Материал, вошедший в поисковую работу можно использовать в выступлениях самодеятельных коллективов, широко использовать на музыкальных и краеведческих занятиях.
Кайсина Таисия Федоровна:
Кудреватые, баские,
Где такие родятся?
У них матери, отцы,
Наверно Богу молятся.
Хочется увидеть Люську,
Пиво пить, и есть закуску.
А когда смотрю на Альку,
Тянет лишь на минералку.
Через реку, через мост
Я кричала перевоз.
Меня душечка-Ванюшечка
На ручках перенес.
По деревне я шла
И Ванюшку видела:
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела!
Хоть пол пробью,
Потолок пробью,
На доске остануся
С милым не расстануся.
У меня миленков пять,
Пять и полагаетс:
Два уедут, два уйдут,
Один со мной останется.
Ходит милый по деревне,
Ходит улыбается:
Ему доктор вставил зубы,
Рот не закрывается.
Бякова Мария Васильевна:
Зашумели камыши,
Закачались елочки.
На работе хороши
Наши комсомолочки.
Меня дома то ругают,
Убегу, дак убегу.
Все равно свиданье будет
У реки на берегу.
Ой, я выйду на крылечко,
Постою, послушаю,
Как мой миленький на фронте
Бьет врага «Катюшею».
Вспомню белую рубашку,
Пиджачок, накидочку.
Подруга, вот какого,
Я любила ягодиночку.
Не ругай меня мать
Не ругай грозно.
Ты сама была такая,
Приходила поздно.
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Ты подруга белая,
А я загорелая.
Тебя, зато ребята любят
Боевая, смелая.
Заиграл полубаян,
У зеленых елочек.
Долго слушала, стояла
Думала миленочек.
Мой миленок тракторист
Агрономом буду я.
Будем вместе обрабатывать
Колхозные поля.
Мальчишка маленький, кучерявенький
Реку перескочил.
Рубашку длинную, новинную
Ничуть не обмочил.
Не ходите девки замуж,
Бабья жизнь проклятая.
В поле каждая травиночка
Слезами укапана.
Мы с миленочком расстались
На зеленом, на лугу.
Красоту его забыла,
А характер не могу.
Задушевная подруга
Твой залеточка хорош.
Я всегда тебе завидую,
Когда ты с ним идешь.
Ржавитина Татьяна Федоровна:
По деревне идётё,
Играетё и поетё.
Моё сердце раздражаетё
И спать не даётё.
Гармонист у нас молоденький
Не выдадим его.
Семеро в могилу ляжем
За него за одного.
Ох, подружка дорогая,
Я не знаю, как мне быть.
Собралась я выйти замуж,
А он хочет разлюбить.
Физкультура, физкультура,
До чего ж ты довела!
Даже бабушка Акуля,
В церковь в трусиках пошла.
Мой миленок тракторист,
Ну, а я - доярочка.
Он в мазуте, я в навозе,
Сладкая мы парочка.
А у нас на мосту
Развалились камни.
Ох, какой некошной!
Нас не любят парни.
Спасибо, тебе друг
За игру игручую.
Приходи на утро есть
Картошку рассыпучую.
Спасибо игроку,
Спасибо окончательно.
Спасибо окончательно,
Играет замечательно.
Спасибо игроку,
Спасибо парню этому.
Скоро в армию уйдет
Играть, то будет некому.
Я плясала, топала,
Выбирала сокола.
Выбирала сокола,
Стройного, высокого.
Сидит Катя у ворот,
Широко разинув рот.
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Ой, какая моя мать,
Не пускает погулять.
А я пойду, затопаю
Завиляю попою.
Славный лен на поле нашем,
И на вашем чудный лен,
Парням вышитых рубашек
Будет целый эшелон.
Не ругайте меня,
Ругайте мою мамку.
Зачем родила
Такую хулиганку.
Я любила Шурочку
За кожану тужурочку.
Износилась тужурочку,
Уходи-ка Шурочка.
Все б я пела, все б я пела.
Все б веселою была.
Только жаль, что милый Коля
Ушел рано от меня.
Напечет блинов мой милый,
Я картошки отварю.
А на третье чай душистый
Свежей мятой заварю.
Хорошо траву косить
Которая росистая.
Хорошо девку любить,
Которая форсистая.
Петух у нас поют
Крылья расправляют.
Сейчас на сцене не поют
Ротик раскрывают.
Лечат порчу и заразу
Шарлатаны день за днем.
И карман легчает сразу,
А недуги все при нем.
Мне уже за семьдесят-
И совсем седая.
Но танцую и пою-
Словно молодая.
