И пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои края родные,
Мои родные, милые края!
Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился – такое определение дает в толковом словаре В.Даль. У каждого человека есть малая родина. Место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих – маленькая деревенька. Для каждого человека дороги родные места.
Предметом моего изучения стали фотоальбомы семьи, записи в архивных документах, книги о нашем крае, которые хранятся в сельской библиотеке.
Цель моей работы найти сведения о историии возникновения моего села
Задачи работы:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevenka_moya.docx | 43.57 КБ |
Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся
по истории сёл Наровчатского района: «Деревня моя…
Деревенька моя
Выполнила:
Ученица 6 класса
Богданова Яна
Руководитель:
Белоглазова Татьяна Алексеевна.
2012г.
Оглавление
Введение
И пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои края родные,
Мои родные, милые края!
Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился – такое определение дает в толковом словаре В.Даль. У каждого человека есть малая родина. Место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих – маленькая деревенька. Для каждого человека дороги родные места.
Мой интерес к данному вопросу возник, когда в школе на уроке обществознания мы изучали тему: «Моя Родина». Получив задание рассказать о своём селе, я столкнулась с проблемой, что ничего не знаю о истории возникновения своего села и сколько ему уже лет. С этим вопросом я обратилась к своим родителям и бабушке с дедушкой.
Предметом моего изучения стали фотоальбомы семьи, записи в архивных документах, книги о нашем крае, которые хранятся в сельской библиотеке.
Цель моей работы найти сведения о историии возникновения моего села
Задачи работы:
Изучая свою тему, я в первую очередь обратилась за помощью к своей бабушке. Она много мне рассказала о местных обычаях, о том где поселились первые жители, чем занимались люди в селе.
Но многое мне пришлось искать в архивных документах. Большую помощь мне оказала моя мама –учитель истории Белоглазова Татьяна Алексеевна. Все найденные материалы по истории села я описала в своей работе «Деревенька моя».
История названия и возникновения села Потодеево
Там, где сейчас расположено неше село Потодеево, когда-то веками глухо шумел лиственный лес. Редко ступала здесь нога человеческая, поэтому леса имели множество дичи, а река Мокша изобиловала различными породами рыб. Но вот в 1237 году на земли русских княжеств напали озверелые орды татаро –монгол.Всё на своём пути они грабили и уничтожали, а людей забирали в плен или убивали. Тяжело жилось русскому народу под татаро –монгольским игом.
Татарские орды заселяли лучшие места русской земли, богатые дичью, рыбой, и водой. Татарские поселения были разбросаны по возвышенным местам и опушкам леса. Все окресные русские поселения выплачивали ненавистным татарам дань. Во главе татарских поселений стояли военные начальники. Последним таким начальником был по имени – БАДЕЙ. (Со слов Мешонкова А.И. и Коровина С.С.)
После изгнания татар первое русское поселение и стало именоваться по имени этого начальника -БОДЕЕВО, которое со временем изменилось и стало называться ПОТОДЕЕВО.
Село Потодеево возникло в 1647 году. До революции село относилось к Дурасовской волости Наровчатского уезда Пензенской губернии. Население в селе - русское. До революции относилось к государственным крестьянам, потомком служилых людей.
В одном из документов о Пугачёвском восстании упоминается село Потодеево, как место остановки повстанческого отряда Евграфова (инсарский крепостной крестьянин) по пути от Троицкого острога в Н –Ломов. Возможно, что и часть служилого населения села Потодеево участвовала в повстанческом отряде.
Село при феодально –крепостном строе.
При феодально- крепостном строе все богатства принадлежали феодалам –крепостникам. Все лучшие земельные угодья вместе с поселениями стали их собственностью. Тяжёлым и бесправным было положение крепостных крестьян, которые от зари и до зари работали на помещика. Феодал мог крепостного крестьянина не только заставить работать на себя, но и продать, избить, проиграть в карты, затравить зверям. Крепостной был собственность помещика.
Такая горькая доля выпала крестьянам улицы Деревни (Веденяпино), которые на протяжении нескольких веков испытывали тяжёлую участь быть – крепостными.
