Герб Республики Адыгея, несущий в себе глубочайший смысл, как нельзя точно отражает особенности и специфику жизни горских народов.
История каждого народа как известно начинается с так называемой «малой родины». Нашей «малой родиной» является Красногвардейский район Адыгеи, и все, что связано с историей его не может не интересовать нас.
Вложение | Размер |
---|---|
описана история символики района | 124 КБ |
презентация символики района | 2.66 МБ |
Республиканский конкурс
на лучшее знание государственной символики России и Республики Адыгея
Исследовательская работа
На тему : «История символа (герба)
Красногвардейского района»
Выполнил: Диканев Алексей 1998 г.р. ,
проживающий: с.Красногвардейское
ул.Мира 309.
Ученик 8-го класса МОУ СОШ № 11
с.Красногвардейского ул. Мира 341
Руководитель: Сапожников Юрий Александрович
Учитель истории МОУ СОШ № 11
с.Красногвардейское ул. Мира 341
с. Красногвардейское 2010
1.
С древнейших времен символы играли значительную роль в жизни человека, они являлись своеобразным регулятором поведения, отражали традиции и быт определенных сословий и целых народов.
В эпоху средневековья символика приобретает несколько иное значение , что выразилось в появлении среди средневековых рыцарей геральдических знаков отличия - гербов.
С укреплением государственности геральдика обретает новую жизнь - гербы становятся символами государств, отражая особенности жизни и традиций государствообразующих народов.
Важнейшее предназначение герба как символа народа состоит именно в том, что все характерные черты хозяйства, культуры, традиций, быта и национальной принадлежности точно и просто выражены в его исполнении.
Простота исполнения, отражающая глубокий смысл – основное содержание герба .
Если говорить о символе нашей страны России - Двуглавом орле, одна голова которого смотрит на Восток-Азию, а другая на Запад. то он очень лаконично отражает географически – территориальную и многонациональ- ную особенность России как Евразийского государства.
Герб Республики Адыгея, несущий в себе глубочайший смысл, как нельзя точно отражает особенности и специфику жизни горских народов.
История каждого народа как известно начинается с так называемой «малой родины». Нашей «малой родиной» является Красногвардейский район Адыгеи, и все, что связано с историей его не может не интересовать нас.
Наш район расположен в северной оконечности республики, в 22 населенных пунктах его проживает 32 тысячи человек. Представляющие сорок национальностей и народностей.
История района богата событиями. С древнейших времен на его землях проживали разные племена и народы, каждый из которых оставил свой след. Множество курганных захоронений до сих пор приносят нам свидетельства глубокой старины. В Красногвардейской школе № 11
много лет существует единственный в Адыгее музей археологии, в котором эти свидетельства можно не только увидеть , но потрогать руками.
Здесь есть предметы эпохи Юрского периода, древнекаменного века, периода рабовладения и многие другие древнейшие экспонаты, свидетельствующие о многотысячелетней истории нашей «малой родины».
С 1929 года она и получила название – Красногвардейский район.
На протяжении многих десятилетий гордились этим именем старшие поколения, гордимся им и мы , поколение молодых потомков. Красный – значит красивый. Гвардейский – значит лучший. И жители нашего района заслужили честь иметь свой символ, свой герб.
Большинство крупных российских городов также имеют свои гербы символизирующие их особенные и традиционные черты.
2.
Когда начинаешь знакомиться с символикой государств или городов, невольно задаешься вопросом – почему именно в неких символах находили народы то, что отражало их историю?
Несколько лет назад, в 2003 году жителям нашего района также было предложено принять участие в разработке символа, отличительного знака, района, который бы и стал отражением истории Красногвардейского района.
Инициатива исходила от тогдашнего Главы администрации Кудаева М.И. и Совета народных депутатов Красногвардейского района. Соответствующим Постановлением Совета народных депутатов от 31 октября 2003 года за № 89 было объявлено о проведении конкурса на изготовление эскиза герба района и сформирована конкурсная комиссия по подведению итогов конкурса. (см.приложение 1)
Так началась долгая и кропотливая работа по разработке и принятию эскизных проектов отличительного знака-герба нашего района. Десятки жителей и даже школьников не только района . но и Адыгеи принимали самое активное участие в конкурсе. А проект герба района, автором которого была ученица нашей СОШ № 11 Бахман Диана, решением Совета народных депутатов был отмечен денежной премией.
