Исследовательская работа учащихся посвящена истории разрушенного в 1932 году и возрождающегося в наши дни, храма во имя святителя и Чудотворца Николая.
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdenie_svyatyni.doc | 72.5 КБ |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83
VII городские юношеские Рождественские чтения.
Секция «Монастыри и храмы г. Волгограда
и Волгоградской области».
ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ.
Работу выполнили
обучающиеся 10 «А» класса
МОУ СОШ № 83
Сазонов Мария и Слета Анна.
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Человек любого возраста знает простую истину, что рыба не может жить без воды, животное — без воздуха, растение — без почвы. Но ведь также христианин не может оставаться духовно живым вне Церкви. Но что такое Церковь? ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев.
В чем же заключается назначение церквей и храмов, зачем необходимо их постройка и реставрация? Храм — это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека вне зависимости от его социального положения.
Храмы с самых древнейших времен составляли неотъемлемую часть в любом городе. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-дама, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
Но часто люди восклицают: “Зачем столько церквей строить? Лучше бы строили детские сады, школы, больницы!»
Но ведь человек нуждается и в лечении души, в нравственном воспитании. Сегодня, когда нравственные ценности, к сожалению, уходят для многих на второй план, уступая место материальным потребностям, мы думаем, что вопрос о восстановлении утраченных святынь особенно актуален.
В истории много свидетельств того как именно церковь являлась единственной объединяющей силой российского народа в борьбе против нашествия вражеской силы.
Вера помогала людям в самые тяжелые времена выстоять, не потерять своего нравственного стержня, несмотря на смену формы правления, политических режимов.
В годы советской власти в нашей стране было разрушено много храмов, подвергались гонениям и арестам священнослужители. Не обошли стороной данные обстоятельства и наш город на Волге.
Мы в нашей работе поведем речь о храме, который внес в историю нашего города и развитие архитектуры не малую роль. Это храм во имя Сятителя и Чудотворца Николая воздвигнутый в 1903 году в городе Царицыне.
Скудная архивная информация о местоположении храма на карте Царицына, воспоминания старожилов, бережно собранные и сохраненные энтузиастами - вот то, чем мы располагаем. Мы имеем возможность прикоснуться к истории благодаря бескорыстной деятельности неравнодушных людей, а именно прихожан Богоявленского прихода города Волгограда во главе с настоятелем протоиреем Александром (Сазоновым).
Именно эти люди с благословения митрополита Волгоградского и Камышынского Германа сделали все, чтобы храм во имя святителя и Чудотворца Николая зажил новой жизнью.
Первое заселение этих мест относится ко 2-ой половине 18-ого столетия. Хутор предназначался под поселение отставных нижних чинов и государственных крестьян, он быстро разрастался.
В 1884 году происходит слияние хуторов Ново-Никольское и Купоросного в одно сельское общество, которое насчитывает 898 душ.
Жители все были великороссы, большей частью провославные, но встречались и раскольники.
К концу 19 века в селе было 154 частных домовладения, 2 крупных завода – лесопильный купца Максимова и судостроительный купца Пастухова; а также 1 общественный запасный хлебный магазин, рыбная ватага, ветряные мукомольные мельницы, 1 кирпичный завод, 2 кузницы, 5 мелочных лавок. Постоялый двор, трактир и др. заведения. Жители в основном занимались извозом и хлебопаществом.
В 1903 году 31 августа на средства местных жителей в центре хутора была построена небольшая церковь, размером 12.8м. на 5м. была она деревянная, на кирпичном фундаменте, обшита тесом и покрашена масляной краской. Украшением церкви были 2 больших и 5 малых куполов. Рядом располагались церковно-приходская школа и постройки для священнослужителей. ¹
В 1932 году храм закрывают, колокола переплавляют на народные нужды. За этим следует арест священнослужителей. В течение 6 лет помещение использовали, как клуб, а в 1938 году храм взорвали.
Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенный в Нижней Ельшанке в 1903 году на средства местных жителей, долгие годы являлся центром духовной и культурной жизни людей, он объединял прихожан со всех окрестных хуторов. Во многом это было заслугой священнослужителей храма.
По данным справочной книги Саратовской Епархии за 1912 год службу в храме с.Ново-Никольского несли:
Псаломщик Федор Иванович Леонидов, 42 лет, 3 класса духовного училища, на епархиальной службе с 1890 г., в Никольском храме с 1905 г. В 1914 году получил похвальную грамоту от Епископа Палладия.
