Межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, без него невозможно полноценное формирование личности. Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tipov_temperamenta.doc | 175 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Москаленская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
«Влияние типов темперамента личности
на межличностные взаимоотношения в классном коллективе
на старшей ступени обучения»
Исследовательская работа
Секция: педагогика и психология
Выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ «Москаленский лицей»
Коростина Оксана Валерьевна
Научный руководитель:
педагог-психолог
МКОУ «Москаленская ВСОШ»
Коростина Ольга Вячеславовна
Консультант:
учитель
МКОУ «Москаленский лицей»
Фалькенберг Ольга Ананьевна
Москаленки – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений в коллективе учащихся на старшей ступени обучения и факторы, влияющие на этот процесс…………………………………………………………..5
1.1 Особенности межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени…………………………………………………………………6
1.2 Понятие о типах темперамента личности и влияние их на формирование межличностных отношений……………………………….………6
1.3 Выводы по главе 1…..…………………………………………….......11
Глава 2. Проверка наличия взаимосвязи между типами темперамента личности и принадлежностью к группе через диагностику межличностных отношений в коллективе 11б класса………………………………………………13
2.1 Диагностика межличностных отношений в коллективе учащихся 11б класса методом социометрии...........................................................................13
2.2 Установление зависимости влияния типа темперамента на межличностные отношения в классном коллективе 11 б класса……………...14
2.3 Выводы по главе 2.………………………………………...………….18
Заключение………………………………………………………………...20
Литература и Интернет – источники…………………………………22
Приложение 1 …………………………………………………………….23
Приложение 2…………………………………………………………….27
Приложение 3……………………………………………………………..29
Приложение 4……………………………………………………………..30
Приложение 5…………………………………………………………......31
Введение
В последнее время, когда многое меняется в обществе, необходимо находить новые способы деятельности, которые позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Особенно важно научиться новым способам взаимодействия с окружающими нас людьми.
Межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, без него невозможно полноценное формирование личности. Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе.
Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально-экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.
Чтобы быть успешными в современном обществе, современные выпускники школ, будущие граждане Российской Федерации должны уметь строить межличностные отношения в трудовом коллективе, где они будут реализовывать свои профессиональные планы, в семье. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихся старших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме. [5]
На наш взгляд, люди с разными типами темперамента по-разному налаживают межличностные отношения. В советской психологии вопросы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных взаимоотношений не получили достаточного исследования. Проблема межличностных отношений широко представлена в доступной нам литературе, но нам не удалось найти работ, связывающих межличностные отношения с типами темперамента личности. Вот почему нам было интересно исследовать именно этот аспект межличностных отношений. Поэтому проблему нашего исследования мы формулируем в виде вопроса: Как типы темперамента личности влияют на формирование межличностных отношений в классном коллективе старшей ступени обучения?
Гипотеза. Если межличностные отношения в классном коллективе зависят от типа темперамента, то
Объект исследования: межличностные отношения в классном коллективе на старшей ступени обучения.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента учащихся старшей ступени обучения.
Цель исследования: установить зависимость межличностных взаимоотношений в классном коллективе старшей ступени обучения от типов темперамента учащихся.
Задачи:
1. На основе анализа теоретических источников выявить особенности межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени и понятия типы темперамента личности.
2. На основании результатов диагностики межличностных отношений в коллективе 11 Б класса и типов темперамента у учащихся этого коллектива выявить, люди какого типа темперамента объединяются для общения и для совместной деятельности.
3.На основе результатов исследования сделать выводы и дать рекомендации учащимся с разным темпераментом по установлению межличностных взаимоотношений в классном коллективе;
Методы исследования:
1. Анализ литературы и других информационных источников по проблеме, связанной с темой исследования.
2. Диагностика с использованием методик: опросник Айзенка, психогеометрический тест Деллингер, социометрическое исследование по методике Дж. Морено.
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени обучения и факторы, влияющие на этот процесс
Рассмотрим сущность понятия «межличностные отношения в коллективе», факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени обучения. В теоретических источниках проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована.
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Так, В.Н. Мясищев считал, что самое главное, что определяет личность – «…ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями…». Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М. Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967. Сама же она утверждает, что: «… природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их…». Наиболее понятным, на наш взгляд, кажется определение И.В. Дубровиной, которая считает «…что межличностные отношения – сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него. Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность – то особенное, что отличает одного человека от другого.»[1]
1.1.Особенности формирования межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени обучения.
