очень близко стоящий к вирусу СПИДА, так же, как и СПИД, заразен и практически неизлечим.
СПИД - еще одна напасть, прогрессирующая бешенными темпами. Руководитель федерального научно-методического центра Минздрава России по профилактике и борьбе со СПИДом академик Покровский полагает, что реальное число ВИЧ-инфицированных в России достигло миллиона и продолжает нарастать ужасающими темпами в молодежной среде. Национальный совет по разведке США в сентябре 2002-го года подготовил документ «Следующая волна ВИЧ/СПИД: Нигерия, Эфиопия, Россия, Индия и Китай». Документ основан на докладе «Угроза США со стороны глобальных инфекций», где сказано, что в ближайшем будущем Россия может войти в список стран с наибольшим числом ВИЧ-инфицированных. В докладе указано на несоответствующую времени структуру здравоохранения в России, недостаточное внимание правительства к проблеме и его неспособность к адекватной реакции. «Ожидаемое число ВИЧ-инфицированных в России к 2010-му году достигнет 5-8 миллионов человек или 6-10 процентов взрослого населения, а в стране не существует специализированных научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих проблему ВИЧ/СПИД», - особо отмечалось в постановлении XIV сессии общего собрания Российской академии медицинских наук.
Мы никак не возьмем в толк, что у народа России и у власти России разные цели: народ России хочет жить, работать, богатеть, рожать и растить детей здоровыми, крепкими, умными, власть же чиновники и их люди, поставленные в главы федеральных округов, республик, краев, областей, - стремится к обратному, чтоб нас, русских, оставалось, как можно меньше, чтоб дохли мы скорее, чтоб освободили мы, наконец, богатейшую российскую землю, чтоб могли они, наконец, спокойно дух перевести от того, что нет более русского государства, ненавистного им русского духа, веры, силы, жертвенности.
Статистика наркомании
Торговля наркотиками – самый прибыльный «бизнес». Купленный в Афганистане килограмм героина за 9 тысяч долларов в Москве легко продается за 150 тысяч долларов.
На доходы от наркобизнеса открываются тысячи магазинов, рынков, ресторанов, кафе, где «отмываются» преступные деньги.
500-800 миллиардов долларов, по оценке Интерпола, ежегодный мировой оборот наркобизнеса.
По мнению экспертов из Национального антикоррупционного комитета, до 30 процентов этой суммы тратится на подкуп государственных чиновников. Не здесь ли кроется причина, почему в 1991-м году Верховный Совет РСФСР легко и дружно отменил уголовную и административную ответственность за употребление или хранение наркотиков в личных целях – с этого началась демократия в России.
Ежегодно наркотики убивают 70 тысяч человек в России (данные ФСКН РФ). По ее данным ежегодно наркоманами становится 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики, однако общее число наркоманов не увеличивается, так как смертность от наркотиков самая высокая.
От наркомании излечивается не более 10% наркоманов.
Средний возраст погибшего наркомана в России – 28 лет.
В 2009 году Россия заняла первое место в мире по употреблению героина – таковы официальные данные управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН)
По данным зарубежных экспертов в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина – самого опасного и безжалостного наркотика. Это в 3,5 раза больше чем в США и Канаде вместе взятые и в 2 раза больше чем в Китае, а ведь в Китае миллиардное население.
Число преступлений связанных с наркотиками выросло на 91% (данные за 1997 г., Москва):
- всего совершено преступлений, связанных с наркотиками – 8 720
- к уголовной ответственности привлечено – 3 780 жителей столицы
- россиян - 874 человек
- выходцев из бывшего СССР - 749 человек
- иностранцев (в основном из Нигерии) - 144 человек
- женщин - 601
- несовершеннолетних распространителей - 461
- зарегистрировано 2 298 случаев изъятия героина
- 1 291 случай изъятия опия
- 1 155 случаев изъятия марихуаны.
- в 8 раз увеличилось число взрослых наркоманов
- в 18 раз – наркоманов-подростков
- в 24,3 раза – детей-наркоманов.
В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов – это люди в возрасте от 16 лет. По данным же МВД РФ 70% всех наркоманов – это подростки и молодежь.
Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова:
- среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек
- употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек.
- потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.
Согласно отчетам заместителя главного нарколога Москвы Е.Брюна:
- в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов
- у 90% наркоманов диагностируется заразная форма гепатита
- средний возраст наркомана неуклонно снижается до подросткового.
Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики.
Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%. Это значит, что из 100 наркоманов, подвергшихся лечению, только 3-5 человек в дальнейшем перестают принимать наркотики, а также то, что 95-97% пролеченных за государственный счет больных после окончания лечения продолжают употреблять наркотики.
Подсчеты в области лечения наркомании не отличаются оптимизмом. Например, содержание 1 больного в НИИ наркологии составляет около 900 рублей в день, 330 000 рублей в год. Если учесть, что из 100 человек вылечиваются 3-5, то несложно понять, какой бюджет просто-напросто вылетает в пустоту.
I.II. Подростковая наркомания
Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в СССР подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.
Ученые, изучая наркоманию среди подростков, отметили следующие возрастные особенности:
Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
«Мода» на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).
СССР подростковая наркомания носила региональный характер, т.е. были регионы, где подростки употребляли только коноплю (Средняя Азия, Казахстан, Кавказ), ингалянты употребляли на севере и средней полосе, на Крайнем Севере подростки баловались транквилизаторами. Региональный характер объяснялся тем, что взрослые (чаще иностранные туристы) навязывали «моду» на наркотические вещества, эти регионы раньше других выпали из-под наблюдения государства и именно сюда стали проникать отрицательные поведенческие модели западного образа жизни. Подростки, которые так хотели походить на «крутых» взрослых иностранных дяденек с быстротой впитывали модели поведения и прочие атрибуты красивой беззаботной жизни. В 80-х годах потребление наркотических веществ распространилось по всей стране. Возрастные особенности подростковой наркомании сводились к тому, что токсикоманить предпочитали подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики предпочитали более взрослые подростки (16-18 лет). Те подростки, которые токсикоманили переходили либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь. Алкоголизм у таких подростков развивался злокачественный, причиной служили тяжелые психические расстройства, возникающие из-за вдыхания токсических веществ.
Наркомания среди подростков тяжело лечилась, это связано с тем, что подростки редко давали добровольное согласие на принудительное лечение от наркомании, а если и давали, то только для того, чтобы избежать других неприятностей. Подростки рассматривали лечение от наркомании, как форму наказания, поэтому большинство из них снова начинали принимать наркотики в течение первого года. Лечение наркомании среди подростков оказалось недостаточно эффективным, а специальных средств подавляющих влечение к наркотикам не существует и в наше время. Наиболее эффективным методом лечения подростковой наркомании является психотерапия, да и то только в том случае, если подросток добровольно изъявил желание вылечиться от наркомании. Психотерапия при подростковых наркоманиях ставит цель, побудить желание излечится от наркомании. Большинство подростков наркоманов не считают что они наркоманы или считают, что они всегда могут бросить эту «вредную привычку». Поэтому психотерапия должна убедить подростка наркомана в том, что он действительно болен, и настроить подростка на лечение от наркомании. Индивидуальная психотерапия не так эффективна, как групповая, но групповая психотерапия чревата осложнениями, поэтому должна выполняться опытными специалистами. Иначе психотерапевтическая группа, созданная из подростков наркоманов способна быстро превратиться в типичную группу наркоманов. Лечение необходимо начинать, когда у подростка нет еще сформировавшейся зависимости от наркотиков. Для подростков характерен так называемый «поисковый» полинаркотизм, это когда подросток пробует на себе многие наркотические вещества (обычно идет по возрастающей). Внутривенные наркотики поначалу настораживают подростков, но постепенно они добираются и до них, поэтому важно как можно раньше начинать лечить подростка от наркомании. На раннем этапе употребления наркотиков подростком даже не требуется использования лекарственных препаратов, за исключением случаев интоксикации.
Профилактика подростковой наркомании
Профилактика подростковой наркомании должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.
II. Практическая часть
II.I. Система организации профилактической работы в ГБОУ СОШ № 499
В ГОУ СОШ № 499 активно и плодотворно работает социально-психологическая служба, которая большое внимание уделяет профилактической и психологической поддержке учащихся. В рамках реализации этой задачи разработаны профилактические развивающие программы: «Комплексная программа «Сохрани свою жизнь для будущего» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, злоупотребления ПАВ среди детей и подростков ГОУ СОШ № 499 на 2005-2010 гг.» и программа для учащихся, их родителей и учителей по психологической профилактике употребления детьми и подростками ПАВ, алкоголя, наркотиков и табакокурения «Шаг в будущее» на 2008-2010 гг.. Программы включают в себя разнообразные формы работы: круглые столы и лекции; беседы, тренинги и ролевые игры; индивидуальная и групповая работа с агрессивными учащимися; технология флэштренингов и программа «старшие - младшим»; классные часы; участие в окружных и городских конкурсах и т.д. Работа службы заключается в создании социальной среды ребенка, обеспечивающей его безопасность и носит конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещения тех или иных поведенческих форм, но и развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих подростку успешную социальную адаптацию. Социальными педагогами, школьным психологом, инспектором ПДН ОВД района «Марьино» и участковым инспектором ОВД района в течение года ведется большая индивидуальная профилактическая коррекционная и групповая работа с учащимися с девиантным поведением, а именно:
Помимо профилактических мероприятий с учащимися проводится
большая индивидуальная работа с родителями, не выполняющими своих обязанностей по воспитанию и обучению своих детей.
В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход, который предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости, тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки. Реализуя целый комплекс мероприятий, призванных обеспечить предупреждение детской и подростковой девиации, социально-психологическая служба школы старается снизить асоциальную активность неблагополучных школьников. Результатом проведенных мероприятий является качественная успеваемость, отсутствие необоснованного отсева учащихся и более серьезное и осознанное отношение учащихся к своей судьбе и своему здоровью.
Просветительская и профилактическая работа
с учащимися, с семьями, с педагогическим коллективом по созданию социально-безопасной среды в ОУ.
Работа с учащимися (1-11 класс)
Класс | Сроки | Мероприятие (если по программе, указать название и автора) |
1-11 5-11 1-11 9-11 7 1-11 1-6 5-11 9-11 5-11 1-11 1-8 | В течение года В течение года В течение года 22-23.11.10 1.12.2010 г. 1 раз в четверть Октябрь 2010 Ноябрь 2010 19.11.2010 Март 2011 07.04.2011 По четвертям | Классные часы по темам: - «Формирование здорового образа жизни» - «Действия учащихся в экстремальных и ЧС» - «Неформальные организации» - «Будь бдительным и внимательным!» Лекции и беседы по профилактике правонарушений и ответственности за них, о вреде алкоголизма, наркомании и токсикомании; Лекции и тренинги по профилактике употребления ПАВ, беседы и групповые занятия по профилактике здорового образа жизни. Всероссийский «Интернет-урок» по профилактике ВИЧ; Участие в Межрегиональном конкурсе «НЕ КУ.RU»; Классные часы: - «Здоровым быть модно!» - «Безопасность на дорогах» - «Действия учащихся в экстремальных и ЧС» - «Будь бдительным и внимательным!» - «Чтобы праздник не стал бедой» по противопожарной безопасности; - «Сохрани свое здоровье для будущего» Лекторский цикл «Культура и эстетика питания»; Конкурс профилактических плакатов в школе; Семинар: «Вступая во взрослую жизнь»; Участие в окружном конкурсе профилактических плакатов; Всероссийский день здоровья: - Радиогазета «Учись быть здоровым»; - Классные часы «Учитесь быть здоровыми!»; - Конференция по ЗОЖ: «Мы за здоровый образ жизни» защита и презентация проектов учащихся; - Тренинг для школьников по профилактике табакокурения; Проведение различных мероприятий в школьной библиотеке по профилактике табакокурения (беседы, классные часы, круглый стол, подбор материалов для стенда); |
Профилактическая и просветительская работа с родителями (1-11 класс)
Дата проведения | Мероприятие | Результат |
09.09.2010 | Общешкольное родительское собрание № 1 Выступление: «Нормы поведения, права и обязанности учащихся в школе» | Родители стали лучше следить за внешним видом своих детей |
09.12.2010 | Общешкольное родительское собрание № 3 Выступление: «Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей» | Учащиеся отмечают, что родители стали более общительными с ними дома |
06.04.2011 | Общешкольное родительское собрание № 4 Выступление: «Организация летнего отдыха учащихся» | На школьном сайте поместили всю информацию о летнем отдыхе. Родители посещают управу и КДН. |
12.05.2011 | Общешкольное родительское собрание № 6 Помощь семье в правильной профессиональной ориентации школьника» | Консультации по различным вопросам |
В течение года | Индивидуальные беседы и консультации. |
Просветительская работа с классными руководителями
Дата проведения мероприятия | Мероприятие (название, цель) | Результат |
29.10.2010 г. 29.10.2010 г. 15.11.2010 г. 17.12.2010 г. 11.03.2011 г. В течение года | МО «Классных руководителей» № 1 Выступление: «Организация досуговой деятельности «трудных детей». Цель: вовлечение трудных подростков в школьные и районные кружки и секции. МО «Классных руководителей» № 2 Выступление: «Подготовка к фестивалю «Школьных проектов по профилактике зависимости у детей и подростков» Цель: продолжить работу по формированию адекватного представления у школьников о здоровом образе жизни». Семинар – практикум «Из опыта работы учителей права профильной школы» Цель: использование в работе со старшеклассниками опыта работы учителей других школ по правовому воспитанию школьников». МО «Классных руководителей» № 3 Выступление: «Содержание и формы работы по просвещению родителей» Цель: активизировать работу родительской общественности. МО «Классных руководителей» № 4 Выступление: «Внеклассная работа по проектной деятельности в области здоровьесбережения» Цель: подготовка, презентация и защита проектов к Всемирному дню здоровья. Индивидуальные консультации. | Вовлекли многих детей в кружки и секции. Учащиеся приступили к работе над проектами. Продолжить работу над правовым воспитанием школьников Родители активнее стали участвовать в классных и школьных мероприятиях. Проверка готовности учащихся к конференции. |
Мероприятия, проводимые еще при социально-педагогической поддержке школы:
- Проводились праздничные концертные мероприятия для ветеранов в Государственном учреждении Социальном Жилом доме «Марьино» (День матери, Новый год, День пожилых людей, День защитника Отечества, 8 Марта, 9 мая).