Подневольный труд и телесные наказания были их уделом. Крепостной не считался человеком. Помещики своих крепостных проигрывали в карты, обменивали на собак, тем самым разрвыая семьи.
Так например, однажды барин Диковский променял на щенка барину Каверину двух девочек, одна из которых впоследствии называлась в нашем селе Тормашихой. Особенной жестокостью отличался барин Маценов. Долго сохранялось в памяти людей о его зверских расправах над крепостными. Однажды по улице Деревни на тройке холёных лошадей в сопровождении своры борзых собак ехал Маценов. В это время на улице играли мальчики, один из них бросил в собаку камнем. Барин решил жестоко расправиться с «обидчиком». На другой день вызвал к себе и дворовым приказал затравить на него собак, но собаки не хотели трогать человека. Чтобы довести свою расправу до конца, он приказ одеть мальчика в заячьи шкурки и снова затравить собак. Мальчик был растерзан. Не менее трагический случай можно привести и ещё.
У жены крепостного народился ребёнок и барин, узнав об этом, приказал своим холопам отнести к этой женщине для вскармливания грудью двух щенят. Когда муж увидел, что жена кормит грудью вместо ребёнка щенят, то он не смог перенести такого унижения и убил щенят. За такой поступок он был заживо сварен в котле.
Так жил унижено и бесправно в бесконечном труде и нужде крепостной крестьянин. Отмена крепостного права была большим радостным событием для крестьянства. Весть об отмене крепостного права первым сообщил нашим крестьянам десятник Михаил Леонтьевич Малкин.
Потодеево после отмены крепостного права.
После отмены крепостного права опять таки лучшие земельные угодья остались в руках помещиков, а остальные земли были поделены между крестьянами.
Земля делилась на «души». На каждую «душу» давали земельный надел велечиной больше одной сотки. Такими «счастливыми» душами было только мужское население. Женское же население было лишено земельного надела. Поэтому так положение женщины всецело зависело сначало от отца, а затем – от мужа. Рождение девочки в семье считалось бедой, так как она была «нахлебницей».
Всвязи с малоземельем жизнь крестьян села была тяжёлой. Ежегодно у крестьянина не хватало хлеба до нового урожая. Многим семьям приходилось идти с побором милостыни по миру. Мешонков А.И. рассказывает, как ни раз ему с членами семьи приходилось уезжать в Саратовскую губернию для сбора милостыни, благодаря которой с трудом доживали до нового урожая. Среди жителей села родилась поговорка: «Потодеевскому мужику земли хватает только на квас и лук». В селе было много безземельных и малоземельных крестьян, которые вели голодный образ жизни.
Несмотря на такое положение, крестьянам приходилось платить непосильные налоги. Поэтому год от года они всё больше разорялись и, продав свои земли, уезжали на прмыслы или новые поселения. Так из преселенцев в Самарской губернии возникло село, которое тоже носило название Потодеево. Так же большая часть мужского населения уходила бурлачить на Волгу в Самарскую и Саратовскую губернии. Часто между крестьянами села Потодеево и села Кавендра из за земли вспыхивали междуусобицы и драки. Начиналась тяжба, в которой выигрывал тот, кто больше задаривал судей. Около восьмидесяти лет тому назад крестьяне села Кавендра захватили у наших крестьян триста десятин пахотных земель и девяносто десятин сенокоса. Для того, чтобы вновь вернуть свои земли, наши крестьяне обратились за помощью в суд, на который возлагали большие надежды. Для разбора дела суд прислал межевого, который действовал по принципу: кто больше даст взятку, тот и прав. Взятка кавендровских крестьян оказалась большей. После этого крестьянам нашего села стало жить ещё труднее, так как кроме потери земли они понесли большие расходы во время тяжбы.
Свои земельные наделы крестьяне обрабатывали деревянной сохой. К тому же, плохо обработанные земли никогда не удабривались, поэтому крестьяне собирали очень низкие урожаи. Кроме того, в земледелии
применялась трёхпольная система, поэтому около 1/3 части пахотных земель находилось под парами.
Основными зерновыми культурами были: рожь, просо и овёс. Сорта этих культур были низкоурожайными – едва набирали по 20 - 30 пудов с гектара.
