Исторический путь родного края. На основании изучения предоставленных мне архивных материалов уточнить, когда впервые упоминается название села Кленково, установить владельцев села Кленково, этапы строительства храма Казанской Иконы Божией Матери, проследить сложный путь жизни деревни.
Вложение | Размер |
---|---|
mou_sosh_no16._derevnya_klenkovo_-_proshloe_i_nastoyashchee._nekrasova_k._10.doc | 349.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ДЕНЬ НАУКИ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
ТЕМА: «ДЕРЕВНЯ КЛЕНКОВО – ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»
Выполнила: Некрасова Ксения Сергеевна
Класс: 9а
Научный руководитель:
Некрасова Елена Борисовна
Должность:
учитель географии
г. Клин, 2012
Содержание
Введение стр. 3
Часть 1. История деревни Кленково.
1.1 Положение Кленково на карте. стр. 4
1.2 Происхождение названия «Кленково». стр. 4
1.3 Ушедшая святыня – церковь архангела Михаила. стр. 4
1.4 Владельцы Кленково. стр. 5
1.5 История церкви Казанской иконы Божией Матери. стр. 7
Часть 2. Кленково в 20-21 веке.
2.1 Кленково в годы Великой Отечественной Войны. стр. 12
2.2 Кленково сегодня. стр. 14
Заключение. стр. 15
Библиография стр. 16
Приложение стр. 17
Введение.
Поколения сменяются поколениями, оставляя в наследство своим потомкам свои достижения. Наши родители, бабушки и дедушки передают нам гораздо больше – это любовь к своей земле, к своей малой Родине. Моя малая Родина – это деревня Кленково. В деревне я живу более пяти лет. Несколько лет я занимаюсь изучением истории моей деревни, историей Казанского храма. Сложность моей работы заключается в том, что история деревни и храма кратко изложена в литературных источниках, они имеют ряд неточностей и противоречий.
Цель моей работы – показать сложный исторический путь родного края. На основании изучения предоставленных мне архивных материалов уточнить, когда впервые упоминается название села Кленково, установить владельцев села Кленково, этапы строительства храма Казанской Иконы Божией Матери, проследить сложный путь жизни деревни.
Задачи исследования – Ознакомиться с исторической эпохой времени существования деревни Кленково.
В своей работе я использую копии архивных материалов, собранных в архивах города Москвы отцом Кириллом, который предоставил эти материалы настоятелю Казанского храма игумену Иоанну.
Я хочу отразить все основные моменты истории, через которые прошла моя деревня.
Часть 1. История деревни Кленково.
1.1 Положение Кленково на карте.
Деревня Кленково принадлежит сельскому поселению Зубовское — муниципальному образованию в Клинском районе Московской области. Образовано 28.02.2005 года. Административный центр — посёлок Зубово. Расположена на территории Клинско – Дмитровской гряды (карта 1).
1.2 Происхождение названия «Кленково».
Кленково — старинное подмосковное село, название которого происходит от Кленко, производной формы личного имени Клён. В книге «Край наш Клинский» автор указывает, что впервые Кленково упоминается в 1627 году. Однако я располагаю другими очень важными сведениями, которые ещё не публиковались. В архиве (г. Москва) была найдена «Разъезжая грамота великого князя Ивана Васильевича князю Юрию Ивановичу на города Рузу и Звенигород с Можайскими и Клинскими станами и волостями» от 1504г. 16 июня[1].
Именно в этой разъезжей грамоте предположительно впервые упоминается название Кленково. (приложение – копия грамоты).
1.3 Ушедшая святыня – церковь архангела Михаила.
