Тезисы
Так как я учусь в 9-ом классе, то мне в этом году предстоит сдать экзамены. Одной из основных тем, проверяемых на экзамене по математике, является тема «Квадратные уравнения». Данная тема изучается в 8 классе, а на повторение данной темы в 9 классе отводится один час. Я надеюсь, что моя научная работа поможет сдать мне экзамен по алгебре на более высокий бал.
Так же я знаю, что квадратные уравнения используются в физике и в химии для решения задач в 10 и 11 классах, что в дальнейшем поможет мне при сдаче ЕГЭ по этим предметам.
Целью работы было формирование умения решать квадратные уравнения. Исходя из этой цели, были проведена следующая работа: изучена история возникновения и решения квадратных уравнений, проанализированы школьные учебники, рассмотрены формулы для решения квадратных уравнений. В работе так же представлена практическая часть. В результате данной работы сформировано умение решать квадратные уравнения.
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
Однако, значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений при решении задач не редко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений.
Хочется отметить и то, что излагаемая тема в этой работе еще мало изучена вообще, просто ею не занимаются, поэтому она таит в себе много скрытого и неизвестного, что дает прекрасную возможность для дальнейшей работы над ней.
Вывод: квадратные уравнения играют огромную роль в развитии математики.. Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни.
Так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то они, безусловно, должно заинтересовать увлекающихся математикой учеников. Моя работа дает возможность по-другому посмотреть на те задачи, которые ставит перед нами математика.
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_kvadratnyh_uravneniy.ppt | 2.03 МБ |
Слайд 1
Решение квадратных уравнений различными способами Ученик 8 б класса Шаяхметов Руслан Учитель: Матвеева С.Н.Слайд 2
1. Определение квадратного уравнения, его виды : Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где х - переменная , а, b и с -некоторые числа, причем, а ≠ 0.
Слайд 3
Неполные квадратные уравнения 1) ах2 + с = 0, где с ≠ 0; 2) ах2 + b х = 0, где b ≠ 0; 3) ах2 = 0.
Слайд 4
Из истории квадратных уравнений Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:
Слайд 5
Квадратные уравнения в Индии Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта( VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме: ах 2 +вх=с, а 0. В этом уравнении коэффициенты, кроме а,могут быть и отрицатель-ными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
Слайд 6
Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв. Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи.Книга способствовала распространению алгебраических знаний в Италии, в Германии, Франции и др. странах Европы.
Слайд 7
Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв. В глубокой древности была найдена формула для решения квадратного уравнения с помощью радикалов (корней). Вывод формулы имеется у Виета,но он признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кордано, Бомбелли в XVI в.учитывают и отрицательные корни. В XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Слайд 8
Различные способы решения квадратных уравнений 1. Разложение левой части уравнения на множители Решим уравнение х2 + 10х – 24 = 0. Разложим левую часть уравнения на множители: х2 + 10х – 24 = х2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = (х + 12)(х – 2). Следовательно, уравнение можно переписать так: (х + 12)(х – 2) = 0.
Слайд 9
Разложение левой части уравнения на множители Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = - 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения х2 + 10х – 24 = 0.
Слайд 10
Метод выделения полного квадрата Решим уравнение х + 6х – 7 = 0 Выделим в левой части полный квадрат.
Слайд 11
Решение квадратных уравнений по формуле Х1,2 =
Слайд 12
4х + 7х + 3 = 0. а = 4, b = 7, с = 3, D = b – 4 ас = 72 – 4· 4 ·3 = 49 – 48 = 1 Х= Х= , х 2 = –1 х1 =
Слайд 13
4х – 4х + 1 = 0, а =4, b = - 4, с = 1. D = b – 4 ас= 16 – 4∙4∙1 = 0, D = 0, один корень; Х=
Слайд 14
2х +3х + 4 = 0 а =2, b = 3, с = 4 D = b – 4 ас=9 – 4∙2∙4 =9 – 32 = - 13 D < 0. Уравнение не имеет корней.
Слайд 15
Решение уравнений с использованием теоремы Виета (прямой и обратной) Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид х2 + px + q = 0. Его корни удовлетворяют теореме Виета , которая при а = 1 имеет вид Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).
Слайд 16
Теорема Виета для квадратного уравнения а х + в х + с = 0 имеет вид
Слайд 17
Примеры Решить уравнение х – 9х + 14 =0 Попробуем найти два числа х и х , такие, что х +х = 9 ,х х = 14 Такими числами являются 2 и 7. По теореме, обратной теореме Виета, они и служат корнями заданного квадратного уравнения.
Слайд 18
Решение уравнений способом «переброски» Умножая обе его части на а, получаем уравнение а х + а b х + ас = 0. Пусть ах = у, откуда х = ; тогда приходим к уравнению у + by + ас = 0, равносильного данному. Его корни у и у найдем с помощью теоремы Виета.
Слайд 19
Примеры Решим уравнение 2х – 11х + 15 = 0. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение у – 11 y + 30 = 0. Согласно теореме Виета
Слайд 20
Свойства коэффициентов квадратного уравнения. Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х1 = 1, х2 = . Если а - b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х2 = –
Слайд 21
Решим уравнение 345х – 137х – 208 = 0. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0) , то х1 = 1, х2 = . Решим уравнение 132х + 247х + 115 = 0 Т. к. а- b +с = 0 (132 – 247 +115=0), то х1= - 1, х2= -
Слайд 22
Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней можно записать в виде Х =
Слайд 23
Графическое решение квадратного уравнения Решим графически уравнение х – 3х – 4 = 0. Решение. Запишем уравнение в виде х = 3х + 4 . Построим параболу у = х и прямую у = 3х + 4. Прямую у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0;4) и N (3;13). Прямая и парабола пересекаются в двух точках А и B с абсциссами х1 = – 1 и х2 = 4.
Слайд 24
у=х2 у у=-3х+4 -1 0 4 х
Слайд 25
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки . Допустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках B ( х1 ;0) и D ( х2 ;0), где х1 и х2 – корни уравнения ах + b х + с = 0 и проходит через точки А (0;1) и С (0; ) на оси ординат . Тогда по теореме о секущих имеем ОВ∙О D = ОА ∙ ОС откуда ОС = .
Слайд 26
у C(0 , ) А(0; 1) В(х1, 0) D (х2, 0) S(
Слайд 27
Решим графически уравнение х – 2х – 3 = 0. Определим координаты точки центра окружности по формулам Х=- У= = Проведем окружность радиуса S A , где А (0;1).
Слайд 28
Ответ : х1 = – 1 , х2 = 3 у А -1 3 х S(1 ,-1)
Слайд 29
Решение квадратных уравнений с помощью номограммы. Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 ( см. Брадис В.М . Четырехзначные математические таблицы. – М., Просвещение, 1990). Таблица XXII . Номограмма для решения уравнения z + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.
Слайд 30
Примеры 1.Для уравнения z 2 – 9 z + 8 = 0. Номограмма дает корни z 1 = 8, 0 и z 2 = 1, 2.Решим с помощью номограммы уравнение 2 z – 9 z + 2 = 0. Разделим коэффициенты Этого уравнения на 2, получим уравнение z – 4, 5 + 1 = 0. Номограмма дает корни z 1 = 4 и z 2 = 0,5.
Белый лист
Солдатская шинель
У меня в портфеле
Повезло! Стихи о счастливой семье
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский