Изучив историю научного открытия и познакомившись с процессом фотосинтеза, мы начинаем понимать, насколько велико значение зеленых растений в природе: ведь оно одевает, кормит и согревает нас, дает нам красоту, кислород, без которого невозможна жизнь всего живого на земле.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_petasheva.docx | 29.7 КБ |
Региональная научно-практическая конференция школьников
«Биологические науки: прошлое, настоящее, будущее»
Направление: история биологии
Фотосинтез: история открытия и значение в природе
Петашева Татьяна, 7 класс
Бимская средняя общеобразовательная школа
Научный руководитель:
учитель биологии первой категории
Самуткина Елена Геннадьевна
Елабуга 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть
Фотосинтез – загадка природы?......................................................3
История открытия фотосинтеза……………………………………3
Основные сведения…………………………………………………4
Значение фотосинтеза……………………………………………...6
Заключение ……………………………………………………………….8
Использованная литература………………………………………………9
Введение
Взрослея, мы – дети часто задаем себе много вопросов об окружающем нас мире, потому что мы наблюдаем изменения, которые происходят вокруг нас, а как ответить на волнующие нас вопросы? Для этого необходимо произвести собственные наблюдения и сделать маленькое научное открытие, чтобы узнать для себя неизвестное и быть уверенным, что ты прав.
И я решила заняться исследованием вместе с моим учителем, родителями, чтобы узнать, что такое фотосинтез, историю открытия и значение для человека и в целом для окружающей среды.
Цели: изучить историю открытия фотосинтеза, определить особенности протекания фотосинтеза, как природного процесса.
Задачи:
Объект и предмет исследования - процесс фотосинтез.
Актуальность проекта: изучив историю научного открытия и познакомившись с процессом фотосинтеза, мы начинаем понимать, насколько велико значение зеленых растений в природе: ведь оно одевает, кормит и согревает нас, дает нам красоту, кислород, без которого невозможна жизнь всего живого на земле.
Методы работы над проектом:
Основная часть
Фотосинтез – загадка природы?
Фотосинтез – это образование на свету в листьях из углекислого газа и воды органических соединений. Органическими соединениями называют питательные химические вещества. Жизнь всего живого связана с наличием органических соединений – белков, жиров, углеводов.
Это определение впервые было дано в 70 годы К.А. Тимирязевым. С точки зрения современной науки процесс фотосинтеза – это совокупность процессов поглощения, превращения и использования энергии световых квантов в различных реакциях. Определение показывает, как сложен процесс фотосинтеза.
История открытия фотосинтеза
Первые опыты по фотосинтезу были проведены Джозефом Пристли в 1770—1780-х годах, когда он обратил внимание на «порчу» воздуха в герметичном сосуде горящей свечой (воздух переставал быть способен поддерживать горение, помещённые в него животные задыхались) и «исправление» его растениями. Пристли сделал вывод что растения выделяют кислород, который необходим для дыхания и горения, однако не заметил что для этого растениям нужен свет. Это показал вскоре Ян Ингенхаус.
Позже было установлено что помимо выделения кислорода растения поглощают углекислый газ и при участии воды синтезируют на свету органическое вещество. В 1842 Роберт Майер на основании закона сохранения энергии постулировал что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей. В 1877 В. Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом.
Хлорофиллы были впервые выделены в 1818 П. Ж. Пельтье и Ж. Кавенту. Разделить пигменты и изучить их по отдельности удалось М. С. Цвету с помощью созданного им метода хроматографии. Спектры поглощения хлорофилла были изучены К. А. Тимирязевым, он же, развивая положения Майера, показал что именно поглощенные позволяют повысить энергию системы, создав вместо слабых связей С-О и О-Н высокоэнергетические С-С (до этого считалось что в фотосинтезе используются жёлтые лучи, не поглощаемые пигментами листа). Сделано это было благодаря созданному им методу учёта фотосинтеза по поглощённому CO2, в ходе экспериментов по освещению растения светом разных длин волн (разного цвета) оказалось что интенсивность фотосинтеза совпадает со спектром поглощения хлорофилла.
Окислительно-восстановительную сущность фотосинтеза (как оксигенного, так и аноксигенного) постулировал Корнелис ван Ниль. Это означало что кислород в фотосинтезе образуется полностью из воды, что экспериментально подтвердил в 1941 А. П. Виноградов в опытах с изотопной меткой. В 1937 г. Роберт Хилл установил что процесс окисления воды (и выделения кислорода), а также ассимиляции CO2 можно разобщить. В 1954—1958 Д. Арнон установил механизм световых стадий фотосинтеза, а сущность процесса ассимиляции CO2 была раскрыта Мельвином Кальвином с использованием изотопов углерода в конце 1940-х, за эту работу в 1961 ему была присуждена Нобелевская премия.
В 1955 году был выделен и очищен фермент рибулозобисфосфат-карбоксилаза/оксигеназа. С4 фотосинтез был описан Ю. С. Карпиловым в 1960 и М. Д. Хэтчем и К. Р. Слэком в 1966.
Основные сведения
Слово «фотосинтез» означает буквально создание или сборку чего-то под действием света. Обычно, говоря о фотосинтезе, имеют в виду процесс, посредством которого растения на солнечном свету синтезируют органические соединения из неорганического сырья. Все формы жизни во Вселенной нуждаются в энергии для роста и поддержания жизни. Водоросли, высшие растения и некоторые типы бактерий улавливают непосредственно энергию солнечного излучения и используют ее для синтеза основных пищевых веществ. Животные не умеют использовать солнечный свет непосредственно в качестве источника энергии, они получают энергию, поедая растения или других животных, питающихся растениями. Итак, в конечном счете источником энергии для всех метаболических процессов на нашей планете, служит Солнце, а процесс фотосинтеза необходим для поддержания всех форм жизни на Земле.
Зеленые растения — биологи называют их автотрофами — основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах, из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Химический баланс фотосинтеза выглядит предельно просто: из 6 молекул CO2 строится молекула гексозы. Необходимый для этого процесса восстановления водород берется из воды; образующийся в ходе фотосинтеза молекулярный кислород является всего лишь побочным товаром. Процесс нуждается в энергии света, так как вода — очень плохой восстановитель и не способна восстанавливать CO2.
В светозависимой части фотосинтеза, «световой реакции», происходит расщепление молекул H2O с образованием протонов, электронов и атома кислорода. Если в системе присутствуют соответствующие ферменты, фиксация CO2 может протекать также в темноте; такой процесс называется «темновой реакцией».
Кроме того, воздух, которым мы дышим, благодаря фотосинтезу насыщается кислородом. Суммарное уравнение фотосинтеза выглядит так: вода + углекислый газ + свет → углеводы + кислород
Растения поглощают углекислый газ, образовавшийся при дыхании, и выделяют кислород — товар жизнедеятельности растений. К тому же, фотосинтез играет важнейшую роль в круговороте углерода в природе.
Значение фотосинтеза
Фотосинтез является основным источником биологической энергии, фотосинтезирующие автотрофы используют её для синтеза органических веществ из неорганических, гетеротрофы существуют за счёт энергии, запасённой автотрофами в виде химических связей, высвобождая её в процессах дыхания и брожения. Энергия получаемая человечеством при сжигании ископаемого топлива (уголь, нефть, природный газ, торф) также является запасённой в процессе фотосинтеза.
Фотосинтез является главным входом неорганического углерода в биологический цикл. Весь свободный кислород атмосферы — биогенного происхождения и является побочным товаром фотосинтеза. Формирование окислительной атмосферы (кислородная катастрофа) полностью изменило состояние земной поверхности, сделало возможным появление дыхания, а в дальнейшем, после образования озонового слоя, позволило жизни выйти на сушу.
Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза) и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Остальные 5-10% приходятся на минеральные соли и азот, полученные из почвы.
Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов.
Фотосинтез, являющийся одним из самых распространенных процессов на Земле, обуславливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов и обеспечивает материальную и энергетическую основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода.
Заключение
Как прекрасен наш мир весь в зелени. Как приятно войти в лес, и глубоко с наслаждением вдохнуть чистый воздух, воздух богатый кислородом. Я с увлечением изучала литературу о фотосинтезе.
Из всего, что я узнал, исследуя процесс фотосинтеза, ясно, что:
Значит, наше будущее, и будущее всех живущих на земной планете зависит:
Бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире.
Используемая литература
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Хризантема и Луковица
Где спят снеговики?
Есть ли лёд на других планетах?
Северное сияние