Эссе по обществознанию для заочного этапа Всероссийской олимпиады школьников "Покори воробьевы горы 2012-2013 гг."
Вложение | Размер |
---|---|
baranov_i._esse_po_obshcheschtvoznaniyu_doc.doc | 42.5 КБ |
Всероссийская олимпиада школьников
«Покори Воробьевы горы – 2012-2013 гг.»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Заочный этап
Эссе на тему:
«Взгляните на историю прогресса человеческого разума и вы увидите, что почти всеми образцовыми произведениями его мы обязаны людям, стоявшим особняком и нередко подвергавшимся преследованиям».-
Анри Сен-Симон ( французский философ XVIII-XIX вв.)
«Письма женевского обитателя к современникам».
Выполнил: Баранов Илья Олегович,
ученик 11 «1» класса БОУ г. Омска
«СОШ № 135».
Руководитель: Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории БОУ г. Омска
«СОШ № 135».
Омск – 2013 год
Проблема, поднимаемая в данном высказывании, состоит в том, что гениальные ученые, как правило, значительно опережают свое время, что обрекает их на одиночество и непонимание как со стороны окружающих, так и со стороны властей.
Человек, наделенный от природы пытливым умом, уже с детства начинает проявлять свои способности к познанию окружающего мира более глубокие, чем его сверстники. Природа, общество и различные загадочные явления притягивают его куда сильнее, чем детские игры и забавы. Такого ребенка чаще застанешь одного за разглядыванием какого-нибудь камешка или насекомого, за чтением непонятной для его сверстников книги, чем в шумной кампании. Он ищет уединения, чтобы никто не мешал ему заниматься познанием важнейших для него предметов и явлений окружающего мира. Так, уже с раннего детства будущий ученый или философ отгораживается от своих ровесников и обычных радостей жизни. Интересно, что и в период отрочества такие дети отлично учатся лишь по тем предметам, которые их более всего интересуют. По другим же у них может быть и «неуд», так как их ум они не занимают. Уже в отрочестве они демонстрируют достаточно высокий уровень своих научных познаний в определенных науках, удивляя своих преподавателей выдающимися способностями. Однако их полная отрешенность от земных интересов, некая чудаковатость не позволяют таким людям находить общий язык и понимание среди окружающих. Если им и удается найти друзей, то это очень ограниченный круг, который готов принимать их такими, какие они есть. Про таких говорят, что они не от мира сего, считают их странными, чудаками. Но эти чудаки, посвящая всю свою жизнь науке, совершают в результате гениальные открытия, которые намного опережают свое время и двигают все человечество по пути прогресса.
Как правило, «отстающая» официальная наука не готова к восприятию их передовых идей и теорий, а потому объявляет их ложными, лженаучными. Она вступает в открытую и непримиримую борьбу с передовыми учениями и использует для этой борьбы такие важнейшие средства, как государство и церковь.
Я согласен с высказыванием Анри Сен-Симона, потому что гениальность и одиночество по своей сути являются схожими. Научное познание требует длительного времени, максимальной сосредоточенности, огромных знаний, а значит, в первую очередь, одиночества и отрешенности от мира реального. Ученый, не посвятивший себя полностью науке, живущий полной, нормальной жизнью и относящийся к научному познанию, как к работе, никогда не совершает великих открытий. У него не хватает для этого ни времени, ни сил. Настоящая наука не терпит распыления, она требует от ученого полной и всесторонней самоотдачи. Величайшим ученым становится лишь тот, для кого наука – единственный смысл в жизни и единственная страсть. Только таким, отрешившимся и отгородившимся от всего мира, посвятившим свою жизнь без остатка служению науке, она открывает бесконечные горизонты научного познания и приводит к выдающимся результатам исследований. И гениальный ученый является гениальным по своей сути именно в том, что его открытия и теории не просто идут вразрез с утвердившимися официальными взглядами и теориями, а значительно оставляют позади свое время, двигая человечество далеко вперед по пути научного и социального прогресса и процветания. Однако уровень развития общества не позволяет осознать важность и гениальность открытия, не позволяет принять его, поскольку оно рушит устоявшиеся в обществе и науке представления. Отсюда и агрессия со стороны общества, государства, церкви и официальной науки, которые не могут перечеркнуть свои собственные утверждения, выводы и объявить на весь свет, что все маститые ученые и философы до этого просто ошибались. Ментальность общества и ученого мира оказывается мощной преградой на пути внедрения идей или открытий в жизнь.
Наука и общество воспримут это значительно позднее, они постепенно начнут подходить к тем выводам, которые гений сделал уже сегодня. Вместе с ученым миром государство и церковь встают на защиту официальных теорий, стараясь задушить передовую мысль в самом начале, чтобы не допустить брожения умов и сохранить власть над основной частью населения. Сомнения вызывают вопросы, а вопросы требуют ответов, и это, в свою очередь, заставляет людей думать. Думающее население опасно для власти. И она активно помогает официальной науке и церкви расправляться с теми учеными, которые пытаются восстать против утвердившихся устоев.
История оставила нам немало примеров таких гениев-одиночек, чью беспощадную правду подтвердило время. Так, известные сегодня всему миру гениальные ученые и философы Средневековья Николай Коперник и его последователь Джордано Бруно преследовались католической церковью за свои гелиоцентрические теории, за невероятно смелые по тем временам гипотезы о вращении земли вокруг своей оси. Николая Коперника от костра инквизиции спасло только публичное отречение от своих взглядов. А вот Джордано Бруно не согнулся под натиском церкви и страха смерти и был сожжен, как еретик.
На рубеже XIV-XV веков судьбу Джордано Бруно повторил величайший философ, писатель, государственный деятель Томас Мор. Своим островом «Утопия» он доказывал, что человечество не обречено на социальное неравенство. В мире, согласно его теории, может существовать такой порядок вещей, где царит социальная справедливость и равенство возможностей. Томас Мор задолго до Карла Маркса понял и попытался объяснить, что сложившийся в обществе порядок разделения на богатое меньшинство и бедное большинство – это не естественный порядок, установленный Богом, а противоестественный, созданный самими людьми. А значит, сами люди способны изменить ими же образованное общество.
Несмотря на свое высокое социальное положение, Томас Мор, как и Джордано Бруно, погиб на костре инквизиции. Власть и церковь постарались как можно быстрее закрыть рот дерзкому философу, который своими идеями мог стать зачинщиком социальных революций задолго до того, как они стали происходить в результате естественного хода исторического развития государств Европы.
И Николай Коперник, и Джордано Бруно, и Томас Мор оказались в полном одиночестве перед лицом системы, покинутые друзьями и близкими, отвернувшимися от них отчасти из-за непонимания, отчасти из-за простого страха за свою собственную жизнь, что гнев властей со всей яростью и ужасом обрушится и на их головы.
Таким образом, неординарное мышление, отчужденность от общества, от радостей жизни постепенно ведут человека по пути научного познания, обрекая на тяжелейший труд научного исследования, одиночество, непонимание и осуждение всех, кто его окружает. Но за полной отрешенностью от внешнего мира, за кажущимся равнодушием скрывается мощнейшая работа человеческого разума, годы экспериментов и наблюдений, проб и ошибок, приводящих к великим открытиям, к истине, которой ученый посвящает свою жизнь и которую готов отстаивать до конца.
Гениальные умы, которыми сегодня гордится все человечество, надолго опередившие свое время и во многом предвосхитившие развитие науки и всей человеческой цивилизации, в свое время были одинокими первопроходцами, вынесшими на своих плечах непонимание современников, а то и поплатившиеся собственной жизнью. Такова цена прогресса всего человечества.
Литература:
о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия».- http://www.modernlib.ru/books/mor_tomas/utopiya/read/
Под парусами
Твёрдое - мягкое
Что такое музыка?
Никто меня не любит
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)