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Межличностное общение оказывается процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек – человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению.
Юношеский возраст - это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции. Отличительной особенностью общения детей в юношеском возрасте является некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития - физического, интеллектуального»
Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение молодого человека от своего положения в классе.
1.2. Понятие о типах темперамента и влияние их на формирование межличностных отношений.
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.[6]
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.
Он полагал, что темперамент обусловлен нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле:
крови (по-латински - "сангвис"),
лимфы (по-гречески - "флегма"),
желчи (по-гречески - "холе")
и черной желчи (по-гречески – "мелана холе").
Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего
времени.
И.П.Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения он выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырём темпераментам и охарактеризовал их так:
Холерик: это вспыльчивый , безудержный человек. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. Подвижен, инициативен, самоуверен, поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. предсказать, как поведёт себя в новой обстановке, очень трудно. Для этого психологического типа характерны частые срывы.
Сангвиник: сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремлённым.
Меланхолик. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Меланхолик пассивен, обидчив. Малейшая неприятность может вывести его из равновесия. Люди с меланхолическим темпераментом тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.
Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действий человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко увидеть сильно взволнованным. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно.
Флегматика, наверное, можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством. При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях. Однако для успеха ему требуются стабильные условия работы, если же ситуация постоянно меняется, работоспособность флегматика падает. Эти свойства делают флегматика незаменимым в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.
Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесён строго к одному из четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам; про таких людей говорят, что они обладают смешенным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из четырех видов темперамента [7].
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Жизненный опыт и воспитание человека нивелирует проявление типа темперамента человека.
Особенности формирования межличностных отношений в школьном коллективе заключаются в том, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания или обучения. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.
1.3. Выводы к главе 1.
В ходе работы с теоретическими источниками мы выявили сущность понятия «межличностные отношения» и особенности их формирования. Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Межличностные отношения являются важнейшим элементом структуры коллектива и позволяют судить об успешности его функционирования.
Анализ литературы показал, что исследованы многие стороны темперамента и особенности межличностных отношений.
Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство темперамента, характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую. Но это не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.
Глава 2. Проверка наличия взаимосвязи между типами темперамента личности и принадлежностью к определённой группе через диагностику межличностных отношений в коллективе 11б класса
Экспериментальную часть работы мы проводили в классном коллективе 11 б класса МКОУ «Москаленский лицей». В исследовании принимали участие 19 учеников старшего школьного возраста (17-18 лет), из них 10 мальчиков и 9 девочек.
2.1 Диагностика межличностных отношений в коллективе учащихся 11б класса методом социометрии
При изучении структуры и организации класса мы использовали метод социометрических измерений Дж. Морено[9] Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:
· социально-психологических отношениях в группе;
· статусе людей в группе;
· психологической совместимости и сплочённости в группе.
По мнению Морено, распределение привязанностей внутри группы неравномерно, при этом большинство группы, обозначаемое как «социометрический пролетариат» эмоционально обделено в пользу незначительного количества членов группы, именуемыми «звёздами». В любой социальной группе неизбежно неравномерное распределение симпатий и антипатий, а при увеличении числа членов группы неравномерность возрастает.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах: параметрическая и непараметрическая. На наш взгляд, при использовании социометрии в этом классе предпочтительнее параметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию.
1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому бы ты сделал подарок.
2.Прошло 10 лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не больше трёх. Кого ты предпочтёшь?
Результаты исследования занесены в таблицу (приложение 4), из которой виден выбор каждого испытуемого, сделанный для объединения в группу с целью общения и совместной работы.
2.2. Установление зависимости влияния типа темперамента на межличностные отношения в классном коллективе 11б класса.
Для исследования типа темперамента использовалась методика «Личностный опросник Г. Айзенка» [2]
Опросник предназначен для диагностики экстра-, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих "шкалу лжи".
Предложенная методика и методы соответствуют возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.
Диагностическая процедура производилась в групповой форме, были подготовлены бланки вопросов и ответов.
В исследовании принимали участие 19 учеников старшего школьного возраста (17-18 лет), из них 10 мальчиков и 9 девочек.
