Задача формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
kashicyna.doc | 101 КБ |
ГБОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж
Методическая разработка
«Общая характеристика опасных и ЧС ситуаций природного, техногенного, социального характера. Правила безопасного поведения»
Выполнила:
студентка группы ФК – 41
Кашицына Валентина
2011
Методические рекомендации по организации и проведению слетов-соревнований «Школа безопасности»
Задача формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.
Слеты-соревнования «Школа безопасности» проводят с целью пропаганды и популяризации среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; проверки уровня и качества знаний и практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; совершенствования и выработки новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, по оказанию первой медицинской само- и взаимопомощи; развития заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.
Дата проведения слета-соревнования «Школа безопасности» приурочивается к проведению международного праздника Дня защиты детей, отмечаемого ежегодно 1 июня. Слеты-соревнования «Школа безопасности» в городах, районах и общеобразовательных учреждениях организуются и проводятся ежегодно в соответствии с положениями, утверждаемы- ми органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
2.2. Составить план проведения спортивно-массового мероприятия – Школа безопасности, например:
Участники - команды образовательных учреждений в двух возрастных группах: старшей (учащиеся 10 классов) и средней (учащиеся 8 классов). Состав каждой команды — 6 человек, в том числе: 3 — юноши, 1 — девушка, 1 — запасной и 1 — руководитель команды (тренер).
Победитель слета-соревнования «Школа безопасности» определяется в двух возрастных группах по наименьшей сумме штрафных баллов, набранных командой на всех этапах контрольного маршрута. На каждом этапе устанавливается контрольное время. При превышении контрольного времени на этапе команде засчитывается не прохождение этапа, и она занимает место после команд, прошедших все этапы без превышения контрольного времени. В случае равенства сумм штрафных баллов преимущество получает команда, имеющая лучший результат на наиболее сложных этапах.
Примерный перечень этапов контрольного маршрута:
1. Предстартовая проверка. 2—9. Полоса выживания.
10. Ориентирование по солнцу.
11. Определение высоты объекта.
12. Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего.
13. Разведение костра (кипячение воды или пережигание нити).
14. Решение пожарно-тактической задачи.
Штрафы, которые применяются на всех этапах
Потеря специального снаряжения — 1 балл. Снятие с этапа за:
1) действия участника, которые мешают участнику другой команды;
2) игнорирование участником требований судьи по обеспечению безопасности;
3) невыполнение условий этапа;
4) техническую неподготовленность участника;
5) нарушение последовательности прохождения этапов;
6) вмешательство в действия команды со стороны ее представителя.
1-й этап. Предстартовая проверка
В зону предстартовой проверки допускается стартующая команда без представителя. Здесь судьи проверяют наличие обязательного снаряжения команды.
Участники должны иметь при себе:
— укомплектованную санитарную сумку (одну на команду);
— индивидуальные средства защиты (1 комплект на каждого участника);
— коробок с тремя спичками;
— блокнот и карандаш (ручку);
— часы со стрелками (одни на команду);
— страховочную систему (верхнюю часть) для самостраховки не менее 8 мм, карабин (1 комплект для каждого участника);
— компас, линейку (1 комплект на команду);
— рюкзак.
Задание: переправиться по бревну.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: заступ за контрольную линию — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; срыв — 3 балла; падение — 5 баллов.
Задание: переправиться на другой берег, не нагружая страховочную систему.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: заступ за контрольную линию — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; срыв — 3 балла; падение — 5 баллов.
Наиболее удобный способ передвижения: участник зависает под веревкой, используя руки и ноги.
4-й этап. Переправа по высоко поднятому бревну
Задание: подняться по наклонному бревну, переправиться на другой берег, используя самостраховку.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: заступ за контрольную линию — 1 балл; не завинчена муфта карабина — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; падение (зависание без возобновления движения) — 5 баллов.
Задание: пройти по нижней веревке от флажка до флажка.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: двое на этапе — 3 балла; срыв — 3 балла; падение — 5 баллов.
Задание: перейти по бревну любым способом, не касаясь земли ногами.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: касание земли одной ногой — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; падение — 5 баллов.
Задание: перейти препятствие, касаясь флажков (в начале этапа — рукой, в конце — ногой).
Условие: ромб вращается вдоль горизонтальной оси. Перейти любым способом.
