Научно - исследовательская работа по комплексной диагностике основных направлений и результатов управленческой деятельности администрации Муромцевского муниципального района.
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа | 116.5 КБ |
презентация к научно - исследовательской работе | 374.5 КБ |
Министерство образования Омской области
Детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»
МОУ «Муромцевский лицей №1»
«Настоящее и будущее. Состояние и перспективы социально-экономического развития Муромцевского муниципального района»
Научно-практическая работа
Направление: экономика
Выполнила:
Ученица 11 класса Кузьмина Светлана Дмитриевна
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания I квалификационной категории Ромахова Алла Геннадьевна
Омск - 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1 Социально-экономическая политика муниципального образования……………………………………………………………………......4
1.1 Понятие и цели социально–экономической политики местного самоуправления………………………………………………...............................4
1.2 Сущность и содержание муниципальной экономической политики…………………………………………………………...……………....6
1.3 Сущность и содержание муниципальной социальной политики…………………………………………………….……………………..7
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области...........................................................9
2.1 Итоги и оценка социально-экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области за 9 месяцев 2010 года…………...9
Глава 3. Перспективы и пути совершенствования социально - экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области……………………………………………………………………………21
3.1. Пути совершенствования социально – экономического развития....21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………….…...26
Введение
В современных условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление важности социально-экономического развития. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели. Поэтому необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности.
Объектом моего исследования является политика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.
Предмет исследования – социально – экономическое развитие Муромцевского муниципального района.
Цель научно-исследовательской работы – разработать пути совершенствования социально – экономического развития района.
Гипотеза: если политика района эффективна по основным направлениям, то уровень социально-экономического развития муниципалитета примет тенденцию к росту.
Задачи:
Методологической основой послужили сравнительный анализ, оценочный анализ, метод качественной оценки, привлечение и анализ различных видов источников.
Глава 1. Социально – экономическая политика муниципального образования
1.1 Понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления
Муниципальная социально-экономическая политика – это важнейшая составная часть систем местного самоуправления, направленная на достижение высокого показателя социально-экономического развития территории. Местная социально-экономическая политика – это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социально-экономической политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы.
Главная и конечная цель муниципальной социально-экономической политики – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.1
_________________
1 Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 2003. – 260 с.
В муниципальной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это, прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества 1 .
Конкретный состав и содержание целей социально-экономической политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При
разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.
Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории.2
Муниципальная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования.
Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества.3
_________________
1 Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 2003. – 260 с.
2,3 В.М. Меркулов. Курс лекций по курсу: "Государственное и муниципальное управление". Северо-западная академия государственной службы 1994-1995. – 359 с., 361с.
1.2. Сущность и содержание муниципальной экономической политики
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Муниципальную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий.
Конечной целью местной экономической политики служит рост качества жизни – обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Основная задача местной экономической политики – создание благоприятных условий для развития экономики.
Процесс формирования местной политики заключается в подготовке вариантов-сценариев экономического развития. На каждом уровне реализуются те функции, которые могут быть на нем выполнены.
Основные направления экономической политики:
Кроме экономической политики, большую роль в развитии района играет социальная политика.
_________________
1 Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. - Н.Н., 2000. – 530 с.
1.3. Сущность и содержание муниципальной социальной политики
Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы 1.
Муниципальная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации.
На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования.2
______________________
1 Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В.Е. Рохчина.—М.: 2000.-152 с
2 Мишин.В.М.Исследование систем управления:Учеб.для вузов. – М:ЮНИТИ. 2003.- 527
Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления 1.
Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:
__________________
1,2 Мишин.В.М.Исследование систем управления:Учеб.для вузов. – М:ЮНИТИ. 2003.- 527, 528
3 Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учеб. — М.: Мысль, 2000. – 208
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области
Я решила исследовать социально – экономическое развитие территории на примере Муромцевского муниципального района Омской области.