На момент исследования картина типов темперамента такова:
из 19 человек учащихся 11б класса
При изучении структуры и организации класса мы использовали метод социометрических измерений Дж. Морено;[9] Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:
По мнению Морено, распределение привязанностей внутри группы неравномерно, при этом большинство группы, обозначаемое как «социометрический пролетариат» эмоционально обделено в пользу незначительного количества членов группы, именуемыми «звёздами». В любой социальной группе неизбежно неравномерное распределение симпатий и антипатий, а при увеличении числа членов группы неравномерность возрастает.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах: параметрическая и непараметрическая. На наш взгляд, при использовании социометрии в этом классе предпочтительнее параметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию.
1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому бы ты сделал подарок.
2.Прошло 10 лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не больше трёх. Кого ты предпочтёшь?
Результаты исследования занесены в таблицу (приложение 4), из которой виден выбор каждого испытуемого, сделанный для объединения в группу с целью общения и совместной работы.
В результате интерпретации данных исследования было выявлено, что учащиеся определённого типа темперамента выбирают для общения как одноклассников с одноимённым или близким типом темперамента (13 выборов из 19; ), так и с другими (Х-6 → фсс, Ф-4 → хсс, С-2 → фхх). Для совместной работы также как одноклассников с одноимённым или близким типом темперамента (14 выборов из 19), так и с другими (Х-5 → фсс, С-7 →ххф, Ф-4→ . хсх).
Для определения формы поведения или типа личности мы использовали тест С.Деллингер. Он позволил дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, выявить предпочтения во взаимоотношениях. [3, 9]
Учащимся предложено рассмотреть пять геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображённых на листе бумаги. Из предложенных фигур предлагается выбрать ту, которая привлекает первой, затем – в порядке предпочтения оставшиеся фигуры. Результаты исследования занесены в таблицу (приложение 5).
В результате интерпретации полученных данных мы выяснили, что выбор геометрической фигуры связан с выбором определенных черт характера, привлекающих ребят друг в друге.
Таким образом, межличностные отношения складываются не только с учётом типа темперамента. Выбор ещё обусловлен и тем, что ребят разных темпераментов привлекают друг в друге определённые черты характера.
Социометрия показала, что наибольшее число голосов получили двое, (№4,18), это «лидеры», личности, приятные в общении, обладающие обаянием, притягательностью. Исходя из наблюдений, нам представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие, а также занятия музыкой, спортом. Выбирали их как мальчики, так и девочки. Вокруг них группируются «предпочитаемые» и «принятые» (13 человек).
Наименьшее число положительных голосов из класса набрал один ученик. Наиболее «оторванным» от коллектива является респондент № 2. Главной причиной этого, на наш взгляд, является то обстоятельство, что ученик обучается в классе первый год.
«Отверженных» в классе нет.
В целом можно сказать, уровень благополучия группы высокий.
Нам удалось достичь основной цели нашего исследования: выявить особенности межличностных взаимоотношений в старшем школьном возрасте.
2.3. Выводы по главе 2
Таким образом, при выполнении данной работы, были достигнуты цели и задачи, поставленные ранее, а именно: мы рассмотрели общее представление о межличностных отношениях; выявили общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов; изучили особенности межличностных отношений учащихся старших классов, их взаимосвязь с типами темперамента.
Анализ результатов тестирования показал, что учащиеся определенного типа темперамента выбирают для общения как одноклассников с одноименным типом темперамента, так и с другим. Аналогичная картина и при выборе одноклассников для совместной работы. Выбор обусловлен тем, что ребят разных типов темперамента привлекают друг в друге опредёленные черты характера.
Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и холерик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не всегда совместимы, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.
Как подтверждают наблюдения, контакты не всегда устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую. Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что для старшеклассников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников при наличии общих интересов.
Заключение
Целью нашей исследовательской работы является установление зависимости межличностных взаимоотношений в классном коллективе старшей ступени обучения от типов темперамента учащихся.
На основе анализа теоретических источников мы выявили особенности межличностных отношений в коллективе учащихся на старшей ступени и понятия типы темперамента личности. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения – это сущность общения. Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, по-своему воспринимающие и ощущающие окружающий мир.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический,· флегматичный, · холерический, · меланхолический. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания.
В экспериментальной части исследования мы провели диагностику выявления типов темперамента по методике Г. Айзенка, социометрическое исследование по методике Д.Морено, психогеометрический тест Деллингер.
