В своей работе ученица исследовала понятие инфляции, изучила изменение цен на основные товары в своем селе, рассчитала стоимость потребительской корзины, проследила изменение покупательной способности.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nohrinoy_nadi.docx | 52.63 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Красноватрасская средняя общеобразовательная школа.
(МБОУ Красноватрасская СОШ)
Исследовательская работа по экономике
Тема: Влияние инфляции на покупательную способность денег (на примере села Красный Ватрас)
Выполнила: Нохрина Надежда
ученица 9 класса
Руководитель: Скачкова В. А
2012 г.
Содержание
Введение
1. Что такое инфляция и методы борьбы с ней.
1.1 Понятие инфляции и её влияние на хозяйственную жизнь страны.
1.2 Причины инфляции.
1.3 Виды инфляции.
1.4 Измерение инфляции.
1.5 Последствия инфляции.
1.6 Антиинфляционные меры.
2. Исследование инфляции.
2.1 Изменения цен на основные продовольственные товары.
2.2 Расчёт потребностей в продуктах на 1 взрослого человека.
2.3 Расчёт индекса потребительских цен за период с сентября 2011 г. до апреля 2012 г. и изменение покупательной способности денег.
2.4 Сравнение потребительской корзины Америки с потребительской корзиной России.
Заключение
Список источников.
Введение.
Выбирая тему своей работы, мне хотелось, чтобы тема была интересной и в то же время актуальной. В мире нет таких стран, где бы не существовала проблема инфляции. Поэтому я считаю, что инфляция затрагивает каждого человека; знать, что это такое должны все.
Чаще инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику.
Мне стало интересно проследить инфляцию на примере моего села.
Итак, цель моего проекта - рассмотреть влияние инфляции на покупательную способность в селе Красный Ватрас. Для выполнения этой цели, мне нужно выполнить несколько задач:
1.Что такое инфляция и методы борьбы с ней.
1.1 Понятие инфляции и ее влияние на хозяйственную жизнь страны.
Под инфляцией экономисты имеют в виду рост общего уровня цен в экономике. Инфляция на ряду с безработицей,- чрезвычайно неприятное экономическое явление. При этом если безработица обычно касается далеко не всех, то растущие цены наносят урон каждой семье. Цены потребительских товаров во время инфляции всегда растут быстрее, чем заработная плата. Это легко объяснить: поменять ценники на продаваемые товары гораздо легче, чем добиться прибавки к жалованию,- ведь коллективные договора заключаются обычно раз в год, и даже во время очень сильной инфляции - не чаще, чем раз в квартал. Особенно тяжело во время инфляции тем, кто черпает свой доход из государственного бюджета. Кроме того страдают те, кто создаёт сбережения или даёт деньги в долг, поэтому люди в этот период предпочитают не делать ни того ни другого.
Фирмы также не довольны инфляцией. Обычно цены на товары растут неравномерно. Хорошо если цены на продукцию фирмы растут быстрее, чем на сырьё, которое она покупает. А если наоборот? Тогда фирма терпит убытки.
Кроме того поскольку темпы роста цен обычно непредсказуемы, инфляция увеличивает неопределённость в экономике. Фирмы боятся заключать долгосрочные контракты, например договор на поставку продукта, производство которого требует длительного времени (корабля, самолёта).
Темпы инфляции, т. е. темпы роста цен, меняются и не поддаются точной оценке, и эта неопределённость представляет собой одно из главных зол, связанных с инфляцией. Из-за этой неопределённости инфляцией часто бывают недовольны даже те люди и фирмы, для которых цены на продаваемые ими товары растут быстрее, чем на покупаемые.
При очень быстрой инфляции становится вообще невыгодно чего-либо продавать, поскольку полученные деньги обесцениваются раньше, чем их успевают потратить. Доверие к деньгам полностью исчезает, и их вытесняют деньги других стран или даже популярные товары (хлеб, сигареты и пр.)