Му́ромцевский райо́н — административная единица на востоке Омской области России. Административный центр — посёлок городского типа Муромцево. Площадь района — 6 700 км². Основные реки — Тара, Бергамак, Верхняя Тунгуска, Нижняя Тунгуска. В 52 населённых пунктах района насчитывается 26 700 человек.
В состав района входят 14 сельских поселений (округов): Артынское, Бергамакское, Гуровское, Камышино-Курское, Карбызинское, Кондратьевское, Костинское, Курганское, Моховское, Мысовское, Низовское, Пореченское, Рязанское, Ушаковское.
2.1 Итоги и оценка социально-экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области за 9 месяцев 2010 года
Деятельность Администрации Муромцевского муниципального района в 2010 году была направлена на достижение целей и задач, определенных в Плане действий по социально-экономическому развитию Муромцевского муниципального района. Мероприятия Плана действий разработаны в соответствии с установками, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, Комплексной Программе социально-экономического развития Муромцевского муниципального района на 2006 -2010 годы, Плане действий Правительства Омской области на 2010 год.
Стратегия всей политики Администрации муниципального района в 2010 году, как и в предыдущие годы, была направлена на повышение качества жизни населения.
Уровень жизни населения
В течение года совместно с Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Муромцевскому району проводился мониторинг уровня и своевременности выплаты заработной платы работникам организаций и соблюдения трудового законодательства в организациях1.
Один из основных источников доходов населения – заработная плата. По оценке, среднемесячная номинальная заработная плата на территории района возросла на 5% по сравнению с 2009 годом. Средняя заработная плата по району за 2009 г. составляла 10004,7 руб., на 01.07.2010 г. – 10164,4 руб. Сведений о просроченной задолженности по заработной плате нет 2.
Я считаю, что важной проблемой в этой области является низкая заработная плата. Дело в том, что по представленным показателям идет учет только номинальной заработной платы без учета подоходного налога и инфляции. С учетом же этих показателей реальная заработная плата не отражает роста доходов населения.
Социальные гарантии населению района предоставляются в полном объеме. При этом за 9 месяцев государственная социальная помощь оказана 239 малоимущим семьям на сумму 210 тыс. рублей 3. Значит, по моим подсчетам, каждая из малоимущих семей получила меньше одной тысячи рублей, что конечно, не может быть высоким показателем и значительной помощью.
Кадровая политика, занятость населения, охрана труда
В течение 2010 года Администрацией муниципального района совместно с БУ «Центр занятости населения Муромцевского района» проводилась работа по снижению уровня общей безработицы, уровень которой на протяжении ряда лет составляет около 15 %. За текущий год трудоустроено 1140 человек, создано более 30 постоянных рабочих мест и около 200 временных. Оказано профориентационных услуг 850 гражданам. На профессиональное обучение направлено 112 безработных граждан 4.
________________
1,2,3,4 http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
По предоставленным сведениям Администрацией Муромцевского муниципального района уровень безработицы все еще высок и составил на конец года 14.9%, а численность незанятого населения в трудоспособном возрасте – 4583 человек. Проанализировав имеющиеся данные, я сделала вывод о том, что сохраняется проблема трудоустройства на селе и в районе, поэтому люди вынуждены работать за низкие заработные платы у индивидуальных предпринимателей или выезжать за пределы района в поисках работы.
В целях содействия развитию предпринимательства и самозанятости населения 11 безработным гражданам предоставлены субсидии на организацию собственного дела на общую сумму 660 тыс. руб. 1
Демографическая политика
Демографическая ситуация в районе остается сложной, хотя наметилась некоторая положительная тенденция. По сравнению с прошлым годом коэффициент рождаемости увеличился на 1,5%, коэффициент смертности снизился на 15,5%. Снизилась миграционная убыль населения на 28% 2.
По предоставленным сведениям Администрацией Муромцевского муниципального района смертность превалирует над рождаемостью, так как за данный период родилось 245 человек, а умерло 321. Значит мы, к сожалению, пока не можем говорить о стабилизации демографической ситуации в районе.
