Сегодня в России славный праздник, праздник победы разума, преодолевшего земное притяжение – День космонавтики и первого полёта в космос.
Человек может бегать, как тигр, ползать как змея, плавать как рыба. И только летать как птица не может. Так веками люди думали, глядя на парящих в небе птиц. Но ещё долгое время и крылатые люди, и ковры-самолёты существовали только в сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_podnyalsya_v_nebo.doc | 41 КБ |
chelovek_podnyalsya_v_nebo.ppt | 777.5 КБ |
Человек поднялся в небо.
(слайд 1)
Сегодня в России славный праздник, праздник победы разума, преодолевшего земное притяжение – День космонавтики и первого полёта в космос.
Человек может бегать, как тигр, ползать как змея, плавать как рыба. И только летать как птица не может. Так веками люди думали, глядя на парящих в небе птиц. Но ещё долгое время и крылатые люди, и ковры-самолёты существовали только в сказках.
В поэме древнегреческого писателя Овидия «метаморфозы» есть миф о Дедале-скульпторе и художнике, зодчим и изобретателе – и его сыне Икаре.(слайды 3,4,5) В этом мифе рассказывается о желании человека подняться в воздух, чтобы избежать рабства. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. «Они примерили крылья, плавно взмахнули ими и поднялись в воздух. И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться низко над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушался Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял - Икар погиб в море»
Желанье человека подняться в воздух не исчезло. Во все века в любой стране находились люди- продолжатели дела Икара и Дедала. На Руси было не мало желающих ощутить себя птицей, парящей под облаками.
Люди делали крылья из различного материала: из дранки, из пузырей, из ткани и кожи животных. И испытывали свои крылья по-разному: кто с разбега пытался оторваться от земли, размахивая крыльями, как петух, кто с дерева прыгал, а кто и с церковных колоколен. Люди гибли и увечились. И был издан на Руси царский указ…
«Человек - не птица, крылов не имать. А щё кто приставит себе аки крыла деревянны, противу естества творит. За сия содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съеденье, а выдумку после священные литургии огнём пожечь».
Если крылья не помогают, значит, надо искать возможность летать по-иному
Много лет назад (в 18 веке) в маленьком городке на юге Франции жили два брата - Жозеф (1740-1810) и Этьенн (1745-1799) Монгольфье (слайды 6,7). Были они любознательны и сметливы. Наблюдая, как поднимается дым из трубы, братья не раз задавали вопрос: «Отчего это происходит?», «наверное, оттого, - решили они, что горячий воздух легче холодного - вот он и тянет вверх». Тогда братья склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тотчас же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту……
Братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели – баран, петух и утка. Но воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались. Прошло несколько месяцев. И вот настал день, когда на борт воздушного шара – монгольфьера – впервые поднялся человек. Звали его Пилатр де Розье (слайд 8).
Париж 1783 год. 21 ноября. Наполненный дымом шар стал медленно подниматься над площадью. Неожиданный порыв ветра погнал шар на дерево. Ещё минута – и сучья порвут оболочку. Тогда – конец. Но Пилатр не растерялся. Он схватил пучок соломы и бросил его в жаровню, которая была установлена тут же на борту. Горячий воздух хлынул в оболочку, шар взмыл в воздух и проплыл над деревом. «Ну, как?» - спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. « О прекрасно! – воскликнул смелый воздухоплаватель. – Об этом можно было только мечтать!»
Первый полёт человека на воздушном шаре был совершён. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах и аэростатах. Только надували их не дымом, а легким газом. Потом поставили на аэростат двигатель, соединили его с воздушным винтом- пропеллером, получился дирижабль. Если в воздух поднимается шар из ткани, то, может, поднимется металлический баллон с газом легче воздуха?
Первым подал такую идею российский учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский(1857-1935). Но эту идею не приняли. А вот венгр Давид Шварц пошёл дальше: он решил поднять в воздух цельноалюминевый баллон с прицепленной к нему кабиной. Полёт был назначен на 13 января 1897 года. Но перед самым полётом Шварц так разволновался, что за несколько часов до полета умер. Лишь 3 ноября смогли поднять этот баллон в воздух ученики Шварца, но при посадке баллон «клюнул» носом. Одним из зрителей был немецкий конструктор - генерал-лейтенант граф Фердинанд Цеппелин(1838-1917). Он выкупил за 15 тысяч марок патент у вдовы Шварца и построил первый дирижабль «Цеппелин-1». Так началась эра дирижаблей.
Для того чтобы взлететь в воздух, человек не только прицеплял крылья к рукам, он стал придумывать другие приспособления для полёта - летательные аппараты. Первым, кто совершил полёт на приспособлении, управляемом при помощи ног, был инженер из Берлина Отто Лилиенталь(1848-1896),(слайд 10) . Его приспособление напоминало диковинную птицу, для чего-то одетую в штаны и куртку, а крылья у неё возвышались одно над другим и напоминали парус. Этот аппарат парил метрах в 30 от земли и был похож на воздушного змея, который любят запускать мальчишки. Крылатый змей назывался планером. А пролетел первый планер почти 100 метров. Лилиенталь был первым, кто научился летать на машинах с неподвижными крыльями. Так появились планеры-аппараты, которые не имеют мотора. Летают они, улавливая восходящие потоки тёплого воздуха, и парят, как птицы.
Жил в Москве профессор математики Николай Егорович Жуковский (1847-1921) (слайд 11). Он, уже стариком, бывало с мальчишками любовался полётом голубей. Однажды приделал к своему велосипеду крылья из парусины и реек, прохожие только головой качали: «С бородой, а чего вытворяет». Но мальчишки не удивлялись: они знали: Жуковский не забавляется, а изучает свойство воздуха и закон полёта. Он понятнее всех мог объяснить, как это птицы парят в вышине с неподвижными крыльями, почему дым из трубы выходит клубами, а кошка падает непременно на четыре лапы. Сам Жуковский не построил ни самолёта, ни планера, но зато всё это технически описал. Николая Егоровича Жуковского считают отцом русского самолётостроения.
Братья Уилбер(1867-1912)и Орвилл(1871-1948) Райт (слайд12) жили в Америке. «У этих парней с детства золотые руки»- говорили про них. Однажды братья прочитали о гибели Лилиенталя: смелый лётчик не смог справиться с ветром и разбился. И братья решили построить свой планер, но усовершенствовали в ходе постройки. Чтобы не опрокинуться придумали ручки управления; чтобы было удобно человеку - придумали место для сидения (Лилиенталь был подвешен к крыльям). «Хорошо бы ещё поставить бензиновый мотор с пропеллером» - мечтали они. Долго трудились братья, но результат был достигнут: машина-этажерка двинулась с места, заскользила по рельсам - и пролетела над землёй 250 метров, пробыв в воздухе почти минуту, а затем благополучно приземлилась. Так был испытан первый самолёт.
И уже через 5 лет француз Луи Блерио(1872-1936) (слайд13) совершил первый полёт между городами, а в 1909 году - и через Ла-Манш в Англию. В России первым в воздух поднялся Александр Фёдорович Можайский(1825-1890) (слайд14) .
Сначала самолёты были открытыми: лётчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус самолета стал закрытым, но деревянным, а затем и цельнометаллическим. Изготовляют самолёт из сплавов алюминия, чтобы машина была лёгкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро (КБ), где разрабатываются самолёты. Марки российских самолётов: «Ил - в честь конструктора С.В Ильюшина, «Ту - в честь А.Н Туполева, «Як – в честь А.С Яковлева, «Ан – в честь О.К Антонова.
В лёгких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолётостроение шагнуло к изготовлению таких мощных самолётов, как «Руслан» и «Антей», которые могут перевозить в своих салонах другие самолёты, танки, да ещё и несколько штук сразу. Для передвижения человека по воздуху созданы ещё и вертолёты.
Мало показалось человеку неба. Решил он посмотреть, а что есть там, выше неба. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полётах в космос есть в мифах и легендах почти всех народов Земли. Но осуществить мечту смогли лишь недавно. Первые труды по ракетодинамике и космонавтике написаны русским учёным Константином Эдуардовиче Циолковским- человеком, чей разум намного определил время. Однако даже в самых дерзких мечтах своих он не мог предположить, что эра космоса начнётся так скоро, и уже последователи и ученики, учёные и конструкторы будут создавать и отправлять в полёт первые в мире космические корабли.
Девочка-Снегурочка
Самый главный и трудный вопрос
"Разделите так, как делили работу..."
Повезло! Стихи о счастливой семье
Спасибо тебе, дедушка!