Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация».
К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных щитах, на упаковках - появляется большое количество ошибок. Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.
Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. д., Все найденные ошибки мы классифицируем
Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_oshibki_vokrug_nas.doc | 57.5 КБ |
lingvisticheskie_oshibki_vokrug_nas.ppt | 2.81 МБ |
Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и
классификация
Савченко К. МБОУ СОШ № 13, 8 класс.
Россия
г.Братск
МБОУ СОШ № 13, 8 класс.
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация».
К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных щитах, на упаковках - появляется большое количество ошибок. Мы хотим выдвинуть лозунг: «Ошибка – враг человека!» Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.
Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. д., Все найденные ошибки мы классифицируем
Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках
Задачи исследования:
• проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках и выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, распространенных на территории города Братска;
• объяснить причины появления распространенных ошибок в рекламных объявлениях
г. Братска.
Объектом исследования данной работы являются рекламные объявления, этикетки, упаковка, ценники на товарах
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, ценниках.
Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Основные методы и приемы: сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.
Материал для исследовательской работы был собран на территории города Братска.
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г. Братска.
Проанализировав рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.
В слове экстремальный допущена ошибка, скорее всего, потому, что напрашивается слово для проверки экстрим. Это близкие по значению слова, но экстремальный пришло из латинского языка, а экстрим - из английского, поэтому проверять безударную гласную словом экстрим нельзя.
Экстри́м (англ. extreme — противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило связанные с опасностью для жизни (Википедия)
Экстремальный [лат. extremus - крайний] - крайний, предельный; выходящий за рамки обычного, чрезвычайный. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. (приложение 1)
Слово минимаркет нужно писать слитно, потому что нельзя часть мини переставить, как, например, в слове мини-юбка, юбка мини (приложение 2)
Слово грейпфрут на ценнике в магазине «Кстати», скорее всего, написано с ошибкой из-за созвучия с понятным словом фрукт (приложение 3)
Имена существительные : Метизы, Стяжки, Петли, Ручки, Крючки, Опоры, Замки_ направляющие системы для выдвижных ящиков - (приложение 4) из рекламы в газете «Вечерний Братск» должны быть написаны с маленькой буквы, т.к. это имена нарицательные. Написание сторочной буквы вместо прописной – весьма распространённая ошибка в рекламе. Причиной возникновения может быть влияние английского языка, где все существительные пишутся с заглавной буквы, или стремление рекламодателей выделить таким образом наиболее важные смысловые единицы.
2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Пунктуация (ср.-век. лат. Punctuatio — от лат. Punctum — точка) — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.[1]
Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение и восприятие написанного.
Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях г.Братска.
Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, обращениях, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях.
Наиболее часто встречаются ошибки в постановке двоеточия.
В рекламном объявлении химчистки «Радуга» двоеточие не нужно, т.к.слово «чистка» связана с последующими словами не сочинительной связью, а подчинительной. Чистка кого?,чего? шуб, дублёнок и т.д. А сочетание «Ремонт одежды» в последней строчке однородно слову «чистка» и должно бы быть выделено так же, как и слово «чистка» (приложение 6).
Аналогичные ошибки в рекламном объявлении от агентства «Пчела». У нас вы можете заказать: тёплые воспоминания о том интересном времени, которое выпускники провели в школе. К чему относится слово заказать к грамотам или тёплым воспоминаниям? В маркированном списке в последней строке предложение Принимаем предварительные заказы на изготовление медалей не является однородной синтаксической единицей с предшествующими конструкциями именные грамоты, фотоальбомы и т.д. и должно быть выделено иначе (приложение 7).
В рекламном объявлении санатория «Братское взморье» допущен ряд пунктуационных ошибок. Во-первых, необоснованно изменён порядок слов, «Братское взморье» санаторий предлагает. Во-вторых, двоеточие после слова «предлагает» не нужно, т.к. далее должно следовать прямое дополнение: предлагает (что?) акцию «Счастливый день». Но слово «акция» употреблено в именительном падеже, Следовательно, возникает грамматическая ошибка. В предложении «Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля_ и продолжительностью лечения 16 дней_ Вы становитесь участником уникальной акции – 1500 рублей за день пребывания в санатории!» Словосочетание 2,17 апреля является уточняющим несогласованным определением и должно выделяться запятыми. Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля, и продолжительностью лечения 16 дней – это деепричастный оборот, после него должна стоять запятая. (приложение 8)
В рекламной статье «Он станет Вашим лучшим другом!» («Свободные новости»№49)
В предложении Работая с таким ноутбуком_можно обойтись без «мыши», а текст писать прямо на экране также не выделен деепричастный оборот.
