Эта тема, на мой взгляд, никогда не будет изучена полностью. Своей работой я хотела бы заполнить еще одну страничку в военной истории нашего района . О том, как вели себя дети во время оккупации, как боролись с врагом, трудились во имя Победы своих отцов и братьев я и хочу рассказать.
Главная цель моей работы - на основе судьбы реального человека, которому в то, военное лихолетье едва исполнилось 12 лет, показать, насколько тяжела жизнь детей во время военных действий, и насколько отважны и мужественны были наши ровесники.
Министерство образования и науки республики Адыгея
Всероссийские краеведческие чтения движения учащихся РФ «Отечество»
Тема:
«Суровое детство войны»
Выполнила: Молчанова Олеся
Учащаяся 9 класса
Красногвардейской СОШ №11
Красногвардейского района
Руководитель: Сапожников Ю. А.
Учитель истории СОШ № 11
с.Красногвардейское
Красногвардейского района
2012г
с. Красногвардейское
1
Введение.
В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством –
Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом паспорта…
Ю.Воронцов
Все ближе подходит к нам праздник, одновременно радостный и печальный - День Победы. День, когда ровно 67 лет назад над разрушенными городами и селами звучало только одно слово: «Победили!»
Война унесла жизни почти 27 млн. человек (в том числе примерно 10 млн. солдат и офицеров). Лучших людей нашей Родины. Ибо только человек беззаветно любящий свою Отчизну способен ради ее свободы и процветания пожертвовать собою и своей жизнью.
Во вражеском тылу погибло более 4 млн. партизан, подпольщиков, мирных жителей. Свыше 8,5 млн. человек оказались в фашистской неволе. Тысячи разрушенных сел и городов, фабрик и заводов. Четыре долгих года героически сражались советские воины на полях боев, отстаивая свободу и независимость своей Отчизны. И они победили! И спасли от гитлеровского порабощения не только свою Родину, но и народы Европы.*
Очень дорогой ценой досталась нашему народу эта победа!.
Сегодня как никогда актуальной становится проблема поиска правды о том непростом и тяжелом времени, которое выпало на долю наших дедушек и бабушек. Именно поэтому я и выбрала для себя тему правды о войне, основанной не на домыслах и предположениях, а на воспоминаниях и рассказах тех людей, которые оказались волею судьбы непосредственными очевидцами и участниками страшных военных событий.
* А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Москва «Просвещение»2011год
2
Но самое худшее…самое страшное то, что война коснулась самой беззащитной и беспомощной части граждан - детей.
"Наши дети – героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И слово "Родина" для них – это не мертвое слово, а сама жизнь, само биение сердца, пламенный призыв, глубочайшая любовь".
Война обрушилась на детей так же как, и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее.
Дети войны, они не могли взять в руки оружие, чтобы защитить себя, братика, сестричку, страну от врага. Они гибли под пулями, не понимая, почему должны умирать. Те, кто выжил, мерзли и голодали, мечтая, как о чуде, наесться досыта хотя бы черного хлебушка.
Как чуда, ждали писем с фронта и возвращения отцов с войны. Многие не дождались — война превратила их в сирот. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.
Многие молодые люди шли на фронт прямо со школьной скамьи. А сколько известно случаев, когда 11-12-летние ребята становились разведчиками, сынами полков. Многие не жалели своей жизни ради победы, в которую свято верили. Хотя мне трудно представить весь ужас этой войны, но я надеюсь, что такое горе больше никогда не повторится и люди забудут это страшное слово «война». Наверное, трудно не согласиться с мнением, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально, потому как не по возрасту взрослые, они прошли через лишения и невзгоды, познали смерть близких, и счастье окончания войны. Дети, которые еще недавно были ласковы, беспечны, и доверчивы, оказались втянутыми в пламя войны, воспитавшими в них недетскую ненависть к бесчеловечным врагам.