Штрафы начисляются: двое на этапе — 3 балла; срыв — 3 балла; падение — 5 балл
Высота веревок над землей 0,5—0,7 м.
Задание: преодолеть препятствие по натянутым горизонтально веревкам.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: заступ за контрольную линию — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; касание земли одной ногой — 3 балла; падение — 5 баллов.
Задание: переправиться на другой берег, используя качающиеся перекладины.
Условие: на этапе один участник.
Штрафы начисляются: заступ за контрольную линию — 1 балл; двое на этапе — 3 балла; падение — 5 баллов.
Задание: определить стороны горизонта по часам и солнцу.
Штраф: ошибка в 10° (исключая первые 10°) — 1 балл.
Один из способов определения — длина палки относится к длине своей тени, как длина дерева к своей.
Задание: определить высоту дерева любым способом.
Штраф: за каждые 0,5 м ошибки (исключая первые 0,5 м) — 1 балл.
12-й этап. Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего
Один из участников команды (по указанию судьи на этапе) назначается пострадавшим. Действия при выполнении задания командные.
Используя подручный материал (жерди), имеющуюся при себе одежду и санитарную сумку, необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и подготовить его к транспортировке в медицинское учреждение.
Действия по транспортировке начинаются сразу же после получения оценки по оказанию помощи пострадавшему. Длина коридора транспортировки 100—300 м по пересеченной местности.
Оцениваются:
— правильность и качество оказываемой медицинской помощи;
— умение пользоваться имеющимися медицинскими принадлежностями, а также подручными средствами;
— правильность транспортировки;
— создание покоя пострадавшему при транспортировке.
Действия на этапе начинаются по указанию судьи и заканчиваются после прохождения участка транспортировки последним участником.
Штрафы:
— незнание способов перевязки подручными средствами — 1 балл;
— неправильный выбор места наложения жгута — 1 балл;
— неправильная установка жгута — 1 балл;
— не вложена указательная записка — 1 балл;
недостаточно прочно зафиксирована шина — 1 балл;
— неосторожное обращение с конечностью пострадавшего при наложении шины — 1 балл;
— нарушение последовательности при наложении шины — 1 балл;
— неправильная транспортировка — 3 балла;
— падение пострадавшего с носилок — 5 баллов;
— помощь самого пострадавшего — 2 балла.
13-й этап. Разведение костра (кипячение воды или пережигание нити)
На указанном месте команда разводит костер, используя три спички и коробок. Хворост команда может приготовить до старта и нести с собой по дистанции. При необходимости судья может выдать дополнительные спички (по одной, но не более двух). Вода для кипячения (1л) выдается судьей. В случае пережигания нити ее на определенной высоте устанавливает судья.
Запрещается использовать искусственные средства разжигания костра (оргстекло, сухое горючее, керосин, бензин и т. д.).
Действия команды начинаются по сигналу судьи и заканчиваются при устойчивом кипении воды в котелке или при перегорании нити.
Штраф: использование дополнительных спичек — 1 балл за каждую.
14-й этап. Решение пожарно-тактической задачи
Задание: команда в полном составе преодолевает забор (170 х 200 см) любым способом, подбегает к очагу возгорания и из огнетушителя производит его тушение. С огнетушителем работает один участник команды в каске, которая выдается судьей, а остальные находятся на расстоянии не ближе 2 м от очага возгорания.
Оцениваются:
— преодоление всеми участниками забора;
— правильность и безопасность применения средств пожаротушения;
— полная ликвидация очага возгорания. Действия на этапе начинаются и заканчиваются по команде судьи.
Штрафы: непреодоление забора (за каждого участника) — 1 балл; не надета каска — 1 балл; участники, не работающие с огнетушителем, находятся ближе 2 м от очага — 1 балл; струя направлена не в сторону очага возгорания — 1 балл.
Определение победителей, награждение.
1. Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.
2. Мошкин В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для 5—11 кл. Барнаул: Полиграфист, 1996.
3. Палкевич Я. Е. Выживание в городе. Выживание на море. — М.: Карвет, 1992.
4. Самыгин С. И. и др. Школа выживания. Ростов н/Д; Феникс, 1996.
Рыжие листья
Проказы старухи-зимы
Плавает ли канцелярская скрепка?
Два морехода
Как я избавился от обидчивости