Родыгина Клавдия Васильевна:
Топни, нога,
Топни, правенькая,
Все равно ребята любят,
Хоть и маленькая.
Бригадирова жена
В шубу нарядилася.
Только вышла за ворота,
Сразу простудилася.
На окошке два цветочка
Голубой, да синенький.
Никто любви нашей не знает
Только я, да миленький.
Мама, чаю, мама чаю
Мама кипяченого
Мама, мама выйду замуж
Только за ученого.
Мать, моя мать
Бело полотенце,
Разрежь мою грудь,
Посмотри на сердце.
По болоту я иду
Все меня качает.
Из болота выхожу
Миленький встречает.
Дорожка, дороженька,
Дорожка дугой.
По этой дороженьке
Ходил и дорогой.
Я любила милого
Любила любовалася
Вся любовь моя пропала
С миленьким рассталася.
Почему сирень сырая
Разве дождик вчера шел
Потому одна гуляю
Милый в Армию ушел.
Гармошка, реви
Реви, до самой до зари.
Когда будем расставаться
Ничего не говори.
Гори, выгорай, тополиночка
Люби, не забывай, ягодиночка.
Подружка моя,
Не ходи печальная.
Не ходи печальная,
Ходи как я, отчайная.
Полюбила я его
Милые девчоночки,
За его за красоту,
За карие глазеночки.
Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечё
Сама гармошку вешала.
На серебряном подносе
Кольчико вертелося,
Мне давно с тобою ягода
Гулять хотелося.
Номинация:
«ЛИК: Литература, искусство, культура».
Тема работы: «Частушки села Порез».
Ученицы 7 класса
МОУ СОШ с. Порез
имени Г.Ф.Шулятьева
Унинского района
Кировской области
Кайсиной Марины
Руководитель краеведческой работы:
Дмитриева О.И.
Учитель МОУ СОШ с. Порез.
Ул. Ленина
612532
2008год.
Содержание:
1.Введение:
а) Тема
б) Обоснование выбора темы.
В) Проблема исследования.
Г) Объект исследования
Д) Предмет исследования.
Е) Цель исследования
Ж) Гипотеза.
З) Обзор литературы.
2. Основная часть
3. Заключение.
4. Список используемых источников.
5. Дополнительные материалы.
1.Введение.
А) Тема «Частушки села Порез».
Б) Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Частушка развивается. Особенно много частушек создано за время перестройки, возникли новые произведения и о «партократах-демократах», о новых русских. Это доказывает, что частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.
В) Проблема исследования: Частушка выражает различные черты человеческого характера.
Г) Объект исследования: население села Порез.
Д) Предмет исследования: частушки.
-трудовые;
-исторические;
-военные;
-любовно-лирические.
е) Цель исследования:
выявить носителей фольклора и, записать от них все бытующие в селе Порез произведения частушечного жанра.
Задачи:
-провести собирательскую работу местного фольклора.
-точнее и как можно полнее представить картину народнопоэтического творчества современной эпохи.
Ж) Гипотеза.
Частушка выражает различные черты человеческого характера.
З) Обзор литературы.
В.А.Поздеев, «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.
2. Основная часть.
Народ – труженик является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Названное великим писателем А.М.Горьким «устной художественной литературой». [Горький М. Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499], а по научному именуемое устным народнопоэтическим творчеством, или фольклором [от английского слова folklore, что в переводе на русский язык означает «народная мудрость», «народное знание».], это искусство живет столетия и в ярких, выразительных формах рассказывает о событиях прошлого и настоящего, говорит о чаяниях и ожиданиях народных.
Одной из богатейших сокровищниц русского народного творчества издавна считается Вятская земля. Расцвет разного рода ремесел способствовали активному притоку в наш край людей труда. Они приносили с собой и создаваемое веками и прочно хранимое в памяти словесное и музыкальное искусство родных мест.
Вятичами с давних пор были известны трудовые и обрядовые, хороводные и исторические песни. Не одно столетие рассказывали наши предки занятные и мудрые сказки, богатые интереснейшими фактами предания и легенды, а, ведя беседу, пересылали свою речь меткими пословицами и поговорками; любили они блеснуть и хитрыми загадками и к слову сказанными затейливыми бывальщинами. Были известны им и былины, и исторические песни. Произведения народнопоэтического и музыкального творчества на нашей земле в свое время записывали А.С.Пушкин, В.И.Даль, А.М.Горький, А.Н.Островский и многие другие.
Есть у нас такой особый жанр русского песенного творчества – частушка. Уже в XVIIв. Были известны на Руси короткие песенки, которые исполнялись как обрядовые (как правило, заклинательного и ритуального характера), Однако частушки, по мнению некоторых фольклористов, возникли во второй половине ХIXв. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.