- Совместное сотрудничество с Советом ветеранов района Марьино (ветераны участвуют в проведении классных часов, являются постоянными гостями всех школьных праздников, помогают в работе военно-исторического музея «России верные сыны»)
- Участие в Межрегиональной программе «НЕ КУ.RU»
Работа с социумом:
- ПДН ОВД района Мариьно (профилактическая работа);
- КДН муниципалитета Марьино (вызовы детей с родителями);
- отдел опеки муниципалитета Марьино (работа с опекунами);
- НД № 6 (профилактическая и просветительская работа);
- Экспериментальный Центр социальной защиты детей и подростков управы Марьино (досуг соц. незащищенных детей);
- Центр «Дети улиц» (профилактическая работа);
- НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (просветительская работа);
- мед. кампания «Проктер энд гэмбл» (просветительская работа);
- управа Марьино (участие в конкурсах, организация летних лагерей)
Проведенные совместные мероприятия
№ | Взаимодействие с социумом | Дата | класс | Наименование мероприятия | Кто провел |
1. | ПДН ОВД района Марьино: | В течение года | 5-11 | - Цикл бесед и лекций по профилактике и предупреждению распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения среди подростков; - Лекции и беседы по предупреждению правонарушений и участия в экстремистских и неформальных объединениях; - Выступление инспектора на педсоветах и общешкольных родительских собраниях; - Профилактические рейды « Подросток»; - Обследования жилищно-бытовых условий учащихся; - Участие в заседании дисциплинарной комиссии; - Профориентационная работа; | Инспектор ОДН ОВД района Марьино ст. лейтенант Амиров Т.. |
2. | КДН и ЗП | В течение года | - Консультирование несовершеннолетних по профессиональной ориентации; - Заседания комиссии с приглашением «трудных детей» и семей. | ||
3. | ГУ МЦ «Дети улиц» | 15.04.2011 | 10-11 | Интерактивные занятия по профилактике наркомании | Психолог Счастливцева О.О. |
4. | ООО «Доверие» | 22.11.2010 | 5 | Просветительские лекции и тренинги по формированию ЗОЖ среди подростков «Путешествие в мир правильного питания» | Иванова И.П. |
5 | Член общественной палаты РФ | Ноябрь 2010 г | 8-11 | - Лекции по правовым аспектам при детских правонарушениях; - Юридическая ответственность за участия в экстремистских группировках. | Бабушкин А.В. |
6. | Институт Гигиены и охраны здоровья детей и подростков | 1.12.2010 | 7 9-10 | Лекции «Гигиена девушек» Лекция «Гигиена подростка» | Врач-терапевт Быстрова Н.Е. |
7. | ООО «Сумасшедшая Наука» | 3.12.2010 | 8 | Профилактические мероприятия по программе «Жизнь без табака»; | Инструктор Смольянинова Мария (при сотрудничестве с КДН) |
8. | Кампания «Проктер Энд Гембл» | 16.02.2011 29.03.2011 | 7 9 | Профилактическая лекция «О великом женском секрете» Профилактическая лекция «Гигиена подростка» | Врач-педиатр Каткова И.А. Лектор Хан В. |
Динамика учета роста/снижения числа несовершеннолетних, состоящих на контроле в ОУ и ПДН ОВД района Марьино:
Количество учащихся, состоящих на учете в начале учебного года | Основные причины постановки на учет | Принятые меры | Количество учащихся в конце учебного года |
ВШУ: уч-ся - 8 чел. семей: 3 | Неадекватное поведение, проблемы в семье (уходы из дома) | Постановка на ВШУ, ПДН ОВД района Марьино, профилактическая и коррекционная работа | Уч-ся – 3 чел. семей – 1 |
ПДН ОВД: уч-ся- 5 чел семей- 2 | Уходы из семьи. Злоупотребление алкоголем и невыполнение родительских обязанностей | Постановка на ВШУ, ПДН ОВД района Марьино и соответствующая работа с ними | Уч-ся - 0 чел. семей - 0 |
На протяжении многих лет школа плодотворно сотрудничает с наркологическим диспансером № 6
Ф.И.О. медицинского психолога НД № 6, работающего с подростками | Направления и мероприятия, проведенные в 2010-2011 году | Выводы |
Шилкина Елена Викторовна | - Занятия и тренинги по первичной профилактике употребления ПАВ (5-9 классы); - Лекции и тренинги «Профилактика употребления ПАВ среди детей и подростков» (7-11 классы); - Беседы «Детско-родительские взаимо-отношения» (6-9 классы); - Лекции и групповые тренинги «Табакокурение. Причины и методы преодоления зависимости» (7-8 классы), - Индивидуальное консультирование детей, родителей; - Тренинг родительской компетенции. | Продолжить совместную работу по профилактичес-кой направленности в школе. |
ИКТ- технология используется:
в диагностике, в коррекционных занятиях, в просветительских и профилактических мероприятиях, в оформлении документации, стендов. презентациях, подготовке к различным конкурсам и т. д.
Участие в конкурсах, социальных проектах.
1. Городской Фестиваль-конкурс «Здоровые истины» Анимационный фильм по профилактике табакокурения. Калаганский Валентин уч-ся 8А класса. Сертификат.
2. Ш Городской конкурс социального плаката по пропаганде ценности среди школьников в 2011 г. Трифонова Елизавета уч-ся 11 класса. 1 место.
3. Участие 7Б класса в Межрегиональной программе «НЕ КУ.RU»
4. Окружная профориентационная игра «Город мастеров» в рамках городской недели профориетации в ЮВАО. Уч-ся 9 – классов. Диплом.
Анализируя работу социально – психологической службы, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
Ведущими критериями оценки работы социально – психологической службы является способность специалистов к созданию условий:
II.II. Оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков.