Священник Алексей Павлович Протоклитов, 52 лет, студент семинарии, законоучитель, на епархиальной
службе с1888 г., в Никольском храме с 1912 г. В 1907 году награжден наперстным крестом, в июне 1917 года получил очередную награду и звание (сан) протоиерея.²
Одним из последних священников, служивших в Никольском храме был протоиерей Башляев Николай Павлович, 1886 г. р. Выпускник Московской духовной семинарии, он был направлен на службу сначала в Петербург дьяконом, затем в Туркестан и далее в Царицын.
Отец Николай был очень достойным и уважаемым человеком. В 1931г его арестовали, 2 года он просидел в тюрьме, но благодаря многочисленным письмам и прошениям прихожан Никольского храма, был помилован и в 1933 году выпущен на свободу и выслан с семьей из города.
Он уехал на свою родину в Ивановскую область, где продолжал служить в храме. В 1953г. Епископ Ивановский и Кинешемский Венедикт, наградил его ко дню св. Пасхи камилавкой.¹ Всю свою жизнь о. Николай посвятил служению Богу, перенес множество лишений, нищету, голод. Скончался он в Пасху 13 мая 1963г. после инсульта, похоронен при церкви в г.Киржаче Владимирской обл.
Сноха, внуки и правнуки о. Николая живут в г. Щекино Тульской обл. ²
1. Приложение 2.
2. Материалы из семейного архива настоятеля Богоявленского прихода протоирея Александра Сазонова.
В разных концах страны проживают потомки тех людей, которые были свидетелями строительства храма во имя Святителя Николая Чудотворца и, к сожалению, его разрушения. Те детские воспоминания, которыми делятся с нами очевидцы, очень скудны и может быть не всегда достоверны, но мы ничего не стали менять потому, как хотим наиболее точно воспроизвести воспоминания старожил.
Любимова Таисья Михайловна
(87 лет).
Родилась 07.11.1918 года в с. Царев Ленинского района Царицынского уезда. В семье было 5 детей.
После продразверстки 1929 года в доме совсем не осталось хлеба, наступил голод.
В 1931 году семья бежит в город к сестре отца Полине, жене священника Никольского храма Башляева Николая Павловича.
Семья Таисьи поселилась в доме о. Николая, он жил не при церкви, а за железнодорожным полотном.
Сам о. Николай в это время был уже репрессирован, сидел. Но храм еще действовал, проходили службы. Таисья с теткой была в нем несколько раз. По словам Таисьи Михайловны храм находился за современным зданием типографии, на территории макаронной фабрики.
После освобождения и высылки о. Николая семья Таисьи осталась жить в его доме. Перед отъездом священник оставил очень большую личную библиотеку на сохранение своим знакомым, но во время пожара она вся сгорела.
Отец Таисьи работал на лесопильном заводе. В 1937 году он получил участок земли под строительство дома на ул. Стадионной. По воспоминаниям Таисьи Михайловны храма в это время уже не было, оставался только церковный сарай из досок. С разрешения директора завода отец Таисьи разобрал его и использовал на строительство дома.
Таисья Михайловна сообщила бесценные сведения о ближайших родственниках о. Николая, которые ныне здравствуют.
Старостин Владимир Петрович
1927 г.р.
Все родственники Владимира Петровича издавна жили в этих местах: дед с бабушкой – в хуторе Бобыли, родители - в станице Ново-Никольской.
Жили они на берегу Волги в квартире в 2-х этажном деревянном доме по ул. Черногорской. Дом был собственностью лесопильного завода. Отец Владимира Петровича работал на заводе механиком, умер он в 32 года от тифа.
По воспоминаниям Владимира Петровича район этот вплоть до 1980 года назывался Нижней Ельшанкой. Это был процветающий поселок, в котором было все необходимое для жизни людей. Большинство его жителей работало на заводе «Электролес».
До войны в поселке были клуб, красивый, ухоженный парк, школа, магазины, рынок и храм, который выходил на центральную площадь.
Храм был светлый, с большими полуовальными окнами, на которых были металлические решетки с крестами. Стены были очень толстые, Храм был обнесен забором и обсажен деревьями. По словам Владимира Петровича располагался он на территории современной макаронной фабрики, в нескольких метрах от типографии.
Когда в 19368 году построили школу, церковь еще стояла. С нее сняли купола, сделали новую крышу и до самой войны в ней располагался «Осавиахим». Владимир Петрович там учился.