В неурожайные годы тяжёлым бременем ложились на плечи крестьян недоимки. К 1813 году за крестьянами Потодеевской волости накопилось недоимки 25 рублей. Сбор недоимок часто сопровождался издевательствами уездных властей над крестьянами. В 1812 году наровчатский земский исправник Слепцов до смерти замучил отставного писаря Потодеевского волостного правления «купая его колодезной водой, от чего он и умер».
На крохотных приусадебных участках, которые отличались высоким плодородием, крестьяне возделывали морковь и лук, на которые в других сёлах выменивали хлеб. Об этом так выразился Загородов П.М.: « Несмотря ни на какую погоду потодеевский мужик всё время был в разъездах по базарам, чтобы продать и поменять своё неходовой товар. Так вот и получилось: весной и летом работа в поле, осенью и зимой в разъездах по базарам».
В связи с малоземельем и скудными выпасами крестьяне имели мало скота. Многие крестьянские семьи были безлошадными и безкоровными. Основной пищей крестьян был квас, картофель, ржаной хлеб испечёный из муки грубого помола и прсеянной редким решетом.
Жилища строили деревянные с соломенной крышей, которые состояли из одной комнаты. В комнате всегда было грязно, сыро и тесно, так как кроме членов семьи здесь помещался скот: ягнята, телята, поросята. Такие антисанитарные условия и отсутствие медицинского обслуживания способствовали процветанию различных болезней.
По сведениям 1864 года в селе было 114 дворов. Мужчин – 398, женщин -406 и церковь.
В селе происходило быстрое расслоение крестьян на бедноту и сельских богатеев –кулаков. К 1911 году в руках 14 хозяев было свыше 11 десятин на каждое. Некоторые зажиточные крестьяне даже скупали земли у помещиков. Так в 1906 году крестьяне Кривцов и Ягунов владели землёй при селе Пандерки Зубовской волдости.
Несмотря на это основная масса крестьян владела мизерными наделами. Недостаток земли вынуждал крестьян орендовать её у соседних помещиков за дорогую плату. Малоземелие вело к конфликту с соседями. В августе 1862 года крестьяне села Потодеево самовольно захватили церковную землю. А в апреле 1886 захватили землю, принадлежащую крестьянам села Кавендра.
Отходничество.
Малоземельные крестьяне сдавали за бесценок свою землю кулакам и уходили в отход на промыслы. В 1911 году на прмыслы ушло 105 в сельскохозяйственные экономии Поволжья и на рыбные промыслы в Астрахань, Грозный. Полную картину крестьянского положения даёт нам материал подворной переписи 1911 года. Из 287 хозяйств 54 было безлошадными и 63 безкоровными.
Культурная жизнь села.
Подавляющее больншиство крестьян было безграмотными, грамотных было 139 человек, несмотря на то, что школа в селе открыта в 1885 году. В 1911 году в земской школе училось 59 мальчиков и 10 девочек. Но и эта школа из –за тесноты не могла принять всех желающих учиться. Из –за отсутствия материальных средств родителей, трудностей учёбы, часто ученики выбывали из школы, не окончив курса.
Из прмышленных заведений в селе было три маслобойки и просорушка, шерстечесалка, кузница и три лавки, принадлежавшие зажиточным крестьянам. Так лавочниками в селе были Агапов Тимофей Никитович и Курдюковы Марья Дмитриевна и Семён Алексеевич.
В 1912 году в селе была открыта библиотека.
В году первой русской революции «1905 -1907 годы» активную революционную деятельность среди крестьян вела учительница Потодеевской земской школы Екатерина Александровна Орлова. Читала им листовки, расказывающие крестьянам об их тяжёлом положении.
Е.А. Орлова родилась в Наровчате 7 октября 1884 года. Ни в каком учебном заведении не была, сдала экзамены на звание учительницы. 19 января 1906 года Е.А. Орлова была арестована. При обыске в её квартире, находящаяся при школе, было обнаружено большое количество листовок и книг противоправительственного содержания: «О крестьянском малоземелии и как от этого избавиться», «Социализм в Японии», перевод с французского В. Засулич .
По приговору Саратовской судебной палаты от 13 июня 1906 года Орлова была отдана «под особый надзор полиции в с. Наровчате». А приговором 19 октября 1906 года была оправдана.