Никого она не оставит равнодушным, и поэтому каждый призадумается, как рождается это небольшое произведение народного искусства. В устном народном творчестве наших дней имеют место и процессы, свидетельствующие об активной жизни современной частушки. Слово «частушка» происходит от «частый» (в отличие от «протяжных», «долгих»), то есть быстрый. Частушка – появилась в публицистике, а затем вошла и в научную литературу из очерка Глеба Успенского «Новые народные песни: Из деревенских заметок» (1889). В этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа. Постепенно слово «частушка» стало приобретать значение общего термина. Кое-где частушки называются «припевками». Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяются с разными словами. Рождается частушка буквально на глазах, вернее на слуху у окружающих. Однако эта кажущаяся легкость зависит от многого: таланта исполнителя, от его настроения, от ситуации, в которой создается частушка, но самое главное – от знаний традиции. «Отойдя от исконных форм и черт русской традиционной песенности, частушка уберегла дух народа, его характерные, исторически сложившиеся черты: удаль, смелость, общительность, любовь к острому слову, к шутке, к обличению зла. Частушка активно творится миллионами исполнителей», - пишет поэт
В. Боков [Боков Виктор. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5].. Разделяя это мнение, следует добавить, что частушка создается и бытует, в отличие от других жанров, преимущественно в молодой по возрасту среде. Это жанр молодой и жанр молодых, он рождался в молодежной среде. Автор – исполнитель частушки всегда знает, как складывались они в «прежние годы», что можно заимствовать от «стариков», а что внести свое, и это сочетание традиционного и индивидуального ярко проявляется в феномене частушки. Д.К. Зеленин, который одним их первых исследователей обратил внимание на новые веяния в народной культуре в начале ХХ в., писал: «Самым модным и любимым в нашем народе поэтическими произведениями в настоящее время, бесспорно, являются романс и частушка. Частушка перестала быть «фабричной поэзией», как их окрестили на первых порах публицисты и этнографы; в той же захолустной деревне, от которой на сотни верст кругом нет никаких фабрик, вы непременно услышите молодых певцов, ухарски «наяривающих» на гармонике, с беспечными «переборами», «частую» о милке и миленочке…»
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания. Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть бытовые и политические разногласия. Объединить нас может только народное творчество и самой народной песни — частушки.
Давайте вернемся на полвека назад. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни. Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется. Медленная частушка называется «страдания».
По деревне идётё,
Играетё и поетё.
Моё сердце раздражаетё
И спать не даётё.
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Частушка звучала и звучит как на деревенских свадьбах, проводах в армию, на других праздниках, так и поется со сцены сельских домов культуры. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки нередко используются самодеятельными коллективами.
Лечат порчу и заразу
Шарлатаны день за днем.
И карман легчает сразу,
А недуги все при нем.
Говоря о тематике частушек в селе Порез, необходимо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне. По данным произведениям можно составить представление от отдельных этапах великой битвы советского народа с фашизмом, узнать о ратных и трудовых делах порезчан.
Ой, я выйду на крылечко,
Постою, послушаю,
Как мой миленький на фронте
Бьет врага «Катюшею».
Славный лен на поле нашем,
И на вашем чудный лен,
Парням вышитых рубашек
Будет целый эшелон.
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
Зашумели камыши,
Закачались елочки.
На работе хороши
Наши комсомолочки.
Мой миленок- тракторист
Агрономом буду я.
Будем вместе обрабатывать
Колхозные поля.
Очень много имеется частушек на любовно- лирическую тематику. Поэтому так многообразно название любимого или любимой – дроля, дролечка, милый, мил-милёночек, милка, ягодка, ягодиночка.
Вспомню белую рубашку,
Пиджачок, накидочку.
Подруга, вот какого,
Я любила ягодиночку.
Тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини:
Заиграл полубаян,
У зеленых елочек.
Долго слушала, стояла
Думала миленочек.
Незабудочка - травинка
Незабудочка - трава.
Незабудь меня, мой милый,
Не забуду я тебя.
Полюбила я его
Милые девчоночки,
За его за красоту,
За карие глазеночки.
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений:
Я плясала, топала,
Выбирала сокола.
Выбирала сокола,
Стройного, высокого.
Слово за слово, частушка за частушкой, пляска за пляской – так и возникала симпатия, загорался огонек любви.
Частушка – неотъемлемый элемент задорной круговой пляски. На Вятке эту пляску называют «топотухой». Эх, идет «топоток в избе на всю деревню!». Ритм частушки и движение сливаются в единый неразделимый сплав. Если поют под гармонь, то каждый гармонист старается, не выходя из традиционных наигрышей, привнести что-то свое.