Целью исследования стала оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков
Объектом исследования стали учащиеся 9,10,11–ых классов
Предметом исследования стала эффективность профилактической работы, направленной на профилактику наркомании, проводимой среди учащихся в школе
Гипотеза исследования. Эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей.
Задача исследования:
1. Провести объективную оценку уровня знаний учащихся в зависимости от наиболее распространенных форм проведения профилактической работы и профессиональной принадлежности лиц, вовлеченных в проведение первичной профилактики наркомании.
Методы сбора эмпирических данных:
В исследовании была использована анкета (разработчик зав. каф. психологии Пензенского филиала НОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» к. пс. н, доцент, член-корреспондент АПСНИ.П. Шахова ) (Приложение №1)
Выборка составила 82 учащихся 9, 10, 11 классов
Исследование проводилось в сентябре 2012 года.
1.Информированность учащихся по понятию «Наркомания»
В задачу исследования не входила оценка знаний, полученных учащимися по проблеме наркомании, в академическом смысле. Нам представлялось более актуальным выяснить, какое отношение формируют специалисты к наркозависимым и проблеме наркомании у учащихся.
Абсолютное большинство учащихся, принявших участие в опросе (67%) считают, что наркомания это болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание.
Таблица 1
Понятие «Наркомания»: мнение учащихся
Определение наркомании | Болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание | Вредная привычка | Временное увлечение, обычное для молодежи | Отстой, удел недалеких и малограмотных людей |
Количество ответов учащихся | 67% | 10% | 3% | 20% |
Но 13% учащихся, тем не менее считают, наркоманию вредной привычкой или увлечением, обычным для молодежи, что позволяет предположить наличие у этой группы учащихся уже сформировавшегося стереотипа отношения к наркотикам, который делает их уязвимыми в ситуации, связанной с выбором отказаться или согласиться на предложенную «пробу».
Не менее важным для исследования было определение источников достоверной информации и дезинформации, сформировавших (способствовавших формированию) отношение к наркомании как к вредной привычке или обычному увлечению у 13% учащихся.
Одинаково эффективно формировали представление о наркомании, как о болезни, сотрудники милиции и врачи-наркологи (34,6% и 34% соответственно). Учителя как источники достоверной информации оказались наименее эффективными (12%). Они предпочитают, как видно из полученных результатов, формировать негативное отношение к наркомании как к «отстою, уделу недалеких и малограмотных людей».
Как оказалось, роль основных участников профилактического процесса в формировании отношения к наркомании как к вредной привычке или временному увлечению, обычному для молодежи существенно не отличалась (от 20,4% до 22%). Однако, «результативность» работы студентов в формировании неадекватного отношения учащихся к проблеме была в 2-6 раз выше, чем у специалистов.
Таблица 2
Понятие «Наркомания»: влияние обучающих на формирование отношения к проблеме у обучаемых
Определение наркомании | Болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание | Вредная привычка | Временное увлечение, обычное для молодежи | Отстой, удел недалеких и малограмотных людей |
Психолог-нарколог | 34% | 15% | 6% | 27% |
Учитель | 12% | 16% | 6% | 64% |
Сотрудники милиции | 34.6% | 9.4% | 11% | 45% |
Студенты | 28% | 30% | 37.5% | 4.5% |
Полученные данные свидетельствуют, что презрительное отношение к наркозависимым как к людям второго сорта обнаружили в среднем 27% учащихся, получивших информацию от нарколога, 64% - от учителя, 45% - от сотрудника милиции и только 4,5% - от студентов.
Такая позиция, возможно, может свидетельствовать о непримиримом отношении к наркомании и наркозависимым, но надеяться на толерантное и сострадательное отношение этой группы учащихся к наркозависимым не приходится. Трудно также представить, что носители такого отношения смогут протянуть руку помощи больным людям и поддержать их.
2. Информированность учащихся о возможных последствиях, связанных с потреблением наркотиков.
Последствиями наркомании являются различные формы зависимости - социальная, психическая и физическая.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что 24.2% опрошенных убеждены в том, что психологическая зависимость является следствием потребления наркотиков. Но только 15.9% опрошенных к последствиям потребления наркотиков причисляет изменение сознания (свойственные для потребителей как «легких», так и «тяжелых» наркотиков) и 17.3% - формирование физической зависимости (свойственной для потребителей «тяжелых» наркотиков).
Очевидно, что к последствиям потребления наркотиков опрошенными чаще относятся преступления наркозависимых против личности (8.6%), чем против собственности (6.5%). И это является следствием дезинформации, поскольку в отличие от больных алкоголизмом (вернее - бытовых пьяниц) наркозависимые многократно чаще совершают преступления не против личности, а против собственности.
Типичные последствия наркомании | Изменения сознания | Психологическая зависимость | Физическая зависимость | Преступления против личности | Преступления против собственности | Смерть |
Количество ответов учащихся | 15.9% | 24.2% | 17.3% | 8.6% | 6.5% | 27.5% |
Таблица 3
Представления учащихся о наиболее типичных последствиях наркомании
Результаты исследования свидетельствуют о том, что 27,5% опрошенных к числу последствий наркомании относят смерть. Это убеждение, безусловно, справедливо для потребителей «тяжелых» наркотиков, но вряд ли достаточно обосновано по отношению к потребителям «легких» наркотиков. В то же время такой высокий показатель позволяет предполагать, что специалисты при проведении профилактической работы привычно эксплуатируют чувство страха, пытаются строить профилактику на запугивании, что является неэффективной тактикой в области антинаркотического просвещения.
Таблица 4
Типичные последствия потребления наркотиков | Изменения сознания | Психологическая зависимость | Физическая зависимость | Преступления против личности | Преступления против собственности | Смерть |
Нарколог | 12 .8% | 23% | 17.9% | 10.2% | 3% | 32% |
Учитель | 17% | 26% | 20% | 6.4% | 4.7% | 41.8% |
Сотрудники милиции | 22% | 15.8% | 15.8% | 6.8% | 5% | 34% |
Студенты | 12.8% | 21.3% | 17% | 23.4% | 8.5% | 35.8% |
Зависимость информированности учащихся о типичных последствиях потребления наркотиков от профессионального статуса лиц, занимающихся профилактикой наркомании
3. Информированность учащихся о физической зависимости от наркотиков
При употреблении наркотиков может формироваться физическая зависимость, которая является следствием включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести - от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома.