3
Дети в наше время не отличаются большим рвением к учебе и самостоятельности. Возможно, они не понимают, что стоит к чему-то стремиться, что родители не могут обеспечивать их всю жизнь.
Во время войны все было иначе.
Дети вынуждены были сидеть с братишками и сестренками, готовить еду, ухаживать за животными, хлопотать по хозяйству, а нередко и работать на фабриках и заводах по 10-12 часов в сутки, чтобы хоть как-то помочь семье и воюющей стране, старались сделать все, что могли, что бы ни в чем не отстать от взрослых. Они, в конце концов, сами были защитниками своей Родины, как и их взрослые братья. сестры, отцы. Нередко отцы и сыновья становились в один строй.
И сейчас, в предпраздничные дни тема детей в Великой Отечественной войне как никогда актуальна. Эта тема, на мой взгляд, никогда не будет изучена полностью. Своей работой я хотела бы заполнить еще одну страничку в военной истории нашего района . О том, как вели себя дети во время оккупации, как боролись с врагом, трудились во имя Победы своих отцов и братьев я и хочу рассказать.
Главная цель моей работы - на основе судьбы реального человека, которому в то, военное лихолетье едва исполнилось 12 лет, показать, насколько тяжела жизнь детей во время военных действий, и насколько отважны и мужественны были наши ровесники.
Основными методами работы являются встречи и беседы с участником войны - Бугаенко Алексеем Александровичем. изучение и исследование материалов связанных с оккупацией Адыгеи и в частности Красногвардейского района.
Хронологические рамки моей работы охватывают период жизни Бугаенко А.А. с 40-х г.г. ХХ столетия, и до наших дней..
4
Основная часть.
Человек, о котором я хочу рассказать - Бугаенко Алексей Александрович, родился в хуторе Нижнем Назарове Красногвардейского района тогда еще Адыгейской Автономной Области, в крестьянской семье. Мать – Наталья Федоровна и отец – Александр Сергеевич работали в колхозе. Растили четырех сыновей - Николая, Ивана, Алексея и Владимира. Все было бы хорошо, но в 1940 году внезапно заболела и умерла мать Алексея, дети остались сиротами. Мать им заменила их бабушка со стороны отца; звали ее Ефросинья Кондратьевна. Жили в бедности. Казалось, на долю этой семьи хватит испытаний, но нет…
В 1941 году 22 июня без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Началась Великая Отечественная война…
Как известно, война не обошла стороной Северный Кавказ. Более 80 тысяч человек ушли на фронт. Свыше 30 тысяч из них не вернулись домой.*
В числе тех 80 тысяч был и глава семейства-Бугаенко Александр Сергеевич. Наступают тяжелые времена. Дети остаются на попечение бабушки. Самый старший из братьев - Николай, чтоб хоть как то прокормить семью, бросает учебу в школе и идет работать в колхоз; на тот момент ему было 15 лет. Иван ходил в третий класс, а Алексей в первый.
С фронта отец присылал детям письма, называя каждого по имени: «Слушайте, дети, бабушку и помогайте в домашних делах. Завтра идем в бой. Останусь жив сообщу».** В бой он вступил под городом Ростовом и больше писем семейство от него не получало.
Второй год войны принес новые невзгоды. Стало известно, что фашистские войска резко активизировались на Южном направлении, т.е. развернули наступление на Северный Кавказ.
*История Адыгеи. Учебное пособие. Майкоп.2003год
**Бугаенко А.А.автобиография.
5
Красная Армия под ударами фашистов отступала на юг, в сторону Владикавказа и Грозного. нависла угроза оккупации Адыгеи. Все чаще в небе появлялись немецкие самолеты и бомбили села и хутора. Недалеко от х.Садового и х.Нижнего Назарова, где жила во время войны семья Бугаенко, до сих пор сохранились воронки от бомб.
Летом 1942 года немцы вели активное наступление на Адыгею и в августе оккупировали фактически всю область. Немецкие войска не обошли стороной и хутор Нижний Назаров. Фашиские войска бомбили хутор с воздуха; но к счастью все бомбы падали на окраинах хутора, хотя от их разрывов во многих хатах попадали печные трубы.