Осуществлять новые капиталовложения при таких неясных перспективах также никто не будет. Вот почему во время инфляции все предприниматели занимаются краткосрочными операциями, в первую очередь торговыми, что бы получить деньги как можно быстрее, пока они ещё не успели обесцениться. Так обстояло дело в России в 1992-1996 гг. Возмущаться фирмами, вкладывающими средства не в производство, а только в торговлю, можно, это действительно плохо, но положение не менялось, пока не удалось существенно замедлить рост цен.
1.2 Причины инфляции.
Экономисты различаю инфляцию спроса и инфляцию издержек. Главной причиной инфляции спроса является непропорциональный рост денежной массы. Если скорость обращения денег постоянна (а обычно она меняется очень медленно), то денежная масса должна расти тем же темпом, что и общая стоимость всех товарных сделок, т. е. примерно так же как ВВП. Если денежная масса растёт быстрее, денег становится слишком много. Большое количество денег «гоняется» за небольшим количеством товаров, и в результате при существующих ценах величина спроса превышает величину предложения на всех рынках, что ведёт к установлению нового равновесия на более высоком уровне цен.
Инфляции издержек (затрат), когда возникают неожиданно возрастают цены на важные производственные ресурсы или заработная плата, а вслед за ними - цены на все остальные товары и услуги, при производстве которых эти ресурсы применяются
Самостоятельной причиной инфляции могут быть инфляционные ожидания. Инфляция, как и экономические циклы, сильно зависит от человеческой психологии. Если покупатели ожидают, что инфляция будет продолжаться, они спешат накупить товары впрок, создать запасы, потратить сбережения. Это ещё больше увеличивает спрос и разгоняет инфляцию. Продавцы же в ожидании инфляции заранее повышают цены. Если не убедить людей, что рост цен в будущем прекратится, победить инфляцию практически невозможно.
Инфляция существовала в нашей стране и в период плановой экономики. В некоторые периоды, например в 80-е гг., денежная масса в нашей стране росла непропорционально быстро. Но поскольку в то время государство сохраняло все цены неизменными, инфляция в СССР носила скрытный характер. Так как официальная цена была ниже равновесной, то величина спроса всегда превышала величину предложения, и товары просто исчезали из магазинов, чтобы вновь появиться на чёрном рынке, но уже по гораздо высоким ценам. Лишние деньги скапливались у населения в ожидании момента, когда удастся «достать» нужный товар.
Ни в одной стране невозможно точно классифицировать источники инфляции, в любой стране инфляция - многофакторный феномен.
1.3 Виды инфляции.
- мягкая (ползучая) - приемлемая инфляция- низкий уровень инфляции, позволяющий поддерживать положительный темп роста реального ВВП, -обычно не более 3- 4% в год.
- умеренная - неприемлемая инфляция- высокий уровень инфляции, оказывающий негативное воздействие на рост реального ВВП. Считается, что инфляция, превышающая 15- 20% в год, ведёт к замедлению или даже к сокращению темпов экономического роста.
- галопирующая- при росте цен от 20 до 200% в год.
-гиперинфляция - рост совокупного уровня цен более чем на 200% в месяц. Это критический случай неприемлемой инфляции.
1.4 Измерение инфляции.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен.
Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для любого года можно вычислить следующим образом. На пример: вычесть индекс цен 1997 г. из индекса 1996 г., разделить эту разницу на индекс этого года (1997 г.), а затем, с тем чтобы выразить полученный результат в процентах, умножить его на 100%. Например, в 1996 г. индекс цен на потребительские товары был равен 156,9, а в 1997 г. - 160,5. Следовательно, уровень инфляции для 1997 г. вычисляется следующим образом:
Так называемое «правило 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро подсчитать число лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Приблизительное 70
Ежегодные темпы инфляции (в %) |
Число лет, =
необходимое для
удвоения уровня цен
Например при ежегодных темпах инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 (70/3) года. При 8 %- ной инфляции уровень цен удвоится приблизительно через 9 (70/8) лет.
1.5 Последствия инфляции.
