Ежегодно подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Самое непростое дело - это приобретение школьной формы для ребенка, так 20 лет назад, согласно Закону РФ «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах РФ. Современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться. Какие комбинации и сколько можно получить комплектов школьной одежды, именно этот вопрос постарался рассмотреть автор в своей исследовательской работе «Школьная форма или… решение проблемы». Цель работы - раскрыть практические возможности комбинаторики для составления комплектов школьной одежды. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) изучить историю возникновения и изменения школьной формы; 2)провести анкетирование среди учащихся и педагогов; 3)показать практическую направленность комбинаторных способов составления школьной формы;
4)предложить варианты формы, в которой ученик никогда не потеряет своей индивидуальности, не отходя при этом от делового стиля. Практическая значимость: результаты представленной работы могут быть использованы учащимися и их родителями в ходе приобретения элементов одежды для школы. Вывод – школьный (классический) стиль в одежде приучает учеников к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Вячеслав Зайцев, известный модельер, сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_forma_ili._reshenie_problemy.rar | 55.61 КБ |
prilozheniya1-79_-_.rar | 1.79 МБ |
prilozhenie_8-.rar | 11.78 КБ |
«Школьная форма или... решение проблемы»
Пономарева Валерия Сергеевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа - интернат
«Мыскаменская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
9 класс
Оглавление
«Школьная форма или... решение проблемы»
Пономарева Валерия Сергеевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа - интернат
«Мыскаменская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
I.Введение
Одежда для школы! Вопрос очень острый
Как для учащихся, так и для взрослых!
В чем можно ходить и ходить в чём нельзя
Для всех это нынче проблема, друзья!
Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но самое непростое дело - это приобретение школьной формы для ребенка. Именно этот вопрос для многих родителей нынче становится проблематичным, так 20 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.
Сегодня большинство школ превратились в подиум, где ученики демонстрируют финансовую состоятельность своих родителей. Девушки совершенно спокойно могут прийти в откровенном туалете из последней коллекции какого-нибудь итальянского дизайнера, а юноши хотя и выглядят менее вызывающе, но тоже предпочитают носить джинсы и бесформенные кофты-балахоны.
Все чаще в средствах массовой информации и на форумах в Интернете стал обсуждаться вопрос о введении школьной формы. Своё мнение высказывают ученики, родители, директора школ, журналисты, модельеры. Согласно статистике 70 % родителей за введение школьной формы. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Но главное, она положит конец соревнованию в одежде « Кто дороже сегодня одет?».
Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» (Приложение 1) органы управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), снова рассматривают вопрос о введении единой ученической формы. Хорошо это или плохо? Как еще можно решить этот вопрос? Данная проблемная ситуация натолкнула меня на написание исследовательской работы по теме «Школьная форма или… решение проблемы». Объект исследования: варианты (комбинации) школьного дресс-кода. Предмет исследования : методы комбинаторики для выбора и подсчета вариантов школьной одежды.
Гипотеза: если использовать возможности комбинаторики, имеющей широкий спектр практической направленности, то можно составить (или просчитать) различные варианты школьного костюма.
Цель нашего исследования - раскрыть практические возможности комбинаторики для составления комплектов школьной одежды. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: исторический анализ (поиск материала об истории школьной формы); опрос (анкетирование учащихся и учителей); наблюдение, фотофиксация (использование фотографий); поисковый анализ (поиск материала и работа с ним); обобщение (обобщен обработанный материал, сделаны выводы и предложены варианты школьного дресс-кода).
Новизна исследования - показать, как методы комбинаторики можно применить на практике, в нашем случае для создания нескольких оптимальных вариантов школьного костюма.
Практическая значимость исследования заключена в том, что результаты нашей работы могут быть использованы учащимися и их родителями в ходе приобретения элементов одежды для школы.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы , Интернет - ресурсов и приложения.
II.1. История возникновения формы
Форма (лат. uniform) — одинаковая по крою, цвету одежда ( у военных, у служащих одного ведомства, у учащихся).Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации. [3 ,c.886 ].
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
II.1.1. Школьная форма в России до 1917 года
Форма в России существовала еще в XIX веке. В 1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий. Школьная форма, предназначенная для учеников мужских гимназий, шилась по образцам военной одежды: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук - черный. Следует отметить, что до революции фасон успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма. Она была показателем социального статуса носителя - если учусь, значит, родители богаты.
