Текст выступления по теме реферата «Влияние физкультуры и спорта на гармоническое развитие личности» на школьной научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 50.5 КБ |
Текст выступления по теме реферата «Влияние физкультуры и спорта на гармоническое развитие личности» на школьной научно-практической конференции учащегося 11б класса МОУ «Лицей № 17» Ершова Никиты.
Вступление.
Я занимаюсь спортом уже достаточно большое количество времени. Чем взрослее мы становимся, тем меньше юношей и девушек остается в спорте. Преступая к этому реферату, я опросил ровесников, что для вас - спорт? Практически все ответили, что спорт - это здоровье, возможность провести свободное время. Но я убежден, что спорт это не только способ поддержания здоровья, но и важнейшее средство становления личности.
Поэтому при написании работы, мною была поставлена цель показать нравственные и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития, укрепления и охраны здоровья человека. но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, представляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития собственного "Я".
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Спорт очень сложен и противоречив, спортсмены ценят в нем то одну, то другую сторону. Еще в 1927 г., в первой отечественной монографии, посвященной психологии спорта, профессор А.П.Нечаев писал:"Пора, наконец признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками."
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, но не только в процессе занятий спортом закаляется воля человека, характер, совершенствуется умение управлять собой, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Ч то особенно важно в наши дни, спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется рядом с соперниками, поэтому постоянно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Спорт делает человека естественней.
Жан-Клод Килли (изв. горнолыжник) , рассказывая о себе, писал: " 10 лет проведенные в спорте были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, я узнал и самое прекрасное, что есть на свете - людскую дружбу" Эти слова прямо дополняют высказывание гимнаста Ю.Титова: "Ведь это и есть, пожалуй, самое интересное в спорте - душевные. товарищеские отношения между людьми. Корме борьбы они видят в спорте искренность отношений, дружбу.
Нравственно-эстетическое воспитание человека.
Специфическая особенность спорта - обязательность соревнований наиболее значительно влияет на нравственное формирование личности.
Правила соревнований строги, но некоторые спортсмены придерживаются правил "строгого соперничества", т.е. необходимости завоевывать призовые места, желание победы любой ценой, а любые способы не всегда этичны. Например, фальстарт сокращает количество участников и шансы на победу возрастают; в игровых, контактных видах спорта (футбол, гандбол. баскетбол и др.) часты случаи аморального поведения, когда соперников физическими приемами выводят из игры. ( пример Пеле)
Истинные спортсмены не ищут легких и коротких путей к пьедесталу почета, т.к. под влиянием нравственных требований коллектива приобрели надежные морально-этические устои. У них сформировались взгляды, убеждения, противоречащие логике схемы "строгого соперничества". В спорте может существовать схема "нестрогого соперничества". Победа над слабым стоит "дешевле", чем ничья с сильным . Схема "нестрогого соперничества" побуждает "болеть" за соперника. Такая схема способствует правильному воспитанию зрителей, спортсменов, судей. Главная задача заключается в том, чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу, были моральные нравственные цели.
Процесс самопознания и самосовершенствования.
Еще одна специфическая особенность спорта - спортсмен одновременно субъект и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности., поэтому самопознание - необходимость.
Конечно бывают спортсмены не знающие биохимических закономерностей, всех превращений кислоты, видоизменений электроэнцефалограммы, однако думающий спортсмен сопоставляет свое самочувствие и настроение с результатом, анализирует, определяет причины, выводит следствия . ( "Надо развивать силу мышц - сгибателей большого пальца" -это делал Джесси Оуэнс, чтобы быстрее уходить со старта.)
Получая ответ на поставленные перед собой вопросы, спортсмен начинает действовать. Работа над развитием силы, быстроты, выносливости; но не только. Этим он формирует умение действовать в полную силу, когда устал, когда не хочется, когда робеет - учиться управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением.
Человеку важно предвидеть возможные неожиданности, точно и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией, а через занятия спортом оно успешно совершенствуется.
Формирование воли.
В спорте существует огромное количество препятствий, для преодоления которых нужны большие волевые усилия. Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Особое положение занимает целеустремленность. Человека целеустремленного отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. В том есть определенная сложность, т.к. мотивы отличаются не только по степени важности, но и по времени, по срокам (близкие и дальние)возможности удовлетворения потребности. Целеустремленный человек - сторонник дальней мотивации, он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям близких мотивов. Особенно трудно работать тренерам с подростками, которые еще не осознали этого.
В спорте препятствия встречаются спортсменам чаще, поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.
Воспитание уверенности в себе и своих силах.
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1, - взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта. В любой момент спортсмен знает до какой ступени он добрался, планирует когда достигнет следующей.
Спортивная деятельность позволяет ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать, и таким образом воспитывать уверенность в себе и своих силах.
Как спорт помогает оценивать себя.
Каждый человек - частица коллектива, как таковой он оценивается обществом. Но как же человек оценивает себя сам? Еще в прошлом веке американский психолог Джеймс предложил формулу:
УСПЕХ
САМОУВАЖЕНИЕ = --------------------
(самооценка) ПРИТЯЗАНИЯ
Из этой простой формулы видно, что самооценка тем выше, чем большего успеха достиг человек. От самооценки зависит формирование черт характера человека. (примеры высокой, средней, низкой). Я считаю, что верная самооценка возникает когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. Спорт, победы - средство, а не цель.
Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.
Заключение.
Целью моего реферата было изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В реферате я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.
Я рассмотрел, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно-этическое воспитание. Я изучил влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.
Разумеется, не все стороны влияния физкультуры и спорта на развитие личности были упомянуты в моем реферате. Да и вряд ли это можно было сделать в небольшой работе.
Год от года спорт становится сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет все большее число людей. А значит растет доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека, физкультура и спорт помогают гармоническому развитию личности.
Прекрасная химия
Философские стихи Кристины Россетти
Акварель + трафарет = ?
Три загадки Солнца
Будьте как солнце!