Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Права ребенка в школе и дома" | 81 КБ |
prilozhenie_ievlevoy_yu.doc | 36 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
МБОУ «СОШ №12»
414 004, ул. В. Барсовой, д.8, кор.1, г. Астрахань
тел. 35-73-33, факс (8512) 35-73-05
Исследовательская работа по теме:
«ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ И ДОМА»
Иевлева Юлия Николаевна
ученица 8 «Б»класса
МБОУ «СОШ № 12»
г.Астрахань
ул.Зеленгинская, 1/134
дом.тел. 47-94-01
Научный руководитель
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №12»
Пихтина
Ольга Александровна
г. Астрахань, 2012 год
Содержание
Введение 3
Права ребенка в школе и дома
Глава 1. Права детей во всём мире
1.1. Правовая защита детей. 3
1.2. Международные документы о защите прав детей. 5
Глава 2. Права ребенка в школе 6
Глава 3. Права ребенка дома 8
Заключение 9
Литература
Приложение
Введение
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав ребенка в современном обществе актуальна, и я решила провести исследование в этом направлении.
Целью моей работы является исследование уровня знаний детей о своих правах, и определение степени соблюдения прав ребёнка в школе и дома.
Для раскрытия поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. исследовать причины защиты прав ребёнка в современном обществе;
2. выяснить, знают ли учащиеся о своих правах в школе, и как они соблюдаются;
3.выяснить степень осведомлённости учеников о своих правах дома и уровне их соблюдения.
Методами моего исследования являются:
Глава 1. Права детей во всём мире.
1.1. Правовая защита детей.
«...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит», говорил Януш Корчак.
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится. Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.
К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.
1.2. Международные документы о защите прав детей.
Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство»[1].
Правам ребенка (им согласно документу является человеческое существо в возрасте до 18 лет) в Конвенции посвящено 54 статьи. Их принято делить на несколько групп:
Возможности реализации прав ребенка в различных регионах и государствах, конечно, неодинаковы. Но все государства, подписавшие конвенцию, обязаны выполнять ее положение в соответствии с ее «духом и буквой». А дух конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».
Глава 2. Права ребенка в школе.
Для выяснения степени уровня знаний школьников, некоторым учащимся были заданы следующие вопросы:
Опрошенные респонденты отметили в основном, что у них есть право на бесплатное образование и на неприкосновенность. К обязанностям школьников они отнесли: посещать школу, добросовестно учиться, осуществлять дежурство по школе и классу, не портить имущество школы, соблюдать дисциплину.
В нашей школе имеются определённые правила поведения:
1. Общие правила поведения.
2. Поведение на занятиях.
3. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий.
4. Поведение учащихся в столовой.
5. Обязанности дежурного по классу.
6. Рекомендации к внешнему виду учащихся.
Было проведено социологическое исследование по вопросу «Защита прав ребенка» среди учащихся и учителей. [2]
Сравнивая результаты анкетирования учащихся и учителей, получены данные, позволяющие сделать вывод: что в большей степени дети и учителя знают, где зафиксированы права ребенка в школе (48 и 100%) и в семье (39 и 100%). Основным гарантом по реализации прав ребенка считают - родителей (43 и 79%); учащиеся считают, что права ребенка в школе соблюдаются (72%). Каждой категории респондентов известно кто такой омбудсмен (63 и 97%) соответственно. По мнению учителей лишь 42% разграничивают права и обязанности, что является показателем недостаточной освещенности данного вопроса. Среди учащихся основными правами детей в школе и семье были указаны: на образование – 83%; на свое мнение, свободу слова -69%; на отдых, игры, развлечения – 61%; на свободу, семью – 24%; на защиту, лечение -17%. Учителя указали основными правами в семье: на жизнь, имя, гражданство -100%; на семью – 100%; на мнение, свободу совести, религии – 89%; на сохранение здоровья – 78%; в школе: на образование –100%; на развитие и защиту – 93%. Учащиеся считают необходимым расширение прав ребенка (37%). Сложилось мнение, что чаще всего нарушаются права ребенка в семье (61 и 59%). В случае нарушения прав ребенка наши учащиеся будут обращаться: к уполномоченному по правам ребенка – 41%; к родителям – 26%; в полицию, в КДН – 18%; к учителям - 14%; на телефон доверия – 10%.[3]
Глава 3. Права ребенка дома
Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. Некоторые права детей дома:
Обязанности родителей (законных представителей):
Что будет, если нарушишь Закон? Закон предусматривает, что в зоне ответственности за судьбу ребенка находяться: семья, школа, общество, органы власти. Наказания родителей, предусмотренные Законом:
Главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства. Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений. Реализуя новую демографическую политику, государство не обязывает граждан к рождению детей, они самостоятельно принимают данное решение, автоматически беря на себя все обязательства по содержанию и воспитанию детей. Просмотрев статистику по Астраханской Области, можно сделать вывод: основной причиной неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей (ненадлежащий уход за малолетними, побои, оставление их без медицинской помощи и питания, антисанитарные условия проживания, грязное белье и одежда) является пьянство родителей и в основном матерей.