Установление советской власти.
5 марта 1917 года до Потодеева дошла весть о Февральской революции. Но при Временном правительстве промушленность и сельское хозяйство уезда продолжали катастрофически падать. Большие политические события в стране отразились и на местах. Так после апрельской партийной конференции была развёрнута широкая агитационная работа, имеющая своей целью изолировать массы от тлетворных влияний эсеров, которых было не мало по сёлам уезда. В Наровчатском сельскохозяйственном уезде не было организации РСДРП. После революции политической жизнью руководили эсеры – как правило выходцы из местных кулацких семей. Против них и была направлена агитмассовая работа среди населения, которую проводили местные большевики: Шереметьев В. И., Веденяпин В.И., Корнев П.И, Трынов А.П.
В Потодеево политмассовую работу вёл, вернувшийся с фронта П.М. Кудимов – Стажаровский.
Советская власть в Дурасовской волости, куда входило Потодеево, была установлена 11 февраля 1918 года. Но в волостном Совете гасподствующее положение занимали левые эсеры, которые саботировали все мероприятия Советской власти.
11 августа 1918 года в Наровчате весь лево –эсеровский исполком, за исключением военкома Пряхина, был аристован во главе с председателем Мещериным. Узнав об этом, левые эсеры, работающие в Тезиковской и Дурасовской волостях, развернули среди малосознательной массы крестьян агитацию с требованием идти в город и освобождать аристованную большевиками «Советскую власть». К тому же левые эсеры использовали в своих целях мобилизацию артиллеристов на Восточный фронт. Военнрук Тезиковской волости, сын колоярского священника штабс –капитан Магницев и делопроизводитель этого –же военнкомата М.Г. Гришаев подбили крестьян на выступление против Советской власти. Центром сбора восставших было село Потодеево.
Митинг открыл эсер Ягольников из села Акимовщино. Он призвал идти в город и арестовать большивиков, а арестованных левых эсеров освободить.
После митинга кулачье направилось в Наровчат. Но на лугах между Кавендрой и Наровчатом было остановлено отрядом красноармейцев. Военнком Пряхин дал очередь из пулемёта поверх толпы, толпу охватила паника, и все разбежались. Организаторы «похода в город» скрылись. Так позорно провалилась попытка левых эсеров использовать крестьян против Советской власти.
После свершения Великой Октябрьской революции в Потодеево повелась работа по установлению на селе Советской власти. В начале декабря 1917 года на Пензенском губернском съезде крестьян одним из делегатов был П.М. Кудимов – Стажаровский. В своих воспоминаниях он пишет об этом съезде.
«На съезде был В. Кураев. Мы были у Кураева, который дал нам указания по возвращению на места организовать Советы».
20 декабря 1917 года на 4 Наровчатском уездном съезде крестьян был выбран первый уездный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.Этот Совет был исключительно эсеровским (были и беспартийные депутаты). Совет под давлением бедняцких масс уезда, которые голодали в это время, вынужден был пойти на частичную реквизицию хлеба у местных купцов, что вызвало конфликт между местными богатеями и монархистским Советом. 31 декабря 1917 года было организовано вооружённое нападение на Совет. Несколько депутатов было ранено и избито. Крестьяне уезда 1 января 1918 года ответили на это разгромом купеческих домов и некоторых помещичьих имений. В этом конфликте участвовали жители села Потодеево –Романков Л.К., Карнатов Ф.И.и д.р.
В начале 1918 года в селе Потодеево был организован первый сельский Совет, председателем которого был Курдюков Е.Д. В мае 1918 года в Потодееве была организована партийная ячейка. Одними из первых секретарей были Аракчеев Ф.С. и П.М. Кудимов-Стажаровский.
«Партийная ячейка росла и насчитывала в своих рядах более 50 человек»- вспоминает П.М. Кудимов- Стажаровский. Партийная ячейка вела большую работу среди населения.