В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.
25 июля 1914 года циркуляром № 22872 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.[6]
До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.
II.1.2. Школьная форма Советского периода
Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", или пережитком прошлого.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.
Период "бесформенности" длился до конца 40-х годов. В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя.
В 1973 году одежду для мальчиков снова поменяли. Она состояла из синего полушерстяного костюма (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком. У девочек как платья, так и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик. В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.
С 1976 года для учащихся 8-10 классов была введена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм, а девочки имели выбор из составляющих синего костюма-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам всевозможные блузки.
В 1988 году в некоторых школах в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году она была отменена окончательно. И если вначале это обрадовало всех, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше. Появилась даже традиция (или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…
В 1999-2002 годы отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы. [7] В последнее время такая одежда возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль для учащихся – элегантный, удобный, практичный.
II. 2. Реальность сегодняшнего дня
Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярче всего это проявляется в одежде, быть может, оттого что все невербальное говорит громче всяких слов о том, кто перед тобой - свой или чужой. Но школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной. Уставом МКУОШИ « Мыскаменская ШИ С(П)ОО» утверждены единые требования к внешнему виду учащихся (Приложение 2).
Проведенное анонимное анкетирование среди учащихся 5-11 классов, а также педагогов школы-интерната показало , что:
1). Педагоги школы делали замечания по внешнему виду в основном ученикам третьего звена:11 класс (100%) , 10 класс ( 81%), меньше замечаний получали ученики 5а ( 55%) , 6а (73%), 7б (75%), 8а (62%).
2). Вопрос «В чем пойти в школу завтра?» является самым проблематичным для учеников 10,11 классов (10 кл. - 42%, 11 кл. – 38%). В тоже время ученики 5а (18%), 6а (13%), 7а (12%), 7б (0%), 8а (29%), 9а (14%) классов не считают это для себя трудной задачей, очевидно, они прислушиваются к совету своих родителей или воспитателей.
3). На вопрос «Нужно ли ввести единую школьную форму?» ответили «нет» - в 11 классе (74%), в 10-м классе мнения разделились пополам. Согласились с введением школьной формы (или с деловым стилем одежды) ученики 5-9 классов (56%), отрицательный ответ дали учащиеся третьего звена: в 11 классе (74%), в 10-м классе мнения разделились пополам.
4). То, что школьная форма создает деловую атмосферу, необходимую для занятий, отметили ученики 6а ( 73%), 7б( 75%), 8а(76%), 9а(71%) классов .
5). Отрицательный ответ на вопрос «Сможет ли создать школьная форма чувство общности и сплоченности с классом, школой ?» дали учащиеся 5а ( 73%) и 11 (62%). В тоже время общее мнение респондентов положительно (36%) .
6). Продолжи предложение «Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить …». 56% опрошенных рекомендовали ребятам носить деловую одежду. (Приложение 3)
Педагогов школы-интерната, таковых 73%, удовлетворяет внешний вид учащихся. Школьная форма желательна, но респонденты согласны с тем, чтобы ученики имели строгий деловой костюм, так как он позволит сгладить социальные различия между учащимися (85%). Основное преимущество классического костюма - это дисциплинирующий фактор, потому что ученик будет думать об учебе, а не об одежде (69%). С тем, что форма (или деловой костюм) не будет мешать развитию индивидуальности, согласились все. (Приложение 4)
Считаю, что в нашей школе ученики в большинстве придерживаются определенного дресс-кода, и вводить единую форму нет необходимости. Я исключительно за деловой внешний вид. Чтобы одежда была индивидуальной для каждого ученика, и он мог выглядеть каждый день по-разному, решила в данной работе обратиться к разделу математики - комбинаторика.
II.3. Комбинаторика на практике
Математика, как наука имеет много приложений, которые весьма разнообразны. Человек часто имеет дело с задачами не только в школе, но и в жизни. Решая некоторые из них, приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются подобные задачи, называют комбинаторикой. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare , которое означает «соединять, сочетать». Задачей комбинаторики можно считать задачу размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений. [1, с.171]
Попытаемся решить проблему школьного дресс-кода и одновременно индивидуальности внешнего вида ученика с помощью способов: метода перебора, дерева выбора (дерево возможных вариантов) и правила умножения. Рассмотрим следующую задачу:
Задача . В гардеробе ученицы имеются белая и кремовая блузки, а также черные брюки, юбки чёрная и в клетку. Сколько всевозможных комплектов одежды ученица может составить?
