Работа выполнена по направлению археология. Научный руководитель Баданова А.А.
Вложение | Размер |
---|---|
nou.doc | 86.5 КБ |
Тема: Связь времён и преемственность поколений в орнаментальных изображениях древнего Алтая
Цель: установить связь времен и преемственность поколений Алтая через древнее искусство – орнаментальное изображение, доказать, что развитие человеческого общества на Алтае представляло собой непрерывный процесс и является таковым и по настоящее время
Задачи: 1. изучить древнее искусство Алтая – орнаментальное изображение, изучить мотивы заимствования орнаментов, материалы изготовления, применение
2.подробно изучить мотивы «алтайского звериного стиля»
3. решить проблему преемственности поколений - в допустимости возможности в наше время применения орнаментальных изображений древности в индустрии Республики Алтай ( в производстве, промышленности и т. д)
4. сконструировать схемы - рисунки применения орнаментов (декор)
Актуальность темы: В нашем цивилизованном мире , полного технических и информационных достижений, мы порой забываем наших предков, про сохранение оставленных нам традиций, про тайны древних курганов, которые таят в себе неизведанную историю. Я решила проникнуться в тайны древнего Алтая, связать в своей работе времена и изучить преемственность поколений в орнаментах.
Объект исследования: древние орнаменты Алтая
Гипотеза исследования: можно ли через древние орнаменты установить связь времён, применимы ли они в наше время
Введение
В благодатных горных долинах Алтая, красотой и величием которого восхищалось не одно поколение, со времен древнекаменного века никогда не замирала человеческая жизнь. Каждый народ должен знать свою древнюю культуру, не прерывать связь времен. Каждый последующий народ наследовал культурные достижения предыдущего этноса и весьма значительную, если не большую долю его генофонда. Величайшие географические открытия, остроумные технические изобретения, шумные героические баталии. Но есть во всём этом калейдоскопе ещё одна привлекательная грань – изобразительное искусство. Орнаментальное изображение, как ничто другое, точно передаёт дух тех времён, то есть времён древнего Алтая. Каждый из нас хочет притронуться к этим чудесным орнаментам, узнать, что они означают, для чего предназначались, в конце концов установить связь времён на Алтае.
2.1. Орнамент. Значение в словарях толкуется как «..Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...»
Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Основная часть
2.2. В древнем Алтае орнаменты вырезали из дерева, кожи, кости, вышивали цветными шерстяными нитками. Ими украшали конскую упряжь, нагрудники, головные уборы людей, лошадей, саркофаги.
2.3. Орнаменты заимствованы из разных источников. Для орнаментов мотивом служили изображения цветов, птиц, зверей, рыб. Мотивы я отобразила в таблице:
Мотивы орнаментов | В частности такие: |
цветы | Самые простейшие мотивы:розетка, пальметка, трёхлепестковые и более сложные листья, бутоны, лотос (рис.1) |
птицы | Гриф, грифоны петух, феникс, орёл, лебеди (рис.2) |
Звери (так называемый алтайский звериный стиль) | Олень, сайга, горные козлы, козлы, лось, лошади, заяц, кабан, волки, львы, тигры, кошки. (рис.3) |
рыбы | Налим (рис.4) |
2.4. Что олицетворяли орнаменты и что ими украшали?
Розетка, пальметка – ими украшали конскую упряжь, одежду, что было смыслом эстетики, хорошего вкуса. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя». Символ появления новой жизни.
Олень – использовались при изготовлении псалий, подвесок, вырезались на саркофаге, колоде.
Горные козлы – они олицетворяли охоту, ими украшали седельные луки, крылатый козёл – образ хитонического существа с неограниченными возможностями.
Кабан – животное хищное. В схеме древа мира этот зверь выступает посредником между нижнее и средней зоной мироздания. Изображен на саркофаге колоде Башадарского кургана.
Волк – извечный враг человека. Волк изображался как ярый хищник. Изображался всегда с крупной головой и оскаленной пастью.
Львы – отличительный признак – это наличие изображенной кисточки на хвосте и гриве.
Птицы – гребень феникса или петуха как самостоятельный орнаментальный мотив был широко использован для украшения одежды.
Рыбы – С. И. Руденко после раскопок написал об этом орнаменте « ..судя по общему очертанию тела и головы, но главное по наличию трёх усов, надо полагать, что мы имеем дело с изображением налима», олицетворяющем хтоническое существо.
Активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трехлепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, колос пшеницы.
3.1. Установить непрерывную связь времён, передавать тот бесценный культурный опыт – вот одна из главных задач человечества.
Орнаментальные изображения древнего Алтая в единичных случаях присутствуют в настоящее время. Оно бы приобрело актуальность. Значимость и решающую роль, если бы их использование было масштабным.
Для этого я предположила где их можно применять, что это даст. Материалом может послужить самый доступный материал: дерево, войлок, кожа, кости, различного рода ткани, глина, бумага. Целая индустрия в нашей Республике Алтай которая может развиваться, основываясь на образцах орнаментов древнего Алтая, образцах «алтайского звериного стиля».
3.2. Гончарное дело: гончарные изделия с изображением древних орнаментов, кувшины, горшки, фаянс. Декор: кувшин с изображением пальметки (прил. 2)
Текстильное производство: тюли, шторы, гардины, карнизы с использованием орнаментов. Декор: Шторы (прил 2)
Промышленные изделия: майки, футболки, кепки, платья с изображением орнаментов. Декор: футболка с изображением (прил 3)
Столярное производство: корпусная и мягкая мебель с использованием орнаментов. Декор: диван с изображением розеток, лотоса (прил3)
Кожгалантерея: сумки, брелки, ремни, талисманы, серьги с изображением орнаментов древнего Алтая. Декор: брелок с изображением феникса (прил 3)
Сложное отношение к орнаменту складывается в XX в. — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Активно творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, использовали в современных изделиях традиционные национальные декоративные мотивы. В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.
Заключение
Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо. Я считаю, что эти слова точно определяют роль орнаментов в нашей жизни. Орнамент – не только носитель эстетики, но и носитель культуры народа, это звено связующее поколения и времена. В будущем, думаю, орнаментальные изображения из древних курганов войдут в наш современный мир с новой силой.
Поставленные задачи решила. Гипотеза моя верна.
Мотивы орнаментов
рис 1. рис 2.
рис 3. рис 4.
Декор: кувшин с изображением пальметки
Декор: шторы, тюль
.
Декор: футболка с изображением «алтайского звериного стиля»
Декор: мягкая мебель с изображением розеток, лотоса
Декор: брелок с изображением феникса
Список использованной литературы:
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Дымковский петушок
Почему Уран и Нептун разного цвета
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Под парусами