К разработке проекта эскиза герба привлекались также и профессиональ- ные художники Республики Адыгея.
Эскиз герба разрабатывался в течение более чем полутора месяцев на конкурсной основе, с 10 ноября 2003 года по 1 января 2004 года.
Наконец 21 июля 2004 года на очередной сессии Совета народных депутатов района было принято Постановление о подведении итогов конкурса по изготовлению эскиза символики(герба) Красногвардейского района.
Автором утвержденного эскиза стал заслуженный художник Российской Федерации и Республики Адыгея Теучеж Мадинович Кат.
Глава нашего района Мурат Измайлович Кудаев одобрил проект и депутаты райсовета проголосовали «за» его принятие в качестве символа (герба) нашего района. (см. приложение 2)
Герб Красногвардейского района , как и многие гербы Российских городов, выполнен в форме геральдического щита древнерусских воинов с золотым обрамлением. В почетном месте герба на зеленом фоне расположе- но золотистое изображение Ритона меото - скифского периода – уникального творения древнего искусства 5-го века до нашей эры, который был найден на территории нашего района при раскопках древних курганов
в окрестностях а. Уляп. В верхней части герба расположена надпись «Красногвардейский район» и двенадцать звезд символизирующих число адыгских племен. ( см. приложение 3 )
3.
По своей природе он лаконичен и прост. Простой человек, глядя на него, может подумать, что любой ребёнок смог бы нарисовать такое. Но мнение это ошибочно. Чем профессиональней выполнено произведение, тем оно проще по своему содержанию. Ничего лишнего в нём не должно быть. Геральдика не терпит никаких лишних элементов. Взять, например, государственный флаг Японии. Здесь всё очень просто. Правильный красный круг на белом фоне символизирует страну восходящего солнца. Чем проще атрибут, тем он красивее и понятнее.
На гербе нашего района изображен ритон – сосуд в виде рога, выполнен- ный древнегреческим мастером. Он имеет форму крылатого коня, и был найден при раскопках кургана в ауле Уляп. Историки и археологи называют его по-разному. Например: Золотой Пегас или Крылатый конь. Но правильно его называние именно Ритон.
Почему же ритон, а не какой-либо другой предмет древности был выбран для герба?
Обратимся к истории. В 1981 году в нашем, Красногвардейском районе, археологами проводились достаточно масштабные раскопки древних курганов - захоронений в окрестностях а. Уляп, и в одном из таких курганов, который значился под № 4, археологи обнаружили уникальные находки многие из которых были выполнены древними мастерами из серебра и золота.
В Уляпском кургане было найдено много драгоценных вещей, которые могли бы стать символом нашего района. (см.приложение 4)
Но был выбран Ритон. Он был создан не позднее середины 5 века до нашей эры.
Это время расцвета вершины древнейшего искусства и культуры, это период, когда творили Фидий и Геродот, Эсхил и Аристофан, Еврипид и Платон, Софокл и Перикл, эпоха крупнейших мастеров слова, кисти и резца. Тогда же, как видно из находок Уляпских курганов, творил и неизвестный выдающийся мастер прикладного искусства, подаривший миру этот шедевр.
Прямое высокое тулово, плавно изгибаясь, переходит в протому крылатого коня Пегаса. На стройной рюмкообразной ножке красавец ритон как будто парит в воздухе. Его прямое тулово имеет чуть отогнутый край. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметтами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Могучие , ювелирно чеканные золоченые крылья первоначально, вероятно были расправлены- только в таком варианте они не закрывали части фриза. Сломавшиеся у основания крылья были приклепаны во время ремонта к тулову сосуда, закрыв частично нижнюю часть фриза. От основания крыльев отходили выброшенные передние ноги Пегаса.
4.
Мощную стройную шею Пегаса венчает редкой красоты и выразитель- ности голова, украшенная золоченой гривой, где чеканкой проработан каждый волосок. Приподнятые уши, большие инкрустированные янтарем глаза, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены - так мастер изобразил божественного коня. Богатое золочение верхней части ритона, а также золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, янтарные глаза и поблескивающий язык, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают всему творению торжественный вид, достойный царского стола.
Ниже по тулову идёт ряд позолоченных накладных пальметт. Под пальметтами ритон опоясывает позолоченная пластина, на которой высоким рельефом изображены шесть противоборствующих пар.