- Замедление темпов экономического роста. В условиях высокой инфляции новые инвестиции становятся очень рискованными. Фирмы не могут просчитать эффективность инвестиций, поскольку не уверены в цене, по которой они смогут продавать свой товар. С другой стороны, заёмные средства в банках становятся также очень дорогими, поскольку процент по кредитам в банках растёт быстрее инфляции, ведь банки также стремятся обеспечить себе доходы и повышают процент.
- Обесценение активов. Первая жертва высокой инфляции- денежный сбережения населения, покупательная способность которых резко падает. Независимо от того, держатся ли сбережения на счёте в банке или дома, их номинальный размер либо не увеличивается, либо увеличивается, но с отставанием от темпа роста цен. Аналогичное обесценение происходит и со сбережениями фирм.
- Несправедливое перераспределение доходов в обществе. Люди имеющие фиксированный уровень доходов, чьи зарплаты не пересматриваются, несут тяжёлые материальные потери в результате инфляции. В то же время у некоторых групп населения зарплата может быть привязана к темпу инфляции- она увеличивается каждый год автоматически на размер инфляции. Таким образом, высокая инфляция ведёт к перераспределению доходов в обществе не в результате изменения производительности отдельных групп, а просто в силу рыночной стихии.
- Ослабление денежной системы. При высокой инфляции начинается бегство от денег. Люди стремятся вкладывать свои сбережения в реальные активы (землю, дома, драгоценности) и иностранную валюту в надежде на то, что они не потеряют свою стоимость. Банки перестают предоставлять кредиты, поскольку инфляция непредсказуема и неизвестно, какой процент брать с должника. Без кредитов останавливается промышленность и торговля.
- Усиление социальной напряжённости. Резкое перераспределение национального дохода в результате инфляции, обесценивание сбережений людей, потеря работы из-за закрытия предприятий приводит к обострению социальной напряжённости в обществе. Во многих странах периоды высокой инфляции приводили к массовым волнениям, отставкам правительства и военным переворотам.
1.6 Антиинфляционные меры.
- Сокращение совокупного роста. В рыночной экономике рост цен вызван чаще всего превышением спроса над предложением. Поэтому, чтобы остановить рост цен, необходимо либо увеличить предложение товаров и услуг, либо сократить спрос на них. Увеличить предложение быстро невозможно, тогда остается сократить избыточной спрос, источником которого может быть один или все экономические агенты (домохозяйства, предприятия и государство). Чаще всего этим источником является государство.
- Сдерживания роста издержек. В числе наиболее эффективных мер борьбы с инфляцией, порождаемой издержками, -замораживание или сдерживание роста зарплат (прежде всего государственных служащих), сокращение налогов, заключение долгосрочных контрактов на поставку деталей или деталей по фиксированным ценам. В случае стабильной бюджетной ситуации возможно некоторое государственное субсидирование цен на ключевые товары, чтобы поддержать искусственно низкие цены. Однако субсидирование цен не является надёжным способом сдерживания инфляции в долгосрочной перспективе.
- Перелом в ожиданиях населения. Борьба с инфляцией, основанной на ожиданиях, особенно трудна, поскольку требует коренного перелома в сознании людей, возрождение веры в экономическую стабильность и лучшее будущее. Для этого правительство должно проводить агрессивную политику экономической стабилизации и стимулирование экономического роста, выравнивание уровня развития отдельных отраслей и регионов, быть транспарентным в принятии решений.
- Установление инфляционных ориентиров- экономическая политика, которая предусматривает поддержание заранее объявленного уровня инфляции и использование инструментов денежной и бюджетной политики для достижения этой цели. Установление инфляционных ориентиров может использоваться для сдерживания инфляции на уровне не выше выбранного уровня в странах, где высокая инфляция является макроэкономической проблемой. Инфляционные ориентиры могут использоваться для повышения инфляции до уровня не ниже выбранного в странах, где хроническая дефляция является макроэкономической проблемой.
2. Исследование инфляции.
2.1 Изменение цен на основные продовольственные товары. ( цена за единицу ).