В июне 1918 года в Потодееве был организован комитет бедноты, первым председателем которого стал П.М. Кудимов –Стажаровский. Комитет бедноты проделал очень большую работу: завершил национализацию кулацкой и купчей земли в 75 десятин. Они реквизировали промышленные предприятия кулаков, строго проводили хлебную монополию и выполняли продразвёрстку. 12 августа 1918 года на уездной партийной конференции решился вопрос о большевизации уездного Совета. Был организован военно –революционный комитет под председательством Шереметьева В.И., который взял власть в свои руки до выборов нового Совета. В сентябре 1918 года на 7 съезде Советов был избран новый большевистский состав Совета, председателем которого избран В.И. Шереметьев. Свергнутые эсеры пытались организовать кулацкие выступления против Советов, которые быстро были подавлены.
Создание колхоза.
В 1930 году был создан колхоз «Крестьянская волна». Активистами создания колхоза были Егунов Зот Иванович, Кудимова Мария Михайловна. Много сил вложили в колхоз Коровин Фёдор, Кудимов Михаил, Свищёв Степан. Первым председателем колхоза был Свищёв Тимофей Егорович, потом Егунов Зот Иванович. 1932 году в колхозе состояло 84 хозяйства.
Мирная спокойная жизнь продолжалась недолго. Началась Великая Отечественная Война. С первых дней войны из нашего села забрали мужчин и юношей.
В колхозе оставались старики, женщины, дети. Они не досыпали, не доедали, работали днём и ночью. Собирали колосья, копали картофель, молотили, боронили на лошадях.
Наконец-то пришла долгожданная победа. Храбро сражались наши воины на фронтах, но более 40 человек остались на полях сражения. Об участниках войны можно прочитать в Книге Памяти Наровчатского района 1941- 1945 г.г.
Имена героев минувшей войны:
За последние десятилетия многие ветераны ушли из жизни, и праздновать 68-летие Победы будут лишь трое:
1.Долгов Трофим Федорович 1919 – рядовой
2.Тарасов Александр Тимофеевич 1926 – младший сержант
3.Коровин Василий Киреевич 1920 – рядовой
Оставшимся в живых предстояла нелёгкая работа: поднимать колхозы. Постепенно хозяйство стало улучшаться: повысились урожаи, увеличилось поголовье скота.
Долгое время село являлось центральной усадьбой колхоза «Маяк».
За ударный труд многие колхозники награждены правительственными наградами.
Из воспоминаний секретаря порткома колхоза «Маяк» Н. Агапава: « На наших глазах меняется облик села, образ человека. Взять даже наше село Потодеево. Буквально за последние десять лет поднялись здания правления колхоза и сельского Совета, восьмилетней школы, современного СДК, где можно отдохнуть, с пользой провести время. Всегда гостеприимно распахнуты двери библиотеки. Интересная книга, содержательная выставка или мероприятие к одной из знаменательных дат всегда ждут посетителей в уютном, оформленном в соответствии с требованиями дня зале библиотеки».
Прошло много лет с тех пор, когда существовал колхоз «Маяк». Время не стоит на месте, меняется государство, общество, меняется и сам человек.
Сейчас в нашем селе создан библиотечно –досуговый центр, открыты два магазина, работает школа, отреставрировано старое здание правления под гостиницу.
Всего на территории Потодеевского сельского поселения проживает 636 человек и находятся следующие учреждения:
В настоящее время наше село славиться МУЗЕЕМ ЛУКА.
Единственный в России музей репчатого лука открылся
в селе Потодеево
Пока это только уголок старины в школе, однако, его организаторы надеются, что в скором будущем он приобретет популярность и, соответственно, уже другие масштабы.
Большинство экспонатов музея - вещи для посторонних посетителей диковинные, но для жителей Потодеево привычные. Репчатый лук в селе сеют уже более ста лет и толк в нем знают. Здесь варят луковый суп, луковое варенье, готовят луковые котлеты. До сих пор почти каждая семья держит луковый огород, порой до 100 соток. О главном символе села здесь слагают стихи, о нем поют песни и частушки.
Среди музейных экспонатов - инструменты для посадки и обработки лука, изобретенные местным умельцем Иваном Мешонковым. Любая мотыга в его руках тут же видоизменяется - под любимый овощ, за его "полольником", будто бритвой срезающим сорняки, или механизированной сеялкой лука приезжают даже из-за пределов области.