Художник познакомил мир с еще одним вариантом отражения в прикладном искусстве древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов.
В центре фриза сошлись в смертельной схватке богиня и бог Гефест с противостоящими им гигантами. Вцепившись левой рукой в голову гиганта, богиня стремиться сразить врага ударом хромового ключа. Прикрывшись бычьей шкурой, гигант пытается левой рукой перехватить ключ, держа в правой руке камень. В могучую правую руку бога-кузнеца Гефеста древний художник вложил кузнечные клещи, в которых зажата раскаленная крица. Этим смертоносным оружием Гефест должен решить судьбу поединка.
Справа от богини художник изобразил Зевса, поражающего гиганта своими перунами ( громовыми стрелами). На крайнем изображении слева богу помогает лев, вскочивший на грудь и плечи рухнувшего гиганта, а бог занес над его головой карающий меч.
Далее бог Гермес ,перехватив левой рукой правую руку гиганта, в которой тот держит меч – махайру, готов нанести решающий удар снизу.
Во всех парах, кроме двух, имена богов можно назвать с уверенностью. Ведь известно, что многие олимпийские боги изображаются в греческом искусстве со своими постоянными атрибутами.
Так, Гермес легко определяется по наличию только ему присущего жезла – кадуцея, бог Гефест изображается с клещами и пылающей крицей и т.п.
А вот, изображенная на Ритоне богиня определяется сложнее. Судя по тому, что она на фризе изображена с ключом от храма можно предположить что это художник отобразил богиню Геру. Если исследовать изображенную богиню методом исключения, и знать, что богиня Афина изображалась в шлеме, Артемида с луком, а Геката с факелом, то остается только богиня Гера, которая в многочисленных изображениях не имела постоянных атрибутов.
На фризе Ритона вероятнее всего художник отобразил одну из сцен свода
мифов Древней Греции античного писателя Аполлодора, который описал сцену нападения на Геру гиганта Порфириона и она призвала на помощь Зевса.
5.
При внимательном изучении фриза Ритона обнаруживается еще одна интересная странность. Сцена с участием Гермеса почему-то повторяется дважды. Видимо длина пластины для тиснения у древнего мастера оказалась больше матрицы и он дважды оттиснул эту сцену.
Нельзя не заметить, как мастерски четко художник отразил разные этапы битвы: на крайней левой сцене гигант уже фактически побежден, его оружие – камень – служит ему лишь опорой. Гигант которого поражает Зевс так же уже гибнет, шлем его сорван, стоит он на одном колене, а на вторую его ногу наступил Зевс. Гигант, с которым борется Гермес, так же повержен на одно колено, и хотя он и занес свою хайру для удара , но рука его уже перехвачена Гермесом.
А вот битва в центральной части фриза еще в полном разгаре и, чувствуется, исход ее еще неизвестен. И Гефеста и Геру мастер изобразил в атаке , но определенно неясно, успеют ли они нанести решающие удары,
и это конечно вольно - невольно заставляет нас как бы сопереживать героям.*
К сожалению на Ритоне отсутствует имя выдающегося мастера далекой древности, но тем не менее мастерство его с находкой уляпского Ритона для нас уже бессмертно.
Уляпский ритон с протомой Пегаса входит в число уникальных творений древнего искусства, когда-либо открытых отечественной археологией.
Удельный вес и содержание драгоценного металла у него значительно больше, чем у других найденных предметов древности. Да и по смысловой нагрузке ритон более подходит для символики.
Он как бы является напоминанием о том, что на этой земле жили предки адыгов. К тому же ритон всемирно известен, аналогов ему в мире не существует. Оригинал находится в музее народов Востока.
Ритон символизирует древних предков адыгов-меотов. Он вписан в герб на зеленом фоне. Зеленый цвет - цвет флага Адыгеи. Двенадцать звездочек, изображенных вверху герба, символизируют двенадцать племен адыгов, живущих в республике.
Надпись «Красногвардейский район» выполнена желтыми буквами на красном фоне. Красный цвет отлично сочетается с желтым и зеленым. И чтобы не было никаких лишних элементов, герб обведен каймой желтого цвета. Этот цвет символизирует золотую вышивку древних адыгов.