Таблица 5
Представление учащихся о физической зависимости как следствии потребления наркотиков
Физическая зависимость – это: | Физические страдания при невозможности употребить определенное вещество | Неконтролируемое желание употребить определенное вещество | Удовольствие от употребление вещества, вызывающего зависимость |
Количество ответов учащихся (%) | 45,1% | 40,3% | 19,7% |
Варианты ответов включали в себя характеристики этапов формирования физической зависимости: от удовольствия при употреблении ПАВ до физических страданий при невозможности это сделать. Но, тем не менее, правильными мы считали первый вариант ответа на вопрос анкеты. Считали, физическая зависимость – это физические страдания при невозможности употребить определенное вещество – 45,1% опрошенных. В то же время почти каждый пятый опрошенный ассоциировал физическую зависимость с удовольствием от употребления вещества, вызывающего зависимость, что абсолютно неверно. Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее достоверную информацию учащиеся получали от специалистов-наркологов, наименее достоверную – от учителей.
Таблица 6
Представление учащихся о физической зависимости как следствии потребления наркотиков в зависимости от источника получения информации
Количество ответов учащихся от профессионального статуса преподавателей (%) | Физические страдания при невозможности употребить определенное вещество | Неконтролируемое желание употребить определенное вещество | Удовольствие от употребление вещества, вызывающего зависимость |
Нарколог | 54% | 40% | 6% |
Учитель | 21% | 68% | 11% |
Сотрудники милиции | 51% | 41% | 8% |
Студенты | 26.3% | 66.7% | 7% |
4. Информированность учащихся о возможностях избавления от наркотической зависимости
В обыденном сознании под избавлением от наркотической зависимости понимается полное прекращение потребления наркотиков. Специалисты знают, что наркомания – это хроническое заболевание сопровождающееся частыми обострениями (рецидивами). Это означает, что человек с высокой долей вероятности может возобновлять потребление наркотиков после прохождения курса лечения и сохранения трезвости (ремиссии) в течение различного времени.
Учащимся был предложен вопрос о том, насколько быстро и легко можно избавиться от потребления наркотиков. Им было предложено выбрать один из следующие варианты ответов: 1) можно избавиться легко и быстро, 2) приходиться долго и не один раз лечиться, очень часто без результатов, 3) можно избавиться усилием воли, 4) можно избавиться за большие деньги.
Таблица 7
Представление учащихся школы о возможности избавиться от потребления наркотиков
Способы избавления от наркотической зависимости | Легко и быстро | Приходится лечиться долго и не один раз, очень часто – без результатов | Усилием воли | За большие деньги в хороших наркологических клиниках |
Количество ответов в процентах | 1,4% | 34,8% | 33,3% | 30,4% |
34,8% опрошенных учащихся выбрали правильный ответ: «приходится долго и не один раз лечиться, очень часто без результатов».
В то же время наблюдается и очень большой процент ответов – заблуждений, что с помощью усилия воли и больших денег можно избавиться от наркотической зависимости. Нет сомнений в том, что воля и деньги на трудном пути к трезвости помогают, но они все же не гарантируют успех. Очевидно, что молодые люди, придерживающиеся такой позиции, могут стать легкой добычей наркодельцов («подумаешь, попробую разок, это слабаки становятся наркоманами, а у меня есть сила воли»; «если и будут проблемы, мама с папой заплатят деньги и вылечат. Болеют малообеспеченные, которые не могут наскрести денег на лечение»).
Миф о том, что наркомания – удел малообеспеченных и социально неблагополучных людей, поддерживается многими специалистами. Но наркотики не щадят ни бедных, ни богатых.
Таблица 8
Количество учащихся, получивших знания по проблеме избавления от наркотической зависимости от лиц, проводивших профилактическое мероприятие
Способы избавления от наркотической зависимости | Легко и быстро | Приходится лечиться долго и не один раз, очень часто – без результатов | Усилием воли | За большие деньги в хороших наркологических клиниках |
Нарколог | 6.9% | 29.2. % | 30% | 33.9% |
Учитель | 0% | 32.6% | 34.2% | 32.6% |
Сотрудники милиции | 1% | 32.6% | 18.7% | 39.4% |
Студенты | 0% | 41% | 51.7% | 6.8% |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство участников профилактической работы обращают внимание учащихся на то, что избавиться от зависимости нельзя быстро и легко, хотя у школьников, получивших информацию от наркологов, это представление более выражено. Обращает на себя внимание и акцент на необходимость силы воли для избавления от наркотиков, который делается в профилактической работе студентами. Они же реже остальных участников профилактической работы формируют представление о том, что избавиться от наркотиков можно за большие деньги и в хороших наркологических клиниках. В силу различного профессионального статуса участников профилактической работы они вряд ли имеют представление о том, какие именно клиники и по каким характеристикам можно отнести к категории «хороших».
5. Самооценка отношения учащихся к наркотической зависимости
Рефлексия подростка и старшего школьника (осознание собственного «Я» индивидуальности и ее свойств) направлена на все жизненные сферы окружающей действительности. Поэтому в нашем исследовании было важно выявить самооценку отношения учащихся к наркотикам, то есть выяснялось - может ли человек стать, по его мнению, зависимым от наркотиков, или нет. Большинство учащихся (57 %) на этот вопрос анкеты отвечают: «Нет, это может случиться с кем угодно, только не со мной».
Такую высокую самооценку учащихся можно было бы приветствовать, если бы она опиралась на достаточный уровень информированности об опасностях, связанных с употреблением наркотиков. Но этого, как было видно из приведенных выше данных, отмечено не было.
Таблица 9
Могу ли я стать зависимым от наркотиков: мнение учащихся.
Могу ли я стать зависимым от наркотиков? | Да | Нет, это может случиться с кем угодно только не со мной | Не знаю |
Количество ответов в процентах | 15 % | 57 % | 28 % |
Был проведен анализ зависимости уверенности/неуверенности по отношению к возможности стать потребителем наркотиков. Установлено, что наибольшую уверенность в своих силах и перспективах проявляют учащиеся, получившие информацию от студентов. 92% из них считают, что это может произойти с кем угодно, только не с ними. Наиболее адекватными представления по этому вопросу имели «ученики» наркологов: они испытывали закономерные сомнения (20%) и менее всего обнаруживали эффект третьего лица (70%).
Таблица 10
Мнение учащихся о возможности стать наркозависимым в зависимости от профессионального статуса лиц, проводивших профилактические мероприятия
Самооценка отношения к наркотикам | Да | Нет, это может случиться с кем угодно только не со мной | Не знаю |
Нарколог | 10% | 70% | 20% |
Учитель | 13% | 74% | 3% |
Сотрудники милиции | 15% | 77% | 8% |
Студенты | 0% | 92% | 8% |
6. Информированность учащихся об ответственности за употребление наркотиков
Потребление различных веществ, вызывающих зависимость, по-разному регулируется российским законодательством. Характер регулирования не всегда определяется ущербом, который наносится ПАВ обществу и здоровью его членов.
Молодые люди, не владеющие достаточными знаниями в области права, могут совершать действия, за которые они подлежат административному или уголовному наказанию, а незнание не освободит их от ответственности.