На основании результатов диагностики нам удалось выявить тип темперамента каждого учащегося. В результате исследования мы выявили, что преобладающими типами темперамента в 11б классе являются холерик
(7 человек) и сангвиник (8 человек). По результатам нашего исследования мы определили, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: люди со сходными типами темперамента чаще всего объединяются для общения в одну группу; межличностные отношения в классном коллективе не всегда зависят от типа темперамента. Группы формируются в зависимости от интересов, определённого вида деятельности.
Литература
Интернет-источники
Приложение 1
Опросник Айзенка
Приложение 2
Психогеометрический тест С. Деллингер
Психологическая характеристика предпочтения основных геометрических выборов.
Квадрат (=труженик) Испытуемые, выбирающие в качестве предпочитаемой фигуры квадрат, выносливы, терпеливы, любят раз и навсегда заведённый порядок. предпочитают работу с определённым, однажды заведённым правилом и с конкретно поставленной задачей. Он обладает практическим складом ума, деловитостью, упорством.
Треугольник (=руководитель) Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные люди с сильным волевым началом, способны сосредоточиваться на сути проблемы. Это неутомимые бойцы, для которых дух конкурентности является привычной стихией.
Прямоугольник ( переходный тип). Это тип личности, который характеризуется неуверенностью в выборах, чрезмерно доверчив, внушаем. Он легко усваивает всё новое, к любой работе старается подойти творчески .
Круг (= коммуникатор). Это люди, как правило, заинтересованные , прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Они являются связующим звеном коллектива, скрепляют и стабилизируют группу, в которой находятся. Это самые лучшие коммуникаторы среди всех фигур, поэтому они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать. К их основным чертам характера можно отнести гуманность, умение разбираться в людях.
Зигзаг (=генератор). Эта фигура символизирует в человеке креативность, способность к творчеству, развитую интуицию. Это очень эмоциональные люди, имеют эстетическое чувство и вкус.[9]
Приложение 3
Метод социометрических измерений Дж. Морено
Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию.
1.У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому бы ты сделал подарок.
2.Прошло 10 лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
3.Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не больше трёх. Кого ты предпочтёшь?
Приложение 4
Таблица 1: Результаты социометрического опроса учащихся 11 б класса МКОУ «Москаленский лицей»
Кто выбирает | Кого выбирает |
Для общения | Для совместной работы |
Х-1 | Х,с,х | Ф,ф,с |
Х-2 | С,ф,с | х,ф,с |
Х-3 | С,с.х | Х,с,с |
Х-4 | фхс | Фсх |
Х-5 | схс | Фсс |
Х-6 | фсс | Сфх |
Х-7 | ххс | Сфф |
С-1 | сфс | Фсс |
С-2 | фхх | Фсх |
С-3 | хсс | Схх |
С-4 | хфс | Фсс |
С-5 | сфс | Ссф |
С-6 | схс | Сфф |
С-7 | хсх | Ххф |
С-8 | ххс | Ххс |
Ф-1 | ффс | Ффс |
Ф-2 | сфс | Сфс |
Ф-3 | сфс | Сфс |
Ф-4 | хсх | Хсх |
Приложение 5
Таблица 2: Результаты опроса по методике С. Деллингер учащихся 11 б класса МКОУ «Москаленский лицей»
Кто выбирает | Что выбирает |
Выбор № 1 | Выбор №5 |
Х-1 | треугольник | зигзаг |
Х-2 | зигзаг | круг |
Х-3 | зигзаг | квадрат |
Х-4 | треугольник | зигзаг |
Х-5 | зигзаг | прямоугольник |
Х-6 | круг | прямоугольник |
Х-7 | треугольник | прямоугольник |
С-1 | круг | квадрат |
С-2 | зигзаг | прямоугольник |
С-3 | зигзаг | квадрат |
С-4 | треугольник | прямоугольник |
С-5 | зигзаг | круг |
С-6 | зигзаг | квадрат |
С-7 | треугольник | квадрат |
С-8 | треугольник | прямоугольник |
Ф-1 | круг | зигзаг |
Ф-2 | круг | зигзаг |
Ф-3 | зигзаг | круг |
Ф-4 | квадрат | треугольник |
Этот древний-древний-древний мир!
Стеклянный Человечек
Снеговик
Вокруг света за 80 дней
Загадка Бабы-Яги