Немало любопытного могут узнать и те, кто вроде бы досконально знает свойства лука. Так, лук - не просто традиционная кулинарная приправа, но и доктор, считает библиотекарь, заведующая музеем лука Лариса Федотова, лук используется при лечении легочных заболеваний и даже туберкулеза. Еще в древнем Египте использовалось луковое вино.
А еще в селе, где лук всему голова, мечтают провести фестиваль лука, на который пригласят всю округу и даже луководов из других российских уголков.
Животноводческий комплекс «РУСМОЛКО»
На территории нашего села есть животноводческий комплекс на 3600 голов , который построен в соответствии с высокими мировыми стандартами. На комплексе внедрены самые передовые технологии, применяемые на сегодняшний день в мировом молочном животноводстве, установлено высокотехнологичное оборудование для доения, хранения и переработки молока, завезено поголовье скота с высоким генетическим потенциалом. Много наших односельчан трудятся на этом комплексе, в том числе и молодёжь. Учащиеся нашей школы активно сотрудничают с комплексом, где ведётся работа над проектом: «Обучение через предпринимательство».
10 выпускников нашей школы вернулись после обучения в родное село и работают на комплексе; создают семьи и тем самым продлевают жизнь нашего села.
Из истории школы.
Школа в селе Потодеево образована в 1885 году. В 1911 году в школе обучалось 53 мальчика и 10 девочек. Эта школа из – за тесноты помещения не могла принять всех желающих учиться. Часто ученики выбывали из школы, не окончив курса, т.к. у родителей не было средств для их обучения. Школа располагалась в двух зданиях: в первом здании 4 классные комнаты, во втором – 2. Второе здание называлось «кредитка». Когда – то в селе существовало «кредитное товарищество», оно располагалось в бывшем поповском доме. В последствии этот дом был передан школе.
Школа работала в две смены. Детей училось около 300 человек. Особенно большими были начальные классы. Количество учеников в них доходило до 40 и более человек. Годы бежали. Школа стала старой, ветхой, требовала ремонта.
В 1963 году в колхозе «Маяк» произошла смена руководителя. Председателем правления колхоза был избран Котухов Андрей Николаевич. Дело было глубокой осенью. Начались холода, всюду слякоть. По согласованию с районо и правлением колхоза «Маяк» директор школы Живодров Александр Михайлович выпросил денег на капитальный ремонт школы. Деньги были выделены. Но затем рассудили по другому. На эти деньги решили закупить кирпич на строительство новой школы. И работа закипела.
В конце 1963 года начале 1964 был заказан проект, сделали привязку, т.е. выбрали место строительства. Весной 1964 года выкопали траншеи для
фундамента школы. Началось длительное строительство, которое продолжалось почти 8 лет. Это было связано с тем, что стройка школы велась хозяйственным способом: деньги перечислялись РОНО в колхоз «Маяк», который производил все работы: вывозил строительные материалы, колхозники в межсезонье превращались в строителей. Школа находилась на балансе сельского совета, а по линии совета приобрести строительный материал было очень трудно, поэтому все делалось через колхоз, т.к. ему в этом вопросе было проще. Но у хозяйства были свои заботы, нужды и проблемы и поэтому строительство школы продолжалось изнурительно долго.
Технический надзор по строительству школы осуществляли Иван Данилович Лепехов и Анатолий Михайлович Романков. Под руководством завхоза школы Тарасова Василия Семеновича строительный материал доставлялся водителями колхоза «Маяк». Это - Карасев Иван Алексеевич, Красилов Виктор Алексеевич, Живодров Анатолий Михайлович, Кудимов Алексей Михайлович, Сафьянов Александр, Лапин Иван Васильевич. Большую помощь в погрузке и разгрузке стройматериалов оказывали технические работники школы: Красилова Антонина Федоровна, Балакирева Валентина Николаевна, Ежикова Мария Тимофеевна, Свищева Анастасия Матвеевна.
Первый камень был заложен директором школы Живодровым Александром Михайловичем. Строительство было поручено Каткову Егору Егоровичу с бригадой подсобников из Масловки: Просин Иван Григорьевич, Гребнев Федор Матвеевич и другие.
