Прошло почти 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
Тема нашего проекта «Памятники села Большой Изырак»
Актуальность проекта.
В нашем селе Большой Изырак есть два памятника.[1] Один расположен на территории школы, другой - в центре села. Мы провели анкетирование среди учащихся школы и взрослого населения. Выяснили, что 100% учащихся ничего не знают о памятниках в селе, 25 % взрослых такой информацией владеют частично.
В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашего села.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pamyatniki_sela_b-izyrak.doc | 57.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕ-ИЗЫРАКСКАЯ СОШ
Районная научно – практическая конференция
Секция историческое краеведение
Проект «Памятники села Большой Изырак»
Выполнили: учащиеся 5-6 классов,
члены краеведческого клуба
«Сибирячок
Руководители: Акинькова Г.Г
руководитель школьного музея,
Большой Изырак
2010
Оглавление
1.Введение.
Прошло почти 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
Тема нашего проекта «Памятники села Большой Изырак»
Актуальность проекта.
В нашем селе Большой Изырак есть два памятника.[1] Один расположен на территории школы, другой - в центре села. Мы провели анкетирование среди учащихся школы и взрослого населения. Выяснили, что 100% учащихся ничего не знают о памятниках в селе, 25 % взрослых такой информацией владеют частично.
В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашего села.
Объект исследования: Великая Отечественная война.
Предмет исследования: памятники павшим в Великой Отечественной войне.
Гипотеза. Мы предполагаем, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений.
Цель проекта: восстановить историю создания памятников в селе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Организовать сбор иллюстративного материала по теме.
2.Выяснить, по чьей инициативе были воздвигнуты памятники.
3.Определить дату создания памятников.
4.Узнать, в честь кого они были созданы.
5.Выяснить, какую роль играют памятники в жизни нашего села.
6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.
7. Оформить работу и приложения к ней, создать презентацию для ее представления.
8.Познакомить учащихся школы и жителей села с результатами нашей деятельности .
Этапы работы:
1.Сбор материала:
газеты «Маслянинский льновод» за 1965год, 1969год, фотографии, школьные летописи, альбомы, анкета, записи бесед с жителями села.
2.Обработка собранных материалов:
сканирование фотографий, обработка анкет, отбор материала по направлениям.
3.Анализ полученных данных.
4.Оформление работы, приложений к ней, создание презентации
2.Основная часть.
В ходе реализации проекта мы узнали:
1. Инициатором создания памятников в селе был директор Больше - Изыракской школы Бритов Евгений Дмитриевич . [2]Об этом писал в газете «Маслянинский льновод» от 8 апреля 1969 года председатель сельского Совета Рузанкин Василий Григорьевич.[3]
Евгений Дмитриевич - фронтовик. В армию был призван в августе 1942года. На фронт попал в конце февраля 1943года. Воевал в составе 521 стрелкового полка Первого Белорусского фронта. Участвовал в форсировании Днепра, сражался на Орловско-Курской дуге. В ходе наступления 8 августа 1943 года был тяжело ранен. По окончании лечения в госпитале был демобилизован 21 декабря 1943 года.
Вернулся в родную Елбань и там учительствовал. В 1949 году был назначен директором нашей школы. В этой должности проработал 20 лет. Ветеран педагогического труда Леконцева Галина Семеновна с большой теплотой вспоминает своего директора: «К фамилии Бритов можно добавлять только превосходные эпитеты: талантливый, мудрый, инициативный, просчитывающий на десять шагов вперед всю работу школы. Как педагог учил нас и учеников великому чувству патриотизма, любви к матери и Родине. Он был Учителем учителей»
2. 9 мая 1965 года, в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне, была проведена торжественная линейка, на которой присутствовали не только школьники и учителя, но и жители села.[4] Ребята и взрослые пришли сюда, чтобы заложить памятник погибшим учителям и ученикам школы. В честь заложения памятника почетные пионеры дружины, фронтовики, Алевтина Даниловна Бритова и Шатов Василий Леонтьевич посадили два деревца.[5] У памятника заложили первые кирпичи. Эту почетную миссию выполнили лучшие ученики школы: Береснев Василий, Кундасева Татьяна, Катаева Светлана.
По окончании линейки, выстроившись в колонны, ребята и взрослые отправились к месту заложения еще одного памятника - погибшим односельчанам.[6] Построились у здания новой колхозной конторы. Перед собравшимися выступили участники войны: председатель колхоза «Прожектор» Шатов Василий Леонтьевич, учителя Москалев Александр Савельевич и Бритова Алевтина Даниловна.[7] Здесь тоже прошла процедура заложения памятника.