В отчётном периоде выявлено и поставлено на учёт 11 семей, находящихся в социально опасном положении. 12 семьям, состоящим на учёте в банке данных семей в социально-опасном положении, оказана государственная социальная помощь в размере 18500 рублей. Предоставлено 335 социально-психологических услуг детям и подросткам из семей, находящихся в социально опасном положении 3.
Администрация района, исходя из имеющихся сведений, проводит работу, направленную на сохранение и укрепление семьи и детства, а также оказывает помощь неблагополучным семьям.
_______________
1,2,3http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
Жилье, развитие инженерной инфраструктуры
В рамках муниципальных долгосрочных целевых программ «Жилище», «Чистая вода» проводятся ремонтные работы сетей тепло- и водоснабжения, отремонтированы фасады 2 двухэтажных домов.
За 9 месяцев 2010 года за счет всех источников финансирования на территории района введено 2,3 тыс. кв.м. жилья. Улучшили жилищные условия 28 ветеранов войны и труда1.
За счет средств из областного и федерального бюджетов приобретено 2 квартиры для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2. Однако, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гораздо больше. Это значит, что для большинства нуждающихся детей жилищный вопрос так и не решен. Кроме того, по моему мнению, необходимо и Администрации Муромцевского муниципального района подключиться к решению этой проблемы.
В ряде сельских поселений запланированная работа по развитию инженерной инфраструктуры ведется очень медленно. В перспективе, я считаю, это может стать серьезным препятствием для дальнейшего развития территории.
Образование
На территории района проводятся мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Муромцевского муниципального района Омской области (2010-2014 годы)".
План летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в 2010 году выполнен в полном объёме. Организованным горячим питанием охвачено 100% школьников 3.Заканчивается строительство детского сада в с. Бергамак. В учебных учреждениях проведен ремонт пищеблоков и столовых, проведен ремонт систем отопления.4
В целом, образование получает наибольшее финансирование из средств бюджета (56,8% за 2010 год).
________________
1,2,3,4http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
Однако только 70% средних школ осваивают методику предпрофильного и профильного обучения 1. Следовательно, не все школьники имеют равные возможности в получении предпрофильного и профильного образования. Я считаю, что в решении этой проблемы необходима помощь Администрации района.
Район обеспечен педагогическими кадрами на 99%. Возросло число педагогов с высшим профессиональным образованием, но процент молодых специалистов остается невысоким.
Система дошкольного образования в Муромцевском муниципальном районе представлена 16 дошкольными образовательными учреждениями, где воспитываются и обучаются 654 ребенка, что составляет 68 % от общего числа дошкольников.2 Значит, не все дошкольники получают дошкольное образование. Я считаю, это связано в первую очередь с тем, что не во всех поселения нашего района существуют дошкольные образовательные учреждения, а также не все родители имеют возможность устроить своих детей в детские сады. Кроме того, существует проблема технического оснащения зданий. Думаю, что необходимо обратить на это внимание и принять необходимые меры для устранения проблем.
В связи с закрытием малокомплектных школ появилась проблема предоставления транспорта детям, обучающимся в данных школах, для подвоза в школы ближайших поселений. Администрацией нашего района принимаются активные попытки решения данной проблемы.
Медицина и сфера лекарственного обеспечения
Гражданам района оказывается лекарственная и медицинская помощь в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Омской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год в полном объёме.3
________________
1,2,3http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
Доступность медицинской помощи в районе обеспечена сетью ЛПУ (на селе функционируют: ФАПов – 36; участковых больниц – 3), работающие по модели общей врачебной практики. 1
Одним из основных направлений деятельности учреждений здравоохранения района является сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение и снижение уровня их заболеваемости. В этом направлении ведется активная работа. Так, диспансерный осмотр прошли 385 чел. Проведена иммунизация населения от гриппа - 4225 чел., обследования на сахарный диабет прошли 293 человек, туберкулез – 8378 человека, ВИЧ – 2305 человек, гепатит В – 3112, гепатит С – 3156, в соответствии с графиком проводится флюорографическое обследование населения 2.