По воспоминаниям Владимира Петровича здание церкви простояло всю войну, а снесли его примерно в 1946 году, при строительстве макаронной фабрики.
Со слов других очевидцев храм был разрушен в войну прямым попаданием снаряда во время одной из немецких бомбардировок.
Яковлева Мария Александровна
1922 г.р.
Предки Марии Александровны по материнской линии Дерюгины с незапамятных времен жили в этих местах, занимались рыболовством, пережили пожар 1900 года, когда выгорел весь хутор.
После пожара село отстроилось вновь. Было оно очень красивым, все утопало в садах и парках. Дома были в основном бревенчатые, рубленые или засыпные, обшитые тесом.
С 1903 года после открытия храма Николая Угодника село стало называться Ново-Никольским.
Родители Марии Александровны в 1901 году построили дом по ул. Армянской, он чудом уцелел во время войны. Мария прожила в нем до 1974 года. Дом находился рядом с храмом, мимо которого она каждый день ходила в школу.
По словам Марии Александровны храм находился между старым зданием школы № 93 и типографии. Это абсолютно точно совпадает с местом расположения Никольского храма, нанесенным на все исторические карты города.
По воспоминаниям Марии Александровны после закрытия храма в его стенах располагался клуб, затем «Осавиахим». Когда здания не стало, Мария Александровна не помнит. А вот церковная сторожка пережила войну и в послевоенное время в ней была аптека.
Еще Мария Александровна рассказала об одной диковинке – недалеко от церкви находился дом священника и во дворе у него на цепи жил медведь на удивление и радость всей окрестной детворы. Было это в 1930 году.
Присколова Таисья Григорьевна
Родилась 19 декабря 1923 года в
1-ой Царицынской совбольнице
на Николу
Мать ее 3 суток промучилась в предродовых схватках. Врачи ужеготовились к удалению ребенка, но как раз в это время колокола зазвонили к празднику и роженица благополучно разрешилась. Всю жизнь Т. Г. Молится и благодарит Николая Угодника за свое спасение. Родители Таисьи жили на Тулака. С 3-ех летнего возраста мать стала водить девочку в храм. Таисья хорошо помнит, что храм был деревянный, к нему вели высокие ступени. На Пасху маленькая Тая всегда засыпала прямо в храме. Вскоре храм закрыли и разграбили, а в их доме появилась чудом уцелевшая икона Богородицы с младенцем. До сих пор Т. Г. Ищет у нее утешения в тяжелые минуты своей жизни. Сейчас Т. Г. 80 лет, она до сих пор живет на Тулака и мечтает дожить до той поры, когда сможет увидеть своими глазами возрожденный Никольский храм и там помолиться своему спасителю.
Брускова Валентина Яковлевна
Родилась в Царицыне
2 сентября 1922года
Родители ее имели большой дом в х.Новоникольском в престижном месте над Волгой на Ельшанской набережной. Были они людьми верующими. В доме было много икон, без молитвы не принято было садиться за стол, без благословления отца нельзя было выйти на улицу. Дети каждый день читали «Евангелие». В раннем детстве Валентину водили в храм родители, позже она стала ходить туда сама. Зазвонили колокола – пора идти в храм. Год закрытия храма В. Я. Не помнит, а вот день разрушения врезался в ее память навсегда. После страшного взрыва все сбежались на то место, где был храм, но увидели только груды кирпича и досок.
Ракотина Нина Михайловна
Родилась в В. Ельшанке
10 августа 1930 года.
С 2-х лет воспитывалась у деда Клименко Ивана Ивановича (1874-1964гг.), который всю свою сознательную жизнь работал сторожем при храме А. Невского в В. Ельшанке, пел в церковном хоре. Умер он в возрасте 90 лет (а его отец жил до 126 лет).
Нина постоянно бывала в церкви, знала наизусть все службы. Дед посещал все храмы в городе и всегда возил с собой Нину. На праздник Николая Угодника обязательно ездили в храм в Ново-Никольский хутор, этот святой был самым почитаемым у жителей В. Ельшанки. О храме Н. М. знает их рассказов деда: большой, красивый, фундамент из красного кирпича, ступени мраморные, (белые, такие были во всех храмах города). В храме был очень хороший, большой хор и регент.