Спасибо игроку,
Спасибо окончательно.
Спасибо окончательно,
Играет замечательно.
Наигрышей много, хотя они незамысловаты по музыкальному рисунку. Напевы, бытующие в селе Порез частушек разнообразны, но преобладающими являются: « сормач», «Семеновна», «цыганочка».
Сейчас в Порезе есть замечательные гармонисты: Семёнов Валерий Николаевич и Широких Сергей Аркадьевич. Исполнение частушки сопровождалось своеобразной игрой (не только во время пляски): вначале выходила самая боевая девушка, а может и парень, и делали так называемый зачин, затем выходили другие, вступали в своеобразный диалог-спор, поэтическое соревнование.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
На вечерках, как говорится, за словом в карман не лезли, если кто-нибудь был задет в частушке, то сразу же рождался ответ. При этом нужна была смелость, этакая удаль и чувство острого словца.
Ты подруга белая,
А я загорелая.
Тебя, зато ребята любят
Боевая, смелая.
Являясь одним их популярных жанров русского фольклора, частушка активно живет в наши дни. Она быстрее и разнообразнее, чем песня, освещает происходящие на глазах исполнителя события и местные факты. Это замечательное качество обеспечивает частушке широкое бытование и использование агитбригадами и участниками художественной самодеятельности. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом.
Лечат порчу и заразу
Шарлатаны день за днем.
И карман легчает сразу,
А недуги все при нем.
Петух у нас поют
Крылья расправляют.
Сейчас на сцене не поют
Ротик раскрывают.
Трудно определить какие-то особенности местных частушек, однако местный колорит проявляется в географических названиях, местных прозвищах, мелких деталях быта. Сплетался своеобразный венок: здесь и яркие, броские частушки, радующие своей сочностью, неповторимой ритмикой, здесь и нежнейшие, и тончайшие переливы красок, созвучных с душевными волнениями и переживаниями:
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
В частушках раскрываются этические и эстетические идеалы молодежи. В селе Порез, как и в общерусской традиции, выделяются девичьи, женские, а также мужские частушки. Если девушки задорно распевали их, то парни «насказывали» под гармошку.
Вспомни, Шурка дорогая,
Как я ездил за тобой;
Приморозил нос к оглобле-
Отколачивал дугой.
Тематика частушек самая разнообразная: о передовиках, о трудовых достижениях колхозников, о достижениях страны или высмеивали пороки: бесхозяйственность, лень-тунеядство, пьянство.
Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют на самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.
Сложная история по-своему отражалась в частушечном жанре, но частушка не забывала и вечные человеческие качества. Жива она и поныне. Звучит живая душа народа!
Ширяева Н.С. написала: «В народном творчестве живое предание старины соединилось с неувядаемой поэзией жизни. Содержание определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом преемственности. Давайте же не разрушать этот закон». [«Воспитание музыкой», Москва «Просвещение» ,1991г., с.148, Н.С.Ширяева].
Все тексты частушек записаны непосредственно из уст исполнителей методом опроса в течение двух лет. Много частушек знают и исполняют: Кайсина Таисия Федоровна, Бякова Мария Васильевна, Родыгина Клавдия Васильевна, Частушки, включенные в приложение № 1 , сохранены в том виде, в каком записаны со слов. Некоторые частушки исполнялись колхозной молодежью в клубе и, по словам Родыгиной Клавдии Васильевны, всегда имели большой успех. В приложении №2 собраны частушки учащимися Порезкой средней школы в 19 году и в настоящее время хранятся в школьном музее боевой и трудовой славы «Поиск».
3. Заключение.
Вывод.
Материал, вошедший в поисковую работу можно использовать в выступлениях самодеятельных коллективов, широко использовать на музыкальных и краеведческих занятиях. Используя этот фольклор, поможет человеку в его добрых делах, ведет людей к верному пониманию событий, укрепляет веру в свои силы, в торжество правды, разума.
4. Используемые источники:
Печатные:
-«Заря – заряница»: песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н.Морохин.) – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с., ил.
-«Энциклопедия земли Вятской». Том 8. Этнография, фольклор.1998г.
В.А.Поздеев, «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.
-«Воспитание музыкой», Москва «Просвещение» ,1991г., с.148, Н.С.Ширяева.
-Горький М. Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499
-Боков Виктор. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5
5. Приложение №1
«Частушки жителей села Пореза».
Нарисуем попугая цветными карандашами
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Май, 2019
Сказка "Узнай-зеркала"
Золотой циркуль