Укомплектованность врачами составила 72%, специалистами со средним специальным образованием – 89%, при этом средний возраст медицинского персонала составляет 40 – 60 лет, поэтому считаю необходимым привлекать молодых специалистов соответствующей профессии и создавать привлекательные условия работы.
Культура и организация досуга населения
На базе учреждений культуры действуют 273 клубных формирований, в которых участвует 2948 человек. В рамках выравнивания обеспеченности населения услугами учреждений культуры проведены многочисленные выездные мероприятия 3.
Творческие коллективы принимали участие в областных праздниках, областных фестивалях, областных конкурсах, международном фестивале «Дельфийские игры» 4.
Увеличен книжный фонд, на укрепление материально-технической базы учреждений культуры направлено 156 тыс. руб., текущий ремонт проведен в 38 учреждениях культуры 5.
___________________
1,2,3,4,5http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
Это, по моему мнению, недостаточно с учетом того, что многие учреждения культуры нуждаются в техническом переоснащении, требуют капитального ремонта и обеспечения соответствующим оборудованием.
Существует проблема сохранения культурного наследия. К примеру, только в центре р.п. Муромцево находятся 2 дома – памятника культуры в разрушенном состоянии, на протяжении многих лет остается недостроенной музыкальная школа.
Думаю, что существует реальная проблема занятости молодежи в свободное время.
Спорт и молодежная политика
В рамках реализации мероприятий, направленных на формирования здорового образа жизни у населения и развития массового спорта и спорта высших достижений Комитетом по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района постоянно в течение года проводились районные спортивно-массовые мероприятия.
Организовали и провели 15 районных спортивно-культурных мероприятий, Всероссийские соревнования по биатлону на призы Олимпийского чемпиона В.М. Барнашова 1.
В этой области, я думаю, стоит уделять повышенное внимание пропаганде ЗОЖ и привлечению молодежи в спорт, потому что именно эти социально значимые цели имеют первостепенное значение в современных условиях.
Экономика района. Инвестиции.
В 2010 году объем капитальных вложений в экономику района по предварительной оценке составил около 85 млн. рублей (около 107% к уровню 2009 года). Проведен капитальный ремонт и реконструкция объектов ЖКХ, учреждений культуры и образования на сумму 5 млн., около 1 млн. руб. направлено на капитальный ремонт жилых домов.2 Ведется строительство
_________________
1,2http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
объектов частными предпринимателями и организациями (магазины, воскресная школа, храм в Петропавловке, детский сад в с. Бергамак), индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 2,3 тыс. кв.м. жилья. Автопарк коммунальной техники увеличился на 1 единицу (экскаватор для МУП «Водоканал») 1.
Продолжается реконструкция и модернизация животноводческих помещений ЗАО «Гуровское» (коровник на 200 голов в с. Гурово), КФХ Чопозов (коровник на 200 голов в с. Бергамак)2.
Предприятиями агропромышленного комплекса приобретено 11 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 4 зерновых комбайна, 3 трактора МТЗ-82 3.
Исходя из имеющихся данных, могу сделать вывод о том, что инвестиции вкладываются в различные сферы жизни населения, но в общем объеме для развития экономики района этого оказывается недостаточно.
Развитие малого бизнеса
Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства на территории района имеет положительный характер. Значительно увеличилось количество занятых в малом предпринимательстве, и доля малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг.
Объем отгруженной продукции субъектами малого предпринимательства составил 230 млн. руб. – более половины в общем объеме отгруженной продукции), что выше уровня того же периода прошлого года на 4,8% 4.
На территории района наиболее привлекательной для малого предпринимательства является сфера услуг и торговля. В сфере услуг малый бизнес наиболее успешно развивается по таким направлениям как бытовые услуги, туристские услуги и услуги правового характера.
_____________________
1,2,3,4http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
На предприятиях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей трудится около 2,7 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2010 году составила 4800 рублей 1.