Таблица 11
Мнения учащихся школ города об ответственности за употребление наркотиков
Отношение к употреблению наркотиков | Мое личное дело, до того пока не совершу преступление под «кайфом» | Административный проступок | Уголовно наказуемое преступление |
Количество ответов в процентах | 17,2% | 20,6% | 68,9% |
Специалисты, проводившие профилактическую работу по наркомании, не затрудняя себя освещением юридических тонкостей об ответственности за употребление наркотиков, очевидно, выбирали «из лучших побуждений» тактику «запугивания» и сознательной дезинформации учащихся.
Результаты исследования показывают, что 68,9% опрошенных считают употребление наркотиков уголовно наказуемым преступлением и только каждый пятый учащийся (20,6%) дал на этот вопрос правильный ответ. 17,2% учащихся продемонстрировали правовой негилизм и полное незнание действующего законодательства, утверждая, что употебление наркотиков остается их личным делом до тех пор, пока они не совершат преступления «под кайфом».
7. Информированность учащихся об ответственности за распространение наркотиков
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у большинства учащихся сформировано правильное представление о распространении наркотиков как об уголовно наказуемом преступлении. Так считают 88,3% опрошенных.
Тем не менее 6,8% учащихся полагают, что распространение наркотиков наказывается в административном порядке, а каждый десятый (11,2%) утверждает, что мера наказания определяется размером распространенной или готовящейся к распространению партии наркотиков.
Таким образом, 18% опрошенных (почти каждый пятый!) не имеют достаточных знаний о том, что именно считается сбытом наркотиков и какая ответственность за сбыт предусмотрена. Эта группа молодежи может стать жертвами наркодельцов, которые без особого труда поддержат их в заблуждении и убедят в том, что, «за сбыт небольшой партии наркотиков ничего не будет, в крайнем случае – оштрафуют и отпустят».
Таблица 12
Мнения учащихся школ города об ответственности за распространениие наркотиков
Наказание за распространение наркотиков | Не наказуемо | Административный проступок | Уголовно наказуемое преступление | Зависит от размера партии |
Количество ответов в процентах | 1,5% | 6,8% | 88,3% | 11,2% |
8. Информированность учащихся о возможностях лечения наркомании.
Результаты исследования показывают, что 28,9% опрошенных учащихся находятся в состоянии неоправданного оптимизма и считают, будто в России созданы все возможности для успешного лечения наркомании. В то же время каждый четвертый опрошенный (25,7%) убежден, что таких возможностей мало.
Но наибольшего внимания, несомненно, заслуживает точка зрения большинства опрошенных учащихся (52,7%), которые считают, что предоставление и наличие возможностей для лечения зависит от наличия средств. Возможно, ими имеется в виду возможность получения помощи в другой стране? Или они убеждены в том, что наркологическая помощь недоступна людям, которые не имеют достаточных средств? По мнению организаторов исследования наличие возможностей для получения качественной наркологической помощи должно подразумевать и ее финансовую доступность. В то же время наш опыт и данные последних исследований показывают, что наличие больших финансовых возможностей (чаще всего у родителей) не гарантирует обретения трезвости больным человеком.
Таблица 13
Мнения учащихся школ города о возможностях лечения наркомании в России
Возможности для лечения наркомании в России | Созданы все возможности | Очень мало возможностей | Все зависит от наличия средств у человека и его семьи |
Количество ответов в процентах | 28,9% | 25,7% | 52,7% |
Представление о том, что в России созданы все возможности для лечения наркомании, активнее всего формируется педагогами. Считают, что таких возможностей очень мало, чаще «ученики» сотрудников милиции (24%) и наркологов (17%). Сотрудники милиции активно продвигают тезис о зависимости успеха лечения от наличия средств у наркозависимого. Вероятно, считая, что школьник будет трезво оценивать финансовые возможности своей семьи.
Таблица 14
Количество учащихся, получивших знания о лечении наркомании от лиц, проводивших профилактическое мероприятие
Возможности для лечения наркомании в России | Созданы все возможности | Очень мало возможностей | Все зависит от наличия средств у человека и его семьи |
Нарколог | 34% | 17% | 49% |
Учитель | 49% | 7% | 44% |
Сотрудники милиции | 16% | 24% | 60% |
Студенты | 1% | 51% | 48% |
9. Информированность учащихся о методах борьбы с наркоманией
К настоящему времени сформировалось два основных подхода к наркополитике: традиционный подход акцентирует внимание на борьбе с наркоманией, новые подходы – на борьбе с ее отрицательными последствиями.
По мнению учащихся, наиболее приемлемыми методами борьбы с наркоманией являются меры репрессивного характера по отношению к распространителям наркотиков (29,5%). Каждый пятый учащийся (21,5%), считает, что наркоманов следует лечить принудительно, хотя даже добровольное лечение наркозависимых в России малоэффективно. 16,2% школьников поддерживает идею проведения тестирования молодежи на употребление наркотиков, почти столько же считают, что с наркоманией бороться невозможно и предлагают легализовать наркотики.
Таблица 15
Методы борьбы с наркоманией глазами учащихся
Методы борьбы | Эффективное информирование молодежи | Медицинское тестирование молодежи | Наркоманов лечить принудительно | Сажать распространителей наркотиков | Легализовать наркотики | С наркоманией бороться не возможно |
Количество ответов в процентах | 16.2% | 16.2% | 21.5% | 29.5% | 12.3% | 3% |
Очевидно, что 66,2% учащихся к числу приоритетных направлений борьбы с наркоманией относит меры репрессивного характера, из них 29,5% выступают за жесткое отношение к распространителям наркотиков.
Ответы учащихся, получивших знания от наркологов и сотрудников милиции отражают две позиции - «сажать распространителей наркотиков» и «принудительное лечение наркоманов». Знания полученные от учителя отражают три позиции – «сажать распространителей наркотиков», «принудительное лечение наркоманов», и в последнюю очередь - «эффективное информирование молодёжи».
И только ответы учащихся, получивших информацию от студентов (при немногочисленности проводимых ими занятий), свидетельствуют об уверенности школьников в важной роли эффективного информирование молодёжи для противодействия наркомании.
В целом довольно мало учащихся признает приемлемыми для противодействия наркомании меры, направленные на эффективное информирование молодежи (16,2%). Очевидно, что эта позиция является отражением базирующегося на личном опыте сформировавшегося мнения учащихся о качестве проводимой в школах профилактической работы.
Заключение
Выводы:
Рекомендации:
Список литературы
1. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 192 с.
2. Психологические основы профилактики наркомании в семье / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисицкого. – Самара, 2001.
3. Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого Самара 2001
4. http://www.russlav.ru/index.html
5. http://www.krugosvet.ru/search/node/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
6. http://www.narcomaniac.ru/Index.htm
Приложение №1
Анкета
Ваш возраст _______ Пол_______
Дата заполнения___________________
Инструкция:
Внимательно просмотрите каждый вопрос анкеты. Выберите нужный ответ и обведите его.