Сам герб выполнен на белом фоне. Белый цвет - это условный цвет серебра. Сам ритон изготовлен из этого металла, а грива, крылья, верхний ободок и изображение древних меотов в средней части кубка из чистого золота. Цветовая гамма символа района подобрана специально для того, чтобы человеческий глаз воспринимал это изображение без особого напряжения. Желтый, красный , зеленый и белый цвета дополняют друг друга.
*История античности.Древняя Греция. т.1 Москва; Издат-во «Правда», 1989
6.
Мы, Красногвардейцы, гордимся тем, что эта реликвия, пролежавшая в земле не одно тысячелетие, досталось именно нам.
Ритон был найден на нашей земле, вот почему он и был вписан в герб нашего района, являясь уже частицей истории его .
20 февраля 2008 года 12-я сессия Совета народных депутатов муниципального образования «Красногвардейский район» утвердила Положение о гербе муниципального образования «Красногвардейский район» и данное решение было направлено в Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации для проведения государственной регистрации герба муниципального образования «Красногвардейский район». (см.приложение 5)
11 апреля 2008 года Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации муниципальному образованию «Красногвардейский район» Республики Адыгея было выдано Свидетельство от 15.02.2008 года о внесении в Государственный геральдический регистр герба муниципального образования «Красногвардейский район» за № 3931.
(см.приложение 6)
29 августа 2008 года на 17-й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «Красногвардейский район» принимается Решение об утверждении Положения «О порядке использования изображения герба муниципального образования «Красногвардейский район» юридическими и физическими лицами в коммерческих и иных целях, которым строго регламентировалось использование герба района в вышеуказанных целях.
(см.приложение7)
Источники и литература:
Майкоп - -2009
Государственного музея Востока 1985 г.
г.Майкоп , 2005-2006 г.г.
6.Историки античности, Древняя Греция., т.т. 1-2 , Москва, Издательство
«Правда», 1989 г.
Слайд 1
«История символа (герба) Красногвардейского района» Выполнил ученик 7 кл . МОУ СОШ № 11 с.Красногвардейское Диканев Алексей Исследовательская работа на тему:Слайд 2
Карта Красногвардейского района
Слайд 3
Уляпский курган Уляпские курганы – древние могильные холмы, датируемые 5-4 веками до н.э. В Уляпе и вокруг него насчитывалось около 200 таких холмов. Впервые их изучение началось в 1898 году известным русским археологом, профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Ивановичем Веселовским. В том далеком году он со своей экспедицией провел раскопки двух больших курганов, расположенных на территории самого аула и именуемых аульчанами «Джигуновским» и «Цугановским» - по фамилиям рядом живущих семей.
Слайд 4
Уляпские курганы Второй этап изучения уляпских курганов начался в 1981-1984 годах московским профессором Александром Михайловичем Лесковым сделал их всемирно известными. Золотые, керамические и бронзовые находки из этих курганов пополнили тогда экспонаты Эрмитажа
Слайд 5
Уляпские находки В уляпском кургане №1 было обнаружено святилище. Среди содержимого этого святилища – шесть остродонных древнегреческих амфор, глиняные меотские сосуды, бронзовые котлы, серебряный кубок, многочисленные золотые штампованные бляшки, предметы вооружени я
Слайд 6
Уляпские курганы Здесь были найдены два навершия – фигуры лежащего оленя и кабана. Голова, грудь и шея оленя выполнены из листового золота. Серебряные пластины составляют туловище, а голову венчают массивные серебряные рога. Полая фигура лежащего на поджатых ногах кабана с вытянутой мордой изготовлена из массивных серебряных платин с золотой инкрустацией глаз, ушей и клыков.
Слайд 7
Уляпские курганы Но самые яркие и богатые находки принесло исследование уляпского кургана №4-два ритона. Один ритон – золотой, со скульптурной головой льва. Второй – серебряный с позолотой. Его прямое высокое тулово, плавно изгибаясь, переходит в протому крылатого коня Пегаса. Этот ритон входит в число уникальных творений древнего искусства, его изображение украшает Герб Красногвардейского района. Сегодня в уляпском районе остаются неисследованными около 150 курганов.
Слайд 8
Герб Красногвардейского района
Слайд 10
Выполнил: Диканев Алексей 8 класс СОШ №11
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Цветок или сорняк?
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать небо акварелью
Лепесток и цветок