В 2010 году субъекты малого предпринимательства принимали участие в конкурсе на предоставление грантовой поддержки. Гранты по 200 тыс. руб. получили 5 предпринимателей 2. На мой взгляд, гранты по 200 тыс.руб., предоставленные 5 предпринимателям для развития собственного бизнеса, являются хорошей финансовой поддержкой. Надо сказать, что в последние годы Администрация Муромцевского района проводит активную политику, направленную на развитие малого бизнеса.
Промышленный потенциал
Промышленный сектор экономики района представлен предприятиями, занимающимися заготовкой и переработкой молока, переработкой мяса, переработкой льна, заготовкой и переработкой леса .
Открылись новые производства по выпуску хлеба и хлебобулочных изделий, по изготовлению тротуарной плитки, расширяется производство по ремонту двигателей.
По предварительной оценке прирост объема промышленного производства составил 109%3. Но я считаю некорректным сравнивать показатели 2009 и 2010 года по объему промышленного производства, так как 2009 год оказался кризисным, наблюдался общий спад производства почти в 2 раза. Исходя из этого, прирос производства в 9% недостаточен.
Агропромышленный комплекс
Основу экономики района составляет сельское хозяйство. Производство молока за 9 месяцев 2010 года составило 17,5 тыс. тонн, что на 1,8% превышает уровень прошлого года, уровень производства мяса составил 104% к прошлому году. Выходное поголовье коров в текущем году увеличилось на 5,1% к прошлому году и составило 6511 голов4.
____________
1,2,3,4 http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
В текущем году посевные площади сельскохозяйственных культур составили 74137 га (108,9% к уровню 2009 года). Валовой сбор урожая составил 82 тыс. тонн, (90,3% к уровню прошлого года). Урожайность 2009 года выше была средней за последнее десятилетие. Заготовлено неконцентрированных кормов 29,01 ц.к.ед. на условную голову1.
Подготовлены и проведены конкурс животноводов «Оператор машинного доения», районный праздник сельского хозяйства, 2 районные сельскохозяйственные ярмарки.
Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо все пахотные земли ввести в севооборот, наращивать поголовье скота и его продуктивность, искать эффективные рынки сбыта. Параллельно развивать перерабатывающие предприятия, повышать качество вырабатываемой продукции. Управлению сельского хозяйства необходимо уделить особое внимание переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Развитие потребительского рынка
В 2010 году сохранилась положительная тенденция развития потребительского рынка. По предварительной оценке оборот розничной торговли увеличился на 5%, объем платных услуг населению – на 9%.
На территории района открылись 3 салона парикмахерских услуг, зарегистрированы 2 предпринимателя, оказывающие услуги такси, начало работу новое предприятие, предоставляющее услуги по ремонту жилых помещений 2. Значит, потребительский рынок растет, особенно в сфере услуг. Однако и здесь существуют значительные проблемы: перестала функционировать банно-прачечный комбинат, нет супермаркетов.
Финансовая и бюджетная политика
В целях увеличения доходов местного бюджета разработан План мероприятий, направленных на увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет.
_____________________
1,2http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
В рамках реализации мероприятий Плана проводится анализ возникновения задолженности, направляются уведомления задолжникам, регулярно проводится мониторинг параметров исполнения районного и консолидированного бюджетов контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета 1.
Бюджет
На основе Приложения №3 к Решению Совета Муромцевского муниципального района о распределении бюджетных ассигнований районного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2010 год, Приложения к Решению Совета Муромцевского муниципального района о распределении бюджетных ассигнований районного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2009 год, а также с помощью информационного ресурса Интернет я выявила главных бюджетополучателей в структуре расходов Муромцевского муниципального района на 2009 и 2010 года.
Главные бюджетополучатели в структуре расходов 2009:
образование - 185,6 млн.руб. или 53 %;
культура - 38,4 млн.руб. или 11 %;
здравоохранение - 44,5 млн.руб. или 12.6 %;
социальная политика - 16,0 млн.руб. или 4,5 %.