Заключение
Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. В первую очередь, необходимо сохранение ответственного отношения к браку, основанного на взаимном уважении партнеров. Обдуманно вступив в брак, в дальнейшем такие родители будут любить, и уважать свих детей. С целью охраны нравственного, физического здоровья детей также необходимо укреплять институт семьи. Всем известно, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в семье. Но в реальности не все семьи одинаково благополучны. Сложившаяся практика позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне недооцениваются последствия неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Неисполнение обязанностей чаще всего объяснялось злоупотреблением алкоголя, поэтому, я считаю, необходимо законодательно установить серьезные меры правового воздействия к таким родителям.
Когда малыш ей скажет: «мама»,
Впервые с нежностью взглянув в глаза.
Он верит: его крепко держит папа,
И не прольется детская слеза.
Когда семья надежна и дружна,
Глаза детей сияют ярче всех свечей.
Семья же каждому ребеночку нужна –
Родители, не обманите ожидания детей! (Иевлева Юлия)
Литература
1. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М. Народное образование, 1995.-112 с.
2. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 1995 –
124 с.
3. Кодекс о браке и семье РСФСР. М.,Юридическая литература, 1993.-80 с.
4. Орлов В.С. Правовая охрана детства. М., Знание, 1975.-192 с.
5. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984
6. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
7. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)
8. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.
9. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.
10.Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.
11. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.
12. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)
[1] Зимненко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции. Справочное пособие. – М.: Статут, Российская академия правосудия РАП, 2005. – 540 с. – С. 159.
[2] См. Приложение 1. Анкета
[3]См. Приложение №2
Приложение №1
Анкета для учащихся
1.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка (в школе, дома)?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
2. Знаете ли вы, кто обеспечивает и гарантирует легитимную реализацию прав ребенка?
А) родители, б) государство (городская администрация), в) школа, г) затрудняюсь ответить.
3. Меняются ли права ребенка в зависимости от приближения к совершеннолетию?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
4. По вашему мнению, разграничиваются ли в нашем государстве (школе, дома) права, обязанности и свободы ребенка?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
5. Знаете ли вы кто такой омбудсмен?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
6. Укажите, какими гражданскими правами обладают дети (в школе, дома):
______________________________________________________________________________
7. Считаете ли вы, что необходимо расширить права ребенка?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
8. Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
9. Как вы считаете, кто чаще всего является нарушителем прав ребенка:
А) в обществе_____________________________________________
Б) в школе________________________________________________
В) дома __________________________________________________.
Анкета для учителей
1.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
2.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в доме?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
3. Знаете ли вы, кто обеспечивает и гарантирует легитимную реализацию прав ребенка?
А) родители, б) государство (городская администрация), в) школа, г) затрудняюсь ответить.
4. Меняются ли права ребенка в зависимости от приближения к совершеннолетию?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
5. По вашему мнению, разграничиваются ли в нашей школе права обязанности и свободы ребенка?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
6. Знаете ли вы кто такой омбудсмен?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
7. Укажите, какими гражданскими правами обладают дети в школе, дома:
______________________________________________________________________________
8. Считаете ли вы, что необходимо расширить права ребенка в школе, дома?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
9. Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка?
А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
10. Как вы считаете, кто чаще всего является нарушителем прав ребенка:
а) в школе________________________________________________
б) дома __________________________________________________.
Приложение №2
Результаты социологического исследования по вопросу «Защита прав ребенка» среди учащихся и учителей.
1. Результаты социологического исследования среди учащихся. В опросе принимало участие 177 респондентов (в возрасте от 12 до 16 лет – из 7, 8, 9, 10, 11-х классов).
Да – 48%
Нет – 23%
Затрудняются ответить – 29%
1.2.Знают, где зафиксированы права ребенка в семье:
Да – 39%
Нет – 38%
Затрудняются ответить – 23%
1.3. Гарант реализации прав ребенка:
Родители – 43%
Государство – 66%
Школа – 12%
Затрудняются ответить – 41%
1.4. Соблюдаются права ребенка в школе:
Да – 72%
Нет – 4%
Затрудняются ответить – 24%
1.5. Знают, кто такой омбудсмен:
Да – 63%
Нет – 17%
Затрудняются ответить – 20%
1.6. Права детей в школе и дома:
На образование – 83%
На свое мнение, свободу слова -69%
На отдых, игры, развлечения – 61%
На свободу, семью – 24%
На защиту, лечение -17%.
1.7. Считают необходимым расширение прав ребенка:
Да – 37%
Нет -39%
Затрудняются ответить – 24%
1.8. Чаще всего права ребенка нарушают:
В школе - 18%
В семье – 61%
Затруднились ответить – 31%.
1.9. В случае нарушения прав будут обращаться:
К омбудсмену – 41%
К родителям – 26%
В полицию, в КДН – 18%
К учителям - 14%
На телефон доверия – 10%.
Да – 100%
2.2. Гарант реализации прав ребенка:
Родители – 79%
Государство – 11%
Школа – 10%
2.3. Разграничивают права и обязанности:
Да – 42%
Нет – 58%
2.4. Знают, кто такой омбудсмен:
Да – 97%
Затрудняются ответить – 3%
2.5. Гражданские права детей:
В семье:
На жизнь, имя, гражданство -100%
На семью – 100%
На мнение, свободу совести, религии – 89%
На сохранение здоровья – 78%
В школе:
На образование –100%
На развитие и защиту – 93%
2.6. Чаще всего права ребенка нарушают:
В обществе –31%
В семье – 59%
Затруднились ответить –10%.
Сочинение
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Прекрасная химия
Всему свой срок