Когда храм еще только начинал строиться, жители из окрестных домов носили в лукошках сырые яйца, которые добавлялись в цемент и делали фундамент. Он получался настолько прочным, что его невозможно было разрушить, можно было только взорвать, что и сделала безбожная власть в1932 году.
Когда до В. Ельшанки дошла весть о взрыве храма Николая Угодника, дед Н. М. тотчас запряг лошадь и поехал в Ново-Никольский хутор, встал на колени, помолился на развалинах храма, потом в сердцах крикнул: «Бог вас всех за это накажет!».
Выписка из дневника Батырева П.С.
(1819-1942)
(работника завода Максимова)
1900 год
В этом году в Ельшанке была отстроена церковь, которая от пожара уцелела, не чудом, конечно, а она строилась на площади и её отстояли плотники. Жители села ютились в шалашах, но к осенисело восстановилось, так как было много пожертвований от местных купцов-промышленников, которые, надо говорить правду, приняли горячее участие в судьбе погорельцев, жертвовали лесом, кирпичом, одеждой и деньгами. И вот на месте пожарища выросло новое село Ново-Никольское совершенно по другому плану, с широкими улицами и правильно разбитыми кварталами.
1929 год.
18.02. Борьба за церковь в разгаре! По слухам поп набрал 1632 подписи против закрытия церкви.
14.10. ...Общее собрание единогласно (при 9 воздержавшихся) вынесло постановление: "изъять у общества верующих с Ново-Никольское церковное здание и отдать его под школу, а верующим предложить подыскать себе другое помещение."
19.10. Намечена ударная кампания, направленная на закрытие церкви. Будет поставлен ряд антирелигиозных пьес, а потом в конце кампании на площади села будет проведен большой митинг. После этого церковь, вероятно, закроят и обратят в клуб.¹
Воспоминания старожил дают представление о Никольском храме, который находился всегда в центре городских событий. Вся жизнь жителей окрестных мест была так или иначе связана с храмом.
Архивные данные позволяют судить о строениях, имевшихся на территории Никольской церкви. ²
1.Дневник Батырева П. С. хранилище фонда ГУК «Волгоградский областной краеведческий музей»
2. Приложение 3.
Заключение.
«На месте рынка сто лет назад стояла церковь Николая Угодника. Мы очень надеемся, что её возродят. Ведь историческим местам надо возвращать их святое предназначение»- рассказывает настоятель Богоявленского прихода на Тулака отец Александр. Прошло несколько лет и многочисленные старания Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, протоиерея Александра (Сазонова), прихожан Богоявленского прихода увенчались успехом. А именно были начаты работы по восстановлению храма во имя Николая Чудотворца.
Мы убедились и поняли зачем нужно восстановление и постройка храмов. Храм — это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека вне зависимости от его социального положения. Человек нуждается в лечение души, в нравственном воспитании. Сегодня, когда нравственные ценности, к сожалению, уходят для многих на второй план, уступая место материальным потребностям, мы думаем, что вопрос о восстановлении утраченных святынь особенно актуален.
В заключении хочется процитировать обращение настоятеля Богоявленского прихода протоиерея Александра (Сазонова) в честь 100- летия Никольского храма: «Спешим донести до Вас радостную для всех христиан весть о воссоздании на историческом месте на Тулака храма Святого Николая Угодника.
Этот храм был построен нашими верующими предками 100 лет назад (в 1903г.) и разрушен безбожной властью в 1932г. До сих пор Господь продлил жизни прихожан этого храма, которые и донесли до нас воспоминания о нем. Храм был центром духовной и культурной жизни Нижней Ельшанки, он объединял прихожан со всех окрестных хуторов.
Мы надеемся, что и в это сложное и тяжелое для нашего Отечества время, храм послужит объединению верующих, духовному возрождению нашего великого народа.
Мы обращаемся к прихожанам, к предприятиям и организациям Волгограда с просьбой оказать посильную благотворительную помощь на строительство храма Святого Николая Угодника на Тулака.
Господь всегда воздаст своим добродетелям по делам их!»
.
Приложение 2.
Список использованной литературы:
1. Материалы из семейного архива настоятеля Богоявленского прихода протоирея Александра Сазонова.
2. Воспоминания прихожан Богоявленского прихода города Волгограда.
3. Дневник Батырева П. С. хранилище фонда ГУК «Волгоградский областной краеведческий музей»
4. Весь Царицын. Справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду.1911 год.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем лошадь акварелью
Смекалка против Змея-Горыныча
Привередница