Главные бюджетополучатели в структуре расходов 2010:
образование – 170,6 млн.руб. или 56,8%
культура – 34,8 млн.руб. или 11,6%
здравоохранение – 38,4 млн.руб. или 12,8%
В том числе: физическая культура и спорт – 0. 009%
социальная политика – 20 млн.руб. или 6.7%
В том числе: охрана семьи и детства – 4.4%
___________
1 http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/docs.html
Исследовав полученные данные, я сделала вывод: в структуре бюджетных расходов также как и в 2009 году главные позиции занимают расходы социального характера: образование, культура, здравоохранение и социальная политика. Процентное соотношение практически не изменилось.
Я думаю, что необходимо повысить расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, так как финансирования в этой области недостаточны, исходя из того, что от этого зависит здоровье нации. Кроме того, Правительством Российской федерации поставлена задача развития физической культуры и спорта.
В связи с тем, что в России происходит становление социально ориентированной рыночной экономики, считаю необходимым повысить расходы бюджета на социальную политику.
Вывод:
Я, исследовав программу социально – экономического развития района, делаю вывод о том, что не все заявленные цели и задачи муниципальной программы были реализованы. Ярким тому примером является Программа газификации Муромцевского МР - один из проектов, заявленных в перечне инвестиционных проектов муниципальной программы.
Администрация Муромцевского муниципального района оказывают активную поддержку малому бизнесу, становлению рынка и рыночной инфраструктуры, стремится содействовать инновациям, распространению передовых технологий и росту качества. Однако чувствуется слабая поддержка внутренних инвестиций и слабая заинтересованность в привлечении фирм и внешних инвестиций.
Местная социальная политика проводится более успешно в следующих направлениях: политика повышения уровня жизни населения и политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения. Однако хотелось бы, чтобы политика формирования здорового образа жизни населения проводилась еще активней.
Глава 3. Перспективы и пути совершенствования социально – экономического развития Муромцевского муниципального района Омской области.
3.1. Пути совершенствования социально – экономического развития
С учетом всех проделанных мною исследований я предлагаю следующие основные цели и задачи социально – экономического развития Муромцевского МР:
Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти предстоит решить следующие основные задачи:
Основные задачи:
Задачами муниципальной политики в сфере образования являются повышение качества образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию.
6. Целью в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.
Основными задачами здравоохранения являются:
С учетом всего вышеизложенного, достижение прогнозных показателей социально-экономического развития будет обеспечено согласованными действиями всех звеньев системы управления в соответствии с установленными приоритетами.
Заключение
Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. Муниципальному образованию необходимо в полной мере использовать организационно-управленческий потенциал, значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Целевые ориентиры должны отвечать реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местной Администрацией, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса развития. В условиях сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местного бюджета проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной.
В ходе данного исследования было установлено не полное соответствие результатов деятельности Администрации заявленным целям и задачам в муниципальной программе социально – экономического развития района. Проведено сравнение статей расходов бюджетов муниципалитета за 2009 и 2010 года, а также выявлены приоритетные направления: образование, здравоохранение, социальная политика и культура. Анализ социально-экономического развития Муромцевского района показал необходимость проведения более активной политики Администрацией МР. Определен низкий уровень развития муниципалитета. По совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования разработаны предложения в виде основных целей и задач развития.
В результате своего исследования я пришла к выводу, что выдвинутая мною гипотеза подтверждается проведенными исследованиями: более эффективная политика района приведет к росту уровня социально-экономического развития. С учетом разработанных предложений, возможно повысить уровень социально-экономического развития муниципалитета.
Задача органов местного самоуправления, используя накопленный потенциал, грамотно выстроить свою работу с тем, чтобы повысить уровень предоставления населению услуг во всех сферах жизнедеятельности, обеспечить дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие на территории района и реализацию приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, активизировать все факторы, обеспечивающие условия роста валового муниципального продукта, сбалансированного решения узловых проблем муниципалитета.
В перспективе надеюсь исследовать уровень социально-экономического развития Омской области в период обучения на экономическом факультете Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского.
Список литературы
Тупое - острое
Как Снегурочке раскатать тесто?
Мороз Иванович
Свадьба в Малиновке
Император Акбар и Бирбал