Из историко-архитектурной записки я выяснила, что в деревне существовала небольшая деревянная церковь, но её точного местоположения не указано. Беседуя со старожилами нашей деревни, я узнала точное её положение. В настоящее время здесь находятся жилые дома. С какого времени в селе существовала церковь неизвестно, но в 1627 году церковь архангела Михаила в селе Кленково была деревянной, в виде клетской постройки на столбах. Вокруг этой церквушки находилось старое деревенское кладбище. По рассказам местных старожилов церковь находилась на большом холме, укреплённом каменной стеной. После сильной грозы в 1937 году, она сгорела, кладбище пришло в запустение и ничто не напоминало о его существовании. В начале 80-х годов территория стала частной. Только по чистой случайности до нас дошло примерное изображение деревянной церквушки. В деревне жила женщина, страдавшая слабоумием. На клочке бумаги, маленьким огрызком грифеля она нарисовала церковь. Долгое время этот рисунок был спрятан от людских глаз. Местный художник Кривушков Михаил Егорович нарисовал картину, на которой изобразил церковь - навсегда ушедшую от нас святыню (фотогр.1) В настоящее время на территории, некогда занятой кладбищем, находится частный дом. Хозяйкой дома является известная ведущая на центральном телеканале. Летом 2011 года все жители деревни были очень потрясены вандализмом. При строительстве нового дома на этом участке был вырыт огромный котлован, который охватил территорию старого кладбища. Весь грунт с фрагментами человеческих костей был вывезен за пределы участка к небольшому лесу, где любят гулять все деревенские жители. Та страшная картина потрясла всех! Строители быстро поняли свою ошибку, и почти весь грунт был перевезен обратно на участок. Судьба останков неизвестна. Было предписание на перезахоронение этих останков, но предположительно они находятся в овраге рядом с этим участком.
1.4 Владельцы Кленково.
Кленково имеет очень интересную историю, связанную с церковью Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм расположен на возвышенности, в очень живописном месте, его кресты и купола видны издалека. С восточной стороны сохранился запущенный усадебный парк, который простирается до западной окраины Кленково. В парке, ближе к деревне, находился когда – то помещичий дом, одноэтажный, деревянный и сравнительно небольшой. В трагические революционные годы многими сердцами овладела злоба и желание сокрушить все, что было связано со старым миром. В 1918 году местные жители подожгли усадьбу.
Впервые Кленково упоминается в «Разъезжей грамоте» в 1504 году. О владельцах Кленково в тот период я узнать не смогла, но первые сведения появляются лишь с 1627 года. В 1627 году владелицей усадьбы Кленково стала Елена Даниловна Огарева. Примерно с 1640 года оно принадлежало Никифору Михайловичу Беклемишеву. Он имел двух дочерей, одна из которых была за мужем за князем Борисом Васильевичем Горчаковым. Им в 1679 году и отдано было в приданное Кленково. После смерти князя Горчакова и его жены селом владела в 1687 году их дочь – княгиня Настасья Борисовна, жена князя Андрея Ивановича Волконского, потом их сын – князь Василий, бездетно умерший в 1712 году, а затем внуки Беклемишева Н.М. В 1725 году владелицей села стала Мария Андреевна Колычева. Её мужем был Василий Михайлович Арсеньев. В 1744 году – Елена Васильевна Арсеньева с родною сестрою Настасьею. Её мужем был Иван Кошелев. В 1781 году село переходит к Афанасию Ивановичу Костюрину с племянницей Марьей Ивановной Кошелевой.
К началу 19 века село перешло к новому хозяину – генерал-майору Николаю Петровичу Высоцкому. К 1814 году строительство церкви Казанской иконы Божией Матери было закончено. Владелицей села стала помещица Мария Ивановна Высоцкая. Церковный приход состоял из окрестных сел. На 1813 год в окрестных деревнях было 112 дворов, 396 душ мужского пола и 435 женского. 1819 год – по архивным записям видно, что в селе Кленково – генерал-майорши Марии Ивановны Высоцкой 30 дворов. Примерно к 1830году владелицей становится Дарья Ивановна Новосильцева. Крестьянских дворов – 31, 83 мужчины и 106 женщин.
В клировой ведомости от 1836 года я узнала, что владельцем села становится участник войны 1812 года генерал-лейтенант Василий Гаврилович Пяткин. Будучи известной для своего времени личностью, он имел знакомства со многими выдающимися людьми и, в частности, с А.С. Пушкиным. Дворов крестьянских – 30, 100 мужчин и 115 женщин. В 1841 году владение переходит к генерал-майорше Евгении Александровне Пяткиной. Крестьянских домов – 28, 100 мужчин и 100 женщин.
Во второй половине 19 столетия клировые ведомости Клинского уезда с церковью села Кленково в архивах почти не встречаются. На 1900 год приход состоит из деревень Кленково, Опритово, Мякинино, Соколово, Меленок – всего193 двора, мужского пола -561, женского – 604.
Последним владельцем усадьбы был в 1890-1917 годах московский промышленник, коммерции советник Сергей Дмитриевич Ширяев.
Деревня растет и в настоящее время в Кленково 57 домов. Количество жителей в деревне менялось. Если в 1970 году в деревне проживало около 80 человек, то в 2005 году всего 16 человек. Сейчас в деревне постоянно проживает около 40 человек.
1.5 История церкви Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь в селе Кленково одна из примечательных сооружений Подмосковья. С 2003 года настоятелем храма в Кленково является игумен Иоанн. За последние годы храм реставрируется, сюда потянулись верующие люди. В своей работе я использую материалы, собранные в архивах города Москвы отцом Кириллом, который предоставил эти материалы батюшке.
Храм выстроен в начале XIX столетия с характерными для классицизма архитектурными особенностями, где основу составляют ясность и уравновешенность форм, равновесие объёмных частей, геометрическая правильность плана. По традиции храм поставлен по одной продольной оси с собственно храмом, трапезной и колокольней[2]. В настоящее время храм в целом сохранил свои архитектурные достоинства; его формы лишь в незначительной мере затронуты поздними переделками. Историко-архивные работы по памятнику архитектуры не производились, что видно из материалов представленных по храму из интернета. В нём хронологические рамки постройки церкви разносятся с 1800 года по 1832 годы. В книге «Край наш Клинский»[3] указывается, что храм был построен в 1814 году генерал-лейтенантом В.К. Пяткиным по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. В последнем случае, при правильной дате окончания строительства церкви, совершенно необоснованно она связывается с именем героя войны 1812 года В.К. Пяткиным, который стал владельцем усадьбы в Кленково лишь в 1830 годы, и в честь него уже гораздо позже, после смерти героя была возведена родственниками усыпальница близ храма.
К началу XIX столетия село перешло к новому хозяину - генерал майору Николаю Петровичу Высоцкому. Именно при нём и было начато возведение нового каменного храма. И если раньше отмечалось, что церковь была окончательно построена в 1814 году, то новые архивные документы указывают, что она начала строиться впервые годы столетия и никак не связана с победой в войну 1812 года. По записи в Московском городском магистрате за 1806 год узнаём, что уже в 1806 году нижняя часть каменного объёма была уже возведена, и следовало дополнить его необходимыми металлическими материалами. «Москва 1806 года, марта 23 дня, я нижеподписавшийся, его сиятельства графа Николая Ивановича Салтыкова дворовой человек кузнечного дела мастер Егор Колмаков дал сие условие, его превосходительству генерал-майору и кавалеру Николаю Петровичу Высоцкому в том, что договорился я Колмаков в вотчину его превосходительства в село Кленково вновь строящуюся церковь, разного кузнечного мастерства вещи из собственного моего Колмакова лутчаго железа сибирского и моими рабочими людьми... Управляющий вотчинами его сиятельства графа Николая Ивановича Салтыкова губернский секретарь Иван Соколов.... руку приложил.
Подлинное условие от записке для доставления его превосходительству Николаю Петровичу Высоцкому дому статского советника Ивана Семёновича Лобученкова, служитель Михаила Тушин, находящийся у него Высоцкого в должности архитектора к себе взял»[4].
Таким образом, мы узнаём о раннем сроке начала возведения храма, и становится известным имя служителя Высоцкого исполнявшего должность архитектора - Михаила Тушина. Следует полагать, что именно этому архитектору было поручено строительство нового каменного храма в селе Кленково. В материалах к биографическому словарю московских зодчих XVIII -XIX об архитекторе сообщается совсем немного: «Тушин Михаил Артамонович. В 1808 году - вольнопрактикующий архитектор. В 1826 году в этом качестве работал в Серпухове»[5]. Теперь мы знаем, что этот архитектор в начале века служил у генерал-лейтенанта Высоцкого (возможно в качестве крепостного) и проектировал и, видимо, осуществлял надзор за строительством каменной Казанской церкви. Возможно, что он был учеником М.Ф. Казакова, который в 1790-е годы отошёл от активного проектирования и преподавал в организованной им архитектурной школе. Тушин не стал крупным мастером, но был способным учеником, усвоившим основы архитектурного творчества своего времени.
Следующий архивный документ уже свидетельствует об окончании строительства церкви в 1814 году: «Клинской округи села Кленково помещицы генерал майорши Мари Ивановны Высоцкой Покорнейшее прошение: «По данной от вашего преосвященства мне грамоты и резолюции, выстроено в означенном нашем селе вновь каменная церковь во имя Казанской Божией Матери… всем нужным снабжён и к освящению готов. Ваше преосвященство, покорнейше прошу повелеть оной придел когда благоугодно будет назначить с благочинным города Клина, Воскресенской церкви священника Иоанна Петрова освятить и того же придела Святой антиминс из деревянной церкви перенесть июля дня 1814 года.
К тому прошению генерал майорша Мария Иванова Высоцкая руку приложила... По оному прошению в Консистории, июля 6 дня 1814 года определено исполнить по указанию его преосвященства»[6].
Одновременно с новой церковью продолжала существовать и старая деревянная, о которой сохранился интересный документ с обращением крестьян к преосвященнейшему: «Всепокорнейшее прошение. Прошлого 1812 года означенной церкви бывший староста и прихожане утруждали Ваше преосвященство просьбою о дозволении перекрыть деревянного здания во имя Архистратига Михаила более двух сот лет строенную церковь, которая существует ныне при кладбище. Того ради Вашего Преосвященства вторично просим о позволении перекрыть помянутую церковь не для священнослужения, но для сохранения ея древности. Прошение вместо означенного села крестьян дворовый человек того же села Стефан Иванов руку приложил. К сему прошению экономического ведомства деревни Мелинок вместо крестьян Иван Алексеев руку приложил».
Это прошение, уникальное по своему содержанию, и свидетельствует о культурной зрелости простых крестьян, болеющих за судьбу наследия прошлых эпох.
Как видно, строительство каменной церкви продолжалось около 10 лет, что возможно было связано с недостатком средств на возведение монументального вместительного каменного здания.
Архивных документов по храму сохранилось весьма ограниченное количество - в основном это клировые ведомости, да сведения о редких ремонтах. В клировых ведомостях о церкви Казанские Богоматери за 1825 год указывает, что «Оная церковь построена в 1814 году иждивением бывшего вотчинника генерал майора Николая Петровича Высоцкого. Зданием каменная, прочна. Престолов три: Казанской божией Матери, Архистратига Михаила и святителя Николая чудотворца, из них Архангела Михаила освящена, а другие приготовляются к освящению. Утварью достаточна».
1832 году был переосвящён главный престол, что, возможно, связано с его ремонтом, а придел свят. Николая всё ещё не освящался. Не было уже в живых В.Г. Пяткина, и уменьшилось количество прихожан. К сожалению, в дальнейшем, во второй половине XIX столетия, клировые ведомости Клинского уезда с церковью с. Кленково в архивах почти не встречаются. В кратком изложении есть ведомость лишь от 1900 года. В ней записано «Казанская церковь в селе Кленково. Церковь эта построена в 1814 году генерал-майором Николаем Петровичем Высоцким, каменная с таковою же колокольней, крепка. Престолов в ней три. Причт по штату состоит из священника и псаломщика, на содержание которых получается 80 рублей. Церкви принадлежит деревянная часовня. Приход состоит из села Кленково и деревень: Опритово, Мякинина, Меленок и Соколово, в которых всего дворов 193, мужского пола 561, женского 604. Священник Соколов Алексей Дмитриевич - 34 года. Определён в церковь в 1898 году. Псаломщик Цветков Григорий Иванович - 58 лет…»..