1 способ «Метод перебора» . Соберем все варианты в таблицу (Приложение 5). Они образовали две строки и три столбца. Так как выбор вещей происходит независимо, то в каждой клетке таблицы записан один из возможных вариантов имеющейся одежды. Значит, всего комплектов столько же, сколько клеток в таблице, т.е. 2 ∙ 3 = 6.
Однако существует другой подход к решению этой задачи - дерева вариантов, еще его называют “деревом возможностей”.
2 способ «Дерево возможных вариантов». Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда название «Дерево возможных вариантов». При правильном построении дерева ни один из возможных вариантов решения не будет потерян. (Приложение 6) Дерево, правда, "вверх ногами" и без ствола. Знак (*) изображает корень дерева, ветви дерева – различные варианты решения. Если ученица выберет черную юбку, то она сможет надеть ее как с белой, так и с кремовой блузкой. Аналогичные комбинации она составит и с черными брюками и клетчатой юбкой. В этом случае тоже будет 6 вариантов.
3 способ «Комбинаторное правило умножения». Правило умножения заключается в том, что для того чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А ( выбор брюк или юбки) и В (выбор одной из блузок) , следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В. [2,c.8] То есть, А = 3 , В = 2 , получаем 3 ∙ 2= 6
Набор элементов в комплекте школьной одежды может быть увеличен, например, за счет пиджака или жилета в тон. Тогда, используя способ перебора, нам придется составить не одну, а две таблицы как для пиджака, так и для жилета. (Приложение 7). При решении этой задачи удобнее использовать второй и третий способы. В этом случае разных вариантов будет 12. Тем самым в течение двух недель ученица сможет одеваться в разные комплекты (Приложение 8). За счет объединения первого и второго случаев, получается уже 18 комбинаций (Приложение 9).
Подводя итог, можно сказать, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой нам приходится ходить 6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма. Я думаю, что предпочтительнее, конечно, удобные, практичные вещи, которые не мнутся и не требуют особого ухода. А учитывая возможности комбинаторики, можно приобрести необходимое количество сочетающихся предметов одежды по тону. При составлении вариантов костюма можно использовать цвета приглушенные, спокойные - серый, бежевый, коричневый, синий, зеленый. Для блузок светлые, нежные оттенки бежевого, розового, серого или голубого.
III.Заключение
Итак, в работе я попыталась проанализировать историю возникновения и развития школьной формы в России; выяснила в ходе анкетирования - является ли актуальным вопрос необходимости введения в нашей школе единой формы; показала, как с помощью методов комбинаторики можно решить проблему школьного дресс-кода.
Ведь современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться. Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность, а также дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.
Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.
Список литературы:
Миндюк , К.И.Нешков, С.Б.Суворова/ под ред. С.А.Теляковского.-18-е изд.,-М.:
Просвещение, 2011.
2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка
данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений.- 3-е изд.
–М. :Мнемозина , 2005.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500
фразеологических выражений /Российская Академия Наук. Институт русского языка;
Российский фонд культуры/ - М.: АЗЪ, 1993
сост. В.Н.Студенецкая. изд. 2-е. испр.- Волгоград : Учитель , 2006
5. Сурвилло Г.С., Симонов А.С., Кудрявцев А.И. Виленкин Н.Я. Алгебра: учебн. для
учащихся 9 кл. с углубл. изучением математики / под ред. Н.Я.Виленкина -7-е изд. –
М.: Просвещение , 2006.
Интернет ресурсы:
Приложение 8
Школьный
костюм ученицы
Жилет
черный
Выбор
Пиджак черный
пиджака
или жилета
Брюки черные
Юбка в клетку
Юбка черная
Брюки черные
Юбка в клетку
Юбка черная
Выбор
брюк или
юбки
Выбор
блузки
Шум и человек
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Пейзаж
Пустой колос голову кверху носит
Два петушка