1. Класс:
а) 9 б) 10 в) 11
2. Проводились ли за время Вашей учёбы в 9-11 классах мероприятия, направленные на профилактику наркомании?
а) Да б) Нет в) Не помню
2.1.Если «Да», то это были:
а) лекция б) круглые столы в) ток-шоу г) акции
д) другое__________
2.2.Укажите, приблизительно, количество этих мероприятий:
а) лекции -… б) круглые столы -… в) ток-шоу -… г) акции -…
д) другое -…
3. Кто проводил эти мероприятия?
а) нарколог
б) врач другой специальности
в) учитель
г) сотрудник милиции
д) студенты
ж) старшеклассники
4. Как Вы оцениваете эти мероприятия?
а) интересно и познавательно
б) скучно, но кое-что новое узнал
в) скучно, ничего нового
г) информации можно доверять
д) не доверял рассказанному
ж) отнёсся как к неизбежной формальности
5. Вы уверены, что полученная информация поможет Вам отказаться от пробы наркотика, если это будет Вам предложено?
а) Да б) Нет в) Не знаю г) А какая между этим связь?
6. Наркомания – это:
а) болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание
б) вредная привычка
в) временное увлечение, обычное для молодёжи
г) отстой, удел недалёких и малограмотных людей
7. Назовите, пожалуйста, наиболее типичные последствия потребления наркотиков:
а) изменения сознания
б) психологическая зависимость
в) физическая зависимость
г) преступления против личности
д) преступления против собственности
ж) смерть
8. Физическая зависимость – это:
а) физические страдания при невозможности употребить определённое вещество
б) неконтролируемое желание употребить определённое вещество
в) удовольствие от употребления веществ, вызывающих зависимость
9. Проранжируйте по силе действия (запишите в столбик в порядке убывания) вещества, вызывающие зависимость: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
10. Проранжируйте по скорости формирования зависимости (запишите в столбик в порядке убывания) следующие наркотические вещества: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
11. Избавиться от зависимости можно:
а) легко и быстро
б) приходится лечиться долго и не один раз, очень часто – без результатов
в) усилием воли
г) за большие деньги в хороших наркологических клиниках
12. Можете ли Вы стать зависимым человеком?
а) да
б) нет, это может случиться с кем угодно, только не со мной
в) не знаю
13. Употребление наркотиков – это:
а) моё личное дело, до тех пор, пока не совершу преступление под «кайфом»
б) административный проступок
в) уголовно наказуемое преступление
14. Распространение наркотиков:
а) не наказуемо
б) административный проступок
в) уголовно наказуемое преступление
г) зависит от размера партии
15. Для лечения наркомании в России:
а) созданы все возможности
б) очень мало возможностей
в) всё зависит от наличия средств у человека и его семьи
16. Подчеркните наиболее приемлемые на ваш взгляд методы борьбы с наркоманией:
а) эффективное информирование молодёжи
б) медицинское тестирование молодёжи
в) наркоманов лечить принудительно
г) сажать распространителей наркотиков
д) легализовать наркотики
ж) с наркоманией бороться невозможно
Слайд 1
Проектно-исследовательская работа на тему: Работу выполнил ученик 10 класса «А» ГБОУ СОШ № 499 ЮВАО г.Москвы Калаганский Валентин Руководитель проекта педагог-психолог Самсонова О.В « Оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков »Слайд 2
Формулировка научной проблемы Информированность учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков
Слайд 3
Обзор проекта Целью исследования стала оценка информированности учащихся ГБОУ СОШ № 499 по проблемам, связанным с потреблением наркотиков Объектом исследования стали учащиеся 9,10,11–ых классов Предметом исследования стала эффективность профилактической работы, направленной на профилактику наркомании, проводимой среди учащихся в школе
Слайд 4
Гипотеза Гипотеза исследования. Эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей. Задача исследования: Провести объективную оценку уровня знаний учащихся в зависимости от наиболее распространенных форм проведения профилактической работы и профессиональной принадлежности лиц, вовлеченных в проведение первичной профилактики наркомании.
Слайд 5
Приборы и материалы Методы сбора эмпирических данных: В исследовании была использована анкета (разработчик зав. каф. психологии Пензенского филиала НОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» к. пс. н, доцент, член-корреспондент АПСНИ.П. Шахова ) Выборка составила 82 учащихся 9, 10, 11 классов Исследование проводилось в сентябре 2012 года.
Слайд 6
Научные данные исследования 1.Информированность учащихся по понятию «Наркомания»
Слайд 21
Выводы: О том, что за время учебы в школе проводились мероприятия, направленные на профилактику наркомании, сообщили 88,59% опрошенных учащихся. Анализ форм и методов проведения профилактической работы в школе показывает, что основной формой ее проведения являются лекции (об этом сообщили 82,5% опрошенных учащихся), хотя доказано, что материал, предлагаемый в лекционной форме, усваивается всего лишь на 5%. Результативность информационной работы снижается в зависимости от численности аудитории слушателей и степени готовности к проведению лекционной работы специалиста (уровня его знаний и умения удерживать внимание аудитории). Интересными и познавательными проведенные мероприятия назвали менее половины ответивших на вопрос (41,4%). Скучными охарактеризовали проведенные мероприятия 45% учащихся, принявших участие в анкетировании.
Слайд 22
Не уверены в полезности получаемых знаний в ситуации выбора, связанного с потреблением наркотиков, 22,7% школьников. Считают, что можно доверять полученной информации, менее трети опрошенных (29,3%). Объективный анализ информированности учащихся показывает, что 13% учащихся считают наркоманию вредной привычкой или увлечением, обычным для молодежи, что позволяет предположить наличие у этой группы учащихся уже сформировавшегося стереотипа отношения к наркотикам, который делает их уязвимыми в ситуации, связанной с выбором отказаться или согласиться на предложенную «пробу». Чаще всего такой позиции придерживались школьники, получившие информацию от студентов (30%). Учащиеся показывают низкую степень информированности о последствиях потребления наркотиков. Возможно, что отношение 13% учащихся к наркомании как вредной привычке (сродни курению) или безобидному увлечению, связано не с тем, что такую информацию им предоставляют специалисты, а с тем, что им не предоставляется достоверная информация о различии в последствиях потребления «легких» и «тяжелых» наркотиков. Специалисты при проведении профилактической работы привычно эксплуатируют чувство страха у учащихся, пытаются строить профилактику на запугивании (неизбежная смерть наркозависимого, уголовная ответственность потребителя наркотиков, отношение к наркозависимому как к человеку, всегда готовому совершить преступление против личности и т.д.), не предоставляя школьникам достоверную информацию.