В это же время, в 1900 году, при Казанской церкви строится, вместо старой ветхой, новая церковная ограда. В советское время храм постепенно утрачивал первоначальный характер своего облика. В 1922 году в нём, как и других храмах России, были изъяты ценности из драгоценных материалов. В 1941 году решением Исполнительного Комитета Московской области совета депутатов трудящихся «Учитывая, что церковь в с. Кленково бездействует, группа верующих распалась и новой группы верующих после соответствующего извещения не оказалось, - разрешить Исполкому Клинского Райсовета церковь в с. Кленково закрыть, а здание переоборудовать под производственные цели». Уже из современных источников становится известно, что во время войны 1941 г. при наступлении немцев на Москву у церкви шли бои, но службы в храме не прекращались. Но в 1948 г. церковь всё же закрыли. Вскоре после закрытия началось запустение святыни. В 1949 - 1950 годах летом в церкви и здании бывшей церковно-приходской школы разместили лагерь. А с 1958г. началось разграбление храма. Позже неблагочестивые люди дерзали брать кирпич и плитку из храма, а вскоре он стал местом игр и озорства местных подростков.
От возникшего пожара полностью сгорела крыша, стены и потолок покрылись копотью, были утрачены прекрасные фрески. Реставрация не проводилась, и храм постепенно превращался в руины (фотогр.2). Пострадала и усыпальница В. Г. Пяткина (фотогр.3), а ограда вокруг церкви была разрушена полностью. О том, что здесь когда-то был некрополь, напоминало лишь несколько чудом уцелевших, вразброс стоящих надгробий[7].
Вид поруганной святыни был настолько удручающим, что восстановление ее казалось невозможным. Но изменились времена, и в 1991г. Казанский храм был передан Православной Церкви. В нем начались восстановительные работы, стало проводиться богослужение (фотогр.4).
Часть 2. Кленково в 20-21 веке.
2.1 Кленково в годы Великой Отечественной Войны.
Для деревни Кленково первые ужасы войны начались с тяжелого гула немецких бомбардировщиков, которые, начиная с конца лета 1941 года, каждый вечер, методически летали бомбить Москву. Как только самолеты попадали в перекрёсток прожекторов, по ним била наша зенитная артиллерия. В декабре 1941 года война подошла к самой деревне. Существует версия, что при отступлении из Клина, между 16-й и 30-й Армиями Западного фронта образовался 8 километровый разрыв, который нечем было прикрыть, и в эту пустоту устремились наступающие немецкие части. По воспоминаниям старожилов – Михаила Сергеевича Ильина (1927-1995г) и его жены Клавдии Ивановны (1927 г.р.) наши отступающие войска шли здесь и днем и ночью. Солдаты были изможденные, голодные. Они шли на восток. Тяжёлый танк выехал на лед Сторонского пруда, лед провалился, танк застрял. Выбраться из пруда без тягача он не смог. Чтобы танк не достался врагу, танкисты его взорвали. Уже после войны из пруда деревенские жители вытаскивали мелкие части этой огромной боевой машины.
На Кленково немцы двигались со стороны деревни Напругово, а в деревне Золино расположилась немецкая артиллерия, бившая в сторону Дмитрова. Деревня Золино была оккупирована немцами 21 день. Освобождение Кленково происходило днем 13 декабря. Части группы генерала Г.И.Хетагурова завязали здесь бои с немецкими частями 7-й танковой дивизии противника. На колокольне Казанской церкви немцы поставили пулемет, который обстреливал деревню. Советские солдаты установили несколько миномётов на краю деревни и вели огонь по вражеским позициям у Банного пруда. Деревни Золино и Напругово немцы сдали без боя. Ближе к вечеру стрелковый полк ворвался в деревню и выбил гитлеровцев из Кленково. Взятие деревни открыло нашим частям прямую дорогу на Клин. Убитых советских и немецких солдат хоронили сначала, где придется местные жители. Ближе к лету стали производить перезахоронение останков погибших в одну деревенскую братскую могилу. Немецких солдат хоронили за деревней в овраге. В настоящее время здесь вырос густой лес и только изредка «черные копатели» в поисках наживы нарушают покой немецких солдат.
В братской могиле у деревни Кленково похоронены бойцы и командиры Красной Армии, погибшие в этих боях за деревни Напругово, Золино, Кленково, Мякинино (фотогр. 5, 6).
В 2010 году с братской могилы был демонтирован памятник на реставрацию. До сих пор местные жители не могут узнать судьбу памятника – он бесследно исчез. Сейчас перед нами открывается совершенно иной вид братской могилы (фотогр. 7)
2.2 Кленково сегодня.