Товары | Сентябрь 2011 год | Апрель 2012 год |
1.Курица «Павловская»,1 кг | 95 руб. | 105 руб. |
2. Молоко домашнее, 1 л | 23 руб. | 30 руб. |
3. Яйца домашние, 1 шт | 3.8 руб. | 4,5 руб. |
4.Хлеб: | 18 руб. 18 руб. | 18 руб. 18 руб. |
5. Рыба «горбуша», 1 кг | 110 руб. | 90 руб. |
6.Сметана«Эрман»500 гр. | 53 руб. | 47 руб. |
7. Сыр «Российский», 1 кг | 263 руб. | 270 руб. |
8. Масло сливочное «Домашнее» 1 кг. | 106 руб. | 112 руб. |
9. Масло растительное «Кухарка», 1 л | 55 руб. | 60 руб. |
10. Яблоки, 1 кг | 30 руб. | 50 руб. |
11. Картофель, 1 кг | 5 руб. | 4,5 руб. |
12. Сахар, 1 кг | 30 руб. | 37 руб. |
13. Соль,1 кг | 10 руб. | 13 руб. |
14. Чай «Нури», 100 гр. | 34 руб. | 35 руб. |
15. Мясо говядины, 1 кг | 170 руб. | 200 руб. |
Вывод: исходя из данных таблицы, мы видим, что цены на некоторые продукты как снизились, так и повысились. Мы наблюдаем, что на такие продукты как мясо, молоко, сахар, яблоки видны существенные изменения, цены на эти товары повысились.
А такие продукты, как рыба и картофель цены снизились.
С чем же связаны такие изменения? Я могу предположить, что это произошло из-за роста предложения этих продуктов - большого урожая картофеля и улова рыбы.
Хлеб - единственный продукт из нашего списка, стоимость которого осталась неизменной.
2.2. Расчёт потребностей в продуктах на 1 взрослого человека (на 1 месяц).
Продукты | Потребности на 1 день | Количество на месяц | Стоимость в сентябре 2011 г. | Стоимость в апреле 2012 г. | |
1. Мясо курицы | 66 г | 2 кг | 190 руб. | 210 руб. | |
2. Молоко | 670 мл | 20 л | 460 руб. | 600 руб. | |
3. Яйца | 1 шт | 30 шт | 114 руб. | 135 руб. | |
4.Хлеб: - пшеничный | 250 г | 7,5 кг 4,5 кг | 135 руб. 85,5 руб. | 135 руб. | |
5. Рыба | 56 г | 2 кг | 220 руб. | 180 руб. | |
6. Сметана | 20 г | 600 г | 63,6 руб. | 56,4 руб. | |
7. Сыр | 15 г | 450 г | 118,4 руб. | 121,5 руб. | |
8. Масло сливочное | 40 г | 1,2 кг | 127,2 руб. | 134,4 руб. | |
9.Масло растительное | 33 мг | 1 л | 55 руб. | 60 руб. | |
10. Яблоки | 50 г | 1,5 кг | 45 руб. | 75 руб. | |
11. Картофель | 300 г | 9 кг | 45 руб. | 40,5 руб. | |
12. Сахар | 67 г | 2 кг | 60 руб. | 74 руб. | |
13. Соль | 34 г | 1 кг | 10 руб. | 13 руб. | |
14. Чай | 16 г | 500 г | 17 руб. | 17,5 руб. | |
15. Мясо говядины | 70 г | 2,1 кг | 357 руб. | 420 руб. |
Общая стоимость продуктов в апреле 2012 г.- 2357,8 руб.
Общая стоимость продуктов в сентябре 2011 г.- 2102,7 руб.
2.3.Расчет индекса потребительских цен за период с сентября 2011 по апрель 2012г и изменение покупательной способности денег.
ИПЦ= 2357,8 * 100 %= 112 %
2102,7
Таким образом, с сентября по апрель цены выросли на 12 %.
Индекс покупательной способности = 1 * 100 %
ИПЦ
Индекс покупательной способности = 1 * 100 % = 89
1,12
Это значит, что покупательская способность денег снизилась на 11%.То есть люди смогут кутить на свои деньги товаров уже меньше на 11%.