Вся территория Красногвардейского района находилась в течении шести месяцев в оккупации. Жили, кто как мог. Магазины, заводы, колхозы, школы, общественные учреждения - все закрыли.
Молодежи, которым было 15-17 лет, приходилось прятаться от фашистов, ведь немцы охотились за такими ребятами. Они отправляли их в Германию на разные работы.
Несколько эпизодов, о которых рассказал Алексей Александрович, произвели на меня очень сильное впечатление.
«Мы жили в хуторе на первой улице от х.Черногоркина, и вот мой старший брат Николай со своими сверстниками Кусенко Николаем, Чукалиным Яшей, Соловьевым Алексеем и другими, находили где - то винтовки и прятали их в сарае. Примерно в километре – двух от нашего сарая проходила дорога, по которой часто шли немецкие обозы.
И вот даже в таких условиях, страха и голода, в сердцах людей пылал героизм. Николай со своими товарищами: Кусенко Николаем, Муравьевым Николаем, Чуколиным Яшей и Соловьевым Алексеем организовали подпольное партизанское общество. Из сарая они несколько раз стреляли по колоннам и обозам, с расстояния, примерно в километр. И кто-то доложил о наших ребятах полицейскому Нечитайло, что стреляли из двора Бугаенко.
6
Он грозил сжечь весь хутор, но дело обошлось.»*
В феврале 1943 года Красная армия предпринимала попытки освобождения Красногвардейского района, к тому же в нашем районе действовало несколько небольших партизанских групп, и немцы часто останавливались на х. Н.Назаров и отсюда проводили карательные рейды против них. ** Однажды Алексей со своим товарищем Полянским Александром решили посмотреть на расположение немцев, очень интересно им было взглянуть на немецкую технику. Два фашиста на мотоциклах схватили мальчишек и попытались усадить их в люльку, но Саше Полянскому удалось вырваться и убежать. Алексея же, они усадили впереди пулемета, на люльку. Паренек очень испугался. Так они проехали километра два, потом вернулись на прежнее место и вышвырнули мальчика из мотоцикла. Сделали они это, для того, чтобы если советские солдаты, или партизаны, заметили их мотоцикл, то не открыли бы огонь, увидев мальчишку в люльке мотоцикла.
Еще одна встреча Алексея с немцами произошла тогда, когда фашисты этапом гнали наших пленных со стороны Белореченска и остановились на хуторе, разместив пленных в сарае, где когда то сушили табак. Он с односель-чанами отправился к пленным. Женщины и дети приносили, кто что может: вещи, одежду, воду, еду. И так получилось, что им удалось увести одного пленного, прикрыв его одеждой, в толпе женщин. Он был сильно изможден и болен. Как потом оказалось, это был полковник, летчик бомбардировщика. Он рассказал, как оказался в руках фашистов: он был летчиком, подбили его под городом Майкопом. Алексей, со своим другом-Кравченко Александром перенесли полковника в дом Бугаенко, там он и находился до прихода наших войск; после освобождения от оккупации снова ушел на передовую. Он очень благодарил ребят и на прощанье подарил им офицерский пояс, который был немного испорчен, т.к. когда нечего было есть этот летчик жевал его утоляя голод. Больше парнишки никогда не слышали о нем.
* Автобиография А.А.Бугаенко
** Материалы районного краеведческого музея
7
И вот в феврале 1943 года наступающая Красная армия освободила всю территорию Красногвардейского района.
В тот же 1943году старший брат Николай и его товарищи 1926 года рождения ушли на защиту родины, хотя им на тот исполнилось только 17 лет. Служил он на Балтике, был ранен. С ним был случай: когда катер, на котором он находился стали бомбить, он остался жив и спасся на спасательном кругу. С армии он пришел в 1947 году, долго и сильно болел, сейчас его к сожалению уже нет в живых.