Стройка хозспособом велась шесть лет, пока не были выложены стены. В 1970 году, когда был построен корпус школы, была нанята бригада штукатуров – отделочников из Армении, крышу школы покрыл за два сезона кровельщик Гуркин Владимир из Наровчата, полы настилала бригада армян, двери вязал, окна стеклил, замки врезал Финашкин Виктор Федотович. Поляков Владимир Дмитриевич и Григорьев Юрий Алексеевич (учителя нашей школы ) подгоняли оконные блоки. Посильную помощь в строительстве школы оказывали учащиеся старших классов, учиться которым в новом здании почти не пришлось.
5 декабря 1971 года в День Конституции СССР было торжественное открытие школы. Это был очень большой праздник! Здесь собрались учащиеся, жители села, приехали районные руководители, работники РОНО, пришло руководство колхоза «Маяк».
На день открытия в школе обучалось 227 человек из четырех сел: Потодеево, Масловки, Холстовки, Грачевки.
В настоящее время в школе работают девять педагогов и обучаются 43 учащихся, в том числе и я. У нас очень хорошая школа, замечательные педагоги, ученики. Я с радостью хожу в школу и эту увлечённость учёбой мне привила моя мама – Белоглазова Татьяна Алексеевна. С ней мы учащиеся школы участвуем в различных проектах: «Танцующая школа», «Обучение через предпринимательство»; ведём исследовательскую работу по краеведению, собираем экспонаты и пополняем ими музей старинных вещей, который создала моя мама.
Заключение
Работая над своей темой я с большим интересом познавала историю моего села. Моя исследовательская работа оказалась увлекательным и познавательным делом. Теперь я знаю, историю моего села и откуда пошло его название.. Что в селе есть свои герои, о которых мало кто знает (думаю это будет моя следующая исследовательска работа). Что родники, которыми привлекла первых жителей наше село, не пересохли, не заросли, и до сих пор являются источниками жизни. А с какой любовью и уважением воспевает в песнях и стихах наш край.(особенно в стихотворение «Здравствуй,деревня!…»
Я много интересного узнала, работая над своей темой. Теперь я сама смогу рассказать ребятам о том, где и как зародилась наше село, и даже показать дом, где поселились первые ее жители. Хочу чтобы мои одноклассники знали её также как и я.
Думаю, что моя малая родина, достойна уважения и восхищения.
Здравствуй, деревня!
Здравствуй, милая деревня,
Дорогое селушко,
Здравствуй, поле золотое,
И над полем солнышко!
Говорят, что в селах скучно
Веселей, мол в городах.
Если честно вам признаться
Это просто ерунда.
Расцвели деревни нынче
Забурила жизнь ключом,
Если где кому и скучно
Тут деревня не причем.
Все быстрее, все быстрее,
Ускоряет время бег.
Нынче вес большой имеет
Деревенский человек.
Бригадиры, полеводы,
Скотники, животноводы,
Зоотехники, доярки,
Агрономы и свинарки,
Председатель и директор,
Инженер и архитектор
И шофер и тракторист,
И, конечно, гармонист.
Надо в селах современно
Строить, радоваться, жить.
Из обычаев забытых
Кое что бы возродить.
По старинному жениться-
Никогда не разводиться,
Тятьку с мамкой почитать,
Петь частушки и плясать.
Чтоб работалось и пелось,
И душевно и светло,
И да, здравствует, деревня,
И да, здравствует, село!
Храм
Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.
Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.
Пред ним персты втройне слагали,
Крестились вдоль и поперек,
Порой с печалью провожали
Обитый тканью мрачный гроб.
Весной, над строгими крестами,
Кружили черные грачи,
На пасху, шумными рядами,
К нему сходились куличи.
Попы здесь ладаны курили,
Кадилом разгоняя дым,
Молитвы к небу возносили,
Желали счастья молодым.
Бежали годы за годами,
И не заметили когда,
На землю эту, как цунами,
Влетела красная беда.
За ней служители закона,
Снесли алтарь, сожгли иконы,
Подняли вековую пыль...
Неньютоновская жидкость
Кактусы из сада камней
«Течет река Волга»
Ночная стрельба
Соленая снежинка