В объявлении мебельного салона «Идеи дома» (приложение 9) не поставлена запятая при обращении мужики.
3.РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. БРАТСКА
Речевые ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]
Речевые ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. «Уколы красоты можно ставить, имея только Медицинскую лицензию» ) допущена ошибка, употребление слова «ставить» в несвойственном ему значении, так как уколы делают, а не ставят (слово "ставят" - это медицинский жаргон, слово-паразит): «Уколы красоты можно делать, имея только Медицинскую лицензию»
Речевые ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Речевые ошибки в рекламных объявлениях г.Братска.
В частном объявлении о продаже дома (приложение 10) на лицо речевая недостаточность, пропущено слово имеется. А нарушение прядка построения объявления приводит к непониманию: земельный участок 12 соток продаётся или находится рядом, как колонка и остановка?
Сделай покупку и получи подарок бесплатно (приложение11) Рекламный проспект винных магазинов
Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.
Экстремальный паркур (приложение12)
Паркур является экстремальным видом человеческих развлечений.(Википедия) , т.е значение черезвычайный, опасный уже заложено в слово паркур
Абсолютный эталон (приложение 13)
1) Эталон - мерило, образец
2) Эталон - точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера
перен. Мерило, образец для подражания, сравнения.(Словарь Ожегова). Так и значение слова абсолютный заложено в слово эталон
Это нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова (плеоназм)
4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В частном объявлении о потере оружия (приложение16) последнее предложение построено неправильно: в нём нет ни подлежащего, ни сказуемого. Следует сказать: «Нашедшего оружие или что-либо знающего о данном происшествии просим позвонить по телефону…»
На диске с песнями Виктора Цоя (приложение17) допущена грамматическая ошибка в употреблении причастия ушедшие. В данном словосочетании обоснованно пропущено слово людей. Памяти (кого? чего?) людей (каких?) ушедших.По законам грамматики в причастии должно быть окончание –их. Верное написание: памяти безвременно ушедших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в рекламной продукции, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и речевых норм (объект нашего исследования), - следствие незнания норм русского языка и неумение или нежелание производителей рекламной продукции пользоваться словарями.
Выявленные ошибки - результат не только низкой грамотности, но и
с безответственного отношения рекламодателей к своей работе, неумение соединить пунктуационные нормы языка и графические возможностями дизайна для выделения наиболее значимых в рекламе речевых единиц. По характеру ошибок, можно сказать, что предпочтение отдаётся дизайну в ущерб грамотности.
Реклама проникла во все сферы нашей жизни, мы все пользуемся рекламой, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную ?рекламу.
Практическая направленность нашей работы заключается в стремлении обратить внимание каждого человека на то, какую рекламную продукцию он потребляет. Если людям предлагают некачественную еду или одежду, они жалуются. Пожаловался ли кто-нибудь хоть раз на некачественную рекламу? Возмутился ли небрежным обращением с языком при оформлении объявлений, упаковок, этикеток?
Вспоминаются слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Заканчивая данный этап исследования, мы поняли, что большую часть ошибок обнаружили в газетах «Вечерний Братск» и «Свободные новости», поэтому хотим обратиться в редакции этих газет с просьбой ответственнее подходить к лингвистической стороне объявлений, печатающихся в их изданиях. В выходных данных редакция сообщает: « Ответственность за содержание рекламных материалов несут рекламодатели», но за грамотное оформление ответственность должна нести редакция. Каждый производитель должен выпускать качественную продукцию.
И хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
Слайд 1
Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация.Слайд 2
орфография
Слайд 3
орфография
Слайд 4
орфография грейфрукт вместо грейпфрут (магазин «Кстати») требуется прод о вец (из объявления на киоске на ул.Солнечной) самокле ю щаяся плёнка (ценник в магазине «Элегант - Падун»
Слайд 5
орфография
Слайд 6
пунктуация
Слайд 7
пунктуация
Слайд 8
пунктуация
Слайд 9
пунктуация
Слайд 10
речевые ошибки
Слайд 11
речевые ошибки
Слайд 12
Паркур является экстремальным видом человеческих развлечений.(Википедия)
Слайд 13
Речевые ошибки
Слайд 14
словотворчество
Слайд 15
словотворчество греч. dromos — бег, место для бега
Слайд 16
речевые ошибки
Слайд 17
грамматические ошибки
Слайд 18
Благодарим за внимание Братск 2012г .
Какая бывает зима
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Сказка об осеннем ветре
Тупое - острое
Рождественский венок