Обстановка после изгнания оккупантов сложилась тяжелейшая, значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. Ребята очень серьезно помогали взрослым. Многие из них за годы войны вырабатывали трудодни наравне со взрослыми. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми.
Отец семейства Бугаенко - Александр Сергеевич, после Победы вернулся домой. Стал работать в колхозе, дети тоже с раннего возраста пошли работать. Все они трудились в колхозе «Дружба» Красногвардейского района.
В 1951 году Алексея Александровича призвали в армию. Служил он в частях авиации, окончил ШМАС - Школу младших авиационных специалистов. Был механиком по приборам на самолетах всех типов того времени: Ильюшина, Петлякова, Миг, Яки, Бостоны, ИЛ-28.Прослужил он 4 года и 8 месяцев. Получал множество благодарностей от командиров дивизии и полка.
8
Сразу после армии он пошел трудиться на Красногвардейский маслозавод «им. Погибельного», в качестве электрика завода, где и проработал до выхода на пенсию. За свой многолетний труд он получил множество грамот и наград.
Неоднократно Алексей Александрович был занесен на районную Доску Почета. Он член КПРФ с 1963 года и по настоящее время. За свой многолетний труд Алексей Александрович получил множество медалей. Сейчас ему уже за девяносто, но до сих пор он трудится не покладая рук, но уже в своем домашнем хозяйстве. (см.приложения)
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждена: это делать необходимо. История – это и есть наша Память. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут ее воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
9
Заключение.
Как жаль, что таким ребятам пришлось повзрослеть за считанные минуты, и определить для себя, что свобода Родины дороже жизни. Для меня Алексей Александрович - человек, на которого хочется равняться. Я буду всегда гордиться такими людьми, ведь я родилась с ними на одной земле. И гордость за таких людей должна гореть в наших сердцах.
Свою работу я хочу закончить его стихами, которые написал сам Алексей Александрович Бугаенко:
« Страшно вспомнить то, что было
Когда началась война
Вся земля ведь содрогалась,
Была в страхе вся страна.
Всех мужчин на фронт забрали,
Остался немощный народ
Подростков, женщин, так бывало,
Отправляли в поход.
Скажем правду-страшно было-
Снаряды рвались надо мной,
Но наш солдат был так настроен
Всей честью, Славой боевой.
Война все шла, и слышны стоны
От ран солдат наш помирал.
Но сил давал господь небесный
Солдат шел в бой - не унывал!
И вот как есть, четыре года
Солдат почти пешком прошел
Гостей незваных всюду гнали
И наш солдат в Берлин прошел!
Советский флаг там водрузили
Который кровью был омыт,
И тот, кто пал, кто жив остался
Он никогда не позабыт…!»
10
Источники и литература
1. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, уч. для 11 кл.
М; «Просвещение» 2003
2. История Отечества; Справочник школьника. – М,1996
3. История Адыгеи. Учебное пособие. Майкоп. 2003
4. А.И.Уткин, А.В. Филиппов, История России 1945 – 2007 г.г.
М: «Просвещение» 2008
5. Автобиография А.А. Бугаенко
6. Материалы районного Краеведческого музея
Приложения
1
Отец Бугаенко Александр Сергеевич
2
Со старшим братом Николаем
после войны
3
Связист ВВС СССР
Фергана 1953 год.
4
5
6
7
8
9
10
Как видим из представленного материала, заслуживает глубочайшего уважения и почтения, поколение детей военного времени. На их долю выпала нелегкая судьба, но они с честью и достоинством прожили свою жизнь, ни на минуту не забывая о том, что жизнь человека –служение нашей Великой Родине, в больших, и в малых делах своих! Почет и хвала той стране, которая сумела воспитать поколение таких людей как Бугаенко Алексей Александрович!
В Китае испытали "автобус будущего"
Прекрасное далёко
Как нарисовать черёмуху
Как нарисовать портрет?
Кактусы из сада камней