2.4 Сравнение потребительской корзины Америки с потребительской корзиной России.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В нашей стране состав потребительской корзины определяет государство. Состав потребительской корзины четко определен Федеральным законом РФ от 31 марта 2006 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
В Америке понятие потребительской корзины несколько отличается от нашего. Основной показатель, который связан с ней - индекс потребительских цен, который показывает средний уровень цен на товары и услуги за определенный период.
Потребительская корзина в нашем понимании в США тоже есть, но рассчитывается она на отдельную семью или человека, живущего в конкретном штате.
Какие пункты включает в себя потребительская корзина у нас и в Америке? Что касается еды, в РФ все просто. В меню россиянина включены картофель, хлеб, крупы, фрукты и овощи, сахар, мясо, рыба, молоко, яйца, масло растительное, соль, чай и специи - ничего лишнего.
В американской потребительской корзине также есть крупы и хлебобулочные изделия, мясо, рыба и яйца, молочные продукты, сахар и сладости, масло, овощи и фрукты. От российской корзины она отличается наличием отдельных пунктов для еды дома и вне дома, а также пунктов "другая еда", "прочие пищевые продукты", "алкогольные и безалкогольные напитки".
Если рассмотреть каждый пункт подробнее, то видим такие подпункты, как свежие бисквиты и пончики, каша на завтрак, бекон, ветчина и готовые ростбифы, бекон, кофе, детское питание и др.. Еда вне дома включает в себя питание в кафе, на работе и в школе. Пункт алкогольные напитки включает также выпивку (пиво, виски, вино) дома и вне дома.
Кроме пищевых продуктов, российская потребительская корзина включает одежду, постельные принадлежности, канцтовары, хозтовары и лекарства. А также услуги: жилье, коммунальные платежи, транспортные и культурные услуги.
Американская корзина включает около 300 наименований. В нее входят отдых, образование, техника для дома, бензин и затраты на ремонт машины, книги, средства для личной гигиены и красоты, сигареты, ремонт и т.д. Опять же, разница видна невооруженным глазом.
Среднестатистический американец тратит на еду всего 15.4 % своего дохода. Больше всего, 42.1%, тратится на жилье, 16.9% на транспорт, по 5.9% на образование и отдых, 6.1% на медицинское обслуживание, 4.0% на одежду. Еще 3.7% на прочие товары и услуги.
По данным Росстата, среднестатистический россиянин тратит на еду примерно 42.71% зарплаты. Больше всего по статистике, мы тратим на мясопродукты и алкоголь. Непродовольственные товары требуют 33.74% бюджета, из них 10% уходит на одежду и обувь. Почти 1% зарплаты курящего россиянина уходит на табачные изделия. 8.9% "съедают" коммунальные услуги, а 3.31% - общественный транспорт.
Если в США ты не можешь позволить себе приобрести всю положенную корзину, то имеешь право на льготы и бесплатные талоны на еду. Если у нас ты не можешь приобрести и ее половины, то имеешь право умереть от голода. Вот и вся разница.
Заключение.
Во время выполнения работы я активно работала с литературой и сетью Интернет.
На первом этапе я познакомилась с теорией вопроса. Узнала, что такое инфляции, её последствия, виды инфляции, причины возникновения, методы борьбы с инфляцией и то, что инфляция измеряется с помощью индекса цен. Для того, чтобы определить изменение цен на продовольственные товары я выбрала список продуктов, изменение цен которых, я буду определять. Я узнала цены продуктов в апреле 2012 года и в сентябре 2011 года у продавцов в местном магазине. Узнав цены, я определила потребности 1 взрослого человека на 1 месяц, и исходя из этого рассчитала стоимость моей корзины в сентябре и апреле. Также я высчитала индекс потребительских цен за этот период и определила покупательную способность денег.
Мне стало интересно сравнить потребительскую корзину Америки с потребительской корзиной России, и я увидела существенные различия.
В США корзина более полнее и правдоподобнее, чем в России, поэтому индекс потребительских цен там будет реальнее чем у нас.
Список источников.
Сказка "Узнай-зеркала"
Самый главный и трудный вопрос
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как нарисовать ветку ели?
Лавовая лампа