Знакомый и незнакомый Д.И. Менделеев....
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_a_8b.rar | 675.76 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
«Гордитесь тем, что сделано для других,
не кичитесь этим, гордитесь внутри себя,
этой гордостью возвышайтесь, она не дает
забыться….»
(Д.И.Менделеев)
Введение
В XIX веке Россия сильно отставала в промышленном развитии от таких индустриальных европейских стран, как Англия, Франция и Германия. Но в то же время в России было гораздо больше прогрессивной интеллигенции, отважных людей, готовых бороться за интересы народа.
Русскому человеку несвойственно размениваться на мелочи. В чем уж тут дело - огромные ли пространства, зима ли по полгода, или отсутствие дорог, но именно в нашем отечестве граждане предпочитали замахиваться сразу на основы мироздания. Казалось бы, калужскому учителю лучше было бы усовершенствовать слуховой аппарат, крайне ему необходимый, - так нет, К.Э.Циолковский занялся межпланетными путешествиями и заселением других планет. Прекрасный геохимик В.И.Вернадский - нет чтобы и дальше камешки изучать - придумал какой-то разумный слой на планете Земля, ноосферу. Буквально все события на Земле А.Л.Чижевский объяснил влиянием Солнца. Короче, не хочется в России копаться в мелочах, это пусть немец делает. А у нас принято создавать всеобъемлющие - и чаще всего нелепые - теории при минимуме экспериментальных данных.
Но чудеса иногда случаются, попался бы только подходящий гений. Вот таким был Дмитрий Иванович Менделеев. Все знают, что он открыл периодическую систему химических элементов. Многие помнят, что он теоретически и практически обосновал оптимальную крепость водки. А ведь химии посвящены только около 9% из более 500 его научных работ. А сколько ещё у этого гениального человека было увлечений, кроме науки! Творчество и жизнь Дмитрия Ивановича является предметом изучения многих исследователей и представляет несомненный интерес. Выдающиеся открытия великого русского ученого, его многогранная научная, педагогическая и общественная деятельность сыграли огромную роль в развитии не только важнейших научных направлений, но и социально-экономической и философской мысли в России.
Вклад Д. И. Менделеева в науку и производство был столь огромен, что и по сей день работают специальные комиссии по изучению его научного наследия.
Наша литература мало писала или деликатно обходила то, что касалось вклада, который внес Дмитрий Иванович в науку, да и в общественную жизнь, так как многие его открытия либо были куплены и внедрены западом, либо просто не нашли применения из-за смелого предположения. Между тем, мы живём в краю, который напрямую связан с именем великого учёного: здесь он родился (с.Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска), здесь сформировался крупнейший в мире нефтегазовый комплекс, в феврале 2012 года в Ханты-Мансийском Автономном округе - Югре добыта 10-миллиардная тонна нефти! Это и определило выбор темы «Наш земляк Д. И. Менделеев и современность».
Проблема: с одной стороны, в современном мире известно имя Д.И.Менделеева как учёного химика, с другой стороны, учащиеся недостаточно информированы о личности Д.И.Менделеева, его вкладе в развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири.
Некоторые аспекты указанной проблемы достаточно полно раскрыты в ряде научных исследований, а именно:
- в работах, где отражен анализ творчества Д.И. Менделеева и жизненный портрет великого химика (О. Писаржевский, Г.Фукс, К. Хайниг);
- в воспоминаниях его современников А.А.Макареня, И.Н.Макареня.
Гипотеза исследования основана на том, что современная молодежь знает ученого только как открывателя периодической системы химических элементов, но хотели бы знать о нем больше. При исследовании литературы о жизни и деятельности ученого возможны противоречивые данные, представляющие несомненный интерес.
Цель: Из научной литературы выделить факты жизни и творчества великого ученого, представляющие особый интерес и теории создания периодической системы химических элементов. Сделать выводы по противоречивым фактам, изложенным в различных источниках литературы и в воспоминаниях его современников. Выявить интерес к жизни и научной деятельности Д.И.Менделеева среди учащихся МОСШ №1 г. Белоярский с помощью опросника и сделать соответствующие выводы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Д. И. Менделеева.
3. Изучить знания учащихся о жизни и деятельности Д. И. Менделеева.
4. Обобщить и описать результаты исследования.
5. Подвести итоги, оформить доклад, тезисы, презентацию.
Объект исследования: жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Предмет исследования: состояние информированности учащихся о жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Сроки исследования: октябрь 11 – февраль 2012 гг.
Планирование исследовательских действий:
Методы исследования:
Пока бьют часы
Глупый мальчишка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Барсучья кладовая. Александр Барков
Пятёрки