Не только церковью интересно Кленково. В середине 50-х годов 20 века здесь снимали популярные фильмы того времени «Отчий дом» и «Дело было в Пенькове». Прототипом названия Пеньково стало название моей деревни – Кленково. Съёмки фильма проходили не только в моей деревне, но и в окрестностях близлежащих деревень. Старожилы, участвовавшие в массовках фильма и принимавшие у себя актёров, с удовольствием вспоминают об этом. Я беседовала с бабушками – Татьяной Тимофеевной Мартыновой (1924 г.р.) и Клавдией Ивановной Ильиной (1927 г.р.) о съемках фильма и они с теплотой вспоминали артистов, а особенно Вячеслава Тихонова. Я очень люблю смотреть этот фильм, и вглядываясь в кадры, приятно видеть, какая деревня была в то время.
Современная деревня – это деревня, где жизнь имеет и положительные и отрицательные стороны. Самый положительный фактор жизни в деревне – это чистый воздух и тишина. Деревенские жители имеют приусадебный участок, где можно выращивать овощи и фрукты. В деревне есть и много минусов. Во первых, это транспортные проблемы. Автобусных рейсов всего 6, и жизнь деревенского жителя, не имеющего своего автомобиля, напрямую зависит от общественного транспорта. В Кленково и близ лежащих деревнях нет магазина, нет клуба, где люди могли бы собираться по различным вопросам. Сейчас встаёт острая проблема с энергообеспечением, т.к. старые линии электропередач не выдерживают нагрузки современных бытовых приборов. Но сколько бы ни было бы недостатков, жизнь в деревне прекрасна!
Заключение.
Вот и подошла к концу моя работа. Но если быть точнее, то это только начало большого поиска информации о моей деревне Кленково.
Работая над этим материалом, я преследовала цели: восстановить исторические моменты моей деревни и познакомиться с особенностями архитектуры храма, проследить сложный путь деревни. В своей работе я постаралась все эти задачи выполнить.
Я планирую и дальше работать в краеведческом направлении, узнать ещё больше о моём родном крае.
Жизнь человеку дана не только для того, что бы он рос, учился, получал профессию. Для того, что бы человек знал и помнил прошлое своей Родины. У каждого человека есть, что - то своё, родное, то маленькое чувство, которое очень глубоко сидит в каждом. И, несомненно - это любовь к родным просторам, любовь к своей малой Родине.
Библиография.
1. Алпатов М.В. «Сокровища русского искусства» Москва 1971 год.
2. Историко-архитектурная записка: «Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Кленково Клинского уезда Московской области». Составитель отец Кирилл. г. Москва.
3. Кленковский Казанский храм. Клин 2008 год.
4. Монастыри и храмы Московской епархии. Москва 1999 год.
5. «Памятники архитектуры Московской области» т.1.2. Москва 1975год.
6. Разъезжая грамота (Копия) великого князя Ивана Васильевича князю Юрию Ивановичу на города Рузу и Звенигород с Можайскими и Клинскими станами и Волостями (1504 год).
7. Юдин В.С. «Край наш Клинский». Клин 1999 год.
Приложение.
Карта 1.
Фрагмент Разъезжей грамоты.
Фотогр.1 Церковь Архангела Михаила
Фотогр.2 Казанская церковь 1950г.
Фотогр.3 Усыпальница В.Г.Пяткина
Фотогр.4. Казанская церковь 2010г.
Фотогр.5 Братское захоронение 1965 г.
Фотография 6. Братское захоронение 2010г
Фотография 7. Братское захоронение 2012 год
[1] Копия «Разъезжая грамота великого князя Ивана Васильевича князю Юрию Ивановичу…»
[2] «Памятники архитектуры Московской области» т.1,2. М.1975г.
[3] Юдин В.С. «Край наш Клинский». Клин. 1999 год.
[4] Историко – архитектурная записка отца Кирилла.
[5] Дьяконов М.В. «К биографическому словарю московских зодчих 18-19вв.» М.1982г.
[6] Историко – архитектурная записка отца Кирилла.
[7] Кленковский Казанский храм. Клин. 2008 г.
Рисуем "Ночь в лесу"
Карандаши в пакете
По морям вокруг Земли
Спасибо тебе, дедушка!
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")