Силами учителей и учеников при поддержке председателя колхоза «Прожектор» Шатова Василия Леонтьевича к октябрю 1965 года памятники были сооружены. « 29 октября в селе Большой Изырак была проведена торжественная линейка по случаю открытия памятника воинам-учителям и воинам – ученикам местной сельской школы, погибших во время Великой Отечественной войны. На открытии памятника , кроме коллектива школы, партийной организации и правления колхоза, присутствовали почетные пионеры школы Бритова А.Д. и Шатов В.Л.Право возложить первый венок было предоставлено лучшим ученицам и активным общественницам школы - учащимся 8 класса Галине Казанцевой и Галине Мальцевой.» [8] При открытии памятника погибшим односельчанам прошел митинг, на котором присутствовали представители военкомата.[9]
3.На мемориальной доске памятника, расположенного на территории школы написано: «Учителям и ученикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.»
Мы узнали фамилии этих воинов.
Учителя:
1.Бирюков Ф.М-первый директор восьмилетней школы. В 1940 году был призван на службу. Служил в тяжелой артиллерии. Погиб под городом Калуга.
2.Курчин М.М.
3.Седов Н.П.
4.Чернов А.М.[10]
5.Юдинцев С.В[11].( у него была бронь, но добровольцем ушел на фронт в августе 1942 года, воевал в противотанковой артиллерии во Львовской области. Погиб в июле 1943года).
Ученики:
1.Бубенщиков И.И.
2.Горбунов И.И.
3.Гусельников Ф.Х [12 ](ушел на фронт в 1942г, воевал под Ленинградом. Погиб 20 июля 1942 года в с. Катилово Дымчанского района Ленинградской области).
4.Колосницын П.М.
5.Ломиворотов М.В.
6.Плехов В.
7.Скурихин Н.Я.
8.Траханов П.Х.
9.Фарафонов Н.А.
10.Фарафонов А.М.[13] (ушел на фронт в 1941г, погиб в ноябре 1941)
11Фарафонов П.М. ( ушел на фронт в 1941, погиб в 1943г.под г. Львов)
12.Чемоданов М.Г.[14] (был летчиком, погиб в 1942году в г. Смоленске.)
13Чудинов А.Д.
14.Шалагин Ф.Д.
15.Шатов Ф.Л.[15] (погиб под Ленинградом в 1943 году. )
16.Шатов К.М.
17.Шатов С.
18.Хмелинин В.И.
Второй монумент, находящийся в центре села, сооружен в честь погибших односельчан.
За годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более трехсот изыракцев. Более ста двадцати солдат погибли на полях сражений, умерли от ран в госпиталях. Не было в селе ни одной семьи, которой бы не коснулось горе. Пять похоронок получила Береснева Пелагея.[16] Ее сыновья: Дмитрий, Степан, Федор, Николай, Василий погибли в боях за Родину. Отдали за нас жизни три брата Гонины: Семен, Иван, Панфил; братья Кокоулины: Андрей, Прокоп, Михаил. Подвиг совершил житель нашего села Колосницын Семен Васильевич. На Курской дуге он бросился под немецкий танк с гранатой.
Если отметить на карте города, за которые сражались наши изыракцы, то маршрут получится очень длинный: Орел, Минск, Гомель, Харьков, Курск, Белград, Москва, Ленинград, Львов, Калуга, Смоленск, Севастополь, Калининград, Будапешт, Прага, Варшава, Берлин. 1418 дней и ночей. И каждый из них - это кровь и смерть, боль утрат, безмерные страдания людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.
4.Ежегодно, начиная с момента создания памятников, 9 Мая все от мала до велика собираются на митинг, чтобы почтить память павших, отдать дань уважения нашим землякам. [17] Праздник со «слезами на глазах» собирает всех вместе: тех, кто в руках с оружием защищал Отчизну, тех, кто, работал для фронта, для Победы, тех, кто знает о войне из книг и кинофильмов. Памятники, символы жизни и славы, объединяют нас, детей и взрослых, заставляют каждого здравомыслящего человека о многом задуматься.
3.Заключение.
В результате проделанной нами работы мы выяснили следующее:
1.Инициатором создания памятников в селе был директор школы Бритов Е.Д.
2.Работа по созданию памятников началась 9 мая 1965 года и закончилась в октябре этого же года.
3.Узнали фамилии погибших учителей, учеников, односельчан.
Наше предположение, что памятники способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось. Вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния-символы славы, несокрушимости, величия нашего солдата.
Закончилась работа над проектом. Мы узнали много нового из истории своей малой Родины Называя имена участников войны, мы словно перелистали страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.
Практическая значимость проекта.
1. Собранная информация может быть полезна всем, кто интересуется краеведением. 2.Материал данного проекта можно использовать на уроках краеведения, при проведении часов общения, мероприятий патриотического направления.
Источники информации:
1.Газеты«Маслянинский льновод» :от 29августа 1965год, от12 ноября1965года, 8 апреля 1969г.
2.Альбомы школьного краеведческого музея : «Они за сражались за Родину», «Они погибли за Родину».
3.Школьная летопись за 1965 год.
4. Воспоминания односельчан, бывших учителей школы.
Бабочка
У меня в портфеле
Денис-изобретатель (отрывок)
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Голубая лягушка