Слайд 23
Несомненное профилактическое значение имеет предоставление молодежи объективной информации о возможностях лечения наркомании. Представление о том, что наркомания лечится легко и быстро, или о том, что для этого достаточно силы воли или денег, может привести к тому, что молодые люди, придерживающиеся такой позиции, могут стать легкой добычей наркодельцов Проводимая профилактическая работа формирует у молодежи поверхностные знания, нездоровый оптимизм и уверенность в том, что проблема наркомании «лично» человека не коснется, что наркоманом может стать кто угодно, но не опрашиваемый («эффект третьего лица»). Считают, что полученные знания помогут им отказаться от пробы наркотика, если он будет им предложен, 77,3% учащихся. 57% опрошенных при ответе на последующие вопросы высказали уверенность в том, что наркозависимым может стать кто угодно, но не они сами. Высокую самооценку учащихся можно было бы приветствовать, если бы она опиралась на достаточный уровень информированности об опасностях, связанных с употреблением наркотиков. Но этого, как было видно из приведенных выше данных, в ходе исследования не отмечено.
Слайд 24
Знание антинаркотического законодательства может быть действенной мерой профилактики наркомании, удерживать молодежь от необдуманных и наказуемых поступков. Исследование показало, что учащиеся имеют крайне низкий уровень знаний в области действующего законодательства, не ориентируются в различиях между ответственностью за потребление наркотиков с одной стороны, и за их хранение, транспортировку, сбыт – с другой. Они не знают, какие действия квалифицируются действующим законодательством как сбыт наркотиков, за какие количества имеющихся при них наркотиков может наступать уголовная ответственность. 19,5% опрошенных (почти каждый пятый!) не имеют достаточных знаний о том, что именно считается сбытом наркотиков и какая ответственность за сбыт предусмотрена. Эта группа молодежи может стать жертвами наркодельцов, которые без особого труда поддержат их в заблуждении и убедят в том, что, «за сбыт небольшой партии наркотиков ничего не будет, в крайнем случае – оштрафуют и отпустят». 17,2% учащихся продемонстрировали правовой негилизм и полное незнание действующего законодательства, утверждая, что употребление наркотиков остается их личным делом до тех пор, пока они не совершат преступления «под кайфом».
Слайд 25
28,9% опрошенных учащихся находятся в состоянии неоправданного оптимизма и считают, будто в России созданы все возможности для успешного лечения наркомании. 52,7% считают, что предоставление и наличие возможностей для лечения зависит от наличия средств у больного или его родителей. Данные последних исследований, проведенных в России, показывают, что наличие больших финансовых возможностей (чаще всего у родителей) не гарантирует обретения трезвости больным человеком. Уверенность в обратном поддерживается недобросовестными или некомпетентными специалистами и учеными, может служить причиной неоправданных надежд в том, что если проба наркотиков и приведет к каким-то проблемам, то их можно будет решить с помощью денег.
Слайд 26
Результаты исследования показывают, что специалисты, занимающиеся профилактической работой, чаще всего пользуются своими личными убежениями, на которые несомненное влияние оказывает их профессиональный статус и вид деятельности. Поэтому информация, предлагаемая учащимся разными специалистами, часто не является доказательной и обоснованной научными данными, а иногда – весьма противоречивой. Это не может не сказываться на уровне информированности учащихся. Вероятно, основываясь на личных впечатлениях, эффективное информирование молодежи по проблемам наркомании считают приоритетным направлением антинаркотической работы всего 16,2% учащихся. И если к числу таких направлений антинаркотической политики учащиеся вполне справедливо считают меры репрессивного характера по отношению к распространителям наркотиков (29,5%), то мнение 21,5% опрошенных о том, что наркоманов следует лечить принудительно, является следствием дезинформации и противоречит здравому смыслу хотя бы потому, что малоэффективным является даже добровольное лечение наркозависимых. Это, в свою очередь, зависит от несоответствия российских стандартов лечения наркомании международным стандартам качества лечения больных наркоманией. Недобросовестная информация о возможностях лечения наркомании сопровождается внушением учащимся мысли о том, что результат лечения зависит от силы воли больного или от количества денег и формирует у части школьников скрытый комплекс сверхчеловека. Полученные данные свидетельствуют что презрительное отношение к наркозависимым как к людям второго сорта обнаружили в среднем 20% опрошенных.
Слайд 27
Рекомендации : В целях повышения качества работы школы, направленных на профилактику наркомании, необходимо проводить ее системно, обеспечивая учащихся достоверными знаниями в необходимых объемах и надлежащего качества. Качество проводимых профилактических мероприятий должно оцениваться системой индикаторов, позволяющих судить об изменении информированности учащихся. Предоставляемая учащимся информация не должна вызывать неоправданных иллюзий, связанных с потреблением наркотиков, возможностями лечения наркотической зависимости и особенностями правоприменительной практики в Российской Федерации, которые могут способствовать вовлечению молодежи в потребление наркотиков. Предлагаемая учащимся информация должна быть достоверной, в том числе в отношении отличий, характерных для различных групп веществ, вызывающих зависимость, видов зависимостей и связи их с основными группами наркотиков, последствий их применения для здоровья и общества, особенностей правоприменительной практики и возможностей лечения.
Слайд 28
В проведении антинаркотических мероприятий необходимо переориентировать активность в сторону обеспечения их качества, что предполагает использование высокоэффективных тренинговых технологий и обучение по принципу «равный-равному». Для внедрения этих технологий в практику возможно использовать потенциал учащихся первых курсов высших учебных заведений, готовящих кадры психологов, обеспечив при этом их основательную подготовку по всем вопросам, связанным с проблемой наркомании. Необходимо осуществлять поиск новых идей и технологий, позволяющих добиваться при проведении профилактической работы наилучшего соотношения стоимости и качества проводимых мероприятий, минимизировать издержки и недостатки, связанные с действием человеческого фактора и профессиональным статусом специалистов, привлекаемых к профилактической работе. В работе с детьми по профилактики наркомании (и других вредных привычек) использовать интерактивные методы подачи информации, такие как флэштренинг (пример видеоролика к флэштренингу по профилактики наркомании можно посмотреть по ссылке http://rutube.ru/video/edf8ebd03414e9c6a56526c04753394f/ ; по профилактики табакокурения по ссылке http://rutube.ru/video/82bae9672b57d75f396d1d79f3d30a1b/ )
Слайд 29
Список использованной литературыы 1. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 192 с. 2. Психологические основы профилактики наркомании в семье / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисицкого. – Самара, 2001. 3. Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого Самара 2001 4. http://www.russlav.ru/index.html 5. http://www.krugosvet.ru/search/node/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F 6. http://www.narcomaniac.ru/Index.htm
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сказка про Серого Зайку
Ель
Мальчик и колокольчики ландышей
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды